Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие экзамены нужно сдавать на инженера-строителя после 9 и 11 классов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Люди, выполняющие функции современных инженеров-строителей, работали еще при возведении мавзолеев, храмов, дворцов – все известные сегодня 7 чудес света, без сомнения, сооружены при участии и под руководством тех, кто обладал недюжинными даже по нынешним меркам техническими знаниями и талантом. Но в древности инженерами как таковыми считались исключительно создатели военных машин, и только в Голландии XVI века так стали называть гражданских строителей дорог и мостов. Позже термин как название профессии прижился и в Российской Империи.
А на Руси V–VI века инженеров-строителей в современном понимании этого слова называли «розмыслами». Именно они выбирали место расположения будущего города, планировали систему защитных сооружений – эпоха была воинственной, и жителям приходилось постоянно обороняться от набегов кочевников и недружелюбных визитов западных и северных соседей. Древнерусское название удивительно точно передает суть профессии инженера по строительству – размышлять над поставленными задачами и предлагать максимально эффективное их решение.
Практические профессиональные навыки русские зодчие передавали от мастера к ученикам и подмастерьям. Первым инженерно-техническим учебным заведением в России, дававшим системное образование, в 1701 году стала основанная Петром I Навигацкая школа, в которой учили опять же военных, а не гражданских инженеров. Но уже в 1712 году при ней открылись специальные классы, особо способные выпускники которых становились представителями низшего и среднего звена управления строительными работами.
Получить высшее образование в сфере транспортного и гидротехнического строительства в нашей стране стало возможным с 1809 года в Петербургском государственном университете путей сообщения. Немного позднее, в 1832 году, было основано Училище гражданских инженеров, известное сейчас как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ).
Особенности профессии
Кто такой строитель? Это, в первую очередь трудолюбивый человек, который имеет технический склад ума и умеет мыслить логически.
Встречаются как руководители строители, так и исполнители. Главным считается директор, но он имеет в своём распоряжении и заместителей.
Руководит стройкой прораб. Именно он даёт указания бригадирам. А они рабочим, которые и занимаются, непосредственно, выполнением ремонтно-строительных работ.
Особенностью профессии является коллективный труд. Ведь рабочим приходиться работать в бригаде и перенимать опыт друг друга. Именно благодаря этой специфике, мастера, которые работают в группе, запросто выполняют несколько видов строительных работ.
Профессия строитель – это не редкость, в нашей стране она довольно распространена. Имеет хороший спрос и является интересной, творческой и созидательной.
Учеба нацелена на формирование навыков проектной деятельности, развитие креативного инженерного мышления и художественно-композиционных решений в связи с использованием современных информационных технологий.
Ключевые дисциплины образовательной программы:
- Архитектурно-строительное черчение;
- Проектирование;
- Начертательная геометрия;
- Композиционное моделирование;
- Рисунок и скульптура;
- Строительная механика;
- Геодезические работы;
- Компьютерные технологии в строительстве;
- Архитектурное материаловедение;
- Графика и макетирование;
- Фотография;
- Ландшафтный дизайн;
- Основы градостроительства и дизайна интерьеров;
- Архитектурная типология жилых и общественных зданий;
- Инженерные системы и оборудование;
- Реконструкция и реставрация.
Кто такой инженер ПГС?
Инженер ПГС – универсальная строительная профессия, представители которой работают над всеми этапами возведения общественных и промышленных объектов: от проектирования до ввода в эксплуатацию и создания необходимой инфраструктуры.
В древней и средневековой истории функции инженеров выполняли плотники и каменщики, которые использовали существующие на тот момент методы и инструменты для возведения всех типов сооружений.
Отметим, что хотя различные строительные специальности начали появляться достаточно давно, современное представление об этой профессии стало формироваться в первой половине прошлого века, когда вопросы реконструкции и строительства обрели особую актуальность.
При наличии соответствующего образования и опыта работы инженеры ПГС занимаются определенным видом деятельности, в зависимости от должности:
- инженерам-строителям отводятся сервисно-эксплуатационные и монтажно-наладочные работы;
- инженеры-проектировщики сосредоточены на проектно-конструкторской и изыскательной деятельности;
- прорабы – управление процессами непосредственно на объектах;
- научные сотрудники проводят экспериментально-исследовательские мероприятия;
- начальники строительных участков несут ответственность за производственно-управленческую часть;
- инженеры ПТО – производственно-технологическая деятельность
Должностные обязанности в профессии также разделяют, исходя из специализации. Для разных специалистов они могут включать:
- организацию и управление работами на объектах различного назначения;
- осмотр всех типов конструкций, на основании которых разработка проектно-изыскательной, проектной и проектно-сметной документации;
- проектирование зданий, сооружений, коммуникаций для гражданских и промышленных объектов, а также их ремонт и реконструкцию;
- строительство, монтаж и ввод зданий в эксплуатацию;
- реализацию предупредительных мероприятий для исключения разрушений и аварий на действующих объектах;
- проверку материалов и конструкций на качество и соответствие стандартам;
- исследование материалов и создание новых строительных технологий;
- согласование сметных расходов с заказчиками;
- ведение отчетной документации;
- разрешение споров с субподрядными организациями и т.д.
Выполнение обязательств предполагает наличие знаний по таким направлениям, как:
- черчение;
- геометрия;
- геология;
- теплотехника;
- гидравлика;
- теоретическая механика в области
- строительства;
- автоматика;
- основы сметного дела;
- программное обеспечение, используемое в отрасли;
- методы конструирования, расчета и контроля качества;
- принципы подведения инженерных коммуникаций к зданиям;
- законодательство в области;
- технологии производства;
- правила безопасности и охраны труда;
- особенности различных видов материалов и конструкций и т.д.
Перспективы продвижения по служебной лестнице
Начать карьеру строителя в состоянии даже школьник. Освоение необходимых навыков реализуется непосредственно на стройке, а вот теоретическая подготовка осуществляется в профильных образовательных учреждениях. Когда оба вида обучения совмещаются, то вполне реально быстро дорасти до управленческого звена. Нередки случаи карьерного роста от рабочего до крупного руководителя всего за 7-8, а иногда и 5 лет.
Впрочем, не каждый каменщик или отделочник стремится менять статус и превращаться в управленца. Но если повышать квалификацию, осваивать новые профессиональные навыки, погружаться во всё более сложные проекты, то соответствующим образом возрастут и заработки. Со временем у таких работников нет отбоя от предложений, эти специалисты всегда в цене.
Положительные и отрицательные стороны выбора данной профессии
Как и любое иное направление жизнедеятельности человека, профессия «строитель» имеет свои плюсы и минусы.
К положительным аспектам выбора стоит отнести:
• достаточно высокие заработки;
• возможность самореализации вне работы на какую-то строительную организацию;
• высокий спрос на услуги;
• компетентность в бытовых вопросах (уж полку строитель точно повесит).
К минусам можно отнести:
• тяжелый физический труд;
• необходимость работать в сложных климатических условиях — в жару, на морозе, под дождем;
• многие направления строительной деятельности являются опасными для жизни и здоровья мастера — как вариант, работа на высоте;
• для карьерного роста необходимо получение более высоких ступеней образования.
Как меняются требования к специалистам
Цифровизация затронула многие технологии и процессы в стройкомплексе. Функциональное наполнение профессии строителя сильно изменилось, в том числе и в атомной отрасли.
Сотрудникам требуются новые компетенции, прежде всего, в тех областях, которые уже полностью изменила цифровизация. Так, для создания BIM-моделей сегодня нужны многопрофильные специалисты, умеющие работать с разным софтом.
Другой пример — управление проектами. В этой области необходимы специалисты с кросс-функциональными знаниями. Они должны и понимать контрактные модели, и разбираться в инжиниринге, и управлять стоимостью.
Поскольку наш портфель заказов постоянно растет, на руководителей строительных проектов ложится огромная нагрузка. Для некоторых направлений объемы и новизна задач становятся рекордными.
Так, уже упомянутая TCM NC трансформировала бизнес-процессы в сфере управления строительством. Соответственно, сотрудники должны владеть соответствующими компетенциями и терминологией, уметь пользоваться системой. Таких специалистов немного в мире, а в России — тем более.
Мы планируем развивать не только строительные проекты, но и экспорт услуг, который связан со сложными интеллектуальными продуктами. И это тоже меняет требования к кадрам. С одной стороны, теперь в одном специалисте умещаются компетенции материаловеда, инженера, проектировщика. С другой, появляется подмножество новых специальностей, которые нужно освоить.
Какие предметы надо сдавать на строителя?
Сложнее, если цель разбираться в тонкостях управления техникой или в базовых вопросах. Еще на стройке работают монтажники, техники, электрики, крановщики – все это тоже востребовано в строительстве и это уже серьезная профессия, освоение которой, по меньшей мере, возможно в колледже, техникуме или училище. Тогда на строителя экзамены сдавать все же потребуется и учиться стоит поступать в один из строительных колледжей или техникумов.
Самый сложный вариант – это получение инженерного образования. Диплом инженера дают после окончания вуза.
Поэтому предметы, которые нужно будет сдавать на инженера-строителя – это ЕГЭ, а какие дисциплины будут профильными зависит от специальности. Разберемся со всем детально.
Что надо сдавать на строителя после 11 класса?
Если цель – поступление в ссуз, перечень предметов будет идентичен. Тот же русский с математикой, только на ЕГЭ и все те же специальности. Полученные на Едином государственном экзамене баллы не важны, главное – оценки в аттестате. Учиться после 11 класса в ссузе, в среднем, на год меньше.
А если цель – учеба в вузе, то сдавать на строителя предметы предстоит, исходя из предполагаемой специальности. Например, можно стать архитектором или получить другую строительную, но не инженерную профессию.
Экзамены, которые сдают на строителя не инженерной специализации: русский, математика (профильная), физика.
Также могут встретиться информатика, химия или английский язык – это зависит от конкретной специальности в университете, институте или академии.
Срок учебы – около 4х лет по программам подготовки бакалавров. На выходе выпускник получит диплом о высшем образовании и сможет выбрать, куда пойти работать – под стать своей специальности.
Какие экзамены нужно сдавать в строительный институт?
Строительный факультет есть практически в каждом техническом высшем учебном заведении, поэтому абитуриент может получить профессию строителя или инженера-строителя в достаточно большом количестве городов России.
Основные экзамены, которые сдают в строительный институт – это результаты ЕГЭ по русскому, профильной математике и физике.
Чем престижнее и крупнее вуз, тем шансов поступить меньше, поэтому каждый дополнительный балл на экзамене будет иметь значение. Но, в принципе, само по себе инженерное образование – престижно, а профессия инженера – в нашей стране самая распространенная. Поэтому, по большому счету не сильно важно, куда именно поступать, обучение по данному профилю будет сложным в любом из вузов, но полученный диплом, бесспорная гордость его обладателей.
Меня зовут Цой Наталья Владимировна, мне 45 лет, москвичка. Ещё в 90-е окончила Московский инженерно-строительный институт (ныне МГСУ). Так получилось, что родители — проектировщики, и я пошла в перестройку — в стройку.
Сейчас, спустя все 20 лет, что я причастна к строительной профессии, мне кажется, что более разнообразной по своим отраслям и требуемым навыкам, профессии нет.
Ведь инженер-строитель может работать и в предпроектной стадии строительства, и частично задействован при проектировании — принимать участие консультантом и в согласованиях проекта, а также пересогласовывать существующий проект при изменениях в видах и объемах строительных работ.
Мне довелось поработать и на строительстве наружных инженерных сооружений и коммуникаций, и в жилищном строительстве – непосредственно при возведении жилого дома индивидуальной планировки, и в направлении электрических сетей, и в свайных работах смыслю, естественно, капитальный и текущий ремонт…
Если рассматривать саму строительную отрасль, то, на первый взгляд, в ней все внутренние специальности четко систематизированы и распределены. В стране существуют многочисленные строительные ВУЗы, которые выпускают различных специалистов строительных специальностей.
Но словосочетание «инженер-строитель» совмещает в себе множество различных строительных профессий. Исключение составляют, наверное, атомная промышленность, газовая… Все отрасли с «опасными» производствами.
В моем случае, в 1991-м году, при поступлении в МИСИ, я недобрала баллов на дневное отделение факультета «ВиК» (вентиляция и кондиционирование). Зато меня с удовольствием зачислили на вечернее отделение факультета «Механизация и автоматизация строительных процессов и производств». И, как водится, по непосредственной специальности ни дня не работала, поскольку только сметчиком можно было притянуть слова из диплома про автоматизацию к вакансиям, на которые я устраивалась.
Тем, кто задумался о получении строительного образования
Конечно, профессия инженера-строителя считается мужской, но я знаю много приятных женщин, которые лихо справляются с должностными обязанностями в различных направлениях строительного бизнеса.
Могу еще отметить, что, кроме возможностей роста, сейчас стало появляться больше возможностей работать дистанционно и в строительной отрасли — это и составление исполнительной документации по участкам строительных работ, и разработка небольших проектов, и получение согласований готовых проектов.
Отдельно хочется добавить, что и мужчины, и женщины в строительном бизнесе могут себя применить соответственно своему образованию и предложениям на рынке.
Учитывая то, что строительство и ремонт — это бесконечные процессы, хочу напомнить всем, желающим получить строительную профессию о том, что она вряд ли исчезнет в связи с надвигающейся роботизацией!
Список вузов и факультетов для обучения на строителя
Теперь поговорим о том, где же учиться на строителя. На данный момент вузы предлагают следующие программы подготовки по строительным специальностям:
Программа подготовки | Вуз |
АГТУ | |
Академия Ильи Глазунова | |
ГУЗ | |
МАРХИ | |
МГАХИ им. В.И. Сурикова | |
МГСУ | |
НГУАДИ | |
СПб ГАИЖСА | |
СПбГАСУ | |
07.03.03 Дизайн архитектурной среды | БГТУ им. В.Г. Шухова |
ДВФУ | |
МАРХИ | |
НГУАДИ | |
РУДН | |
СПбГАСУ | |
СФУ | |
ТюмГНГУ (Тюмень) | |
ЮУрГУ | |
07.03.04 Градостроительство | БГТУ им. В.Г. Шухова |
ВятГУ | |
НИУ ВШЭ | |
МГСУ | |
НГУАДИ | |
СПбГАСУ | |
СФУ | |
УрГАХУ | |
ЮЗГУ | |
08.03.01 Строительство | АГТУ |
БФУ им. Канта | |
ВятГУ | |
КБГУ | |
КГУ (Курск) | |
КНИТУ (Технологический) | |
КубГУ | |
МГРИ-РГГРУ | |
МГСУ | |
МГУ им. Н.П. Огарева | |
Московский Политех | |
ПетрГУ | |
08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений | ВоГУ |
ДГТУ (Донской) | |
КубГТУ | |
МГАВТ | |
МГСУ | |
СамГТУ (Самара) | |
СГТУ им. Гагарина | |
СПбГАСУ | |
СПбПУ | |
УГНТУ | |
УрФУ | |
ЮЗГУ | |
ЮУрГУ |
Профессия инженера-строителя подходит людям организованным и ответственным, способным спланировать и осуществить свои действия в полном объеме, не списывая неудачи на внешние обстоятельства и нерасторопность других. В овладении необходимыми для работы знаниями будущему строительному инженеру помогут скрупулезность и любознательность – естественный интерес к окружающему миру, к объектам «второй природы» и к их устройству (например, к истории архитектуры и к тому, «как это было сделано»).
Коллективная природа труда требует от инженера-строителя развитых коммуникативных способностей – умения и желания находить общий язык с разными людьми. Взаимодействовать придется и с рабочими, и с коллегами по цеху, и с представителями контролирующих органов, так что понадобятся хорошие навыки доходчиво доносить информацию и отстаивать свою точку зрения.
Роль строительства в истории человечества переоценить очень сложно. Все когда-то воздвигнутые нашими предками масштабные, грандиозные конструкции становятся настоящими памятниками архитектуры. В их строительстве принимало участие множество людей, среди них были представители профессии, которую мы сейчас называем «инженер-строитель».
Первым известным нам инженером-строителем считается египтянин Имхотеп, живший около 2700 года до нашей эры. Он построил пирамиду по собственному проекту, впервые решившись использовать более прочный известняк вместо сырцового кирпича. И до сих пор выбор материала для строительства остаётся одной из главных задач в деятельности инженеров-строителей.