Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.
НМА и НИОКР в пояснениях к бухгалтерской отчетности
Если показателей для заполнения конкретной таблицы нет, включать в пояснения все таблицы не нужно. Также можно их изменять и упрощать по решению составителя отчета.
Таблица 1.1 с данными о наличии и движении НМА составлена по аналогии с уже рассмотренной в предыдущем разделе таблицей для ОС. Заполняют её тоже аналогично. Только данные раскрывают строки баланса 1110 и 1190. А учетные данные берут по счетам 04 и 05.
По этому же принципу строится и Таблица 1.4, но она предназначена для раскрытия наличия и движения только результатов НИОКР (строка 1120 баланса). Если есть соответствующая учетная аналитика, составить таблицы 1.1 по НМА и 1.4 по НИОКР не сложно, пользуясь приведенным уже примером таблицы для ОС.
В пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2021 год необходимо отдельно раскрыть данные по НМА, созданным самой организацией. Покажем на примере, как это делают.
Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766)
Форма содержит данные о результатах исполнения учреждением (обособленным подразделением) плана финансово-хозяйственной деятельности. В графе 4 формы указываются коды целей, присвоенные при предоставлении целевых субсидий. Коды установлены в приложении 2 к порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 226н.
В случае если у учреждения в отчетном периоде исполнение плановых назначений составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности, в разд. 1 «Доходы учреждения» и 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на отчетную дату составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 не приводятся. При необходимости пояснения делаются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) (п. 13.1 Письма № 02-06-07/97427).
В чём разница между пояснительной запиской и пояснениями к бухгалтерскому балансу
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Такой вывод можно сделать на основании информации, содержащейся в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, а также в письмах Минфина от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285 и от 9 января 2013 года № 07-02-18/01. Как правило, этот документ содержит информацию, сопутствующую бухгалтерской отчётности. Обычно эта информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах. Налогоплательщик представляет в ФНС такую информацию, если считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В пояснительной записке обычно раскрываются следующие показатели:
- динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация на усмотрение организации.
Пояснительная записка должна быть составлена так, чтобы было ясно, что информация из неё не входит в состав бухгалтерской отчётности. Для этого нужно соблюдать следующие правила при оформлении бухотчётности и записки:
- в бухгалтерской отчётности не должно быть ссылок на данную информацию;
- из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчётности;
- информация в пояснительной записке должна быть обособлена от бухгалтерской отчётности.
Таблица № 1. Сведения о методах оценки активов и обязательств
Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности в Таблице № 1 следует охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.
В таблице необходимо представить сведения обо всех видах объектов, которые учитывались в учреждении в течение отчетного периода, а также о методах их оценки и моментах отражения в учете.
При заполнении таблицы следует руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2004 № 70н.
Таблица является информационной и не подлежит своду (консолидации).
Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета
Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.
В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.
Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.
Пояснительная записка к балансу (внеоборотные активы): примеры формулировок
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ООО «Трейдинг-Консалтинг» за 2020 год
- Раздел «Внеоборотные активы».
1.1. Нематериальные активы учитываются:
- Как объекты в собственности организации — на счете 04 в корреспонденции со счетами:
- 08;
- 83;
- 91.
К счету 04 открыты субсчета:
- 01 «Программное обеспечение»;
- 02 «Патенты»;
- 03 «Товарные знаки».
- Как объекты, находящиеся во временном пользовании на правах неисключительной лицензии — на счете 013.
В 2020 году обществом было приобретено право на применение товарного знака TREYDING-AND-KONSULTING стоимостью 300 тыс. руб. на основании договора № 1 от 17.02.2020 с ООО «ТК-Трейдмарк».
1.2. В строке 1120 («Результаты исследований и разработок») отражены расходы на создание программного продукта «ФИНТЭК-Бухгалтерия» в сумме 1,5 млн руб.
Пример составления записки по оборотным активам
- Раздел «Оборотные активы».
2.1. Основная категория запасов на балансе общества — сырье и материалы.
По состоянию на конец отчетного года определена балансовая стоимость:
- необработанного сырья — 300 тыс. руб.;
- материалов, переданных в переработку — 700 тыс. руб.;
- запчастей — 200 тыс. руб.;
- топлива — 400 тыс. руб.;
- тары — 10 тыс. руб.
2.2. Расходы общества на незавершенное производство совершены:
- в рамках основного производства — на сумму 2 млн руб.;
- в рамках вспомогательного производства — на сумму 700 тыс. руб.;
- в рамках обслуживающих подразделений — на сумму 200 тыс. руб.
2.3. В составе товаров на балансе числятся:
- товары на складе стоимостью 500 тыс. руб., в т.ч.
- мелкая бытовая техника – 300 тыс. руб.;
- электроника – 150 тыс. руб.;
- аксессуары для электроники – 50 тыс. руб.
-
отгруженные товары стоимостью 200 тыс. руб.
Начислен резерв на обесценение готовых товаров в сумме 20 тыс. руб.
2.4. Обществом учтен НДС по приобретенным ценностям в виде:
- основных средств — на сумму 70 тыс. руб.;
- материально-производственных запасов — на сумму 200 тыс. руб.;
- работ и услуг — на сумму 300 тыс. руб.
В отчетном году общество заявляла к вычету соответствующий НДС, поскольку не были подготовлены необходимые документы.
2.5. Общество имеет дебиторскую задолженность:
- покупателей — на сумму 2 млн руб.;
- в виде выданных авансов — на сумму 500 тыс. руб.;
- государственных органов — на сумму 1 500 тыс. руб.
По состоянию на конец отчетного года начислен резерв по сомнительным долгам на сумму 300 тыс. руб.
Особенности составления
Формирование расчетно-пояснительной записки к бюджету определяется следующими правилами:
- Формирование бюджета и составление пояснительной записки к нему осуществляется исключительно на основании действующего законодательства соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный).
- Расчет налоговых доходов осуществляется на основании действующих налоговых ставок, порядка определения налогооблагаемой базы и льгот. Допустимо применение корректирующих коэффициентов.
- Расчеты к обоснованиям доходов и расходов раскрываются в динамике изменений по годам, на которые планируется бюджет (текущий год и плановые периоды).
- При изменении бюджетных ассигнований требуется расшифровка факторов, повлиявших на увеличение или уменьшение показателей.
- При формировании расходов на капитальное строительство, ремонт или модернизацию рекомендуется использовать данные пояснительных записок к сметной документации и прогнозных расчетов.
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
- Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н “О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н”;
- Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
- Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
- Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 “О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации”.
В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.
Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.
Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.
В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.
С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.
Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII “Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности” приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).
Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):
Лист1
Название | Код по ОКУД (No. для таблиц) | Графы, подлежащие своду |
---|---|---|
Сведения о методах оценки активов и обязательств | Таблица 1 | – |
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения | Таблица 2 | – |
Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств | Таблица 3 | – |
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета | Таблица 4 | – |
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля | Таблица 5 | – |
Сведения о проведении инвентаризации | Таблица 6 | – |
Сведения о результатах контрольных мероприятий | Таблица 7 | – |
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности | 0503161 | 1-2 |
Сведения о результатах деятельности | 0503162 | 1-14 |
Сведения об изменениях бюджетной росписи | 0503163 | 1-6 |
Сведения о кассовом исполнении бюджета | 0503164 | 1-5 |
Сведения об эффективности бюджетных расходов | 0503165 | 1-2 |
Сведения об исполнении целевых программ | 0503166 | 1-4 |
Сведения о целевых иностранных кредитах | 0503167 | 1-4 |
Сведения о движении нефинансовых активов | 0503168 | 2-5 |
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности | 0503169 | 1-2 |
Сведения о финансовых вложениях учреждения | 0503171 | 1-2 |
Сведения о государственном (муниципальном) долге | 0503172 | 1-2 |
Сведения об изменении остатков валюты баланса | 0503173 | 1-3 |
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях | 0503176 | 2-5 |
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения | 0503177 | 2-3 |
Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля
В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых – контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.
Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.
Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.
Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.
Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.
Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.
Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.
Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС
С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.
Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.
Подробнее о разделах документа
Далее перечислены основные разделы, которые могут быть включены в текст записки. Нет необходимости перечислять их все. Нужно выбрать только те пункты, описание которых целесообразно для конкретной организации.
- Общие сведения. В этом подзаголовке приводятся данные организации: наименование, форма собственности, учредители, количество работников, управленческая система. При наличии лицензий их также стоит упомянуть. Далее нужно ввести сведения о налоговых взносах за текущий период.
- Изменения учетной политики. Здесь будут указаны и раскрыты корректировки, внесенные в систему учета. Помимо этого, потребуется обоснование нововведений.
- Активы и обязательства. В этом разделе приводится подробная информация по каждому сегменту, в том числе по основным средствам, материально-производственным запасам, кредитам, вкладам, операциям с иностранной валютой. Касательно нематериальных активов и основных средств указываются данные по амортизации или уценке. Если предприятие берет кредит, прописывают сроки возвращения средств и расходы на уплату процентов. Когда имеются валютные обязательства, уточняется курс.
- Структура баланса и движение прибыли. По расчетам в этом разделе дается краткосрочный прогноз финансового развития. Приводится оценка платежеспособности предприятия на данный момент. В конце дается долгосрочный прогноз финансового состояния, учитываются источники доходов и уровень зависимости от сторонних вкладчиков.
- Объем доходов и расходов. Этот раздел детализирует денежные потоки организации. Указывается информация об объемах реализованных товаров и услуг. Выделяются расходы на производство, структура резервов. Отдельно оговариваются соглашения, в рамках которых контрагенты возмещают стоимость продукции неденежными средствами.
Информация об организации
Этот раздел носит информационно-описательный характер.
Указывается наименование, а также установленная организационно-правовая форма данной фирмы.
Кроме того, в данном разделе указываются юридический и фактический адреса, сведения об учредителях организации, размера уставного капитала.
Как оплачивается учебный отпуск? Бюджет доходов и расходов, подробное описание.
Указываются также организационная структура организации, а также наличие имеющихся у организации лицензий и разрешений и срок их действия.
Из финансовой информации указывается сумма налогов, которые организация заплатила в указанном году и среднегодовую численность занятых в организации сотрудников.
Также указывается информация об аудиторе компании (наименование, адрес юридический и проч.).
Таблица № 2. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения
В таблице необходимо перечислить все основные функции и направления деятельности бюджетного учреждения. Каждому направлению деятельности учреждения необходимо дать краткую характеристику и правовое обоснование (ссылка на нормативно-правовые документы).
Данные таблицы не подлежат своду, информация, представленная в ней, необходима учреждениям — главным распорядителям бюджетных средств для осуществления контроля за деятельностью подведомственных им учреждений — получателей средств бюджета.
Если бюджетное учреждение является администратором доходов, то этот факт в обязательном порядке нужно отразить в Таблице № 2, если нет, то при проверке отчетности становится понятно, почему расходы превышают доходы и результат деятельности учреждения за отчетный период является отрицательным.
Рассмотрим заполнение таблицы на примере медицинского учреждения — поликлиники.