Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности почему их выполнение необходимо ответ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности почему их выполнение необходимо ответ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.

Дополнительные права и обязанности для сотрудников

Основные обязательства и права никак не препятствуют возможному появлению дополнительных. Раздел 12 ТК РФ декларирует такие правомочия обеих сторон.

Те или иные обязанности, возлагаемые на работника в дополнение к основным, должны быть зафиксированы в специальных документах (положениях, инструкциях, дополнениях к трудовым договорам). На них должно быть получено разрешение обеих сторон, что подтверждается подписями на соответствующей документации.

Одностороннее введение дополнительных обязанностей сверх перечня обязательных не допускается.

Точно так же может быть расширен перечень прав: дополнительные права сотрудников также должны найти свое отражение в локальных нормативных актах. Их принятие к обоюдному исполнению фиксируется подписями обеих сторон.

Берегите себя: что нужно знать об охране труда

  • Регистрируйте все инструктажи по охране труда в журналах проведения инструктажей. Обеспечьте, чтобы инструктируемый и тот, кто проводит инструктаж, расписывались в журнале. Проставляйте дату проведения инструктажей. Храните журнал регистрации вводного инструктажа в службе охраны труда, журналы регистрации иных инструктажей — в структурных подразделениях организации.
  • В Порядке обучения по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, не указано, должны ли быть прошиты и пронумерованы журналы регистрации инструктажей. Рекомендуем страницы журнала пронумеровывать, прошнуровывать, подписывать лицом, проводящим инструктаж, и скреплять печатью организации.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Перечень сотрудников, освобожденных от инструктажей 624.6 КБ

  • Приказ об организации инструктажей 628.9 КБ

  • Программа вводного инструктажа по охране труда 634.3 КБ

  • Программа первичного инструктажа 632.9 КБ

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений.

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев.

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем. Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства. Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы.

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности.

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай.

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожае��.

До сих пор мы в основном говорили о действиях, которые должны выполнять государство и работодатель. Однако сохранение жизни и здоровья работников зависит и от них самих.

Итак, на предприятии каждый сотрудник обязан:

  • выполнять требования охраны труда;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при травмах;
  • немедленно извещать руководителя об опасных ситуациях, несчастных случаях на производстве и об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить обязательные медосмотры.

Также работник должен проходить инструктажи по безопасности труда. Всего их существует пять видов:

  1. Вводный. Проводится при поступлении на работу (обязателен и для практикантов). Ответственный за этот инструктаж — специалист по охране труда.
  2. Первичный. Ожидает новичков на конкретном рабочем месте, проводит его непосредственный руководитель.
  3. Повторный. Обязателен для всех работников, прошедших первичный инструктаж. Периодичность — раз в полгода.
  4. Внеплановый. Проводится при изменении нормативных актов по охране труда, установке нового оборудования или для «разбора полетов» после несчастного случая на производстве.
  5. Целевой. Этот вид инструктажа обязаны проходить исполнители разовых и особо опасных работ, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, а также участники массовых мероприятий (к примеру, корпоративной спартакиады).

На работу мы ходим трудиться, поэтому главное, на что имеет право каждый из нас, — это на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечивать эти условия обязан работодатель.

Так, именно работодатель отвечает за безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений. Он же приобретает средства защиты и проводит за свой счет обязательные медосмотры.

❗ Важно! Отдельные категории работников имеют право на дополнительные гарантии в сфере охраны труда. Речь идет о женщинах и подростках.

Беременных женщин нельзя направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни.

Готовитесь к рождению малыша? Работодатель должен снизить для вас нормы выработки или перевести на другую работу, где нет вредных производственных факторов. Все, что для этого нужно, — представить медицинское заключение (справку о беременности) и написать заявление о переводе на легкий труд.

Женщин с детьми в возрасте до 3 лет направлять в командировки и привлекать к названным работам разрешается только с их письменного согласия.

Несовершеннолетних работников запрещается привлекать к целому ряду работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда. Подростки не смогут устроиться на сталелитейный завод или на шахту, в ночной клуб или алкогольный магазин. Под запретом также вахтовый метод и совместительство.

Кроме того, подростков нельзя отправлять в командировки и просить работать сверхурочно.

Еще один важный момент — продолжительность рабочего времени. Она зависит от возраста работника:

  • от 14 до 16 лет: не более 24 часов в неделю;
  • от 16 до 18 лет: не более 35 часов в неделю.

Подросток хочет подрабатывать в свободное от учебы время? Тогда продолжительность его рабочей недели сократится вдвое от возрастных норм: до 12 или 17,5 часа соответственно.

Несовершеннолетних разрешено принимать на работу только после предварительного медосмотра. В дальнейшем медосмотр проводится ежегодно, пока юному сотруднику не исполнится 18 лет.

Охрана труда несовершеннолетних подразумевает также удлиненные отпуска — не менее 31 календарного дня. Отпуск можно использовать в любое удобное время.

Памятка специалисту: условия труда, которые обязан предоставить работодатель

9. Организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ для конкретных видов выполняемых процессов и работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

10. Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

11. К опасным зонам с постоянным присутствием опасных производственных факторов в строительном производстве, отражаемым в организационно-технологической документации на строительное производство, относятся:

  • Места на расстоянии ближе 2 м от неизолированных токоведущих частей электроустановок
  • Места на расстоянии ближе 2 м от неогражденных (отсутствие защитных ограждений) перепадов по высоте 1,8 м и более либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м

12. К опасным зонам с возможным воздействием опасных производственных факторов относятся:

  • Участки территории строящегося здания (сооружения)
  • Этажи (ярусы) зданий и сооружений, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования
  • Зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов
  • Места, над которыми происходит перемещение грузов кранами

13. На границах зон с постоянным присутствием опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон с возможным воздействием опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

14. Для исключения работ на высоте в организационно-технологической документации на строительное производство предусматриваются преимущественное первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов и проемов).

15. В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее – средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции
  • Пути и средства подъема работников на рабочие места при строительстве зданий и сооружений выше 5 этажей с установкой пассажирских подъемников и (или) лифтов
  • Грузозахватные приспособления, позволяющие осуществлять дистанционную расстроповку длинномерных и крупногабаритных строительных конструкций

16. В целях предупреждения падения с высоты перемещаемых краном строительных конструкций, изделий, материалов, а также потери их устойчивости в процессе монтажа или складирования в организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Средства контейнеризации или тара для перемещения штучных или сыпучих материалов, а также бетона или раствора с учетом характера и массы перемещаемого груза и удобства подачи его к месту работ
  • Грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), соответствующие массе и габаритам перемещаемого груза, условиям строповки и монтажа
  • Способы строповки, обеспечивающие подачу элементов конструкций при складировании и монтаже в соответствии с проектными решениями
  • Приспособления (пирамиды, кассеты), обеспечивающие устойчивое хранение элементов строительных конструкций
  • Порядок и способы складирования строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования
  • Способы временного и окончательного закрепления конструкций
  • Способы удаления отходов строительных материалов и мусора
  • Защитные устройства (защитные улавливающие сетки, защитные перекрытия, козырьки или другие) при необходимости

17. Перед началом строительного производства на территории действующего объекта (в том числе действующих административных, производственных и иных зданий) работодатель и руководитель (полномочный представитель руководителя) хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект, должны оформить акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории действующего объекта строительного производства (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №1 к Правилам) и наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и (или) опасных производственных факторов (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №2 к Правилам) (далее соответственно – акт-допуск, наряд-допуск).

18. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).

36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.

38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.

39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:

  • Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
  • Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
  • По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
  • Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.

43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков.

44. При производстве земляных работ на строительных площадках, на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, в которых происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены.

В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.

Читайте также:  Как поменять заемщика по ипотеке при разводе

Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками.

45. Территориально обособленные помещения, площадки и участки строительного производства должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью.

46. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

наверх

47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

  • Защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей
  • Соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования
  • Рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связа��ных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

  • Технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый)
  • Строительно-акустические мероприятия
  • Дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты
  • Организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия)

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

  • Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м
  • Высота проходов в свету должна быть не менее 2 м

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

57. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

58. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.

59. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.

60. При использовании в строительном производстве на территории строительного объекта мобильных строительных машин должна обеспечиваться обзорность рабочей и опасной зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий мобильной строительной машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.

Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения мобильной строительной машины, должны быть ознакомлены работники, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы мобильной строительной машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:

  • Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
  • Определить средства защиты работников
  • Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ

90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:

  • Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
  • Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
  • Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре

91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площа��ке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.

92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.

Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.

93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.

При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.

94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.

95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.

96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.

При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.

Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.

97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.

Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.

98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).

Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.

99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.

Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза д��лжно быть не менее двух.

104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

  • Выборе метода проведения разборки (разрушения)
  • Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
  • Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
  • Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
  • Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
  • Мерах безопасности при работе на высоте
  • Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования

106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организационно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.

Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.

107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.

Виды инструктажей по охране труда и проверка знаний

Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера

Существует пять видов информирования сотрудников об актуальных требованиях безопасности труда.

  • Вводный. Его обязаны проходить все нанимаемые на работу сотрудники, а также лица, командированные на работу на предприятие либо выполняющие подрядные (субподрядные) работы на подконтрольных предприятию территории и объектах. Он проводится в соответствии с программой, разработанной с учетом специфики предприятия на основе ЛНА, регулирующих сферу ОТ. Цель вводного обучения — сообщить новому сотруднику, какие требования безопасности необходимо соблюдать, находясь на территории организации-работодателя. Обычно инструктирует специалист по охране труда, а в случае его отсутствия в штате предприятия эта обязанность возлагается на одного из сотрудников либо закрепляется за руководителем.
  • Первичный. Следующий этап ознакомления нового сотрудника с требованиями ОТ, негативными производственными факторами, безопасными способами выполнения работы. Для каждой специальности/должности/вида работ разрабатывается отдельная программа. Этим занимается непосредственный руководитель под кураторством специалиста по ОТ. Сотрудников, работающих на одинаковом оборудовании или выполняющих одинаковые функции, можно инструктировать одновременно. От такого вида инструктажа освобождаются работники, чьи задачи не связаны с использованием, обслуживанием, ремонтом, тестированием, наладкой электрического и механического оборудования и инструментов, а также с хранением и манипуляциями с сырьем и готовыми материалами. Обычно в организации формируется и утверждается список должностей сотрудников, которые не обязаны проходить первичный инструктаж.
  • Повторный. Проводится раз в квартал или полугодие для того же персонала, который проходил первичный инструктаж. Используются те же программы и инструкции. Это делается, чтобы напомнить работнику правила и требования и закрепить полученные ранее знания. Чтобы не пропустить сроки проведения повторного обучения, лучше выпустить приказ, в котором установлены конкретные даты на весь следующий год.
  • Внеплановый. Его организуют, чтобы довести до сведения работников важные изменения, касающиеся выполнения их трудовых обязанностей. Например, если на предприятии возникла аварийная ситуация или произошел инцидент, способный повлиять на безопасность людей. Поводом для внепланового обучения может стать ввод в эксплуатацию нового оборудования, запуск производства после ремонта или простоя, изменения в законодательстве либо внутренних документах. Потребовать внепланово провести инструктаж могут надзорные органы. Определенных сроков и частоты проведения этого вида инструктажа не установлено, так же как и круга лиц, которым он необходим. Обучение проводится по готовым программам или инструкциям, разработанным специально для этой организации и утвержденным руководителем. При внесении изменений в ЛНА или законодательные акты используются тексты обновленных документов.
  • Целевой. У него тоже нет четкой периодичности и установленных сроков, проводится по мере необходимости. К примеру, если сотрудника временно или разово отправляют выполнять работы, не относящиеся к его должностным обязанностям, или устранять последствия катастроф, аварий и стихийных бедствий. Кроме того, целевой инструктаж проводят при организации на предприятии экскурсий и массовых мероприятий с участием посторонних. Программы и инструкции не имеют четко определенной структуры, положения формулируются на основе типа выполняемых работ или требований, перечисленных во внутренней документации по охране труда.

Вводный инструктаж выполняет специалист по ОТ или любой сотрудник, на которого работодатель возложил такую обязанность и отразил это в соответствующем приказе.

Проведение всех остальных инструктажей ложится на плечи непосредственного руководителя — начальника отдела, мастера участка, главного техника, прораба, старшего продавца и пр. Предварительно этот человек обязан отучиться в учебном центре по 40-часовой программе обучения по охране труда руководителей и специалистов организации.

Основной и главный критерий усвоения требований охраны труда у прошедших инструктаж — это успешная проверка их знаний требований охраны труда. Каждый инструктаж считается успешно завершенным, если работник доказал, что усвоил полученную информацию. Обычно для этого устраивают устную проверку. Только после нее работник может приступать к выполнению рабочих обязанностей.

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

Читайте также:  Берут ли с мигренью в армию 2023 РБ

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

Как повысить эффективность и выжать из коллектива больше

Обычно оно проходит в течение испытательного срока. Работник знакомится с целями и задачами компании, корпоративной культурой, коллективом. Он анализирует, совпадают ли его ожидания и карьерные цели с тем, что предлагает работодатель, и делает вывод – оставаться ли работать в организации.

Работодатель же оценивает потенциальные возможности и профессиональные компетенции, чтобы понять, подходит ли работник для этой должности. В зависимости от принятого решения, кадровая служба готовит документы о приеме нового сотрудника в штат или об увольнении.

Адаптацию нельзя рассматривать как процесс обучения новой работе. Она предполагает погружение сотрудника в новую среду, понимание им правил поведения, взаимодействие в коллективе, принятие корпоративных норм, установку отношений с коллегами и партнерами.

Процесс адаптации обоюдный: организация оценивает сотрудника, а сотрудник – организацию. На поиски подходящего специалиста, особенно высококвалифицированного, тратится много времени, поэтому каждый работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудник как можно быстрее начал работать с максимальной эффективностью и приносить пользу.

Адаптация новых сотрудников может идти по-разному: где-то новичка бросают в гущу событий, надеясь, что он разберется сам; где-то относятся бережно, чтобы стресс, который испытывает сотрудник, был минимальным.

Важно понимать, что длительность адаптации не совпадает с длительностью испытательного срока, она может занимать до четырех месяцев и более. Ускорить ее поможет разработанный план адаптации, прикрепление наставника, система тренингов и корпоративного обучения.

  • Регистрируйте все инструктажи по охране труда в журналах проведения инструктажей. Обеспечьте, чтобы инструктируемый и тот, кто проводит инструктаж, расписывались в журнале. Проставляйте дату проведения инструктажей. Храните журнал регистрации вводного инструктажа в службе охраны труда, журналы регистрации иных инструктажей — в структурных подразделениях организации.
  • В Порядке обучения по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, не указано, должны ли быть прошиты и пронумерованы журналы регистрации инструктажей. Рекомендуем страницы журнала пронумеровывать, прошнуровывать, подписывать лицом, проводящим инструктаж, и скреплять печатью организации.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Перечень сотрудников, освобожденных от инструктажей 624.6 КБ

  • Приказ об организации инструктажей 628.9 КБ

  • Программа вводного инструктажа по охране труда 634.3 КБ

  • Программа первичного инструктажа 632.9 КБ

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений.

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев.

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем. Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства. Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы.

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности.

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай.

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожает.

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения.

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину “риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия. В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями.

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность.

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей.

Безопасное поведение воспитывается двумя методами:

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов.

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев.

Метод “актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая.

Работникам необходимо показывать опасные конкретные точки, к которым не стоит прикасаться. Наиболее опасны механические и электрические точки, при взаимодействии с которыми велика вероятность получить несчастный случай.

До сих пор мы в основном говорили о действиях, которые должны выполнять государство и работодатель. Однако сохранение жизни и здоровья работников зависит и от них самих.

Итак, на предприятии каждый сотрудник обязан:

  • выполнять требования охраны труда;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при травмах;
  • немедленно извещать руководителя об опасных ситуациях, несчастных случаях на производстве и об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить обязательные медосмотры.

Также работник должен проходить инструктажи по безопасности труда. Всего их существует пять видов:

  1. Вводный. Проводится при поступлении на работу (обязателен и для практикантов). Ответственный за этот инструктаж — специалист по охране труда.
  2. Первичный. Ожидает новичков на конкретном рабочем месте, проводит его непосредственный руководитель.
  3. Повторный. Обязателен для всех работников, прошедших первичный инструктаж. Периодичность — раз в полгода.
  4. Внеплановый. Проводится при изменении нормативных актов по охране труда, установке нового оборудования или для «разбора полетов» после несчастного случая на производстве.
  5. Целевой. Этот вид инструктажа обязаны проходить исполнители разовых и особо опасных работ, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, а также участники массовых мероприятий (к примеру, корпоративной спартакиады).

На работу мы ходим трудиться, поэтому главное, на что имеет право каждый из нас, — это на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечивать эти условия обязан работодатель.

Так, именно работодатель отвечает за безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений. Он же приобретает средства защиты и проводит за свой счет обязательные медосмотры.

Технологические перерывы: зачем они нужны и сколько должны длиться

Вступление в трудовые отношения, как и любые договорные, подразумевает под собой принятие на себя ряда обязательств, взамен на которые другая сторона гарантирует предоставление определенных прав. Таким образом, права одной стороны во многом определяют обязанности другой стороны, и наоборот.

Инструктаж проводится по утвержденным программам, разработанным отдельно для каждой должности/профессии и видов работ. Программу первичного инструктажа разрабатывает непосредственный руководитель работ при методической поддержке специалиста по охране труда.

Готовитесь к рождению малыша? Работодатель должен снизить для вас нормы выработки или перевести на другую работу, где нет вредных производственных факторов.

Безусловно, в первую очередь, потому что самой высокой ценностью человека является его жизнь и здоровье. Ни размер зарплаты, ни успешность фирмы, ни производимый продукт, не могут послужить основанием или оправданием для риска. Кроме того, в нашем случае идет речь также о ценности человека как сотрудника, со всеми его знаниями и умениями. Порой, это может быть куда ценнее.

Охрана труда — это не только безопасность работников. На самом деле, к ней можно отнести и профилактику профессиональных заболеваний, и организацию полноценного отдыха и питания работников. Так же, организация питания является неотъемлемой задачей для работников сферы охраны труда. Поэтому из-за налаженной работы охраны труда, снижается текучка кадров.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводите до начала самостоятельной работы работников, сразу после вводного инструктажа по охране труда.

Стоит также напомнить и о том, что данные правила в большей степени подходят для специалистов, которые работают в офисных помещениях. Иными словами, на других производствах действуют другие правила и требования.

И эти факторы зачастую ведут к профессиональным заболеваниям работников. Таким работникам должны быть предоставлены льготы.

По своей сути вводный инструктаж является рассказом о том, какие требования безопасности нужно соблюдать при нахождении на территории организации в целом.

Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, все инструктажи на рабочем месте проводит не специалист по охране труда, а руководители структурных подразделений организации. Для этого руководители структурных подразделений обязаны разработать программы первичного инструктажа, а руководитель учреждения — утвердить их.

Никаких ограничений законодательство не содержит. Если в организации сменный режим работы, то стажировка может предполагать непосредственное ее прохождение работником именно в той смене, в которой он будет продолжать работу в дальнейшем. При этом руководитель стажировки должен будет работать по такому же графику, что и стажирующийся работник.

Что делать, если руководитель организации пытается возложить обязанности проводить первичный и повторный инструктажи на специалиста по охране труда?

Очень важно не ошибиться в выборе средств воздействия на подчиненных. В противном случае это повлечет за собой следующие проблемы:

  • репутационные потери на фоне снижения конкурентоспособности и качества предлагаемого к продаже продукта;
  • отсутствие интереса со стороны опытных сотрудников и высококвалифицированных специалистов к развитию производства;
  • убытки;
  • риск банкротства.

С точки зрения менеджмента, низкая эффективность управления наемными работниками обусловлена следующими причинами:

Программа повышения эффективности работы сотрудников должна содержать следующие позиции:

  • Наличие адаптированных к специфике компании инструкций для всех штатных должностей.
  • Автоматизированный график учета рабочего времени.
  • Регулярные процедуры аттестации работников.
  • Система мониторинга эффективности работников.
  • Положение о премировании продающих сотрудников.
  • Положение о стимулировании успешных сотрудников.
  • Введение повышающих коэффициентов к заработной плате пропорционально личному вкладу работников в выполнение плана продаж.
  • Положение о депремировании. Материальные взыскания за несоблюдение правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.

Что такое охрана труда на предприятии простыми словами

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Берегите себя: что нужно знать об охране труда

  • Регистрируйте все инструктажи по охране труда в журналах проведения инструктажей. Обеспечьте, чтобы инструктируемый и тот, кто проводит инструктаж, расписывались в журнале. Проставляйте дату проведения инструктажей. Храните журнал регистрации вводного инструктажа в службе охраны труда, журналы регистрации иных инструктажей — в структурных подразделениях организации.
  • В Порядке обучения по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, не указано, должны ли быть прошиты и пронумерованы журналы регистрации инструктажей. Рекомендуем страницы журнала пронумеровывать, прошнуровывать, подписывать лицом, проводящим инструктаж, и скреплять печатью организации.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Перечень сотрудников, освобожденных от инструктажей 624.6 КБ

  • Приказ об организации инструктажей 628.9 КБ

  • Программа вводного инструктажа по охране труда 634.3 КБ

  • Программа первичного инструктажа 632.9 КБ

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

Читайте также:  В какой день выплачивают пенсию по потере кормильца

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений.

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев.

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем. Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства. Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы.

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности.

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай.

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожае��.

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения.

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину “риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия. В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями.

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность.

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей.

Безопасное поведение воспитывается двумя методами:

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов.

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев.

Метод “актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая.

Ответственность за нарушения требований охраны труда

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Порядок проведения инструктажей по охране труда

Предписанные извне правила не всегда учитывают интересы конкретного человека, они часто ограничивают его свободу во благо других людей. Нужно уметь договариваться, и если человек не принимает этот порядок, целесообразно для него отказаться от участия в трудовой деятельности.

Соблюдать дисциплину — естественная норма общества. Привычка следовать установленному порядку позволяет человеку органично вписываться в любой трудовой процесс. И не только, порядок в семье должен быть первым этапом в воспитании члена общества. В отличие от животного мира, где порядок установлен естественными законами природы, в человеческом обществе оно само предписывает нормы поведения.

Порядок начинается с самого человека. Он должен быть в первую очередь в его голове. В этом случае привычка следовать порядку и вносить предложения по его совершенствованию приведет к бесконфликтному способу жизни, вот для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

Дисциплина всегда есть следование строгому порядку. Если человеку чужды нормы этого порядка, но он в силу разных причин обязан им следовать, к чему это может привести?

Единственный путь примирить эти моменты — осознать необходимость следования внешним предустановленным правилам. Например, если человек в процессе учебы обязан выполнить требования к освоению учебной дисциплины, которая ему неинтересна, не нужна в практике?

Личная гигиена – это сохранение и укрепление здоровья соблюдением норм и правил гигиены как в личной жизни, так и на производстве. Работник на производстве должен соблюдать правила личной гигиены для поддержания компенсаторных возможностей организма к воздействию вредных и опасных производственных факторов.

Соблюдение личной гигиены играет немаловажную роль в предупреждении заболевания респираторными вирусными инфекциями. Важно – чаще мыть руки. Рукопожатие, поручни в общественном транспорте, ручки дверей в организациях, общественных зданиях и т.д. – все это источники повышенного риска в передаче вируса гриппа, после любого контакта с вышеуказанными местами общего пользования необходимо мыть руки. Необходимо избегать контактирование немытыми руками с лицом.

Большое внимание должно уделяться чистоте кожных покровов. Кожа защищает организм человека от неблагоприятных метеорологических, механических и физических факторов производственной среды. Неповрежденная кожа непроницаема почти для всех микроорганизмов, защищает от некоторых химических веществ. Бактерии могут преодолевать только те участки неповрежденной кожи, где резко понижена кислотность. Кожа отдает тепло в окружающую среду теплопроводностью и конвекцией, теплоизлучением по направлению к менее нагретым поверхностям, а также испарением влаги.

Волосы принимают участие в теплообмене человека и выполняют барьерные функции. На голове волосы образуют покров, плохо проводящий конвекционное и лучистое тепло и предохраняющий мозг от резких колебаний температуры. Чем волосы пышнее, тем выше их теплозащитные свойства, благодаря большому количеству воздуха, заключенному в волосяном покрове.

Вышесказанное определяет большое значение чистоты кожи и волос, что достигается использованием различных косметических и моющих средств, а также использованием средств индивидуальной защиты: спецодежды, перчаток и рукавиц, шапочек, платков, косынок, спецобуви, защитных кремов и т.д.

После окончания смены необходимо, в зависимости от производственного процесса, вымыть руки, лицо или принять душ. Для умывания используют туалетное мыло или туалетная вода. Нормы выдачи работникам моющих и обезвреживающих средств предусматриваются коллективными договорами на основании правительственных и ведомственных нормативных актов. Расходы на приобретение моющих и обезвреживающих средств несет работодатель.

К личной гигиене относятся также соблюдение рационального питания, питьевого режима, правильных режимов труда и отдыха. Прием пищи должен производиться только в отведенных для этой цели местах. Не допускается появление в спецодежде работников, занятых на производствах вредных веществ, в других цехах, в пунктах приема пищи.

Вода для питья используется только из питьевых источников или бутылированная. Регламентированные перерывы должны быть использованы по назначению, например: при повышенных уровнях вибрации – для массажа конечностей и принятия ванночек, при работе на ПЭВМ – для профилактики зрительного утомления, при работах в условиях повышенных температур – для отдыха в специальных помещениях с оптимальным микроклиматом и т. д.

На рабочем месте необходимо по возможности поддерживать чистоту.

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения.

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину “риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия. В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями.

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность.

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей.

Безопасное поведение воспитывается двумя методами:

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов.

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев.

Метод “актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая.

Работникам необходимо показывать опасные конкретные точки, к которым не стоит прикасаться. Наиболее опасны механические и электрические точки, при взаимодействии с которыми велика вероятность получить несчастный случай.

Под особым контролем должна быть новая техника и новые технологии. С их применением могут появиться новые производственные опасности, а старые правила по технике безопасности будут не срабатывать из-за непригодности.

Руководство своим повышенным вниманием к эксплуатации новой техники, соблюдению и контролю техники безопасности, будет способствовать здоровому рабочему климату и безопасной работе.

Вернуться к списку

Процедура проведения инструктажей по охране труда является обязательным условием трудовых отношений, которое регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Работодатель обязан ознакомить всех сотрудников организации с требованиями безопасности, которые они должны соблюдать во время исполнения своих должностных обязанностей.

Инструктажи по охране труда проводятся:

  • с целью ознакомления работников с требованиями локальных и нормативно-правовых актов по охране труда;
  • с условиями труда на рабочем месте;
  • со способами безопасного производства работ при выполнении своих должностных обязанностей;
  • с имеющимися опасными и вредными производственными факторами на рабочем месте.

Другими словами, в ходе инструктажа работнику дается разъяснение, с какими опасными факторами ему придется сталкиваться в процессе работы, какие требования охраны труда действуют в данной организации и в каких документах эта информация закреплена.

Вид инструктажа В каких случаях проводится Кому проводится Кто проводит
Вводный — при приеме на работу всем работникам специалист по охране труда/ ответственное лиц, назначенное приказом
Первичный — при приеме на работу всем работникам
Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.
непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
Повторный — регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда всем работникам
Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.
непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
Внеплановый — по требованию надзорных органов;
— после возникновения аварийной ситуации или несчастного случая;
— при запуске нового оборудования;
— при вступлении в силу новых требований по охране труда;
— после длительного производственного простоя.
список работников определяется приказом руководителя организации непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
Целевой — при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями;
— при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
— при выполнении работ по наряду-допуску;
— при проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий.
список работников определяется приказом руководителя организации непосредственный руководитель работ, назначенный приказом

На практике (у работодателей) очень часто возникает вопрос, нужно ли проводить инструктажи по охране труда работникам, которые работают на дому, дистанционно или в офисе, и, на первый взгляд, не сталкиваются в своей деятельности с какими-либо угрозами и опасностями?

Напоминаем: вводный инструктаж проходят все работники без исключения, независимо от места и характера выполняемой работы.

Инструктажи по охране труда на рабочем месте, также являются обязательными для всех сотрудников. Но здесь работодатель имеет право внести некоторые должности/профессии, не связанные с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, к которым, как правило, относятся работники офиса, в перечень освобожденных от прохождения инструктажей на рабочем месте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *