Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно перевозить детей в машине — инструкция от ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
Правила перевозки детей в автомобиле согласно ПДД
Пройдемся по основным правилам дорожного движения, так или иначе связанным с перевозкой детей. Однако надо понимать, что все, требуемое для перевозки людей вообще, относится и к детям, а приведенные нормы должны выполняться сверх этого.
- Перевозка детей в бортовом кузове грузового автомобиля запрещается (п.22.2 ПДД РФ).
- Групповая (централизованная) перевозка детей должна соответствовать не только ПДД, но и нормам специального постановления Правительства России и другим нормативным актам, при их наличии (п.22.6 ПДД).
- Дети до 7 лет, включая новорожденных (грудничков), должны перевозиться только в специальных креслах (люльках, с помощью удерживающих устройств – здесь и далее п.22.9 ПДД РФ).
- Ребенок с 7 до 12 лет может перевозиться на переднем сидении, но только с использованием кресла, или на заднем – с использованием как кресла, так и обычных ремней безопасности.
- Удерживающие устройства должны соответствовать весу и росту ребенка, а размещаться в салоне в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
- Детей до 12 лет нельзя перевозить на заднем сидении мотоцикла.
Последний пункт наиболее прост – это прямой запрет, не предполагающий никаких нюансов. С некоторыми другими условиями нужно разобраться более подробно.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Можно ли использовать адаптеры?
Нет, запрещено!
Адаптеры ФЭСТ и другие не отвечают требованиям безопасности ЕЭК, поскольку на них не выдаются соответствующие сертификаты. Если вы встретите новости о том, что можно перевозить детей в машине посредством адаптера, без штрафа ГИБДД – то это ложь! Любой остановивший вас инспектор сразу обнаружит нарушение, и обязательно выпишет штраф за несоблюдение пункта 22.9 ПДД.
Вообще, адаптеры ФЭСТ запрещены для использования на территории РФ. Однако в некоторых магазинах всё еще продаются такие «направляющие лямки». Если вы увидите такие – ни в коем случае не покупайте. Лучше чуть переплатить, но приобрести качественное и сертифицированное автокресло, чем рисковать жизнью и здоровьем ребёнка, который пристёгнут с помощью слабого в плане защиты адаптера ФЭСТ.
Таблица перевозки детей в машине
Возраст ребенка | Переднее сиденье | Заднее сиденье |
---|---|---|
До 1 года | Люлька | Люлька |
От 1 года до 7 лет | Детское кресло | Детское кресло |
От 7 до 12 лет | Детское кресло | Штатные ремни |
Больше 12 лет | Штатные ремни | Штатные ремни |
Как правильно перевозить детей в автомобиле
Несовершеннолетние пассажиры могут ехать исключительно в салоне легковой машины или же в кабине грузовика. В кузове или в прицепе транспортировать малолетних нельзя.Перевозить детей на руках категорически запрещено, поскольку вес ребенка в момент столкновения увеличивается во много раз и удержать юного пассажира практически невозможно. В связи с этим для безопасности ребенка придуманы специальные автокресла и подобные удерживающие устройства.Как сказано в ПДД РФ, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно — с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством.
«Иное средство» исключили из правил: только удерживающие устройства
Первое изменение в правилах дорожного движения касается требований к перевозке детей.
В частности, пункт 22.9 изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
Раньше этот пункт звучал так: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Закон о детской транспортировке
До изменений в законодательной базе транспортировка несовершеннолетних в легковом авто была возможна с применением удерживающих устройств (УУ) на заднем и переднем сидениях, независимо от массы тела, возраста или роста. В актуальных правилах дорожного движения введены градации по возрастным группам с отдельными требованиям к росту и массе.
Введенные коррективы привели к более комфортному и безопасному передвижению детей на машинах. Новые ПДД учли особенности физиологии детей. Как и раньше, сейчас запрещено возить несовершеннолетних в кузове и прицепе, в т. ч. оборудованном лавками. Пассажиры могут находиться только в салоне или кабине транспортного средства.
Водитель транспортного средства должен быть трезвым, хорошо себя чувствовать и двигаться с соблюдением знаков, разметки и сигналов светофора. Транспортное средство для перевозки детей должно быть технически исправным.
Штраф за оставление ребенка в автомобиле
Ребенка опасно оставлять в закрытом автомобиле даже на очень короткий промежуток времени, так что мы советуем не оставлять детей без присмотра в автомобиле, а штраф может быть наложен по части 1 или части 5 статьи 12.19 КоАП:
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. … 5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Из этого следует, что штраф за оставление ребенка а машине без присмотра влечет штраф в 500 рублей (2500 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).
Штраф за лишнего пассажира в 2022 году
Наказание за перевозку лишних пассажиров предусмотрено статьей 12.23 КоАП:
Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, за перевозку лишнего пассажира может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Данный штраф накладывается на водителя транспортного средства и не зависит от количества «лишних» пассажиров.
Штраф за данное нарушение является минимальным, поэтому хочу обратить внимание на тот факт, что в случае ДТП «лишние» пассажиры могут не только получить травмы, но и покалечить других людей в автомобиле.
Возникает вопрос, что же делать большим семьям? Как перевезти четырех или более детей? На самом деле все достаточно просто. На рынке есть несколько моделей легковых автомобилей, имеющих 6 пассажирских мест. Именно их и следует использовать.
Например, среди новых отечественных автомобилей семиместные версии есть у Lada Largus и Газ Соболь. В продаже есть также и 7-местные кроссоверы многих популярных марок. При желании можно найти в продаже и подержанный 7-местный минивэн или кроссовер.
Семиместный автомобиль позволяет избежать проблем и штрафов при перевозке большой семьи и для управления им достаточно водительского удостоверения категории B. Кроме того, самим пассажирам в большом автомобиле гораздо комфортнее.
Сколько человек можно перевозить в машине?
Речь пойдет о легковом автомобиле, где количество допустимых пассажиров ограничивается числом посадочных мест. Пункт 22.8 ПДД указывает, что нельзя перевозить людей сверх количества, предусмотренного техническими характеристиками транспортного средства. Получается, что если в машине пять мест вместе с водительским, то за шестого и последующих пассажиров придется заплатить штраф.
Но возникает другой вопрос — распространяется ли это правило на перевозку детей, ведь на задних трех сидениях вполне могут уместиться четыре ребенка? Это будет считаться нарушением, поскольку в законе прописано правило перевозки людей в целом, без разделения по половым и возрастным признакам. Все подробности о правилах перевозки детей в машине читайте здесь.
Чтобы понять, сколько человек можно перевозить в определенном автомобиле, нужно обратиться к техническим характеристикам. Если там указано, что машина пятиместная, то допускается разместить только четырех человек (пятое место для водителя).
Еще один важный момент. Перевозить пассажиров можно только в салоне автомобиля. Экстремалов, любящих поездки на крыше и в багажнике, ждет штраф.
Какие бустеры можно использовать, а какие нет
Установка ДУУ и размещение в них детей осуществляется согласно руководству по эксплуатации этих устройств. ДУУ должны соответствовать следующим стандартам:
- ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) для защитных приспособлений российского производства;
- ECE R44/04 — для импортных удерживающих систем.
Обязательные критерии детских защитных средств прописаны в ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), согласно им, удерживающие системы считаются безопасными при наличии соответствующего сертификата, сопровождающегося специальной маркировкой с обязательным отражением следующих данных:
- Стандарт безопасности — после 2009 года ЕСЕ R 44/04.
- Тип детского защитного устройства.
- Допустимый вес ребёнка для конкретной модели.
- Уникальный номер, присвоенный при тестировании, информация об изготовителе и проводимых тестах на безопасность — код страны и индикатор соответствия.
Виды детских автомобильных кресел
Автокресла подразделяются на пять основных категорий, каждая из которых соответствует определенным параметрам ребенка (рост, вес, возраст).
Категория 0 – автолюлька, предназначенная для перевозки самых маленьких ребятишек, возрастом до полугодика и весом до 10 килограмм, в положении лежа.
Автокресло оснащено специальными креплениями для удерживания люльки в стационарном положении на заднем сидении автомобиля. Самого ребенка в люльке надежно фиксируют мягкие и широкие ремни. Все ДУУ группы 0 усилены дополнительной защитой детской головки.
Автолюлька используется и как переноска для малыша.
Категория 0+ – подходит для путешествий в автомобиле с ребенком до полутора лет, весом не более 13 килограмм.
Автокресло такого типа представляет собой нечто среднее между автолюлькой и полноценным креслом. Ребенок располагается в положении полулежа, и закрепляется при помощи широких пятиточечных (Y-образных) ремней.
Конструктивные особенности автокресла группы 0+ позволяют использовать устройство в качестве переноски либо стульчика. Некоторые модели можно устанавливать на шасси, трансформируя кресло в удобную прогулочную коляску.
Категория 1 – подходит для перевозки детей весом свыше 9 килограмм, возрастом от 1 годика до 4 лет. Автокресла предназначены для тех ребятишек, кто уже может сидеть без посторонней помощи.
Устройства этой группы в обязательном порядке оснащаются внутренними пятиточечными или трехточечными ремнями, имеющими возможность регулировки по высоте. Спинка кресла также регулируется, откидываясь для обеспечения комфортного положения ребенка во время сна.
ДУУ группы 0+ и 1 схожи по своим характеристикам и могут быть взаимозаменяемы до достижения ребенком определенных параметров.
Категория 2 – разработана для перемещения на автомобиле детей от трех до семи лет. Зачастую производители выпускают универсальный вариант, объединяющий группы 2 и 3. В последней группе возраст ребенка устанавливается от семи до десяти лет. Ограничение по весу – 15–25 килограмм и 22–36 килограмм, соответственно.
Неправильная перевозка детей
Водители, которые нарушают установленный законодательством порядок перевозки детей в легковом автомобиле в 2022 году, рискуют не только получить административное наказание в виде штрафа, но и стать виновниками причинения вреда здоровью или жизни человека. Средняя сумма штрафа за несоблюдение порядка, установленного действующим законодательством, – 3000 рублей, однако это касается только физических лиц. Должностные и юридические лица за нарушение требований понесут более суровое наказание. Им грозят штрафы в десятки раз выше.
Важно! Наиболее строгие санкции применяются к водителям такси, осуществляющим транспортировку несовершеннолетних пассажиров младшего возраста без специальных удерживающих конструкций, обеспечивающих безопасность.
Им грозит уголовная ответственность, мера наказания предусмотрена статьей 238, ч.1 уголовного кодекса РФ.
Правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году будут такими же, как и в предыдущем. Для малышей и дошкольников в обязательном порядке нужны автомобильные кресла с надежной и безопасной фиксацией, а для подростков, рост которых более 150 см, – достаточно ремня безопасности. В случае нарушения предписаний ПДД, водителю грозит административное наказание.
Применение удерживающего устройства для детей в автомобиле обусловлено главным образом мерами безопасности. Дело в том, что неокрепший организм малыша подвержен повышенной опасности при резких движениях, а также воздействии высоких скоростей автомобиля. Хотя все машины оборудуются штатными ремнями безопасности, они не предназначены для использования их детьми. Конструктивно, ремни безопасности предназначаются для людей, чей рост выше полутора метров.
Недопустимо использовать штатные ремни безопасности лицам, рост которых меньше 150 сантиметров. Нарушение данного требования неизбежно приведёт к человеческим травмам.
Инженеры по безопасности отрасли автомобилестроения при устройстве соответствующей системы в автомобилях, руководствуются определённым принципом, при котором фиксация человека ремнём безопасности происходит в трёх точках:
- поясничный отдел;
- грудной отдел;
- плечевой отдел.