Испытание и сдача трубопроводов в эксплуатацию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Испытание и сдача трубопроводов в эксплуатацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эксплуатация технологических трубопроводов невозможна без использования насосных станций, которые являются важнейшими объектами нефтебазы и предназначены для внутрибазовых перекачек нефти и нефтепродуктов из одной группы резервуаров в другую, для налива и слива железнодорожных и автомобильных цистерн и наливных судов.

Насосные станции могут быть стационарными и передвижными.

Стационарные насосные станции наиболее распространены и по своему положению относительно поверхности земли могут быть наземными, полуподземными и подземными.

Оборудование стационарных насосных станций, включающих насосы с трубопроводной обвязкой, задвижки, обратные клапаны, перепускные устройства, двигатели для привода насосов с пусковыми и защитными устройствами, КИП и систему управления размещаются, как правило, в зданиях, сооружаемых в соответствии с требованиями СНиП II. 106-79 и оборудованных средствами противопожарной защиты, вентиляцией, освещением и отоплением. Если число основных рабочих насосов (не считая резервных и вспомогательных) на насосной станции не более пяти для нефтебаз I и II категорий и не более десяти для нефтебаз III категория, то задвижки системы управления для переключения технологических трубопроводов, собранные в блоки (манифольды), разрешается размещать в одном помещении с насосами.

При размещении задвижек системы управления вне здания насосной их следует устанавливать не ближе 1 м от глухой стены насосной и 3 м от стены с оконными или дверными проемами. На всасывающих и нагнетательных трубопроводах, подходящих к насосной станции, необходимо устанавливать также аварийные задвижки на расстоянии 1050 м от здания насосной.

Конструктивно здания стационарных насосных станций выполняют с раздельной или совместной установкой насосов и электродвигателей. Совместную установку применяют при взрывозащищенном исполнении электродвигателей, пригодных для эксплуатации в помещениях класса В-1а. Во всех остальных случаях помещения насосов и электродвигателей разделяются капитальной стеной с исковыми устройствами для промежуточных валов.

Стационарные насосные станции обычно располагают в наиболее низких местах площадки нефтебазы, чтобы улучшить всасывания насосов.

Плавучие насосные станции применяют на прибрежных нефтебазах расположенных на берегах рек и озер с большим колебанием уровня воды. В этих условиях береговые насосные станции могут откачивать нефтепродукты из нефтеналивных судов при низких горизонтах воды. Применение плавучих насосных станций, смонтированных на баржах или понтонах, пришвартованных к борту нефтеналивного судна, позволяет производить перекачку независимо от уровня в водоеме.

Плавучие насосные станций оборудуют, как правило, грузовыми насосами для выкачки нефтепродуктов, зачистными насосами для зачистки танков нефтеналивного судна, балластные насосы – для заполнения водой и опорожнения балластных отсеков (танков) и пожарными насосами. С береговыми трубопроводами плавучие насосные станции соединяются при помощи гибких шлангов или трубопроводов с шаровыми соединениями.

Морские и речные танкеры выгрузку нефтепродуктов производят собственными насосными установками.

Передвижные насосные установки монтируются на шасси автомашин и прицепов и служат для перекачки нефтепродуктов на временных складах горючего, для временной замены вышедших из строя стационарных насосных станций, для сбора разлившегося продукта при авариях трубопроводов и резервуаров.

Привод насосов на передвижных насосных установках может осуществляться от электродвигателя, подключаемого в энергосеть нефтебазы.

Основным оборудованием насосных станций являются насосы и привод к ним. К вспомогательному оборудованию относятся системы для подачи масла к узлам трения, охлаждения, пожаротушения, вентиляции, подачи сжатого воздуха к приборам и устройствам управления.

Для перекачки нефтепродуктов и нефтей используются центробежные, поршневые и шестеренчатые насосы. Область применения насосов каждого из указанных типов определяется вязкостью перекачиваемого продукта, требуемой подачей насоса и другими условиями перекачки.

Наибольшее распространение получили центробежные и поршневые насосы.

Центробежные насосы отличаются небольшой массой и простотой эксплуатации.

При монтаже обвязочных трубопроводов центробежных насосов большое значение имеет правильная установка всасывающих трубопроводов, исключая образование воздушных мешков. Особенно ваяно правильно установить горизонтальные линии всасывающих трубопроводов, на которых не должно быть участков, расположенных выше, чем верхняя точка всасывающего штуцера насоса. Всасывающие трубопроводы должны быть смонтированы таким образом, чтобы воздух не мог скапливаться в трубопроводе (рис. 7.29).

Поршневые насосы используют на насосных станциях для перекачки высоковязких нефтепродуктов, а также газожидкостных смесей, образующихся, например, при зачистке резервуаров.

В настоящее время для перекачки высоковязких нефтепродуктов наряду с поршневыми применяют и винтовые насосы, которые могут соединяться с электродвигателями без промежуточных редукторов. Бинтовые насосы выпускают подачей 2500 м3/ч и давлением до 20 МПа при КПД до 6080%.

Технические показатели насосов приведены в табл. 7.107.14.

6.5.1 Суммарная производительность компрессорных установок должна быть достаточной для создания оптимальной скорости движения поршня.

6.5.2 Продувку трубопроводов с применением компрессорных установок следует производить следующими методами:

— скоростным потоком воздуха непосредственно от компрессорной установки (без применения ресивера и без пропуска очистного устройства);

— с пропуском очистного устройства под давлением воздуха непосредственно от компрессорной установки (без применения ресивера);

— с пропуском очистного устройства под давлением воздуха из ресивера, заполненного от компрессорной установки;

— комбинированного режима (для сильно загрязненных участков), предусматривающего предварительную продувку полости трубопровода скоростным потоком воздуха и последующую продувку с пропуском очистного устройства без применения ресивера на обоих этапах;

— комбинированного режима — продувка полости трубопровода скоростным потоком воздуха непосредственно от компрессорной установки и при необходимости подача воздуха из ресивера.

6.5.3 Расчет параметров продувки с пропуском поршня под давлением воздуха, поступающего от компрессорных установок, должен основываться на:

— оценке давления, требуемого для движения поршня по трубопроводу, с учетом продольного профиля трассы, характера загрязнений в трубопроводе, типа и технических характеристик применяемых поршней;

— определении усилия, необходимого для перемещения поршня по всему трубопроводу (участку);

— определении суммарной производительности компрессорных установок для обеспечения оптимальной скорости движения поршня по трубопроводу;

— определении числа компрессорных установок для обеспечения эффективной очистки полости — для удаления воды из трубопровода.

6.5.4 Принципиальные схемы продувки трубопровода с применением компрессорной установки без использования ресивера и запорной арматуры и с использованием ресивера приведены на рисунках А.8 и А.9 приложения А.

8.2.1 Комплекс работ по гидравлическим испытаниям трубопровода перед сдачей в эксплуатацию должен включать:

— подготовку к испытаниям;

— заполнение трубопровода (участка) водой;

— подъем давления до испытательного значения;

— испытание на прочность;

— сброс давления до проектного рабочего значения;

— проверку на герметичность;

— сброс давления до 0,1 — 0,2 МПа;

— удаление воды.

8.2.2 Подготовка к испытаниям трубопровода (участка) должна включать:

— монтаж заглушек (силовых эллиптических, сферических) на концах испытуемого участка;

— подсоединение к трубопроводу обвязочных трубопроводов, наполнительных и опрессовочных агрегатов и шлейфа, испытание их под давлением 1,25Рисп в течение 6 ч;

— монтаж узлов пуска и приема поршней;

— установку контрольно-измерительных приборов.

8.2.3 Заполнение трубопровода водой следует совмещать с очисткой полости путем промывки и удаления воздуха из полости.

Заполнение трубопровода водой с пропуском поршня производится при открытых воздухоспускных кранах и линейной арматуре.

Критерий полноты удаления воздуха из трубопровода при заполнении водой — появление непрерывной струи воды, выходящей из вантузов, устанавливаемых по трассе трубопровода для эксплуатации, водопропускных кранов и на временных КПП.

8.2.4 В качестве источников воды для гидравлического испытания следует использовать естественные или искусственные водоемы (реки, озера, водохранилища, каналы и т.п.), пересекаемые или расположенные вблизи испытуемого трубопровода (участка).

Читайте также:  Лунные дни для покупки недвижимости

8.2.5 В проектной (рабочей) документации для проведения гидравлических испытаний определяется использование воды или жидкости с пониженной температурой замерзания.

8.2.6 Графики изменения давления в газопроводе, нефтепроводе и продуктопроводе при гидравлических испытаниях приведены на рисунках В.1 и В.2 приложения В.

8.2.7 Подъем давления до Рисп производится сначала с помощью наполнительных, а затем опрессовочных агрегатов. Скорость подъема давления должна быть не более 0,1 МПа в минуту.

8.2.8 Для удаления воды после гидравлических испытаний следует последовательно применять два поршня: основной и контрольный. Основной — для удаления основного объема воды из полости трубопровода, контрольный — для окончательного удаления.

Удаление воды после испытаний в обязательном порядке предусматривается только для газопроводов.

8.2.9 На трубопроводах диаметром до 219 мм и при наличии крутоизогнутых вставок радиусом менее пяти диаметров трубопровода удаление воды следует производить непосредственно воздухом или природным газом от скважины или из ресивера на открытый конец испытанного участка.

8.2.10 Удаление воды считается законченным без пропуска поршней-разделителей, когда из трубопроводов выходит чистая струя воздуха или газа.

8.2.11 Скорость перемещения поршня-разделителя при удалении воды должна составлять не менее 1,5 м/с.

8.2.12 Результаты удаления воды следует считать удовлетворительными, если впереди контрольного поршня-разделителя нет воды и он вышел неразрушенным. В противном случае необходимо дополнительно пропустить контрольный поршень-разделитель.

8.2.13 Для сокращения сроков сдачи трубопровода в эксплуатацию допускается проведение комплексных гидравлических испытаний, совмещающих очистку полости от загрязнений потоком жидкости и удаление воды после гидравлических испытаний под давлением воздуха (газа).

Подготовка к сдаче трубопровода

Перед сдачей и приемкой трубопроводов в эксплуатацию проверяют окончание всех строительных, монтажных и специальных работ.

Технологические трубопроводы сдают в эксплуатацию одновременно со сдачей промышленных установок, агрегатов, цехов и других объектов, к которым они относятся.

Межцеховые трубопроводы, обслуживающие несколько объектов, можно сдавать самостоятельно после окончания всех относящихся к ним строительных, монтажных и специальных работ.

Очень важное значение при монтаже трубопроводов имеет своевременное и тщательное оформление сдаточной документации, являющейся основанием для приемки трубопроводов в эксплуатацию.

Значительную часть документов надо оформлять и направлять на монтажную площадку вместе с деталями и узлами трубопроводов, поступающими от трубозаготовительных предприятий, а также от заводовпоставщиков труб, арматуры и вспомогательных материалов.

При сдаче в эксплуатацию технологических трубопроводов на условное давление до 100 кгс/см 2 монтажная организация обязана представлять следующую техническую документацию:

  • Акты сдачи траншей и опорных конструкций под монтаж;
  • Акты укладки патронов;
  • Копии сертификатов на сварочные материалы;
  • Акты проверки внутренней очистки трубопроводов;
  • Заключения по проверке качества сварных швов трубопроводов физическими способами контроля и протоколы механических испытаний (в тех случаях, когда это предусмотрено правилами);
  • Акты испытаний арматуры (если они были произведены);
  • Акты испытаний трубопроводов на прочность и плотность;
  • Журналы сварочных работ;
  • Списки сварщиков, участвующих в сварке трубопроводов, с указанием номера их удостоверения и клейма;
  • Акты промывки и продувки трубопроводов;
  • Схемы трубопроводов (для трубопроводов I категории).

Сдача и приемка трубопроводов в эксплуатацию, организация труда

Перед сдачей и приемкой трубопроводов в эксплуатацию проверяют окончание всех строительных, монтажных и специальных работ.

Технологические трубопроводы сдают в эксплуатацию одновременно со сдачей промышленных установок, агрегатов, цехов и других объектов, к которым они относятся.

Межцеховые трубопроводы, обслуживающие несколько объектов, можно сдавать самостоятельно после окончания всех относящихся к ним строительных, монтажных и специальных работ.

Очень важное значение при монтаже трубопроводов имеет своевременное и тщательное оформление сдаточной документации, являющейся основанием для приемки трубопроводов в эксплуатацию.

Значительную часть документов надо оформлять и направлять на монтажную площадку вместе с деталями и узлами трубопроводов, поступающими от трубозаготовительных предприятий, а также от заводов-поставщиков труб, арматуры и вспомогательных материалов.

При сдаче в эксплуатацию технологических трубопроводов на условное давление до 100 кгс/см 2 монтажная организация обязана представлять следующую техническую документацию:

акты сдачи траншей и опорных конструкций под монтаж, акты укладки патронов;

копии сертификатов на сварочные материалы;

акты проверки внутренней очистки трубопроводов;

заключения по проверке качества сварных швов трубопроводов физическими способами контроля и протоколы механических испытаний (в тех случаях, когда это предусмотрено правилами);

акты испытаний арматуры (если они были произведены);

акты испытаний трубопроводов на прочность и плотность;

журналы сварочных работ;

списки сварщиков, участвующих в сварке трубопроводов, с указанием номера их удостоверения и клейма;

акты промывки и продувки трубопроводов;

схемы трубопроводов (для трубопроводов I категории).

Основной производственной единицей монтажных организаций является монтажное управление, которое осуществляет все монтажные работы. Монтажное управление имеет в своем составе производственные участки, которые возглавляют начальники участков или старшие производители работ. На производственных участках осуществляются все работы по непосредственному монтажу оборудования и трубопроводов на площадке строительства. В подчинении начальника участка или старшего прораба находятся прорабы и мастера, которые руководят работой монтажных бригад. Монтажная бригада состоит из 6—8 человек рабочих, возглавляет ее квалифицированный рабочий-бригадир.

Выполнение монтажных работ в намеченные сроки и при высоком их качестве в значительной степени зависит от организации труда в монтажной бригаде и квалификации членов бригады.

Монтажные бригады могут быть комплексными или узкоспециализированными. Комплексные бригады выполняют работы более широкого профиля, например монтаж трубопроводов . В состав комплексной бригады по монтажу трубопроводов входят слесари-трубопроводчики, электросварщики, стропальщики, подсобные рабочие.

До начала работ члены бригады должны ознакомиться с проектом производства работ, технологией выполнения работ, макетами, технической документацией и условиями безопасного ведения работ. Все неясные вопросы по монтажу оборудования бригадир должен выяснить с мастером или прорабом.

Бригадир помогает мастеру организовать рабочее место бригады, обеспечить бригаду необходимым инструментом, приспособлениями, такелажной оснасткой, кроме того, он распределяет работу между членами бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, а также вместе с мастером или прорабом принимает детали, элементы, узлы и арматуру для монтажа и сдает смонтированные трубопроводы заказчику. Бригадир контролирует качество и соответствие выполненных работ техническим условиям или специальным инструкциям на всех стадиях монтажа. Основным денежным документом является рабочий наряд. В нем даны характеристики выполняемых работ, отмечены особые условия и методы проведения работ, указаны объемы работ, нормы времени и расценки на выполнение определенного объема работ. На основании этих данных подсчитываются трудовые затраты и заработная плата бригады. Сумма заработной платы всей бригады распределяется между отдельными членами бригады согласно величине тарифных коэффициентов каждого разряда.

Испытание внутренней канализационной сети

В соответствии с
СП 73.13330.2012 Внутренние санитарно-технические системы зданий.
7.5 Внутренняя канализация, водостоки и дренаж
7.5.1 Испытания систем внутренней канализации и дренажных систем должны выполняться методом пролива воды путем одновременного открытия 75% санитарных приборов, подключенных к проверяемому участку в течение времени, необходимого для его осмотра.
Выдержавшей испытание считается система, если при ее осмотре не обнаружено течи через стенки трубопроводов и места соединений.
Испытания отводных трубопроводов канализации, проложенных в земле или подпольных каналах, должны выполняться до их закрытия наполнением водой до уровня пола первого этажа.
7.5.2 Испытания участков систем канализации, скрываемых при последующих работах, должны выполняться проливом воды до их закрытия с составлением акта освидетельствования скрытых работ согласно приложению В.
7.5.3 Испытание внутренних водостоков следует производить наполнением их водой до уровня наивысшей водосточной воронки. Продолжительность испытания должна составлять не менее 10 мин.
Водостоки считаются выдержавшими испытание, если при осмотре не обнаружено течи, а уровень воды в стояках не понизился.

Можно ли на основании этого на 100 % утверждать, что внутренняя канализация канализация испытывается только проливом, а не наполнением. Есть ли еще какие-то нормативные документы по этому вопросу?
И вообще должно ли соединение на стандартную «резинку» 110 ПВХ труб выдерживать проверку наполнением.

29.04.2015, 11:57

#2

Правила приемки и сдачи в эксплуатацию внутренних систем трубопроводов

7.1 Любые системы медных трубопроводов, выполненные капиллярной пайкой, по окончании монтажа должны быть промыты водой до состояния, при котором выходящая вода не имеет механических взвесей.

Читайте также:  Забор возле многоквартирного дома высота

Допускается для промывки систем в течение 24 часов использовать промывочный раствор с концентрацией хлора 50 мг/л или в течение четырех часов — с концентрацией хлора 200 мг/л. Применение промывочного раствора способствует эффективной дезинфекции и созданию на внутренней поверхности труб защитной антикоррозионной пленки, продлевающей срок эксплуатации трубопроводов.

Не рекомендуется промывка насыщенными растворами хлора труб, изготовленных по технологии, при которой на заводе-изготовителе на внутреннюю поверхность труб наносят защитную пленку.

Промывку систем хозяйственно-питьевого водоснабжения считают законченной после выхода из системы воды, качество которой удовлетворяет требованиям СанПиН 2.1.4.1074.

7.2 Промывка и дезинфекция систем теплоснабжения и горячего водоснабжения и контроль качества воды необходимо проводить с соблюдением требований СанПиН 4723.

7.3 Выполненную трубопроводную систему следует передавать в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04.

Проведение процедуры на предварительном этапе

Видео: гидравлическая проверка водоснабжения и отопления

Испытания систем отопления и водоснабжения

Строительные нормы и правила регламентируют порядок, в котором проводятся проверки.

  • Сначала водопровод заполняют жидкостью. И оставляют в таком состоянии на два часа.
  • Переходят к созданию повышенного давления на два часа. Это происходит очень медленно. На данном этапе уже можно выявить некоторое количество протечек.
  • Напор уменьшают, пока не дойдут до расчётных показателей. После чего переходят к исследованию общего состояния трассы.
  • Такой напор сохраняют на протяжении тридцати минут и более. Без такого шага деформированная форма труб просто не сможет стабилизироваться.
  • Следующий этап – перекрытие кранов на входах. Воду медленно сливают, используя опрессовочный насос.
  • Трассу проверяют на предмет наличия серьёзных неполадок, а так же плотность и прочность всех участков.

Сколько стоят гидроиспытания, и кто их проводит?

Проведение опрессовки в только что построенном доме проводит организация подрядчика. В уже эксплуатирующемся здании все гидравлические испытания возлагают на управляющую контору. Но это относится только к постройкам жилого и общественного назначения. За гидроиспытания в зданиях административного назначения отвечает эксплуатирующая контора или подрядчик.

В частном доме опрессовка проводится за деньги владельца. Он может обратиться в лицензированную организацию и заказать проведение работ.

  • гидравлические испытания сети в пределах одной квартиру будут стоить примерно 85$ (5530 рублей);
  • за опрессовку системы в коттедже придется заплатить 250$ (16250 рублей);
  • проведение опрессовки системы отопления в многоквартирном доме будет стоить 500$ (32500 рублей).

После проведения испытаний заказчику выдается локальная смета, где указывают все проведенные работы, и договор. Испытательные мероприятия проводят согласно техзаданию, а результаты заносятся в акт опрессовки.

Безнапорные трубопроводы

Гидравлические испытания самотечных канализационных сетей выполняют после завершения гидроизоляционных работ в колодцах в два этапа: без колодцев (предварительное) и совместно с колодцами (окончательное).

Окончательное испытание трубопровода канализации совместно с колодцами производят согласно СНиП 3.05.04-85.

Пневматические испытания трубопроводов, выполненных из полимерных материалов, производят при наземной и надземной их прокладке в следующих случаях: температура окружающего воздуха ниже 0°С; применение воды недопустимо по техническим причинам; вода в необходимом для испытаний количестве отсутствует.

Предварительные и окончательные испытания самотечных канализационных сетей из труб большого диаметра допускается производить пневматическим способом. Предварительные испытания проводят до окончательной засыпки траншеи (сварные соединения грунтом не засыпают). Испытательное давление сжатого воздуха, равное 0,05 МПа, поддерживают в трубопроводе в течение 15 мин. При этом осматривают сварные, клеевые и другие стыки и выявляют неплотности по звуку просачивающегося воздуха, по пузырям, образующимся в местах утечки воздуха через стыковые соединения, покрытые мыльной эмульсией.

Окончательные испытания пневматическим способом проводят при уровне грунтовых вод над трубой в середине испытуемого трубопровода менее 2,5 м. Окончательным пневматическим испытаниям подвергают участки длиной 20-100 м, при этом перепад между наиболее высокой и низкой точками трубопровода не должен превышать 2,5 м. Пневматические испытания проводят через 48 ч после засыпки трубопровода. Испытательное избыточное давление сжатого воздуха указано в таблице 3.9.

Акт гидравлических испытаний: пример и особенности его составления

Акт – официальный документ, который должен отображать информацию об объекте, проводимых испытаниях и членах комиссии.

Испытания трубопроводных сетей должна проводить монтажная компания. Лицо, которое несёт ответственность за проведение испытательных работ, должно иметь наряд-допуск, соответствующий требованиям СНиП III-4-80. В завершении всех мероприятий должен быть составлен акт гидравлических испытаний, в котором необходимо отобразить:

  • Наименование трубопроводной системы;
  • Название организации, которая проводила технический надзор;
  • Сведения о величине испытательного давления и времени испытаний;
  • Информация о снижении давления;
  • Марку манометра;
  • Описание несоответствий, обнаруженных в ходе испытаний, либо отметка об их отсутствии;
  • Выводы;
  • Дата испытаний.

Стандартный состав комиссии:

  • Представитель монтажной компании, которая выполняла прокладку трубопровода;
  • Инспектор Технадзора;
  • Представитель эксплуатационной компании.

Особенности гидравлических испытаний канализации

Тестирование безнапорных систем канализации проводится после окончания работ по гидроизоляции, но перед началом внутренней отделки. Наружные магистрали проверяются до засыпки траншей. На предварительном этапе испытывается система без колодцев, а потом проверяется вместе с колодцами.

Внутренние полимерные коммуникации должны проверяться только при температуре окружающего воздуха выше нуля спустя минимум сутки после окончания всех монтажных работ.

Для испытания колодцев их заполняют водой и выдерживают определённое время. При закрытых отверстиях на входе и на выходе уровень жидкости должен оставаться неизменным. Это свидетельствует об отсутствии течи.

В случае напорных канализационных систем, испытания проводятся под давлением. Тестирование считается успешным, если входное и выходное давление одинаковое – это значит, что нет утечек.

При проведении испытательных мероприятий и сдаче трубопровода в эксплуатацию должны быть составлены соответствующие акты:

  • Визуального осмотра системы и всех комплектующих;
  • Скрытых работ;
  • Проверки на прочностные показатели и плотность коммуникации;
  • Промывочных операций;
  • Входного контроля качества;
  • Соответствия проведенных работ проектной документации.

Проведение гидроиспытания трубопроводов – инструкция и правила процедуры

Гидроиспытания трубопроводов – это наиболее часто применяемый вид неразрушающей проверки, которая устанавливает степень прочности и плотности трубопровода, функционирующего под давлением.

В большинстве стран принята такая практика, что магистрали и оборудование, работающие под напором, должны проходить гидравлическое тестирование в таких случаях:

  • после изготовления деталей сети, готовящихся к установке;
  • по завершению прокладки трубопровода;
  • при контроле сети в процессе испытания.

Все технологические трубомагистрали проходят гидроиспытания под давлением в соответствии с нормами СНИП III-Г.9 – 62 и НИТУХП – 62. Кроме этого проводят тестирование пневматическим методом. Причем, последний выполняют в таких ситуациях, когда гидроиспытания провести нельзя по следующим причинам:

  • Минусовый показатель температуры воздуха.
  • Когда нет воды.
  • Несущие опасность напряжения в магистрали от массы жидкости.

Кроме этих методов сети испытывают посредством воздуха или инертного газа.

Испытания конструкций проводят под наблюдением изготовителя или мастеров, и в строжайшем соответствии с предписаниями проекта или инструкций с требованиями Госгортехнадзора.

До проведения работы вся длина магистрали условно делится на отдельные куски. Затем всю сеть тщательно осматривают и проверяют технические документы. На этом этапе также монтируют сливные и воздуховыводящие краны и временные заглушки.

После того, как заканчиваются монтажные работы, проводят гидроиспытания трубопроводов в соответствии к СНИП III-Г.9 – 62 и НИТУХ – 62.

В СНИП указывают, что система обязательно должна проходить испытания. Также нормативными документами СНИП устанавливается температурный уровень для проведения работ, это от пяти до двадцати градусов.

Нормативы СНИП не запрещают проведение предварительной проверки строительно – монтажной организацией без участия заказчиков. Но, по вышеуказанным нормам, результаты испытания заносят в журнал работ.

Смотрите видео

СНИП определяют инструкцию по гидроиспытаниям трубопроводов на финальном этапе. Порядок действий при этом такой: создание давления, равного рабочему и поддержка его в течение двух часов.

После этого повышают напор до нормы испытательного, его также выдерживают два часа. Магистраль считают выдержавшей конечное испытание, если при последней двух-часовой выдержке снижение напора не превысило 0,02 МПа.

ВАЖНО! Согласно инструкции сеть под теплонагрузку подключают только после завершающей засыпки.

Если в инструкции не указано точное время выполнения тестирования, то оно определяется продолжительностью осмотра системы. Если при осмотре обнаружены дефекты, то согласно инструкции устранять их можно только после снижения напора до показателя атмосферного.

Читайте также:  Виза в Мексику для Россиян в 2023 году

Далее инструкция гласит, что после устранения обнаруженных дефектов, тестирование повторяют снова.

Испытание трубы после ремонта

Согласно пункту 363 «Рекомендаций по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» (Приказ Ростехнадзора № 784), после окончания монтажных работ рекомендуется подвергать трубопроводы визуальному осмотру, испытанию на прочность и плотность и при наличии указаний в проектной документации дополнительным испытаниям на герметичность с определением падения давления.

1. Если по техническому заданию на проектирование требуется соблюдать рекомендации данного документа, то нужно ли проводить гидравлические испытания трубопровода в следующих случаях:

  • замена прокладок;
  • замена трубопроводной арматуры или ее временное снятие для проведения обследования или ремонта;
  • перенастройка пружинных подвесок или опор, а также их замена;
  • приварка к трубе несущих элементов, не нагруженных давлением (приварные опоры);
  • приварка к трубе или фланцам элементов, не несущих нагрузку (полосы для крепления заземления, элементы для крепления к фланцам шунтирующих перемычек и т.п.).

2. Являются ли данные работы монтажными, и можно ли рассматривать их как ремонт трубопровода?

1. Ответ содержится в положениях раздела 14.3 межгосударственного стандарта ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах», учитывающий большинство требований Руководства по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».

Пункты 14.3.2, 14.3.14, 14.3.17.3, 14.3.17.4 ГОСТ 32569-2013 гласят:

«14.3.2. Как правило, ревизия трубопроводов должна быть приурочена к планово-предупредительному ремонту отдельных агрегатов, установок или цехов».

«14.3.14. Все трубопроводы и их участки, подвергавшиеся в процессе ревизии разборке, резке и сварке, после сборки подлежат испытанию на прочность и плотность.

При разборке единичных фланцевых соединений, связанной с заменой прокладок, арматуры или отдельных элементов (тройник, катушка и т. п.), допускается проводить испытание только на плотность. При этом вновь устанавливаемые арматура или элемент трубопровода должны быть предварительно испытаны на прочность пробным давлением».

«14.3.17.3. Ревизию и ремонт трубопроводной арматуры, в том числе обратных клапанов, а также приводных устройств арматуры (электро-, пневмо-, гидропривод, механический привод), как правило, проводят в период ревизии трубопровода».

«14.3.17.4. При ревизии арматуры, в том числе обратных клапанов, должны быть выполнены следующие работы:

  • внешний осмотр;
  • разборка и осмотр состояния отдельных деталей;
  • осмотр внутренней поверхности и при необходимости контроль неразрушающими методами;
  • притирка уплотнительных поверхностей;
  • сборка, испытание напрочность и плотность корпуса и сварных швов, герметичность затвора и функционирование».

2. Требования к проведению испытаний технологических стальных трубопроводов на прочность и плотность (гидравлическим и пневматическим) установлены в разделе 13 ГОСТ 32569-2013.

Из совокупности вышеизложенных требований следует, что испытания трубопровода на прочность или плотность после выполнения указанных в вопросе видов работ, могут не проводиться только в случае «Перенастройка пружинных подвесок или опор, а также их замена» (см. РД 153-34.0-39.604-00 «Методические указания по раскрепощению опорно-подвесной системы при ремонте трубопроводов и приемке опорно-подвесной системы креплений после завершения ремонтных работ»).

СП 40-102-2000 : Испытание и сдача трубопроводов в эксплуатацию

8.1 Согласно СНиП 3.05.04 напорные и безнапорные трубопроводы водоснабжения и канализации испытывают на прочность и плотность (герметичность) гидравлическим или пневматическим способом дважды (предварительное и окончательное).

8.2 Предварительное испытательное (избыточное) гидравлическое давление при испытании на прочность, выполняемое до засыпки траншеи и установки арматуры (гидрантов, предохранительных клапанов, вантузов), должно быть равно расчетному рабочему давлению, умноженному на коэффициент 1,5.

8.3 Окончательное испытательное гидравлическое давление при испытаниях на плотность, выполняемых после засыпки траншеи и завершения всех работ на данном участке трубопровода, но до установки гидрантов, предохранительных клапанов и вантузов, вместо которых на время испытания устанавливают заглушки, должно быть равно расчетному рабочему давлению, умноженному на коэффициент 1,3.

8.4 До проведения испытания напорных трубопроводов с раструбными соединениями с уплотнительными кольцами по торцам трубопровода и на отводах необходимо устраивать временные или постоянные упоры.

8.5 Предварительное гидравлическое испытание напорных трубопроводов следует производить в следующем порядке:

— трубопровод заполнить водой и выдержать без давления в течение 2 ч;

— в трубопроводе создать испытательное давление и поддерживать его в течение 0,5 ч;

— испытательное давление снизить до расчетного и произвести осмотр трубопровода.

Выдержка трубопровода под рабочим давлением производится не менее 0,5 ч. Ввиду деформации оболочки трубопровода необходимо поддерживать в трубопроводе испытательное или рабочее давление подкачкой воды до полной стабилизации.

Трубопровод считается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если под испытательным давлением не обнаружено разрывов труб или стыков и соединительных деталей, а под рабочим давлением не обнаружено видимых утечек воды.

8.6 Окончательное гидравлическое испытание на плотность проводится в следующем порядке:

— в трубопроводе следует создать давление, равное расчетному рабочему давлению, и поддерживать его 2 ч; при падении давления на 0,02 МПа производится подкачка воды;

— давление поднимают до уровня испытательного за период не более 10 мин и поддерживают его в течение 2 ч.

Трубопровод считается выдержавшим окончательное гидравлическое испытание, если фактическая утечка воды из трубопровода при испытательном давлении не превышает значений, указанных в таблице 5.

Наружный диаметр труб, мм

Допустимая утечка, л/мин, для труб

с неразъемными (сварными, клеевыми) соединениями

с раструбными соединениями на уплотнительных кольцах

8.7 Гидравлические испытания самотечных канализационных сетей выполняют после завершения гидроизоляционных работ в колодцах в два этапа: без колодцев (предварительное) и совместно с колодцами (окончательное).

8.8 Окончательное испытание трубопровода канализации совместно с колодцами производят согласно СНиП 3.05.04.

8.9 Гидравлические испытания систем из полимерных материалов внутренних трубопроводов проводят при положительной температуре окружающей среды не ранее, чем через 24 ч после выполнения последнего сварного и клеевого соединения.

8.10 Гидравлические испытания систем внутренних водостоков осуществляют путем заполнения их водой на всю высоту стояков. Испытания проводят после наружного осмотра трубопроводов и устранения видимых дефектов. Гидравлическое испытание склеенных трубопроводов начинают не ранее, чем через 24 ч после выполнения последнего соединения. Система водостоков считается выдержавшей испытание, если по истечении 20 мин после ее наполнения при наружном осмотре трубопроводов не обнаружено течи или других дефектов и уровень воды в стояках не понизился.

8.11 Пневматические испытания трубопроводов, выполненных из полимерных материалов, производят при наземной и надземной их прокладке в следующих случаях: температура окружающего воздуха ниже 0 °С; применение воды недопустимо по техническим причинам; вода в необходимом для испытаний количестве отсутствует.

Порядок пневматических испытаний трубопроводов из полимерных материалов и требования безопасности при испытаниях устанавливаются проектом.

8.12 Предварительные и окончательные испытания самотечных канализационных сетей из труб большого диаметра допускается производить пневматическим способом. Предварительные испытания проводят до окончательной засыпки траншеи (сварные соединения грунтом не засыпают). Испытательное давление сжатого воздуха, равное 0,05 МПа, поддерживают в трубопроводе в течение 15 мин. При этом осматривают сварные, клеевые и другие стыки и выявляют неплотности по звуку просачивающегося воздуха, по пузырям, образующимся в местах утечки воздуха через стыковые соединения, покрытые мыльной эмульсией.

Окончательные испытания пневматическим способом проводят при уровне грунтовых вод над трубой в середине испытуемого трубопровода менее 2,5 м. Окончательным пневматическим испытаниям подвергают участки длиной 20-100 м, при этом перепад между наиболее высокой и низкой точками трубопровода не должен превышать 2,5 м. Пневматические испытания проводят через 48 ч после засыпки трубопровода. Испытательное избыточное давление сжатого воздуха указано в таблице 6.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *