Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.
Понятие и состав земельного правонарушения
Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица. Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями. Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.
Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением
Вред, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.
Вред, причиненный нарушением норм земельного права, — убытки, которые несут государство, физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов. Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.
Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.
Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и/ возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.
Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.
Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.
Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.
При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.
При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и п��собий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.
Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения
- Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.
- При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.
- Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.
- Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:
- наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять определенное действие;
- факт несоблюдения этой нормы;
- наличие вины правонарушителя;
- наличие причинно-следственной связи.
- Основными видами юридической ответственности являются:
- уголовно-правовая;
- административно-правовая;
- гражданско-правовая;
- дисциплинарная (применительно к трудовым правоотношениям работников, выполняющих некоторые виды деятельности, связанные с земельным правом).
- Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав.
- Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.
- Не считаются правонарушениями свойства личности, родственные и деловые связи, национальность, принадлежность к какой-либо партии, отдельным лицам, если они не проявлялись в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.
Противоправность деяния означает, что любое правонарушение или преступление представляет собой невыполнение обязанности, которая четко прописана в соответствующем нормативном правовом акте, как законе, так и подзаконном акте. Следовательно, наказание не может быть назначено, если правонарушение или преступление не предусмотрено в соответствующем законе.
- Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.
- Объект правонарушения — это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.
- Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.
- Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.
Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.
- Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
- Составы: материальный (при наличии последствий) и формальный (с момента совершения).
- Классификация: административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.
- Порядок привлечения к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности строго регулируется соответствующими кодексами: уголовно-процессуальным, КоАП, и, соответственно, гражданско-процессуальным.
Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.
Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.
- УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.
- К таковым можно отнести:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ);
- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);
- загрязнение вод (ст. 249 УК РФ);
- порчу земли (ст. 254 УК РФ);
Общая характеристика земельных правонарушений
Земельное правонарушение — это нарушение субъектами земельного правоотношения норм законодательства, регулирующих земельные отношения. То есть виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам земельного законодательства, посягающее на установленный законодательством земельный строй, порядок управления и пользования землей, ее охраны, причиняющее вред земле как природному объекту, здоровью и имуществу людей, а также влекущее юридическую ответственность.
Состав правонарушения включает в себя четыре основных элемента.
- 1. Объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство. Объектом могут быть:
- 1) земельный участок, например, при его самовольном захвате, захламлении, заражении карантинными организмами и т.п.;
- 2) права и законные интересы собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли;
- 3) прочно связанные с землей объекты (строения и сооружения на земельных участках, многолетние насаждения и т.п.);
- 4) правила использования земель, например обязательные мероприятия по охране земель, порядок возврата временно занимаемых земель, и др.;
- 5) охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.
- 2. Субъект земельного правонарушения, которым могут быть:
- 1) собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков;
- 2) граждане, юридические лица (или их должностные лица), не являющиеся землепользователями, но причинившие вред собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам земельных участков, нарушившие требования законодательства об охране земель;
- 3) государственные органы и их должностные лица в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей на подведомственной территории, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п.
Порядок взысканий за трудовые преступления
Ответственность за нарушение норм, установленных земельным законодательством, заключается в применении взысканий дисциплинарного характера к рабочим и служащим предприятия, по чьей вине произошло причинение ущерба. Схема пресечения подразумевает привлечение к ответственности работника перед предприятием за привлечение к ответственности предприятия государством. Виды наказаний за нарушения описаны в Трудовом кодексе, статья 192. Работодателям не стоит забывать, что дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения должна быть прописана в договоре (контракте) при приеме на работу.
Меры пресечения могут применяться в отношении постоянным или временных сотрудников предприятия, у которых в обязанностях прописано соблюдение норм земельного права. Применение дисциплинарных взысканий не освобождает работников от других видов взысканий, например, материальных. Приказом по организации сотрудник получает взыскание, например, выговор, с одновременным начетом в пользу работодателя, который заплатил крупный штраф государству. Максимальный размер удержаний из заработной платы не может составлять более половины дохода.
Понятие, виды и признаки земельных правонарушений
В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2020 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.
Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.
Виды нарушений в сфере охраны собственности:
- самовольное занятие участка земли;
- пользование землёй без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- уничтожение межевых знаков;
- порча земель (загрязнения, уничтожение плодородного слоя);
- самовольная застройка участков залегания полезных ископаемых;
- самовольное пользование водным объектом без разрешения;
- захват участка лесного фонда;
- незаконная переуступка права пользования землёй, участком леса и т.д.;
- нерациональное использование земельных участков.
Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:
- несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
- нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
- сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
- нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
- незаконная вырубка леса;
- превышение нормативов по уровню шума;
- порча любых земельных участков;
- нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
- самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
- уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.
К гражданско-правовым нарушениям относятся:
- порча земель;
- несанкционированное занятие территорий;
- застройка вблизи территорий, содержащих залежи полезных ископаемых;
- уничтожение знаков и указателей;
- использование земли не по целевому назначению и пр.
Уголовные правонарушения:
- совершение сделок с некорректными учётными данными;
- занижение суммы земельных платежей;
- нарушение режимов особо охраняемых зон;
- осуществление работ без соблюдения мер охраны и защиты окружающей среды;
- игнорирование санитарно-эпидемиологических и иных требований.
Типичные разновидности земельных правонарушений
В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:
- самовольное присвоение, занятие надела земли;
- ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
- эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
- нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
- порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
- неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
- самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
- незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
- нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
- пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.
В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:
- нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
- несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
- безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
- пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
- противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
- несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
- невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
- прочие правонарушения.
Понятие и виды земельных правонарушений
Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.
В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.
Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.
Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:
- объект правонарушения;
- субъект правонарушения;
- объективная сторона правонарушения;
- субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.
Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).
Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:
-
- исполнительные органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- должностные лица;
- граждане.
В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).
Ответственность за земельные правонарушения
Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства.
Обязательными признаками такого правонарушения являются: деяние лица (действие или бездействие), виновность лица, противоправность деяния.
По факту совершения земельного правонарушения наступает ответственность, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.
Состав земельного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы:
- • объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство, (например, земельный участок, при его самовольном захвате, захламлении и т.п., прочно связанные с землей объекты);
- • субъект земельного правонарушения, каковым могут быть: собственник или арендатор земельного участка, землевладелец, землепользователь, а также иное лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, но причинившее вред его владельцу, нарушившее требования законодательства об охране земель; государственный орган и орган местного самоуправления, их должностное лицо в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п. Субъект правонарушения должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым: достижение необходимого возраста, вменяемость, подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому им положению;
- • объективная сторона земельного правонарушения состоит в том, что поведение нарушителя является противоправным, противоречащим требованиям законодательства;
- • субъективная сторона земельного правонарушения выражается в наличии вины субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Это могут быть как умысел (например, самовольный захват земельного участка), так и неосторожность (в частности, нерациональное использование земли вследствие недостаточных агротехнических знаний).
Юридическая ответственность наступает только при наличии в деянии лица всех четырех перечисленных выше элементов состава правонарушения.
Так, к ней нельзя привлечь за самовольный захват земли в случае самовольного занятия брошенного жилого дома (отсутствует объект земельного правонарушения — занят дом, а не земельный участок).
Нельзя привлечь за неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение первых 3 лет после приобретения прав на него, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения (ответственность наступает лишь за неиспользование участка в течение 3 и более лет подряд).
Нельзя привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо, так как в этом случае отсутствует субъект правонарушения по уголовным составам, каковым является только физическое лицо. Также нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке, — отсутствует вина.
Юридическая ответственность представляет собой государственное принуждение к исполнению требований права.
Это такое правоотношение, одна из сторон которого (правонарушитель) обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной (государством).
Возможность привлечения к юридической ответственности придает праву как нормативному регулятору общественной жизни должную эффективность, позволяя специфическими методами воздействовать на общественные отношения.
Юридическая ответственность выражается в системе применяемых к правонарушителю принудительных мер, которые могут иметь характер не только пресечения неправомерных действий (бездействий) или наказания за их совершение, но и предупреждения правонарушений (поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения).
Общими признаками юридической ответственности являются:
- • обязательность неблагоприятных последствий юридического характера для правонарушителя;
- • дифференциация юридической ответственности, критерием которой служит степень общественной опасности правонарушений, подразделяемых в зависимости от их характера и тяжести на проступки и преступления. Проступок — это такое правонарушение, которое не является общественно опасным. Различают дисциплинарные проступки (например, загрязнение земель как результат ненадлежащего выполнения должностных или трудовых обязанностей), административные (например, уничтожение межевых знаков границ земельного участка), гражданские (например, причинение имущественного вреда правообладателю земельного участка). Преступление же является общественно опасным правонарушением, предусмотренным УК РФ;
- • такая ответственность представляет собой не только наказание за совершенное правонарушение, но и профилактику его предупреждения в будущем, устранение его последствий, поэтому, например, органы госземнадзора, вынося предупреждение, устанавливают срок для исправления выявленных правонарушений;
- • необходимость своевременности ее применения (в пределах срока давности применения юридических мер). Так привлечение к дисциплинарной ответственности не осуществляется после 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения (по ряду правонарушений этот срок больше — до 6 месяцев). Сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений;
- • такая ответственность наступает за конкретное нар��шение закона и основанием к ее привлечению обязательно является полный состав земельного правонарушения;
- • юридическую ответственность влечет за собой только доказанное правонарушение. Таким доказательством являются: протокол об этом нарушении (например, в случае самовольного занятия земли), показания свидетеля, иные доказательства;
- • привлечение к юридической ответственности осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по совершенному им проступку. Применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ и в Кодексе административного судопроизводства РФ[1]. Привлечение к уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ;
- • лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Поэтому ранее подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения или наказанное в административном порядке лицо, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию. Для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию, предусмотрено погашение судимости.
В современном праве в зависимости от степени общественной опасности совершенных правонарушений и причиненного ими вреда, а также круга лиц, наделенных правом применять наказания, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства дифференцирована и вписывается в традиционно применяемые виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая[2].
При этом спецификой земли как объекта правонарушения (объект природы, элемент экосистемы, средство производства в сельском и лесном хозяйстве) обусловлено то, что ответственность за земельные правонарушения тесно переплетена с ответственностью за правонарушения в отношении других природных объектов (леса, недра), а также с имущественными правонарушениями (земельный участок — недвижимость).
Кроме того, существуют специальные виды ответственности, например, принудительное прекращение прав на землю, которое также носит характер санкции[3].
Что такое земельное правонарушение?
Понятие и состав земельного правонарушения регламентированы нормами законодательства.
Правонарушение – это юридический факт несоблюдения норм права, выявленный и зафиксированный в установленном порядке, который порождает привлечение виновного лица к ответственности.
Земельные правонарушения так или иначе должны быть связны с землёй и земельным законодательством. Земельные правонарушения включают в себя нарушения права собственности на землю, порядка землепользования и требований по охране земельных ресурсов.
Кроме того, действия или бездействия должностных лиц, осуществляющих функции охраны земель или обеспечения их рационального использования, тоже могут признаваться правонарушениями.
Правонарушение должно иметь общественно опасный характер и создавать угрозу возникновения негативных последствий.
Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства
УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как:
-
порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.
Советы юриста лицам, пользующихся землёй
Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.
Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:
- Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
- Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
- Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
- В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.
Субъект и объект земельных правонарушений. Стороны правонарушений.
Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.
Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.
Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.
Исходя из вышеизложенного, субъекты земельных правоотношений можно разделить следующим образом:
- государственные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- должностные лица;
- граждане.
Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования
Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:
- По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
- Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
- В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
- Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
- Дело передаётся в суд.
- В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
- В трёхдневный срок уведомляется виновник.
Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.
В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.
Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования
Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:
- По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
- Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
- В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
- Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
- Дело передаётся в суд.
- В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
- В трёхдневный срок уведомляется виновник.
Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.
В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.
О нарушении земельного законодательства
Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:
- посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
- нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
- нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
- грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.