Вопрос 10 Выдача лиц, совершивших преступление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 10 Выдача лиц, совершивших преступление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным. Однако если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, применению подлежат такие принципы, как принцип гражданства, специального режима, универсальный и реальный.

Кого Россия не выдает иностранным государствам даже в случае совершения преступления?

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Какие лица находящиеся на территории РФ не могут быть выданы иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора?

Выдача лица не допускается, если:1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства овыдаче, является гражданином Российской Федерации;2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства овыдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностьюпреследований в .

Можно ли выдать другому государству гражданина РФ?

Гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы на основе международных соглашений и договоров.

Что будет если совершить преступление и уехать в другую страну?

Согласно ст. 12 Уголовного кодекса РФ, граждане РФ, совершившие преступление вне пределов РФ подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступление в государстве, на территории которого было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Каков порядок выдачи лиц, совершивших преступление?

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г.

Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г.

, сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. — Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. — Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.

Выдача лиц, совершивших преступление

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция), − это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.

Выдача возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения.

Конституция РФ устанавливает: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации» (ч. 2 ст. 63).

Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам.

Если российский гражданин совершил преступление за границей, то он может быть выдан в Россию для дальнейшего расследования и суда по законодательству Российской Федерации. В этом случае, его права и законные интересы защищены в соответствии с международными договорами.

В практике правовой ответственности за преступления вне границ государства существуют определенные категории преступлений, в отношении которых может быть применен российский уголовный кодекс. Кроме того, в России действует закон об отмывании доходов, предусмотренных за счет совершения преступлений.

Перед выдачей российского гражданина в иностранный суд, ему должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие его гражданство РФ и права на защиту в родной стране. Также возможно обжалование решений иностранных судов в российском исполнительном органе.

При возвращении в Россию, лицо, совершившее преступление за границей, может быть привлечено к ответственности по действующему законодательству. Все его права и интересы, как и у других граждан, защищены законом. Также может быть применен закон об отмывании доходов, предусмотренных за счет совершения преступлений.

В данное время происходят изменения в правовой практике по действию этого закона и его применению в отношении граждан, находящихся в банках и имеющих доходы от деятельности, связанной с легализацией денежных средств, полученных иным путем. Все права и интересы граждан при этом защищены законом.

Читайте также:  Кому выплачивается страховка при несчастном смертельном случае в 2023 году

Подписан закон о возможности призыва осуждённых на службу по контракту, за исключением совершивших тяжкие преступления

Документы

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 20 июня 2023 года и одобрен Советом Федерации 21 июня 2023 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральным законом в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» вносятся изменения, предусматривающие возможность
    заключения контрактов о прохождении военной службы в Вооружённых Силах
    Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения и в военное время с гражданами, признанными ограниченно годными к военной службе
    (при отсутствии заболеваний, определённых перечнем, утверждённым Минобороны России),
    с гражданами, имеющими судимость (за исключением судимости за совершение
    некоторых видов преступлений), с гражданами, совершившими преступления
    небольшой или средней тяжести (за исключением некоторых видов преступлений), в отношении которых предварительное расследование приостановлено по ходатайству
    командования воинской части, а также с гражданами, отбывшими наказание в виде
    лишения свободы, судимость которых снята или погашена.

Федеральным законом предусматривается организация воинского учёта в отношении
граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Порядок и особенности
воинского учёта таких граждан будут определяться Положением о воинском учёте.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что
Минобороны России определяет особенности заключения контрактов о прохождении
военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения и в военное время с гражданами, имеющими судимость,
совершившими преступления небольшой или средней тяжести, в отношении которых
предварительное расследование приостановлено, а также с гражданами, отбывшими
наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена. Также
Федеральным законом предусматриваются основания для увольнения таких лиц с военной службы.

Что понимать под выдачей (экстрадицией)?

Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

Граждане РФ не подлежат экстрадиции

Согласно ст. 61 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Часть 1 ст. 13 УК РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Часть 1 ст. 13 УК РФ, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК РФ.

Категорический запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, этому государству основывается на принципе гражданства действия уголовного закона в пространстве, закрепленном в статье 12 УК РФ.

Комментарий к Статье 13 УК РФ

1. Под выдачей понимается передача по запросу и при определенных условиях одним государством другому (или международному уголовному суду) находящегося на его территории лица для привлечения к УО или исполнения обвинительного приговора, вынесенного судом запрашивающего государства (или международным уголовным судом).

1.1. Не следует смешивать институт выдачи для приведения приговора (см. гл. 54 УПК РФ) в исполнение с передачей лица, осужденного к лишению свободы в одном государстве, для отбывания наказания в государстве его гражданства или постоянного местожительства (см. гл. 55 УПК РФ).

2. В соответствии с ч. 1 коммент. статьи граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Часть 1 ст. 61 Конституции содержит более жесткую формулировку: гражданин Российской Федерации вообще не может быть выдан иностранному государству. Следовательно, граждане Российской Федерации, находящиеся на ее территории, не подлежат также выдаче: а) в случае совершения преступления не только на территории иностранного государства, но и на территории РФ или вне территории какого-либо государства (например, в открытом море вне судна, зарегистрированного в каком-либо государстве); б) любому иностранному государству, а не только государству, на территории которого они совершили преступление.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Действие уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве основано на территориальном принципе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ лицо, которое совершило преступление на ее территории, подлежит привлечению к уголовной ответственности по настоящему Кодексу. Из смысла закона следует, что он распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они совершили преступление на территории РФ. Территориальный принцип действия уголовного закона также косвенно вытекает из ст. 4 Конституции РФ, в которой говорится о том, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а сама Конституция РФ и принятые в соответствии с ней федеральные законы имеют верховенство и должны соблюдаться на всей территории России.

В свою очередь ст. 67 Конституции РФ гласит о том, что территория России включает в себя:

  • все территории ее субъектов,
  • внутренние воды,
  • территориальное море,
  • воздушное пространство над ними.

Комментарий к статье 13 УК РФ

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.
2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Читайте также:  Нарколог не подписывает медкомиссию на работу на учете не состою

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.
3. В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:
а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;
б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;
в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).
В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора .
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.

4. Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012), определено, что Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5) . Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.
———————————
См. также: Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Отдельные аспекты ответственности иностранных граждан

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, подлежит ответственности согласно нормам российского права. Из этого следует, что обязательным условием для привлечения к ответственности иностранного гражданина является его виновность.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК РФ виновным признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Аналогичные формы вины установлены ст.

2.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, одной из таких обязанностей является соблюдение российского законодательства. Несоблюдение законодательства иностранными гражданами предполагает привлечение их к административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной или дисциплинарной ответственности наравне с гражданами РФ.

Иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ, что соответствует принципам и нормам международного права, В подавляющем большинство статей КоАП РФ, содержащих составы, субъектами правонарушений которых могут быть иностранные граждане, данные субъекты правонарушения (иностранные граждане) указываются в качестве квалифицирующих признаков состава: например, ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ — пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ — незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ и т.д .

Кроме этого, субъектами ряда административных правонарушений КоАП РФ являются только иностранные граждане: ст. 18.8 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ; ст. 18.9 КоАП РФ — незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ; ст. 18.11 КоАП РФ — нарушение миграционных правил; ст.

18.20 КоАП РФ — нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента; ст. 19.27 КоАП РФ — представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета.

Вместе с тем незаконное пересечение государственной границы иностранным гражданином может послужить основанием для привлечения данного лица к уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ. Под пересечением границы в данном случае будет пониматься «ее пересечение без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ без надлежащего разрешения, полученного в установленном законом порядке».

Читайте также:  Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

К работающим в России на законных основаниях по трудовому договору иностранным гражданам при совершении ими дисциплинарного проступка в сфере трудовых отношений могут быть применены такие меры, как замечание, выговор или увольнение. При невыполнении иностранными гражданами гражданско-правового обязательства на территории РФ при совершении сделок иностранные граждане подлежат гражданско-правовой ответственности в виде уплаты неустойки, возмещения убытков или упущенной выгоды.

Некоторые нормативные правовые акты РФ за незаконное осуществление какой-либо деятельности или за совершение правонарушения иностранными гражданами предусматривают различные виды ответственности. Так, ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает, что за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Исходя из видов ответственности иностранных граждан в РФ, одной из наиболее радикальных мер, применяемых к ним, является выдворение за пределы РФ. Выдворение иностранных граждан может выступать как мерой административного предупреждения, так и мерой административного пресечения и мерой административного взыскания.

Отдельного внимания заслуживают вопросы привлечения к ответственности иностранных граждан за совершение правонарушений за пределами территории РФ. УК РФ содержит общие нормы, в соответствии с которыми иностранные граждане подлежат уголовной ответственности за преступления, совершенные на территории РФ. Вместе с тем они могут нести уголовную ответственность за преступления, совершенные вне пределов РФ, если преступление имеет характер, направленный против интересов РФ либо граждан РФ, в случаях, предусмотренных международным договором, если эти лица не были осуждены в другом государстве за данное преступление и не привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ в настоящее время (ст.

12 УК РФ).

Во всех иных случаях совершения преступления вне пределов РФ иностранными гражданами они подлежат выдаче иностранному государству, в котором было совершено преступление.

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской республике

  • Версия для печати
  • Ссылка на страницу
  • Отправить по почте

Комментарий к статье 13 Уголовного Кодекса РФ

В соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Это положение закреплено и в ст. 13 УК РФ. В этой связи выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.

Выдача лиц, совершивших преступление, представляет собой передачу лица, совершившего преступление, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в отношении такого лица приговора суда.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

В международной практике сложилась общая тенденция, в соответствии с которой выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам. Поэтому лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Здесь следует отметить, что в международном и национальном законодательстве государств отсутствует четкое определение преступления (например, политического), совершение которого исключает выдачу. Поэтому проблема выдачи решается в ряде случаев достаточно сложно и нередко не на основе права, а исходя из политических и иных конъюнктурных позиций. Подобного рода решения известны российской правоприменительной практике, когда нашей стране отказывали в выдаче лиц, совершивших преступления.

Статья 1 УК (ч. 1) гласит: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс».

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2.

Сущность территориального принципа, который является основным, заключается в том, что все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ее Уголовным кодексом. При этом не имеет значения, являются ли эти лица гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства или иностранцами.

К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др.

Действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников и др.).

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. В случае, когда совершенное деяние признается преступлением также и в государстве, на территории которого оно совершено, то возложение уголовной ответственности по УК РФ исключается, если в отношении указанных в законе лиц (ч. 1 ст. 12 УК РФ) имеется решение суда иностранного государства.

В дополнение к первым двум принципам существуют еще два, значительно увеличивающие пространство действия российского уголовного закона. Это реальный и универсальный принципы.

Уголовная ответственность граждан, проживающих в РФ и совершивших преступление вне ее пределов.

УК РФ 12 статьей закреплены нормы закона о привлечение к ответственности российских граждан, совершивших преступление, находясь в зарубежных странах.

Здесь имеет место принцип национальности и гражданства людей, какие совершили преступления в том или ином виде, по которому нормы УК РФ распределяются в пространстве. Смысл в том, что для граждан РФ, где бы они не находились, применяется законодательство России. За преступление, которое совершено русскими гражданами, даже если они находятся вне территории родины, привлекаются нести уголовную ответственность по УК РФ, так что наказание их ждет по российскому закону.

Конституция России дает основное понятие о том, что нельзя нести ответственность за одно преступление дважды.

Основываясь на главный закон страны, уголовным кодексом предусмотрено:

  • привлечение граждан, совершивших преступления вне РФ, а также людей, не имеющих гражданства вообще, но живущих в России, возможно лишь только, если они не были уже приговорены к наказанию за содеянное преступление в зарубежной стране;
  • только в том случае, когда действия граждан признаны преступными на территории государства, где они были совершены, привлечение к уголовной ответственности необходимо.

Если после того, как российским гражданином было совершено преступление, он вернулся в Россию, его могут привлечь нести ответственность, и это будет соответствовать законодательству, но не более пределов мер, принимаемых в стране, где совершено преступление.

Следует, однако, учитывать, что при осуждении граждан, совершивших преступные деяния вне родины, берется к вниманию, какие меры могли бы быть применены за содеянное преступление в стране, где совершен сам факт преступления. Максимальное наказание ни в коем случае не может превышать наказания, предусмотренного в зарубежье в таких случаях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *