Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список стран-членов Европейского Союза (ЕС)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Создание Европейского союза
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Список стран-кандидатов в ЕС
Помимо стран, входящих в Евросоюз, есть государства, которые приняли решение вступить в это содружество и уже подали заявку.
Кандидаты на вступление в Европейский союз:
- Албания – заявка подана в 2009 году;
- Босния и Герцеговина – заявка подана в 2016 году;
- Грузия – заявка подана в 2022 году;
- Молдавия – заявка подана в 2022 году;
- Республика Косово – нет данных о дате подачи заявки, страна подписала договор ассоциации в 2016 году;
- Северная Македония – заявка подана в 2004 году;
- Сербия – заявка подана в 2009 году;
- Турция – заявка подана в 1987 году;
- Украина – заявка подана в 2022 году;
- Черногория – заявка подана в 2008 году.
Это валютный союз, куда входят 19 стран — на их территории действует евро. Еврозона была учреждена в 1999 году, но сами монеты и банкноты были выпущены в 2002-м. Регулирует оборот евро Европейский центральный банк. Национальные валюты сохранились в Швеции, Польше, Чехии, Хорватии, Румынии, Венгрии и Болгарии. Кроме Швеции, все эти страны планируют перейти на евро, но это случится после того, как они будут соответствовать пяти «критериям сближения». Ограничения нужны для нейтрализации рисков, которые могут возникнуть от объединения с неравными экономиками. Еще евро не ввели Дания и Великобритания — в последней национальная валюта точно сохранится, поскольку страна находится в процессе выхода из ЕС.
Особенности экономической деятельности Евросоюза
Прежде всего, основное ее направление – устранение проблем внутри международного объединения, во-вторых отстаивание интересов организации, и отдельных участников в международных торговых отношениях. Бюджет ЕС контролируется счетной палатой, офис которой находится в Люксембурге.
Объединив крупных лидеров промышленности: Британию, Италию, Францию, Германию, Евросоюз может считаться мощным экономическим конгломератом. ВВП крупной организации от мирового объема насчитывает 22%. Превосходят его только США и Китай.
ЕС – один из ведущих лидеров по валовому внутреннему продукту на душу населения: показатель достигает 35 000 евро в год. В международной зоне по размеру заработной платы ведущее место занимает Германия, самый маленький доход у Эстонии.
Евросоюз – крупный торговый партнер РФ и основной потребитель нефти и газа. Географическое расположение государств международной организации позволяет получать энергетические носители, доставляемые через наземные трубопроводы.
Европейский союз не только ведет активную внешнюю торговлю. Дипломатические офисы ЕС расположены по всем миру. Они есть в Афганистане, Африке, Нью-Йорке. Верховный представитель – Федерика Могерине. Многие государства – постоянные участники ОНН, участвуют в международной политике.
Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Европейский Союз (ЕС) — это нынешнее состояние так называемого «Европейского сообщества», которое сформировалось за последние семь десятилетий после Второй мировой войны, разразившейся на европейском континенте.
Европейский Союз, будь то непосредственно через себя или через свои составные и / или аффилированные органы, стремится регулировать и способствовать экономическому улучшению составляющих его национальных и многосторонних рынков, защищать права человека, обеспечивать гражданскую и социальную справедливость и увеличивать легкость и эффективность перемещения капитала, товаров, услуг и людей через национальные границы государств-членов.
Начиная с «внутренней шестерки» в 1950-х годах, с тех пор ЕС постоянно расширялся, достигнув зенита из 28 стран-членов, которые сократились до 27 после ухода Великобритании.
Страна вышла из состава союза 31 января 2020 года.
Расширение Европейского экономического сообщества (ЕЭС)
После полутора десятилетий в целом позитивных изменений в ЕЭС и его первоначальной Внутренней шестерке другие ведущие европейские страны все чаще требовали присоединиться к ожидаемым выгодным и далеко идущим результатам для самих себя.
Когда мир приветствовал празднование Нового года 1 января 1973 года, ЕЭС приветствовала присоединение трех новых членов: Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
В 1980-е годы продолжалось дальнейшее расширение: Греция, Испания и Португалия также присоединились к Европейскому экономическому сообществу.
Эта же эпоха также характеризовалась расширением горизонтов ЕЭС, когда Шенгенское соглашение 1985 года освободило пограничный контроль между государствами-членами, а Единый европейский акт 1986 года сделал то же самое для трансъевропейской свободной торговли.
Поскольку Берлинская стена пала вместе со свержением коммунистических режимов по всему континенту, казалось вероятным и пророческим, что многие из этих бывших социалистических республик когда-нибудь сами захотят стать частью этого более свободного европейского сообщества.
Это произошло раньше, чем позже, для Восточной Германии, которая стала частью ЕЭС после геополитического воссоединения с западногерманским коллегой в 1990 году.
Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования
Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).
С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.
Хозяйственная жизнь Евросоюза формируется из экономик стран-участниц, что делает ее структуру неоднородной. Каждый из членов европейского объединения вносит свой вклад, формируя общий ВВП. В 2017 году показатель составил 15,5 трлн евро, что занимает 22% от мирового ВВП.
Экономика ЕС в разрезе отдельных наиболее значимых отраслей:
Промышленность составляет 80% европейского экспорта. На территории ЕС функционирует около 22 млн предприятий. На долю промышленного сектора приходится 19,5% ВВП Евросоюза. Наиболее развитые отрасли промышленности:
- машиностроительная;
- топливная;
- черная и цветная металлургия;
- химическая и нефтехимическая промышленность.
Сельское хозяйство — ведущая отрасль Европейского союза, которая в денежном выражении составляет 410 млрд евро.
В сельском хозяйстве задействовано около 40% всей территории ЕС. Благодаря благоприятным факторам (мягкий климат, эффективная организация производства, правильная государственная политика) Евросоюз длительное время сам обеспечивал себя продуктами питания.
В аграрном секторе ЕС ведущая роль отведена скотоводству, причем преимущество отдается молочному и мясному направлению.
Критерии соответствия
К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.
Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».
Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.
Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.
Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.
Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.
Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».
Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.
Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.
Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.
Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:
- возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
- отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.
«Большая семерка» — G7
Большая семерка или Группа Семи была образована в качестве неформального клуба с целью поиска ответов на актуальные вопросы и проблемы международного значения. Ежегодно в одной из стран — членов группы проходят саммиты, на которых представители государств G7 обсуждают повестку дня.
Первое заседание глав государств состоялось в 1975 году, во Франции. На тот момент в состав Группы входили: Италия и Франция, Соединенные Штаты Америки, Германия, Великобритания, Япония. Канада присоединилась к Семерке спустя год, в 1976 году. В 1991 году Семерка была преобразована в Восьмерку, за счет включения в нее сначала СССР, а затем России. Однако, в 2014 году, после присоединения Крыма к РФ, Россия вышла из состава группы и Восьмерка вновь стала Семеркой. В 2020 году Трамп предлагал вернуть Российскую Федерацию в состав организации, но идея не нашла поддержки у других государств.
По состоянию на 2022 год в состав G7 входят:
- Великобритания;
- Германия
- Италия
- Канада
- США
- Франция
- Япония
Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.
Принцип отношения с союзниками определяется названием программы — «Партнёрство ради мира». Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.
Территориально некоторые из членов «Партнёрства ради мира» находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.
Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов.
Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого «общеевропейского дома»
Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.
Бывшие участники европейского союза
В 2016 году Великобритания провела референдум, в котором приняли участие 30 миллионов человек. В мире он известен как Brexit. Явка жителей 71.8%. По результатам голосования 51,9% населения выступил за выход из состава ЕС. Жители Англии и Уэльса в основном хотели покинуть союз, тогда как граждане Северной Ирландии и Шотландии желали остаться в организации.
На основании 50 статьи Лиссабонского договора страна-участница вправе покинуть Европейский союз. Статья регламентирует правила выхода из Евросоюза. Согласование условий отделения территории может длиться до 2 лет. Официальный старт начат был в марте 2019 года. Окончательное решение вступило в силу в ночь на 1 февраля 2020 года. Таким образом, Великобритания лишилась права голоса в принятии законов, но до конца 2020 года оставалась в составе единого экономического пространства.
В 1985 году, обретя независимость, союз покинула Гренландия, которая присоединилась автоматически в 1973 году за счет Дании. Фарерские острова, обладая большой политической свободой, не вступили в ЕС, несмотря на членство Дании.