IV. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «IV. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Благодаря своему образованию, кругу чтения и переписке с французскими мыслителями Екатерина II была прекрасно осведомлена о том, что нужно делать, чтобы улучшить жизнь в России. Страна, доставшаяся ей после дворцового переворота, кардинально отличалась от утопической картины свободного государства. Здесь царило крепостное право, между сословиями зияла огромная пропасть, а крестьянство было поголовно безграмотным.

Петр I все реже созывает Боярскую думу. В 1711 г. она прекращает свою деятельность. На смену Боярской думе приходит Сенат. Изначально он создавался как орган, временно замещавший царя, когда тот отправился в Прутский поход против Турции. После возвращения царя

Сенат превращается в высший судебный орган, а также занимается финансовым контролем и обсуждением законопроектов.

Реформируется отраслевое управление. С 1718 г. приказы заменяются коллегиями.

Коллегии – центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформгосударственного управления в 1717–1722 гг. и существовавшие до начала XIX в. В основу деятельности коллегий был положен коллегиальный принцип принятия решений.

Основное отличие коллегий от приказов состояло в том, что приказом его глава руководил единолично, а в коллегии решения принимались коллективно. Во главе коллегии стоял президент. Помимо него в коллегию входили вице-президент, 4 советника и 4 асессора.

Каждая коллегия разрабатывала для себя регламент с определением своей компетенции. В 1718 г. было образовано 9 коллегий. К началу 1720-х годов их число возросло до 12 (рис. 6.3).

Почему исчез абсолютизм?

В течение определенного времени абсолютизм способствовал формированию предпосылок для становления буржуазных отношений. При поддержке подобных режимов осуществлялась экспансия (что это?) в новые земли Америки, которая привела к первоначальному накоплению капитала и началу создания колониальных империй.

Елизавета I (1558—1603) и Людовик XIV (1654—1715), при которых в Англии и Франции абсолютистский строй достиг апогея (это как?), проводили жесткую политику протекционизма, защищая собственного производителя от конкурентов.

Со временем капиталистические порядки стали усиливаться и оказалось, что монархи старой формации стоят на пути прогрессивных веяний — сдерживают претензии на власть зародившейся буржуазии, мешают развиваться свободному и конкурентному рынку, а также препятствуют деятельности представительных органов.

Накопившиеся противоречия привели к серии буржуазных революций — сначала в Нидерландах, затем в Англии и Франции, а в феврале 1917 года и в России. Везде исход был одинаков — временное или постоянное падение монархии. В Англии, где власть короля реставрировали, ввели принцип «монарх властвует, но не правит».

В истории абсолютизм так и остался политическим строем, который заложил фундамент для перехода в новый формат общества, но не смог адаптироваться к вызревавшим буржуазным реалиям.

Основа государственного устройства

Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.

Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.

В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.

Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.

В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.

Читайте также:  Езда без света днем штраф в 2023 году

Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.

Тесты на тему «Абсолютизм в России и его кризисное состояние 1762-1801 гг.»

Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха.

Отличается отсутствием сословно-представительских органов, что полностью нивелирует влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Имеет четкую социальную опору, например, европейские монархии делали ставку на дворян, обеспечивая их привилегиями.

Рассуждая что такое абсолютизм, нужно четко понимать его признаки, которые позволяют отличить эту форм правления от парламентской и конституционной монархии. К ним относятся:

  1. концентрация всей власти в руках царя, короля или императора;
  2. разветвленный бюрократический аппарат;
  3. формирование верноподданнических настроений;
  4. наличие социальной опоры в лице дворян;
  5. включение церкви в систему госаппарата;
  6. проведение единой экономической политики;
  7. обоснование «божественной» сущности власти монарха;
  8. пышный придворный церемониал.

С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.

Можно выделить ряд основных изменений:

  • Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
  • Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
  • Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
  • Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
  • Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
  • Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

Тесты на тему «Абсолютизм в России и его кризисное состояние 1762-1801 гг.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по истории России

«Просвещенный абсолютизм в России и его кризис 1762-1801 гг.»

Учитель истории и обществознания

Никишина Алина Алексеевна

Отметьте первые мероприятия Екатерины II :

а) разделение Сената на шесть департаментов

б) отмена обязательной дворянской службы

в) секуляризация церковных земель

г) ликвидация гетманства на Украине

д) ограничение дворянской службы 25 годами

е) приглашение в Россию переселенцев из Западной Европы

ж) издание «Устава благочиния»

з) отмена крепостного права

и) объявление винокурения дворянской монополией

Отметьте источники для составления «Наказа» Екатерины II депутатам Уложенной комиссии:

а) «Общественный договор» Ж.Ж. Руссо

б) «О духе законов» Ш.Л. Монтескье

в) законодательство Петровской эпохи

г) Соборное уложение 1649 г.

е) материалы Уложенной комиссии Елизаветы Петровны

ж) «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа

Отметьте государственных деятелей, занимавшихся реформами образования в правление Екатерины II :

г) Ф.И. Янкович де Мириево

Отметьте цифрой 1 события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., 2 – войны 1787-1791 гг.:

а) Чесменское сражение

б) битва при Фокшанах

г) захват Крыма русскими войсками

е) битва при Калуге

ж) вступление Швеции в войну с Россией

з) битва у м. Калиакрия

к) Кучук-Кайнарджийский мир

5. Отметьте черты народного восстания под предводительством Е.И. Пугачева:

а) участие в движении нерусских народов

б) исключительно казацкий характер движения

в) крайняя жестокость восставших

д) попытки организации армии по образцу регулярной

е) совершение грабительских походов по Каспийскому морю

ж) создание восставшими своих органов управления

з) возникновение непосредственной угрозы взятия Москвы

и) осада восставшими городов

6. Отметьте тех, кто участвовал в подавлении восстания под предводительством Е.И. Пугачева:

7. Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма:

б) крепостное крестьянство

в) заводские рабочие

ж) государственное крестьянство

б) Восточная Белоруссия

д) польская часть Литвы

9. Отметьте цифрой 1 территории Польши, отошедшие к России, 2 – к Пруссии по раздлу 1795 г.

Однако сам созыв 45Уложенной комиссии как сословно-представительного совещания ока- зался ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Выборы депутатов в Уложенную комиссию проходили весной 1767 г.

Читайте также:  Сроки открытия охоты осень 2023 Владимирская область

Более 45% депутатов были потомственные и личные дворяне. Осталь- ную массу депутатов составляли выборные представители от городских жителей, государственных крестьян, мелких служащих, казаков, инород- цев. Всего в Комиссии было 565 депутатов.

Они должны были привезти с собой наказы от своих избирателей с изложением их нужд и пожеланий.

От обширной массы крепостных крестьян не было представителей, и го- лос ее не был слышен в комиссиях. Законодательная Комиссия была торжественно открыта в Москве в Грановитой палате 30 июня 1767 г.

На общем собрании Комиссии был заслушан «Большой наказ» (Наказ императрицы), а потом читались и обсуждались частные наказы.

Работа Комиссии закончилась в дек.

Основные черты политики «просвещенного абсолютизма» в России

— Попытка создать принципиально новую систему права;

— конфликт между целями («общее благо») и средствами достижения («принуждение»);

— опора на дворянство за счет наступления на интересы других сословий;

— отрыв от реальных условий общественного развития.

Павел I (1796-1801) — идея удержать и усилить самодержавную власть связывалась в сознании Павла I уже не с «просвещенным абсолютизмом», а с опорой на авторитарную силу. Крестьянская политика при Павле I была продолжением тенденций, существовавших во времена Екатерины. В руки помещиков было передано около 600 тыс. государственных крестьян, жестоко подавлялось малейшее проявление недовольства в крестьянской среде. Вместе с тем, желая ослабить социальную напряженность в деревне, Указ 1797 г. о трехдневной барщине рекомендовал помещикам ограничить эксплуатацию крестьян на барской запашке тремя днями в неделю; было запрещено продавать «с молотка» дворовых и крестьян без земли. Была предпринята попытка предельно централизовать государственное управление. Значительно выросла роль генерал‑прокурора Сената, повсеместно ограничивалась коллегиальность в управлении.

Таким образом, на протяжении XVIII в. законодательно оформился сословный строй в России.

Суть понятия просвещенный абсолютизм

Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.

Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.

Основные признаки:

  • совершенствование управления с помощью аппарата государственных чиновников;
  • уничтожение системы вассалитета, крупные феодалы становятся подданными монарха;
  • появление крупных армий с высокой ролью артиллерии;
  • возникновение прослойки капиталистов и зажиточных крестьян, заинтересованных в сильной власти короля;
  • защита внутреннего рынка от иностранных товаров пошлинами, исчезновение внутренних таможен, поддержка отечественных производителей.

Роль карателей, поставленных во главе воинских команд, вооруженных, помимо огнестрельного оружия, еще и артиллерией, была поручена сначала А. А. Вяземскому, а затем А. И. Бибикову.

Одновременно с решением судьбы наследия императрица начала с того, с чего начинали ее предшественницы, — с приведения органов власти в соответствие со своими вкусами и потребностями.

Ей нетрудно было это сделать, ибо воспитатель наследника Н. И. Панин предложил проект реформы Сената и создания нового учреждения — Императорского совета. Смысл его предложения состоял в разделении Сената на шесть департаментов, каждый из которых должен ведать определенными сферами управления: юстицией, военно-морскими делами, промышленностью и т.

д. С реализацией проекта исчезнет возможность уклоняться от обсуждения дел, прятаться за спину более активных сенаторов, ибо в каждом департаменте будет присутствовать 5—6 человек; реформа должна была повысить производительность труда и ускорить решение дел. Императрица утвердила этот проект Н.

Для Екатерины понятие вольности ограничивалось законом. То есть гражданин мог делать все, что ему угодно, в рамках того пространства, которое давали ему нормы, принятые на государственном уровне. Императрица считала, что положение вещей, когда крестьянин хотел равняться на барина и т. д., могло быть гибельным для России.

В своем Наказе Екатерина упомянула о «народном умствовании». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были ориентироваться на те нормы, которые были приняты в обществе среди обычных жителей. Иначе говоря, они не должны были противоречить менталитету крестьянства, мещан и т. д.

В этом и была сущность просвещенного абсолютизма. Екатерина желала модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к собственным гражданам, при этом не меняя основных норм государства. Когда много лет спустя в России зародилось народовольческое движение, студенты-революционеры стали «ходить в народ» — путешествовать по деревням и распространять там собственные прокламации о необходимости свержения самодержавия. Итог таких акций, как правило, был печален. Народовольцев хватали сами крестьяне и сдавали их жандармам. Подобные примеры хорошо демонстрируют важность менталитета – того, что Екатерина назвала «народным умствованием».

Читайте также:  Что делать если чужая машина заблокировала выезд во дворе что делать

Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.

В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд. Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).

Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.

Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.

Просвещенный абсолютизм в Европе

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий, оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чём можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II, который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии-Терезии унаследовал австрийские владения. В своё десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провёл целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землёй. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

Дворянская и городская политика

Период правления Екатерины II называют «золотым веком российского дворянства», ибо в это время дворянское сословие получило наибольшее количество различных прав и привилегий, что способствовало его превращению фактически в правящее сословие. Екатерина старалась обеспечить себе поддержку среди дворян, поэтому предоставляла им значительные выгоды.

Кульминацией этой политики стала изданная в 1785 г. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» или «Жалованная грамота дворянству», где законодательно закреплялись и устанавливались все дворянские права. Впервые Манифест о вольности дворянства был выпущен еще при Петре III в 1762 г., но Екатерина приняла решение изменить этот документ, ибо, по ее мнению, он не предоставлял дворянству должной свободы. Собственно, на протяжении всего XVIII в. дворяне получали все больше привилегий, которые и были закреплены в этой грамоте и к которыми были прибавлены новые свободы. Итак, основными положениями Жалованной грамоты были:

Основы и признаки просвещенного абсолютизма

Для просвещенного абсолютизма характерна неограниченная власть монарха, которая опирается на мощный аппарат чиновников, суд и регулярную армию. Даже церковь полностью зависима от самодержца, без его согласия и благоволения не проходит не одно мероприятие. Духовенство проповедует среди подданных мысль о том, что власть государю дана от Бога.

Верховный правитель, наделенный абсолютной властью, имеет обязанности перед своим народом и стремится сделать его жизнь качественно лучше. Образованный мудрый монарх на троне – залог процветания страны. Его политика основана на справедливом правлении, а не на применении грубой силы для установления нужного порядка. Родоначальником данной теории считают английского философа-материалиста Томаса Гоббса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *