Что нужно знать при составлении договора на аутсорсинг?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать при составлении договора на аутсорсинг?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под аутсорсингом подразумевается передача ряда основных или вспомогательных функций предприятия сторонним организациям, специализирующихся на предоставлении подобных услуг неограниченному кругу лиц. Аутсорсинговые компании обладают квалифицированным штатом, управленческим персоналом, а также специализированным оборудованием и технологиями, позволяющими решать задачи наиболее эффективным способом.

Аутсорсинг характеризуется следующими особенностями:

  • Его применение осуществляется на основании договора услуг, который отвечает условиям соответствующей гражданской сделки;
  • Аутсорсинговая компания оказывает услуги за счет предоставления собственного штата и технических средств в распоряжение заказчику;
  • Выполнение услуг по данному договору осуществляется по правилам, установленным заказчиком, в том числе требованиями и нормами его внутренних документов.

Обратите внимание! При аутсорсинге оборудование исполнителя не переходит в собственность заказчика, равно как и персонал заказчика не оформляет трудовые отношения с предприятием-заказчиком.

Как правило, на аутсорсинговую основу передаются вспомогательные функции заказчика, что позволяет оптимизировать основной производственный процесс. В состав условий такого договора могут входить:

  • Кадровая работа (подбор персонала по требованиям заказчика);
  • Организация официальных мероприятий по встрече делегаций;
  • Хозяйственное управление объектами недвижимого имущества;
  • Организация питания для сотрудников заказчика.

Временный персонал: кто и в каких случаях?

Предоставление сотрудников другому работодателю может быть только временным – на срок не более 9 месяцев. Аренда персонала допускается только в случаях, если это:

  1. Заведомо временная работа, связанная с расширением объема производства или объема услуг.
  2. Замещение временно отсутствующего штатного сотрудника.
  3. Обслуживание и помощь по ведению домашнего хозяйства гражданам.

Кроме этого, агентство занятости может заключить трудовой договор с условием о временном предоставлении с теми, кто не планирует работать постоянно. Это:

  • студенты очной формы обучения;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • лица, освобожденные из исправительных учреждений.

Их разрешено направлять к принимающей компании в случаях, когда, согласно Трудовому кодексу, может быть заключен срочный трудовой договор.

Брать временный персонал строго запрещено в случае:

  • замены бастующих работников;
  • выполнения работ в случае простоя, осуществления процедуры банкротства, введения режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников;
  • замены работников, отказавшихся от выполнения обязанностей, в том числе из-за задержки зарплаты больше, чем на 15 дней;
  • выполнения отдельных видов работ на объектах I и II классов опасности (перечень таких работ утвержден Приказом Минтруда России № 858н, Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015);
  • выполнения работ на местах, условия труда на которых отнесены к 3-й или 4-й степени вредности либо к особо опасным условиям труда;
  • замещения тех работников, наличие которых является условием получения лицензии, условием членства в СРО или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • выполнения работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река – море) плавания.

Стороны обязуются хранить в тайне любую информацию и данные, представленные каждой из Сторон в связи с настоящим Договором, не раскрывать и не разглашать в общем или в частности факты или информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного согласия другой Стороны. Обязательства по конфиденциальности и по не использованию информации, наложенные на Исполнителя настоящим Договором, не будут распространяться на общедоступную информацию.

Информация, предоставляемая Исполнителю в соответствии с настоящим Договором, предоставлена исключительно для него и не может передаваться ни частично, ни полностью третьим лицам или использоваться каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Заказчика (кроме случаев, установленных законодательством РФ).

Изложенные условия по конфиденциальности действуют в течение срока действия настоящего Договора и в течение лет после окончания срока его действия.

Типы и виды аутсорсинга

По областям деятельности и количеству заказанных услуг аутсорсинг можно условно классифицировать следующим образом:

  1. Полный аутсорсинг. Как правило, применяется в сфере информационных технологий, связях с общественностью и публичных отношениях и ведении бухгалтерского учета, то есть тогда, когда услуги привлеченных специалистов предоставляются заказчику в полном объеме.
  2. Поэтапный аутсорсинг. Как правило, применяется в сфере предоставления юридических консультаций, сопровождении коммерческих сделок и аудита, проводимого независимыми специалистами. Подобные услуги носят спорадический, то есть поэтапный, характер.
  3. Периодический аутсорсинг родственен поэтапному аутсорсингу, но с небольшими отличиями. Необходимость в нем возникает при потребности в услугах сотрудников, проводящих профессиональную аттестацию или консультации.

По своим профессиональным функциям различают производственный, хозяйственный, управленческий, бухгалтерский, информационный аутсорсинги.

Порядок оформления сделки аутсорсинга

Правовая практика отмечает наибольшую востребованность аутсорсеров-бухгалтеров, IT-специалистов, логистов и юристов. Многие фирмы также полностью передают свою административно-хозяйственную деятельность в управление компаний-аутсорсеров.

Читайте также:  Фиксированные взносы для ИП в 2023 году за себя на УСН

Контракт по этой сделке не требует нотариального заверения и оформляется в письменном виде. Оформление стандартное, включая дату и место оформления, номер документа, реквизиты сторон. Допускаются приложения и дополнения к договору, конкретизирующие условия.

В обязательном порядке должны быть представлены доверенности на уполномоченных представителей собственников компаний. Временное исполнение обязанностей руководителя предприятия не дает полномочий по заключению сделки.

Все экземпляры договора подписывают обе стороны и заверяют своими печатями.

Особое внимание следует уделить детализации перечня оказываемых договорных услуг. Чем более подробно, конкретно и однозначно вы опишете сферу деятельности аутсорсера, тем меньше вероятность возникновения взаимных претензий, особенно в части оплаты.

Любой организации, от металлургического завода до туристического агентства, требуется вести бухгалтерию и кадровое делопроизводство, заниматься охраной и уборкой помещений, а также выполнять другие функции, не связанные с основной деятельностью, но необходимые. Такие процессы обычно и передают на аутсорсинг.

Например, небольшая компания не может себе позволить нанять грамотного бухгалтера, так как хороший специалист стоит дорого, да и работы для профессионала в такой фирме не много. Одно из решений проблемы — взять в штат неопытную выпускницу бухгалтерских курсов, которой поручить за небольшую плату вести расчеты, совмещая эту обязанность с функциями секретаря, кадровика, курьера и кого-нибудь еще. Но велика вероятность, что при проведении налоговой проверки сумма начисленных штрафов за ошибки многократно превысит сэкономленную сумму.

Решить проблему способен аутсорсинг — заключение договора со специализированной компанией стоит дешевле, чем наем профессионала в штат, и ваши проблемы будут решать квалифицированные специалисты, а компания-исполнитель будет нести ответственность за их работу. Почему это стоит дешевле? Да потому, что специалисты фирмы-аутсорсера могут одновременно вести дела нескольких клиентов — их время стоит дорого, но не тратится впустую.

Аутсорсинг услуг вне рамок задания.

1. В Сыктывкаре муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей (школа искусств) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания: на организацию и проведение общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Для этого учреждение заключило договоры с несколькими исполнителями на изготовление и доставку зимней горки, поставку светового оборудования, обустройство новогодних городков и т. д. ФАС решила, что АУ было наделено функциями органа местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения[9].


Передача государственными (муниципальными) учреждениями услуг, оказываемых населению, на аутсорсинг негосударственным поставщикам крайне уязвима с правовой точки зрения.


2. В Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (лицей) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания (проведение на базе лицея торжественных мероприятий, посвященных 100-летию В. И. Муравленко). Средства субсидии учреждение направило на оплату по договорам, заключенным с различными организациями и ИП, например, на изготовление и поставку выставочного оборудования, организацию питания участников мероприятий. Антимонопольная служба сочла, что лицей удовлетворял не свои нужды, обусловленные оказанием образовательных услуг в рамках уставной деятельности, а нужды администрации как самостоятельного органа местного самоуправления, наделенного статусом муниципального заказчика[10].

3. В Перми муниципальное автономное учреждение культуры (театр) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания. Средства предназначались для проведения фестиваля «Белые ночи в Перми» – администрирования мероприятий (разработка концепций и сценариев проектов, обеспечение работы переводчиков, подготовка сметной документации, ведение и составление договоров, ведение переписки, информационно-консультативные услуги по подготовке конкурсных процедур, юридические консультации, подготовка финансовой отчетности, обеспечение работы творческих коллективов и артистов), а также для организации прибытия участников фестиваля (подготовка виз для зарубежных участников, организация логистики, международного проезда и проезда по России участников фестиваля). Эти услуги учреждение самостоятельно не оказало, а закупило их у ряда исполнителей. Согласно позиции антимонопольного органа учреждение организовало выполнение названных работ (услуг) иными лицами, реализовав тем самым функции органа местного самоуправления[11].

Когда услуги можно передавать на аутсорсинг?

Но одна правовая возможность для применения аутсорсинга услуг все же есть. Согласно официальной позиции Минфина казенные учреждения не являются хозяйствующими субъектами в том смысле, в котором последние понимаются в федеральном законодательстве о защите конкуренции, – даже когда казенные учреждения оказывают платные услуги[13]. При этом по правовому статусу указанные учреждения очень близки к органам государственной власти (государственным органам) и органам местного самоуправления (муниципальным органам) (п. 11 ст. 161 БК РФ).

Иными словами, если договор с негосударственным поставщиком на оказание услуг населению заключает именно казенное учреждение, никакого совмещения функций органа государственной власти (органа местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта не происходит, следовательно, нарушения федерального законодательства о защите конкуренции нет. Поэтому безопасно передавать на аутсорсинг услуги, оказываемые населению, могут только казенные учреждения, но и для них безопасность относительна (не факт, что суды безоговорочно примут обозначенную выше позицию Минфина). В свою очередь, подобная практика, используемая автономными и бюджетными учреждениями, вызовет обоснованные возражения ФАС и они, скорее всего, будут поддержаны судами.

Читайте также:  Фиксированные платежи на 2022 год для ИП

Если АУ закупает у негосударственного поставщика услуги, которые, с одной стороны, не соотносятся с установленными полномочиями его учредителя, а с другой – не присутствуют в государственном (муниципальном) задании, законодательство о защите конкуренции не будет нарушено.


Впрочем, если автономное или бюджетное учреждение закупает у негосударственного поставщика услуги, которые, с одной стороны, не соотносятся с установленными полномочиями его учредителя (органа государственной власти или местного самоуправления), а с другой – не присутствуют в государственном (муниципальном) задании учреждения, федеральное законодательство о защите конкуренции здесь не будет нарушено. Ведь учреждение не передает негосударственному поставщику те услуги, оказывать которые ему поручил учредитель в рамках реализации своих полномочий.

Пример – закупка в августе 2017 года федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования (университет, Тюмень) услуг по проведению «Дня знаний» у ИП за счет внебюджетных средств в размере 737 тыс. руб.[14] Или другой случай. В июне 2017 года федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет, Екатеринбург) за счет внебюджетных средств заключило договор[15] на сумму 176 тыс. руб. с единственным поставщиком (ООО). Предметом договора стало оказание в г. Березники (Пермский край) услуг по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов в выборе специальностей, обучение по которым предлагает данный вуз, и техническому сопровождению образовательного процесса для студентов вуза, проходящих обучение по дистанционным образовательным технологиям (предоставление мультимедиа-зала для дистанционного участия студентов в образовательных мероприятиях вуза).

Такие закупки могут оплачиваться и бюджетными средствами. Например, в июле 2017 года за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет, Тверь) провело электронный аукцион[16] на оказание услуг по организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами в Крыму. В аукционе приняло участие одно ООО, с которым и был заключен контракт на сумму, равную начальной (максимальной) цене, – 1,4 млн руб. При этом в государственное задание учреждению на 2017 год включены только образовательные услуги (реализация программ бакалавриата, магистратуры, специалитета, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и т. д.). Ничего о культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работе в самом задании не говорится. Поэтому в данной ситуации учреждение самостоятельно оказывает образовательные услуги, установленные для него в задании, никому их не передает, но имеет возможность использовать часть средств субсидии на госзадание для развлечения, оздоровления и вовлечения в занятия физкультурой своих студентов.

Не происходит передачи услуг от учреждения негосударственному поставщику и тогда, когда учреждение закупает у этих поставщиков услугу, формулировка которой не соответствует формулировкам из государственного (муниципального) задания, но закупка которой необходима для оказания услуг по заданию. В качестве примера приведем широко распространенную практику закупки государственными центрами занятости услуг профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для безработных граждан. Сами учреждения оказывают гражданам государственную услугу «Направление для получения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности»[17] и для этого закупают образовательные услуги у образовательных организаций (чтобы было куда направлять безработных).


Если учреждение самостоятельно оказывает услуги, установленные в задании, никому их не передает, но при этом имеет возможность использовать часть субсидии на госзадание для удовлетворения иных нужд своей клиентской группы, закупка услуг в этой части допускается.


Поставщиками зачастую выступают тоже государственные учреждения, хотя есть и практика участия негосударственных поставщиков образовательных услуг. Например, в августе 2017 года краевое государственное бюджетное учреждение (центр занятости, Приморский край) провело электронный аукцион[18] для закупки образовательных услуг по профессиональному обучению по специальности «1С: управление торговлей (кладовщик)» для безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в силу законодательства РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Начальная (максимальная) цена контракта составила 308 тыс. руб. В аукционе приняли участие АНО дополнительного профессионального образования и частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Контракт был заключен с поставщиком, предложившим наименьшую цену – 303 тыс. руб. (АНО).

Встречаются и примеры, когда негосударственные поставщики «обходят» госучреждения. Так, в результате открытого конкурса[19] на оказание образовательных услуг для безработных (по специальности «Бухучет, анализ, аудит»), проведенного в июле 2017 года казенным учреждением (центр занятости, Москва), победителем стала АНО высшего образования, а федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования заняло только второе место. Хотя цена, предложенная госучреждением, была значительно ниже стоимостного предложения АНО (2,9 млн против 3,9 млн руб.), конкурсная комиссия, оценивая заявки по совокупности различных критериев, присудила победу негосударственному поставщику (значимость критерия «Цена контракта» составляла всего 40%).

А вот если центр занятости, скажем, будет не сам оказывать услугу по социальной адаптации безработных, а закупать эту услугу, передача ее на аутсорсинг уже налицо. Ведь соответствующий базовый (отраслевой) перечень содержит для государственных учреждений в сфере занятости именно такую услугу («Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» [20]). Подобная практика существует. В частности, в июле 2017 года государственное казенное учреждение (центр занятости, Московская область) провело запрос котировок[21] на оказание информационно-консультационных услуг по социальной адаптации безработных с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 40 тыс. руб. Заявки поступили от одной АНО и одного ООО. Контракт был заключен с АНО на сумму 40 тыс. руб. Правда, учреждение-заказчик являлось казенным, то есть претензий со стороны ФАС данная ситуация вызывать не должна.

Как выбрать внешнего юридического консультанта?

Чаще всего используется следующий алгоритм выбора внешнего юридического консультанта:

  1. определение потребности во внешнем консультанте;
  2. составление короткого списка кандидатов на основании рекомендаций менеджера, коллег и знакомых, рейтингов юридических фирм и собственного опыта;
  3. направление отобранным консультантам запроса на предложение юридических услуг, включающего краткое описание проекта, запрашиваемую информацию об опыте консультанта и составе рабочей группы, просьбу подтвердить отсутствие конфликта интересов и дать ценовое предложение;
  4. сравнение конкурсных предложений, выбор предпочтительного консультанта, проведение переговоров и подписание договора оказания услуг;
  5. проведение личного собеседования с кандидатами, определение победителя;
  6. заключение договора на оказание юридических услуг.

Законодательное регулирование

Суть аутсорсинга заключается в том, чтобы сконцентрировать все ресурсы предприятия на выполнении ключевых целей, то есть основном виде деятельности.

Все остальные задачи, что выполняют лишь поддерживающее значение или вспомогательные услуги передаются к обработке профессиональным организациям, что действуют в этой сфере.

Стоит отметить, что Гражданский кодекс РФ не нормирует взаимоотношения между участниками договора аутсорсинга по уровню оказания услуг. Таким образом, регламентируется договор согласно нормам ГК РФ, что влияют на все сферы взаимоотношений заказчика и подрядчика.

Исходя из п.1 ст. 421 ГК РФ юридические лица способны составлять договоры на выполнение любых услуг в свободном порядке. Обе стороны имеют право составлять договор, что вмещает в себя отдельные компоненты от различных нормативных документов и постановлений, в этом случае его называют смешанным.

В основном договорные отношения регламентируются согласно главе 39 ГК РФ, в которой описывается оплачиваемое оказание услуг. На основании договора организация-аутсорсер берет на себя обязанности выполнить описанные в документе действия, а заказчик обязан оплатить их согласно п.1 ст. 779 ГК РФ.

При составлении договора стоит соблюсти особую внимательность и учесть все требуемые пункты:

  1. В отношении чего заключается договор – указывается предмет оказания услуг;
  2. Возлагаемые обязанности и права на обоих участников договора. На этом этапе нужно максимально четко сформулировать задачу и необходимое качество оказываемых услуг;
  3. Порядок выполнения договора;
  4. Порядок, а также способ проведения оплаты;
  5. Ответственность с каждой из сторон, здесь указываются случаи, при которых наступает снижение или увеличение стоимости, а также отказ от сотрудничества;
  6. Способы решения споров;
  7. Продолжительность оказания услуг и действия договора;
  8. Другие условия.

В договоре на предоставление персонала стоит указывать все правовые ссылки и формулировки закона, чтобы документ невозможно было оспорить и за несоблюдение правил одной из сторон через суд можно было получить компенсацию.

Вы можете образец договора аутсорсинга.

Преимущества и недостатки аутсорсинга

Процессы аутсорсинга предусматривают использование чужих ресурсов для непрофильной деятельности компании. Привлечение квалифицированных исполнителей позволяет сосредоточить ресурсы на основных бизнес-процессах. Рассматривая аутсорсинг, преимущества и недостатки поддержки, эксперты отмечают несколько моментов. К выгодам делегирования функций относят:

  • сокращение финансовых расходов на начисление заработной платы штатному сотруднику или покупки дорогого лицензионного софта;
  • защиту от штрафных санкций при несвоевременном перечислении налоговых платежей;
  • улучшение инновационных возможностей организации;
  • обеспечение гибкости предприятия во время смены рыночной ситуации или потребностей потребителей;
  • сосредоточение на эффективности профильных операций;
  • качественное выполнение непрофильных функций за счет специализации аутсорсера.

К недостаткам использования сторонних кадров относятся утрата конфиденциальности информации, психологический аспект недоверия (на российском пространстве удаленные услуги только актуализируются). В числе минусов удаленной поддержки – риски убытков при некачественном выполнении услуг.

Аутсорсинг и его виды: общее представление

По самому слову можно понять, что оно заимствованное. Пришло оно в русский язык из английского, причём состоит это слово из нескольких, которые в переводе означают «ресурсы извне» или «внешний источник».

Важно знать! Иными словами, аутсорсинг – это привлечение человеческих ресурсов вне фирмы на определённое время для выполнения поставленных задач. То есть организация-заказчик передаёт компании-аутсорсеру часть своих функций. Это может быть, расчёт заработной платы, формирование графика отпусков, консультация по юридическим вопросам и другое.

Такое действие, как принято считать, позволяет существенно сэкономить на зарплате сотрудникам, которые работали бы в организации на постоянной основе.

Существует два направления специализации организаций-аутсорсеров:

  • имеющие узкую специализацию;
  • предоставляющие специалистов разных категорий и профессий.

Безусловно, второй вариант выгоднее первого.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *