Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальный налоговый режим – это налоговый режим, который предусмотрен для определенных категорий налогоплательщиков. Режим устанавливает специальные ставки налога и упрощенную процедуру уплаты налогов, что позволяет снизить налоговую нагрузку на бизнес.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
УСН, или «упрощенка», самая распространенная и самая старая система налогообложения. При ее использовании не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Базой для начисления налога могут быть:
- «Доходы» — ставка 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
- «Доходы минус расходы» — ставка 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально. Если же расходы превышают доходы, заплатить нужно минимальную ставку — 1% от годовой суммы дохода, а убытки текущего периода переносятся на следующие годы, уменьшая налоговую базу этих лет.
Применять УСН могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:
- не более 130 сотрудников,
- не более 200 млн рублей выручки,
- остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей,
- доля участия других организаций в уставном капитале организаций — не более 25%,
- отсутствие у компании филиалов.
Почему специальный налоговый режим может не применяться?
Компании имеют право на применение специального налогового режима, но есть несколько случаев, когда его использование невозможно.
Превышение выручки: Если годовая выручка организации превышает установленный лимит, то компания не может использовать специальный налоговый режим.
Ведение текущего налогового учета: Если компания не ведет текущий налоговый учет или допускает ошибки при его ведении, то налоговая служба может отказать в применении специального налогового режима.
Несвоевременная уплата налогов: Если организация ранее не вошла в специальный налоговый режим и имеет задолженность перед налоговой службой, то она не сможет использовать данный режим.
Деятельность в определенных отраслях: В некоторых отраслях экономики применение специального налогового режима запрещено, например, для предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Таким образом, компании, которые хотят применять специальный налоговый режим, должны соответствовать определенным условиям и следовать требованиям налоговой службы.
Что означает, когда специальный налоговый режим не применяется?
Специальный налоговый режим (СНР) – это налоговая система, которая предназначена для уменьшения налоговых обязательств организаций. Он предоставляет определенные преимущества, такие как снижение ставок налогов, упрощение расчетов и т.д. Однако, не все организации могут применять данный режим.
Если специальный налоговый режим не применяется, то это значит, что организация не соответствует условиям, установленным для его применения. Вы можете не получить скидок на определенные налоги и будущие счета будут выставлены согласно обычной налоговой системе.
Причиной для того, что специальный налоговый режим не применяется могут быть: недостаточный доход организации, несоответствие требованиям по численности сотрудников, статус как филиал или представительство и т.д. Важно понимать, что не все организации одинаковы и поэтому не каждая может применять данный режим.
Если ваша организация не соответствует условиям для применения специального налогового режима, обернитесь к опытным налоговым консультантам, чтобы получить подробную консультацию о налоговых обязательствах вашей организации и какие налоговые методы будут лучше подходить для вас.
IV. Учет доходов и расходов
Налогоплательщики применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Причем учет расходов ведут только те, кто предпочел объект обложения «доходы минус расходы» (ст. 6 — 8 Федерального закона № 17-ФЗ).
Это роднит АУСН с классической УСН, но на этом сходство заканчивается.
Так, перечень расходов, которые можно признавать на АУСН, открытый: допустимо учитывать любые документально оформленные и экономически обоснованные расходы, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ. Дополнительных условий, как при применении УСН, для признания расходов закон не устанавливает (например, на УСН расходы на приобретение товаров списываются по мере реализации товаров, расходы на приобретение основных средств – после их ввода в эксплуатацию и т.п., а Федеральный закон № 17-ФЗ таких требований не содержит).
Список расходов, которые учитывать при определении налоговой базы нельзя, очень похож на перечень из ст. 270 НК РФ, т.е. имеется перекличка с расходами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. Но есть и очень показательно отличие: согласно пп. 26 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ вы не сможете учитывать никакие расходы, осуществленные в натуральной форме и (или) в наличной форме, за исключением тех, фиксация которых проведена через зарегистрированную в налоговом органе ККТ.
Вот тут-то и начинается самое интересное!
Что это за странное правило, зачем оно установлено?
(Глава 26.3 НК, Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 25.09.2008 N 34/5)
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК, но вводится в действие на территории муниципальных образований нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований. Данные органы также определяют конкретный перечень видов деятельности, подлежащий переводу на ЕНВД (из указанных в ст. 346.26 НК), и устанавливают значение корректирующего коэффициента К2.
Налогоплательщики – предприятия и организации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
-
оказания бытовых услуг (их групп, подгрупп, видов или отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению).
-
оказания ветеринарных услуг;
-
оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
-
оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
-
оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
-
розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
-
оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, и осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
-
распространения рекламы с использованием рекламных конструкций и ее размещения на транспортных средствах;
-
оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;
-
оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Применение ЕНВД предусматривает замену следующих налогов единым налогом.
Таблица 4
Налоги и сборы, не исчисляемые при уплате ЕНВД
№ п/п |
Организации |
Индивидуальные предприниматели |
1. |
Налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) |
Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД) |
2. |
НДС (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ |
|
3. |
Налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) |
Налог на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) |
Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. Как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление разрешается либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.
Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как они предусматривают освобождение от части обязательных платежей.
По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций. Особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.
Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.
Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
- Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
- Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
- В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.
Репетиторам и уборщицам разрешат платить налог на профессиональный доход
19.11.2019. В Государственную Думу поступил законопроект № 837124-7, вносящий изменения в Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Помимо прочего, документ предполагает упразднение нормы пункта 9 части 2 статьи 6 указанного Федерального закона. Эта норма на сегодняшний день позволяет ряду налогоплательщиков не становиться на учет в качестве самозанятых. В частности, не признаются объектом налогообложения доходы, полученные физлицами, не являющимися ИП, от физических лиц за оказание услуг:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства.
Налоговый период в Казахстане – что это?
Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.
Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).
Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.
Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.
Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.
Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.
Понятие и виды специальных налоговых режимов
Любая налоговая система представляет определенный порядок взимания налогов с налогоплательщиков. Все системы в целом можно разделить на два типа: общий и специальные.
Специальный налоговый режим — это система налогообложения, предусматривающая особую процедуру исчисления и уплаты налогов, отличную от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом. Характеристики этого налога для каждого из спецрежимов имеют свои особенности.
Спецрежимы налогообложения вводятся с целью создания более благоприятных условий для определенных отраслей, а также для стимулирования малого и среднего предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.
СНР среди субъектов малого предпринимательства
Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:
- Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
- Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.
Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.
Какие СНР существуют в Казахстане?
Все доступные казахстанским налогоплательщикам виды СНР перечислены в ст.683 НК РК и 698 НК РК.
Ст. 683 НК РК предусматривает СНР для субъектов малого бизнеса:
- на основе упрощенной декларации;
- на основе патента;
- на основе специального мобильного приложения;
- с использованием фиксированного вычета.
Ст.698 предусматривает СНР для сельхозпроизводителей:
- крестьянских или фермерских хозяйств, занятых производством, переработкой и реализацией продукции собственного производства;
- сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов.
Какие нюансы применения СНР нужно учесть?
При выборе СНР для производителей сельхозпродукции изменить его в течение календарного года уже не получится (только если будут утрачено соответствие критериям применения данного СНР).
При переходе с СНР для малого бизнеса на ОУР, возврат на СНР возможен только через 1 год применения ОУР.
Если в течение срока применения СНР возникнут условия, не позволяющие его применять, налогоплательщик обязан в течение 5 рабочих дней с даты возникновения таких условий уведомить УГД МФ РК о переходе на ОУР.
Налоговый орган также может самостоятельно выявить несоответствие критериям СНР в ходе камерального контроля. В этом случае налогоплательщику будет направлено уведомление об устранении нарушений (ст.114 -115 НК РК).
Понятие спецрежима налогообложения
Специальный налоговый режим — система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае — освобождение от них отдельных плательщиков.
Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь — Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России — НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.
Соглашение о разделе продукции
Согласно установленным правилам, некоторые специальные режимы налогообложения могут подразумевать тесное взаимодействие государственных предприятий и частных предпринимателей. Регламент коммуникаций установлен статьей двести двадцать пять Федерального Закона. Согласно этой статье, регулируются отношения, связанные с разделом продукции, производимой совместными усилиями частных лиц и государственных служб в области добычи полезных ископаемых.
В этом случае, между государственными ведомствами и предпринимателями заключается сделка. Исполнитель среди частных фирм выбирается на конкурсной основе. Важно обратить внимание, что доля государственных учреждений в этом предприятии должна составлять более двадцати пяти процентов. В свою очередь, частным компаниям предоставляются права компенсации определённых расходов. Данные критерии изложены на страницах Налогового Кодекса РФ. Целью данной государственной программы является привлечение частных компаний для разработки сложных месторождений.
Для налогоплательщиков предоставляются определенные льготы, в виде отсутствия необходимости перечисления в бюджет региональных и местных налогов. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется получить соответствующее решение муниципальных служб. Помимо этого, отсутствует необходимость оплаты транспортных и имущественных налогов, а также таможенных пошлин. Единственное требование к предпринимателям, осуществляющим деятельность в этом направлении, оплата сборов, предусмотренных в пункте семь, триста сорок шестой статьи Налогового Кодекса.