Синявская О.В. История пенсионной реформы в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Синявская О.В. История пенсионной реформы в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Историю развития пенсионной системы в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в 1880-е годы Общество содействия развитию российской промышленности и торговли поставило вопрос о создании в России государственного страхования от несчастных случаев трудящихся и государственного пенсионного фонда для трудящихся. Пенсионные фонды страхового типа появились в России в 1888 году на железных дорогах. Позже они начали формироваться в различных отделах. Существовали почетные, пенсионные и страховые фонды. Практически все госслужащие были членами этих фондов. Все крупные промышленные предприятия имели собственные отдельные фонды или создавали совместные фонды. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем основывались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. Таблицы выплат прилагались к кассовым уставам, рассчитанным в соответствии с правилами теории страхования жизни и с учетом условий назначения пенсий, смертности, инвалидности и темпов прироста капитала.

Пенсионная реформа соседних стран

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Размер пенсии в Советском Союзе (СССР)

По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают нынешние пенсионеры в России.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России.

Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и современные россияне: мужчины – в 60 лет, а женщины – в 55.

Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

  1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
  2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.

История развития пенсионного законодательства в СССР

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».

Читайте также:  Увеличение алиментов в твердой денежной сумме

Первой страной, создавшей пенсионную систему, целью которой было оказание помощи людям, утратившим способность обеспечивать собственное существование в связи с достижением возраста нетрудоспособности, стала Германия. Согласно закону о государственном пенсионном обеспечении лиц, работающих по найму, принятому в 1880-е годы, пожилые люди обрели право на государственную пенсию по достижении возраста 70 лет. Принятие этого закона стало реализацией одного из пунктов социальной программы германского рейхсканцлера Отто фон Бисмарка, с помощью которой он перехватил инициативу у германских социалистов. Такой высокий возрастной порог давал возможность получать пенсию только лицам, уже полностью (в лучшем случае — почти полностью) исчерпавшим ресурс своей работоспособности. Впрочем, следует отметить, что по ещё одному закону из «социального пакета» Бисмарка люди, утратившие трудоспособность до достижения пенсионного возраста, могли рассчитывать на пенсию по инвалидности). Поскольку в конце 19 века до 70 лет доживали очень немногие, под влиянием профсоюзов и социал-демократов, вернувшихся к политической активности после ухода канцлера и прекращения действия закона об их запрете, пенсионный возраст был снижен до 65 лет.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

Размер пенсии в Советском Союзе (СССР)

По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают нынешние пенсионеры в России.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России.

Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и современные россияне: мужчины – в 60 лет, а женщины – в 55.

Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

  1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
  2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.

Пенсионная система России 2001 — 2014 годов

В декабре 2001 года, были приняты законы: от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Утвержденные законы предполагали кардинально новую систему пенсионного обеспечения, включающую в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Основной идеей данных законов было установление гарантий и дальнейшей уверенности работающих граждан России о том, что взносы работодателя либо самостоятельные взносы гражданина в пенсионную систему, вернутся гражданам в виде пенсий при наступлении пенсионного возраста.

Пожалуй, с уверенностью можно утверждать, что в данный вариант пенсионной системы люди поверили. Об этом говорит активное развитие негосударственных пенсионных фондов, самостоятельные отчисления в накопительную систему, а также многочисленные вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.

Данный формат пенсионной системы просуществовал более десяти лет. В декабре 2012 года правительством были подведены итоги действующей системы, в результате которых были выявлены возможные проблемы дальнейшего пенсионного обеспечения.

Почему россияне станут позже выходить на пенсию

На самом деле, у пенсионного кризиса есть и более глубокая причина, которая никак не связана с демографической ситуацией.

Как мы помним, многие социальные преобразования, вроде тех же пенсий, вводились в капиталистических странах вынужденно. Некоторые реформы принимались под давлением профсоюзного движения, другие — из-за конкуренции с СССР и прочими соцстранами.

Сегодня социалистического лагеря больше нет, а это значит, что и нет больше особой нужды во многих социальных гарантиях. Ведь современному трудящемуся уже не с чем сравнить свое положение. Его окружают исключительно страны с рыночной экономикой, которые отличаются друг от друга лишь национальным колоритом и доступом к ресурсам. У граждан этих стран больше нет перед глазами альтернативы, и многие из них даже не догадываются, что можно жить как-то по-другому.

По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают нынешние пенсионеры в России.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России.

Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Читайте также:  ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и современные россияне: мужчины – в 60 лет, а женщины – в 55.

Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

  1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
  2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.

В 1980 году в Советском Союзе значительно выросло количество пенсионеров. Однако, это не помешало государству своевременно оплачивать им пенсию на том же уровне, с учётом инфляции, что и раньше. Средний размер пенсионного оклада в эти годы составил 67 рублей .

В 1985 году, благодаря инфляции и повышению уровня жизни, пенсия в СССР достигла своего пика, её средняя величина равнялась 72 рублям . При этом колхозники получали значительно меньшую сумму, чем городские жители. Их пенсия в среднем составляла 47 рублей.

За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.

И, если в начале 1970-х годов средняя пенсия составляла лишь 34 рубля , то к 1986 году, эта сумма возросла до 76 рублей . В целом, пенсионный оклад тех лет вполне соответствует денежной сумме, получаемой и современными пенсионерами.

Возраст, при котором гражданин может претендовать на пенсионное обеспечение, устанавливается государством. По достижению установленного законом возраста человеку назначается пенсия по старости.

Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.

Действующим законодательством предусмотрены некоторые особенности при назначении пенсионного пособия по старости:

  • в зависимости от условий, в которых трудился будущий пенсионер назначение и выплата ему пенсионного пособия предусмотрены как на общих основаниях , так и досрочно ;

  • различной категории граждан, которым назначается пенсия, и с учетом источника ее финансирования пенсия по старости может быть страховой и государственной , в том числе социальной .

Выход на пенсию по старости

Выплата страховой пенсии по старости производится за счет страховых взносов, которые перечислял в пенсионный фонд работодатель за работника в течение его трудовой деятельности. Назначение страхового пенсионного обеспечения по старости регулируется законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , в соответствии со ст. 8 которого возможно при соблюдении следующих требований:

  • с наступлением возраста 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;

  • при имеющемся страховом стаже не менее 8 лет (требование ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет);

  • имеющаяся величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 11,4 (ИПК ежегодно увеличивается на 2,4 до размера 30).

Лицам, которые в силу ряда причин для установления страховой пенсии не наработали требуемый стаж , назначается социальная пенсия по старости, которая выплачивается из федерального бюджета.

Статья 11 закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»предусматривает назначение такой пенсии:

  • Гражданам народов Севера, признанных малочисленными, в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам, которые на день назначения пенсии постоянно жили в районах проживания этих народов.

  • Гражданам РФ при возрасте 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, а также иностранцам и лицам, не имеющим гражданства,проживающим не менее 15 лет постоянно на территории РФ и которые достигли указанного возраста.

Государственное пенсионное обеспечение по старости полагается лицам, которые считаются пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф. Пособие этим гражданам назначается при имеющемся у них страховом стаже не меньше 5 лет и с уменьшением возраста общеустановленного для назначения пенсии по старости, исходя из времени их проживания или работы в соответствующих условиях, а также от полученных повреждений здоровья.

Пенсия на Крайнем Севере и приравненных к нему районах

Людям, которые проживают в условиях Крайнего Севера (КС) и приравненных к нему районах, либо работали в таких районах ранее, пенсионное обеспечение может быть назначено раньше общеустановленного пенсионного возраста, с учетом имеющегося у них стажа и требуемой величины ИПК (в 2017 году не менее 11,4).

  • Лицам, которые отработали в северных условиях не менее 7 лет 6 месяцев, срок для назначения им пенсионного обеспечения за каждый календарный год работы в этих местах сокращается на 4 месяца .

  • Тем, кто работал и в районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним районах, установление страховой пенсии происходит за 15 лет работы на Крайнем Севере и каждый год работы в приравненных к нему местах считается как 9 месяцев работы на Крайнем Севере.

Установление «северной» пенсии законом предусмотрено для следующих граждан:

Категория получателяВозраст, летСтаж работы на КС в годах, не менееСтаж работы в приравненных районах в годах, не менееСтраховой стаж в годах, не менее

Женщины с 2 и более детьми

50

12

17

20

Мужчины

55

15

20

25

Женщины

50

15

20

20

Мужчины

50

Постоянно проживающие и работавшие в качестве оленеводов, рыбаков, промысловых охотников

25

Женщины

45

20

При назначении страхового пенсионного обеспечения указанной категории получателей учитывается их стаж работы на Крайнем Севере или стаж работы в приравненных к нему местах.

Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста в России

В России начинается очередная пенсионная реформа, которая предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин с 2019 года.

Согласно реформе закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин.

Читайте также:  Нужен ли счет в банке для ИП на нпд

Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Кого не коснутся изменения

Нововведения не относятся к таким гражданам:

  • их работа происходит в тяжелых условиях;

  • в отношении которых производится специальная оценка труда, по специальным тарифам;

  • граждане работают на подземных горных работах;

  • летчики и обслуживающий персонал воздушных суден;

  • участники экспедиций, геологоразведочных отрядов;

  • работающие на судах речного и морского флота, в рыбной промышленности;

  • женщины, работающие в текстильной промышленности с повышенной тяжестью и интенсивностью работы;

  • работники локомотивных бригад и метрополитена, которые отвечают за безопасность поездок;

  • водители грузовиков в шахтах, карьерах и на рудниках;

  • сотрудники учреждений, в которых заключенные отбывают срок наказания;

  • машинисты строительной, дорожной, погрузочной техники;

  • трактористы-машинисты;

  • водители городского автотранспорта на регулярных маршрутах;

  • другие профессии, которые не включены в список принятого закона;

  • женщины, родившие пятерых или больше детей;

  • женщины с двумя или больше детьми, которые проработали необходимое количество лет на Крайнем Севере или в регионах, которые к нему приравнены;

  • родители или опекуны детей-инвалидов;

  • карлики, лилипуты, инвалиды первой группы по зрению;

  • граждане, инвалидность которых была получена вследствие военной травмы;

  • люди, которые проживают на Крайнем Севере на постоянном основании;

  • пострадавшие от радиационных техногенных катастроф;

  • летчики-испытатели, парашютисты, испытатели другой авиационной техники.

Жили за счет подсобных хозяйств

Массовое вступление в колхозы началось, как известно, в 1930 году. Сначала никаких пенсий колхозникам не платили — кроме, конечно, инвалидов-красноармейцев и людей с особыми заслугами (о которых мы написали выше).

Поэтому члены коллективных хозяйств, если могли, пахали в колхозе «до упора». Буквально — как завещал Ленин. Как и все или почти все, держали подсобное хозяйство — на колхозную зарплату не разгуляешься.

При этом и молодые, и престарелые владельцы ЛПХ обязаны были платить сельхозналог и сдавать продукты государству — зерновые, картофель, яйца, мясо. Освободили престарелых от этого налога только в 1938—1939 году — но только тех, у кого в семье не было трудоспособных.

И вот 15 июля 1964 года был принят закон о государственных пенсиях колхозникам — с 1 января 1965-го он вступил в силу. Только в РСФСР предстояло назначить пенсии 4 млн колхозников.

Закон ввел единые правила для всей колхозной системы — для пенсионеров, инвалидов, потерявших кормильца, беременных. Со своей стороны колхозы обязали отчислять 4% выручки в централизованный фонд, который пополнялся также и из госбюджета. Платил пенсии собес.

Это был, конечно, прорыв, но, как пишет историк Мамяченков, государство «лишний раз обидело жителей села»: пенсионный порог для них установили на пять лет выше, чем для прочих категорий граждан — 65 лет для мужчин и 60 для женщин.

Минимальная пенсия, гарантированная государством, у колхозника была меньше, чем у рабочих: 12 рублей (для рабочих — 30). Максимальная тоже меньше — 102 рубля (для рабочих 120). Впрочем, такой максимум для престарелых сельчан был недостижимой мечтой.

По данным Ольги Капустиной, через год после вступления в силу нового закона — то есть в конце 1965 года — средний размер пенсии колхозников на территории России составлял… 12,6 рублей в месяц. Килограмм мяса в те годы стоил 2 рубля.

Как меняли пенсии колхозникам

Кажется невероятным, но у части колхозников после принятия хрущевского закона пенсия уменьшилась — государство оказалось менее щедрым, чем родной богатый колхоз. Предполагалось, что разницу доплатит хозяйство.

Доплачивали? Маловероятно — ведь теперь колхоз отчислял 4% в централизованный фонд, а до реформы — 2% в свой. Доплата потребовала бы снова изыскать деньги.

А другие колхозники пенсии и вовсе лишились — на какое-то время. Эта трагедия произошла там, где общим собранием установили колхозный пенсионный возраст, как у рабочих и служащих — то есть на 5 лет ниже, чем по хрущевскому закону. «Только в Старополье пенсий лишились 24 тыс. человек», — пишет Капустина.

В общем, остается удивляться великому терпению советских колхозников… Пенсионный возраст им, кстати, понизили до общесоюзного только с 1 января 1968 года — поклонники СССР и сегодня пишут об этом с большим пиететом: были ж, дескать, счастливые времена, когда его понижали.

Но «наказание» за сельскую жизнь сохранялось еще не один год. Так, до 1978 года колхозникам, имевшим подсобное хозяйство, пенсию уменьшали на 15%. А до 70 рублей минимальную пенсию для сельских работников повысили только к 1 ноября 1989 года.

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Предлагаем «разложить все по полочкам» относительно возрастной градации «предпенсионеров», у которых введение ФЗ № 350 пришлось на последние годы перед пенсией.

Итак, рожденные в 1958 мужчины и в 1963 женщины ушли на пенсию до окончания 2018 года, то есть до вступления ФЗ № 350 в силу. Трудоспособный возраст мужчин 1963 и женщин 1968 года рождения будет продлен на полные 5 лет. В переходной категории остались мужчины 1959-1962 и женщины 1964-1967 годов рождения. Их пенсионный возраст уже не 55/60, но и не 60/65, а где-то посередине. Он каждый год поэтапно увеличивается.

В нижеследующей таблице мы покажем, каким образом это происходит

Мужчины

Женщины

Год наступления пенсионного возраста

Год рождения

Пенсионный возраст по новому закону

Год рождения

Пенсионный возраст по новому закону

Согласно прежнему законодательству

Согласно новому закону

1959(январь-июнь)

60,5

1964(январь-июнь)

55,5

2019(январь-июнь)

2019(июль-декабрь)

1959(июль-декабрь)

60,5

1964(июль-декабрь)

55.5

2019(июль-декабрь)

2020(январь-июнь)

1960(январь-июнь)

61,5

1965(январь-июнь)

56,5

2020(январь-июнь)

2021(июль-декабрь)

1960(июль-декабрь)

61,5

1965(июль-декабрь)

56,5

2020(июль-декабрь)

2022(январь-июнь)

1961

63

1966

58

2021

2024

1962

64

1967

59

2022

2026

1963

65

1968

60

2023

2028


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *