Правовое регулирование валютных операций банков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций банков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Виды операций с наличной валютой и чеками

  1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
  4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
  5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
  6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
  7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
  9. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
  10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
  11. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
  12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
  13. Оплата чеков наличной валютой РФ.
  14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
  15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
  16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте .

Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.

  1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ .
  2. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте .
  3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ .
  4. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
  5. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
  6. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
  7. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности .
  9. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц .
  10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
  11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ .
  12. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
  13. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте .
  14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ .
  15. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте .
Читайте также:  Вычеты Чернобыльцам по НДФЛ в 2023 году

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

  • инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

  • перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

Экономические реформы, проводившиеся после распада СССР, разрешили прямой выход российским организациям на иностранные внешние рынки и вход иностранным предпринимателям на российский рынок. За этот длительный период времени произошло значительное уменьшение во внешнеторговом обороте доли централизованного экспорта и импорта; расширение количества коммерческих банков имеющих лицензию на совершение валютных операций явилось следствием интенсификации внешнеэкономических связей на рынке.

В Российский Федерации, еще 1 июня 1992 г. был введен единый плавающий курс рубля. Однако свободной конвертируемости рубля не наблюдается, не смотря на либерализацию экономики. В настоящий период времени из-за наличия ряда социальных и экономических проблем использование в полной мере методов характерных для стран с развитым рынком, денежно-кредитной и валютной политики, нереально.

Существование народного хозяйства в условиях санкций, новый виток структурной перестройки, необходимость усиленного развития отраслей и инфраструктуры внутреннего производства не может существовать без государственного финансирования социальных программ, предприятий градообразующей сферы, регионов, и субъектов Федерации. Однако государственные субвенции и субсидии, финансирование федеральных программ, централизованные кредиты Центрального банка, не в полной мере справляются с инфляционными процессами, в связи с чем растет спрос на конвертируемую валюту.

Слабая взаимосвязь между экспортом и импортом, существование методов нетарифного регулирования экспорта сырьевых товаров, которые составляют основу российского экспорта, вызывают снижение доходов государства от внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день наблюдается положительное сальдо торгового баланса, однако фиксируется недостаток поступлений государственных валютных резервов. Для обслуживания внешнего долга требуется привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Это может быть произведено путем перераспределения статей доходов и расходов, понижения курса рубля с целью изменения валютного курса для стимулирования экспорта. Однако данные инструменты не приемлемы в условиях роста бюджетного дефицита и инфляции.

Борьба с коррупцией, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, санкции на ввоз и вывоз товаров, обязательство от продажа части выручки от экспорта за рубли отбивают желание экспортеров переводить валютную выручку в банки Российской федерации, в связи с чем происходит нелегальный вывоз валюты российскими предпринимателями.

Сложность решения вышеназванных проблем в настоящий период времени требует усиления юридических ограничений на совершение сделок к иностранной валюте.

Специальное валютное законодательство играет основополагающую роль в регулировании валютных отношений.

Цель данной курсовой работы – исследование правового регулирования валютного рынка в Российской федерации.

Для достижения данной цели – были поставлены следующие задачи:

1) исследовать правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации;

2) проанализировать правовой режим валютных счетов, а также оборот иностранной валюты на внутреннем рынке.

Объектом исследования – является валютный рынок РФ, предметом – операции на валютном рынке.

II. Открытие и ведение счетов в валюте РФ и иностранной валюте резидентами и нерезидентами в уполномоченных банках на территории РФ и за ее пределами Виды и правовой режим специальных банковских счетов резидентов

Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

счет «Ф» (далее — специальный банковский счет «Ф») (код счета -11) — открывается физическому лицу-резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

счет «Р1» (далее — специальный банковский счет «Р1») (код счета -12) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент — владелец счета «Р1», от выдачи резидентом — владельцем счета «Р1» нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

счет «Р2» (далее — специальный банковский счет «Р2» (код счета — 13) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами, — п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 116-1/1).

Резиденты осуществляют иные валютные операции с нерезидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы между физическими лицами — резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года осуществляются физическими лицами — резидентами без использования специальных счетов (п. п. 2.2 — 2.4).

В случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и (или) зачислении резидентом денежных средств в иностранной валюте со специального банковского счета и (или) на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ (распоряжение) резидента на осуществление перевода на специальный банковский счет (со специального банковского счета), в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком резиденту заявления о резервировании (п. 2.10). Такое требование о резервировании было установлено Указанием ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» в редакции от 29.12.2004 .

Требование о резервировании

Резервирование как экономико-административный метод регулирования применяется при совершении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций (валютных операций движения капитала), а также при списании либо при зачислении денежных средств со специального банковского счета или на специальный банковский счет резидента и нерезидента. Орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте РФ. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Для целей расчета суммы резервирования по валютной операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, — для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг — для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в Банке России (п. п. 2 — 4 ст. 16 Закона).

Читайте также:  Северные города России: почему в них едут несмотря на климат?

В одних случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом до осуществления валютной операции. В других случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом не позднее дня совершения валютной операции. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой исполнено требование о резервировании. До истечения срока резервирования не допускается осуществление валютных операций, указанных в четко обозначенных статьях Закона. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Проведение уполномоченными банками и Банком России операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

Ответственность за нарушение валютного законодательства

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства РФ являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности. Согласно мнению других исследователей, за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Для обоснования ответственности за нарушения валютного законодательства как вида финансово-правовой ответственности следует указать, что принуждение в механизме валютно-правового регулирования рассматривается как система необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу валютных ценностей, осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всего общества. Как указывает О. Н. Горбунова, «поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них. Цель: создать условия для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой». Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения, среди прочих, по привлечению к финансово-правовой ответственности.

Валютная политика, являясь звеном финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государственными органами в сфере валютных отношений с целью защиты государственных интересов на валютном рынке и интеграции экономики Российской Федерации в систему международного экономического пространства в соответствии со стратегическими целями общеэкономической политики. Следовательно, при нарушении валютного законодательства ущерб причиняется непосредственно государству, что позволяет говорить о финансово-правовой природе валютных правонарушений. При этом следует отметить, что механизм финансово-правового регулирования валютных отношений включает нормотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютная ответственность является видом финансово-правовой ответственности и представляет собой ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Основанием валютной ответственности является валютное правонарушение.

Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации ответственности. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

Читайте также:  Возраст госслужащих для выхода на пенсию с 1 января в 2023 году

За нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

Валютное правонарушение — это противоправное виновное деяние, совершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Субъектами валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты [1] , нарушившие положения актов валютного законодательства.

Такими субъектами выступают соответствующие физические и юридические лица, обладающие валютной право- и деликтоспособностью. Например, физические лица могут обладать одним из двух видов дееспособности:

  • общей валютной дееспособностью,представляющей собой способность лица своими действиями приобретать права и обязан ногти в связи с совершением нелицензируемых валютных операций;
  • расширенной общей валютной дееспособностью— аналогичной способностью в отношении валютных операций, для совершения которых законодательство требует получения специального разрешения (.ищем.¡un) полномочного государственного органа.

Субъект валютного правонарушения — участник валютной операции.

Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, определенные в действующем законодательстве резидентами (ст. 1 Закона о валютном регулировании). Следовательно, указанные резиденты, являясь самостоятельными субъектами права, через действующие от их имени органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать непосредственными субъектами валют��ых правоотношений и в соответствующих случаях — субъектами валютных правонарушений. Хотя правовой статус Российской Федерации, являющейся суверенным субъектом международного права, равно как и иностранных государств и международных организаций, в валютной сфере не может рассматриваться с точки зрения института резидентства, поскольку формируется главным образом комплексом норм международного публичного финансового права [2] .

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. Неосторожность означает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить, либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению.

Уполномоченные банки в системе валютного контроля в Российской Федерации

Составляющим элементом государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, является валютный контроль. Валютное регулирование можно определить как одну из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, которое обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля за валютными операциями127. Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле за валютными операциями со стороны его уполномоченных органов.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. В настоящее время ряд зарубежных учёных, как правоведов, так и экономистов, рассматривают валютный контроль как «механическое» воздействие на финансовые потоки между государством-эмитентом национальной валюты и иностранными государствами. При этом отмечается его позитивное значение в приведении в равновесие платежного баланса и внутреннего валютного рынка страны в результате мер по ускорению поступления валюты, принадлежащей нерезидентам и причитающейся с них (т.е. увеличивается моментальное предложение на валютном рынке, а также объем операций, зарегистрированных по кредиту платежного, баланса страны получателя средств), и отсрочке платежей резидентов в валюте за границу, сокращению объема кредитования нерезидентов в национальной валюте (т.е. уменьшаются предложения национальной валюты на валютном рынке и операции, которые записываются в дебет платежного ба-ланса) .

В валютном законодательстве Российской Федерации решение данной задачи оформилось в виде разделения валютных операций резидентов «на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала». Многие страны, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегали и прибегают к ужесточению валютного контроля в целях улучшения своего платежного баланса, рассматривая валютный контроль как один из вариантов валютной стратегии государства, помогающий «…правительству, как инструмент для проявления власти в распределении валютных ресурсов», который «…облегчает правительству задачу по достижению социальных целей через сложный механизм планирования».

Такое понятие валютного контроля, на наш взгляд, скорее соответствует понятию валютного регулирования, оно шире, чем понятие валютного контроля, вытекающее из норм валютного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым это — деятельность по обеспечению точного и единообразного соблюдения участниками валютных операции норм валютного законодательства. Однако оно позволяет более четко определить сущность валютного контроля и его конечное назначение как составной части механизма валютного регулирования.

Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности.131 В правовом обеспечении валютного контроля можно выделить следующие ключевые направления:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;

3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ в ч. 3 ст. 22 определяет, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Специфическое отличие органов валютного контроля от их агентов заключается в наличии у них более широкого круга полномочий в этой области, в том числе возможности издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, в подконтрольности валютных операций агентов валютного контроля органам валютного контроля.

Под валютным контролем российский законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российская Федерация и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля и уполномоченные банки.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *