Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.

НМА и НИОКР в пояснениях к бухгалтерской отчетности

Если показателей для заполнения конкретной таблицы нет, включать в пояснения все таблицы не нужно. Также можно их изменять и упрощать по решению составителя отчета.

Таблица 1.1 с данными о наличии и движении НМА составлена по аналогии с уже рассмотренной в предыдущем разделе таблицей для ОС. Заполняют её тоже аналогично. Только данные раскрывают строки баланса 1110 и 1190. А учетные данные берут по счетам 04 и 05.

По этому же принципу строится и Таблица 1.4, но она предназначена для раскрытия наличия и движения только результатов НИОКР (строка 1120 баланса). Если есть соответствующая учетная аналитика, составить таблицы 1.1 по НМА и 1.4 по НИОКР не сложно, пользуясь приведенным уже примером таблицы для ОС.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2021 год необходимо отдельно раскрыть данные по НМА, созданным самой организацией. Покажем на примере, как это делают.

Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766)

Форма содержит данные о результатах исполнения учреждением (обособленным подразделением) плана финансово-хозяйственной деятельности. В графе 4 формы указываются коды целей, присвоенные при предоставлении целевых субсидий. Коды установлены в приложении 2 к порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 226н.

В случае если у учреждения в отчетном периоде исполнение плановых назначений составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности, в разд. 1 «Доходы учреждения» и 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на отчетную дату составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 не приводятся. При необходимости пояснения делаются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) (п. 13.1 Письма № 02-06-07/97427).

В чём разница между пояснительной запиской и пояснениями к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Такой вывод можно сделать на основании информации, содержащейся в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, а также в письмах Минфина от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285 и от 9 января 2013 года № 07-02-18/01. Как правило, этот документ содержит информацию, сопутствующую бухгалтерской отчётности. Обычно эта информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах. Налогоплательщик представляет в ФНС такую информацию, если считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В пояснительной записке обычно раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация на усмотрение организации.

Пояснительная записка должна быть составлена так, чтобы было ясно, что информация из неё не входит в состав бухгалтерской отчётности. Для этого нужно соблюдать следующие правила при оформлении бухотчётности и записки:

  • в бухгалтерской отчётности не должно быть ссылок на данную информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчётности;
  • информация в пояснительной записке должна быть обособлена от бухгалтерской отчётности.

Таблица № 1. Сведения о методах оценки активов и обязательств

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности в Таблице № 1 следует охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.

В таблице необходимо представить сведения обо всех видах объектов, которые учитывались в учреждении в течение отчетного периода, а также о методах их оценки и моментах отражения в учете.

Читайте также:  Квота на РВП в РФ на 2023 год

При заполнении таблицы следует руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2004 № 70н.

Таблица является информационной и не подлежит своду (консолидации).

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.

Пояснительная записка к балансу (внеоборотные активы): примеры формулировок

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ООО «Трейдинг-Консалтинг» за 2020 год

  1. Раздел «Внеоборотные активы».

1.1. Нематериальные активы учитываются:

  1. Как объекты в собственности организации — на счете 04 в корреспонденции со счетами:
  • 08;
  • 83;
  • 91.

К счету 04 открыты субсчета:

  • 01 «Программное обеспечение»;
  • 02 «Патенты»;
  • 03 «Товарные знаки».
  1. Как объекты, находящиеся во временном пользовании на правах неисключительной лицензии — на счете 013.

В 2020 году обществом было приобретено право на применение товарного знака TREYDING-AND-KONSULTING стоимостью 300 тыс. руб. на основании договора № 1 от 17.02.2020 с ООО «ТК-Трейдмарк».

1.2. В строке 1120 («Результаты исследований и разработок») отражены расходы на создание программного продукта «ФИНТЭК-Бухгалтерия» в сумме 1,5 млн руб.

Пример составления записки по оборотным активам

  1. Раздел «Оборотные активы».

2.1. Основная категория запасов на балансе общества — сырье и материалы.

По состоянию на конец отчетного года определена балансовая стоимость:

  • необработанного сырья — 300 тыс. руб.;
  • материалов, переданных в переработку — 700 тыс. руб.;
  • запчастей — 200 тыс. руб.;
  • топлива — 400 тыс. руб.;
  • тары — 10 тыс. руб.

2.2. Расходы общества на незавершенное производство совершены:

  • в рамках основного производства — на сумму 2 млн руб.;
  • в рамках вспомогательного производства — на сумму 700 тыс. руб.;
  • в рамках обслуживающих подразделений — на сумму 200 тыс. руб.

2.3. В составе товаров на балансе числятся:

  • товары на складе стоимостью 500 тыс. руб., в т.ч.
      • мелкая бытовая техника – 300 тыс. руб.;
      • электроника – 150 тыс. руб.;
      • аксессуары для электроники – 50 тыс. руб.
  • отгруженные товары стоимостью 200 тыс. руб.

Начислен резерв на обесценение готовых товаров в сумме 20 тыс. руб.

2.4. Обществом учтен НДС по приобретенным ценностям в виде:

  • основных средств — на сумму 70 тыс. руб.;
  • материально-производственных запасов — на сумму 200 тыс. руб.;
  • работ и услуг — на сумму 300 тыс. руб.

В отчетном году общество заявляла к вычету соответствующий НДС, поскольку не были подготовлены необходимые документы.

2.5. Общество имеет дебиторскую задолженность:

  • покупателей — на сумму 2 млн руб.;
  • в виде выданных авансов — на сумму 500 тыс. руб.;
  • государственных органов — на сумму 1 500 тыс. руб.

По состоянию на конец отчетного года начислен резерв по сомнительным долгам на сумму 300 тыс. руб.

Особенности составления

Формирование расчетно-пояснительной записки к бюджету определяется следующими правилами:

  1. Формирование бюджета и составление пояснительной записки к нему осуществляется исключительно на основании действующего законодательства соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный).
  2. Расчет налоговых доходов осуществляется на основании действующих налоговых ставок, порядка определения налогооблагаемой базы и льгот. Допустимо применение корректирующих коэффициентов.
  3. Расчеты к обоснованиям доходов и расходов раскрываются в динамике изменений по годам, на которые планируется бюджет (текущий год и плановые периоды).
  4. При изменении бюджетных ассигнований требуется расшифровка факторов, повлиявших на увеличение или уменьшение показателей.
  5. При формировании расходов на капитальное строительство, ремонт или модернизацию рекомендуется использовать данные пояснительных записок к сметной документации и прогнозных расчетов.

Пояснительная записка

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н “О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н”;
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 “О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации”.
Читайте также:  Определение об отмене протокола об административном правонарушении

В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.

Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.

В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.

С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.

Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII “Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности” приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).

Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):

Лист1

Название Код по ОКУД (No. для таблиц) Графы, подлежащие своду
Сведения о методах оценки активов и обязательств Таблица 1
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения Таблица 2
Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств Таблица 3
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета Таблица 4
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля Таблица 5
Сведения о проведении инвентаризации Таблица 6
Сведения о результатах контрольных мероприятий Таблица 7
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности 0503161 1-2
Сведения о результатах деятельности 0503162 1-14
Сведения об изменениях бюджетной росписи 0503163 1-6
Сведения о кассовом исполнении бюджета 0503164 1-5
Сведения об эффективности бюджетных расходов 0503165 1-2
Сведения об исполнении целевых программ 0503166 1-4
Сведения о целевых иностранных кредитах 0503167 1-4
Сведения о движении нефинансовых активов 0503168 2-5
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности 0503169 1-2
Сведения о финансовых вложениях учреждения 0503171 1-2
Сведения о государственном (муниципальном) долге 0503172 1-2
Сведения об изменении остатков валюты баланса 0503173 1-3
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях 0503176 2-5
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения 0503177 2-3

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых – контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Читайте также:  Сколько ошибок допускается при сдаче теории в ГАИ 2023 году ПДД

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.

Подробнее о разделах документа

Далее перечислены основные разделы, которые могут быть включены в текст записки. Нет необходимости перечислять их все. Нужно выбрать только те пункты, описание которых целесообразно для конкретной организации.

  1. Общие сведения. В этом подзаголовке приводятся данные организации: наименование, форма собственности, учредители, количество работников, управленческая система. При наличии лицензий их также стоит упомянуть. Далее нужно ввести сведения о налоговых взносах за текущий период.
  2. Изменения учетной политики. Здесь будут указаны и раскрыты корректировки, внесенные в систему учета. Помимо этого, потребуется обоснование нововведений.
  3. Активы и обязательства. В этом разделе приводится подробная информация по каждому сегменту, в том числе по основным средствам, материально-производственным запасам, кредитам, вкладам, операциям с иностранной валютой. Касательно нематериальных активов и основных средств указываются данные по амортизации или уценке. Если предприятие берет кредит, прописывают сроки возвращения средств и расходы на уплату процентов. Когда имеются валютные обязательства, уточняется курс.
  4. Структура баланса и движение прибыли. По расчетам в этом разделе дается краткосрочный прогноз финансового развития. Приводится оценка платежеспособности предприятия на данный момент. В конце дается долгосрочный прогноз финансового состояния, учитываются источники доходов и уровень зависимости от сторонних вкладчиков.
  5. Объем доходов и расходов. Этот раздел детализирует денежные потоки организации. Указывается информация об объемах реализованных товаров и услуг. Выделяются расходы на производство, структура резервов. Отдельно оговариваются соглашения, в рамках которых контрагенты возмещают стоимость продукции неденежными средствами.

Информация об организации

Этот раздел носит информационно-описательный характер.

Указывается наименование, а также установленная организационно-правовая форма данной фирмы.

Кроме того, в данном разделе указываются юридический и фактический адреса, сведения об учредителях организации, размера уставного капитала.

Как оплачивается учебный отпуск? Бюджет доходов и расходов, подробное описание.

Указываются также организационная структура организации, а также наличие имеющихся у организации лицензий и разрешений и срок их действия.

Из финансовой информации указывается сумма налогов, которые организация заплатила в указанном году и среднегодовую численность занятых в организации сотрудников.

Также указывается информация об аудиторе компании (наименование, адрес юридический и проч.).

Таблица № 2. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения

В таблице необходимо перечислить все основные функции и направления деятельности бюджетного учреждения. Каждому направлению деятельности учреждения необходимо дать краткую характеристику и правовое обоснование (ссылка на нормативно-правовые документы).

Данные таблицы не подлежат своду, информация, представленная в ней, необходима учреждениям — главным распорядителям бюджетных средств для осуществления контроля за деятельностью подведомственных им учреждений — получателей средств бюджета.

Если бюджетное учреждение является администратором доходов, то этот факт в обязательном порядке нужно отразить в Таблице № 2, если нет, то при проверке отчетности становится понятно, почему расходы превышают доходы и результат деятельности учреждения за отчетный период является отрицательным.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере медицинского учреждения — поликлиники.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *