Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

Как применять ставки платы за НВОС

Постановление № 437 применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 года. Это значит, что плата за сбросы, выбросы и отходы в 2023 году считается по указанным в нем ставкам.

Отчетным периодом по платежам за НВОС является календарный год. Окончательно рассчитаться с бюджетом нужно до 1 марта года, следующего за отчетным. А до этого природопользователь вносит ежеквартальные авансовые платежи до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Это значит, что ставки платы по Постановлению № 437 будут применяться в плате за НВОС:

  • 20 апреля 2023 года;
  • 20 июля 2023 года;
  • 20 октября 2023 года;
  • 1 марта 2024 года.

Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.

При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.

Отчетность по платежу

До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение — 5 класс опасности).

Пятикратный повышающий коэффициент

Пятикратный повышающий коэффициент установлен Порядком № 632 и применяется:

– при сверхлимитном загрязнении окружающей природной среды (пункт 5 Порядка № 632);

– отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При этом вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 Порядка № 632).

Пятикратный повышающий коэффициент должен быть, в частности, применен в случае, когда у природопользователя, осуществляющего размещение отходов, отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Читайте также:  Грамотная покупка подержанного автомобиля

Размер платы в таком случае определяется согласно пункту 5 Порядка № 632, а именно:

– соответствующие ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов умножаются на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами;

– затем полученные произведения по видам загрязнения суммируются;

– полученные суммы умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.

Добавим, что полученная сумма умножается на иные коэффициенты, в частности, на коэффициент индексации и коэффициент, учитывающий экологический фактор, поскольку эти коэффициенты учитываются во всех случаях расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 5.9 Указаний 1993 г. к сверхлимитным объемам размещения отходов относятся:

– неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции;

– объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;

– объемы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.

Указаниями 1993 г. пятикратный повышающий коэффициент установлен также:

– за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка). Это установлено пунктом 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г.;

– нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей (пункт 4.7 приложения 1 к Указаниям 1993 г.);

– нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов (абзац 2 пункта 4.8 приложения 1 к Указаниям 1993 г.).

В таблице 1 показано, какие коэффициенты нужно применять при расчете платы за разные виды загрязнений.

Таблица 1

Коэффициенты платы экологического назначения

Вид загрязнения

Коэффициент экологической значимости

Коэффициент, характеризующий ту или иную территорию

Коэффициент, учитывающий инфляцию

Коэффициент 1,2

Коэффициент места расположения объекта размещения отходов

Выбросы стационарными объектами

применяют

применяют

применяют

применяют

не применяют

Выбросы передвижными объектами

применяют

применяют

применяют

применяют

не применяют

Сбросы

применяют

применяют

применяют

не применяют

не применяют

Размещение отходов

применяют

применяют

применяют

не применяют

применяют

Порядок внесения платы за загрязнение окружающей среды и КБК в 2022 году

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды в 2022 году следует составлять так же, как и поручения на уплату налогов (страховых взносов) — то есть, по общим правилам. Учтите, что сумму оплаты необходимо перечислять в банк одним платежным поручением на счета территориальных управлений Федерального казначейства. Об этом говорится в письме Минфина России от 24.07.200803-06-06-04/1.

Заполняя платежные поручения, укажите КБК Росприроднадзора, который является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ перечисляют по месту нахождения стационарного источника негативного воздействия, а плату за размещение отходов – по месту нахождения объекта, где размещают отходы.

В поле 101 укажите статус плательщика 08 для организаций и ИП. Остальные реквизиты для платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора.

Таким образом, в 2022 году КБК для уплаты следующий: 048 1 12 010X0 01 6000 120, где X — вид загрязнения окружающей среды.

Коэффициент индексации платы — средневзвешенная величина изменения цен по отношению к рассматриваемому периоду базового года. Принимается по официальным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

Коэффициент экологической ситуации К1 — величина, характеризующая усредненное значение превышения существующего загрязнения различных типов территорий, водных объектов. При его определении учитывались фоновое загрязнение территорий и водных объектов, прогнозные данные по их загрязнению, условия и характер рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе, показатели относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов, плотность населения.

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Штрафы за нарушение правил уплаты платежа 1 января 2015 года (в тыс.руб.):

Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан
Умышленное искажение или скрытие информации:

— о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

— о загрязняющих источниках;

— о возникновении радиации.

20-80 3-6 0,5-1
Умышленное искажение или скрытие данных:

— полученных в результате проведения плана по экономическому контролю;

— в заявлении при постановке на учет;

— в декларации;

— отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов.

20-80 3-6 0,5-1
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100
Читайте также:  Заявление на вид жительство 2023 Москва для Белорусов

За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

→ → Актуально на: 18 февраля 2023 г. Организации и ИП, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить за это отдельную плату.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения такой платы осуществляет Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) (, , ). О расчете платы за негативное воздействие в 2023 году расскажем в нашей консультации.

Плата за негативное воздействие зависит от его вида.

Различают следующие виды вредного воздействие на окружающую среду ():

  1. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  2. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
  3. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Для чего используется дефлятор

Индекс цен и коэффициент-дефлятор — это довольно схожие понятия. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов и применяется для пересчета текущих цен к базовым.

Дефлятор утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой отрасли экономической деятельности. В 2020 году установили индекс-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития № 720 от 30.10.2020, а вот приказ Минэкономразвития по индексу-дефлятору на 2022 год пока не подписан. Индекс — это базовая постоянная, которая применяется в течение нескольких периодов в будущем. Дефляционный коэффициент используют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:

Дефлятор применяют для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с индексом-дефлятором.

Как использовать дефлятор в гособоронзаказе

Дефлятор применяют и в государственном оборонном заказе. В приказе Минэкономразвития 190 от 01.04.2020 утверждены актуальные индексы по ГОЗ.

Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения используют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работам и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.

Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания.

Заказчик ГОЗ обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.

Как дефлятор применяют в закупках

Помимо налоговой политики государства, дефлятор применяется и в закупочной деятельности. Государственные и муниципальные закупки реализовываются с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», заказчики используют коэффициент инфляции на 2021 год для расчета НМЦК при определении начальной максимальной цены контрактов на закупку товаров, работ, услуг. При расчете НМЦК закупки необходимо учитывать динамику ценовых критериев. Анализ проводится по отраслевым дефляторам. Например, индекс-дефлятор тарифов на электроэнергию определяется отдельно для розничных потребительских цен и оптовых цен. Специалисты в сфере закупок анализируют региональные ценовые позиции и сверяют полученные сведения с конкретными ценовыми предложениями.

Предварительный анализ и использование индекса позволяют определять НМЦК закупки на реальном уровне: без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.

Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор для смет при определении начальной максимальной цены контракта (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ).

Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются при расчете корректировки на инфляцию, то есть изменении первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла из-за инфляции или иных причин. Возможность корректировки цены контракта прописывают в положении о закупках организации.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Кроме того, в расчете может участвовать стимулирующий коэффициент, а также дополнительный коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами ().

Читайте также:  Как получить визу в США 2023 году для граждан России

Платежная база для расчета платы – это объем или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов (). База определяется плательщиками самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (). Ставки платы за негативное воздействие, применяемые в 2016-2018 гг., и коэффициенты установлены , а также .

А ставки на 2023 год определяются путем умножения ставок, установленных на 2023 год, на коэффициент 1,04. Подробнее о ставках «за грязь» в 2016-2023 году написано в . Отчетным периодом по платежам «за грязь» является календарный год ().

Плату по итогам года необходимо внести не позднее 1 –го марта следующего года ().

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2021 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2020 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.

Коэффициент Особенности размещения отходов
1 Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).
2 0,3 Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.
3 0,33 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.
4 0,49 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.
5 0,5 Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.
6 0,67 Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2021 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *