Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие легализации доходов, полученных преступным путем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, необходимо коснуться истории возникновения данного явления и познакомится с теми определениями, которые даны законодателем в рассматриваемой области.
В работе А.В. Шашковой затрагивается вопрос возникновения термина «легализация», который традиционно увязывается с принятием «сухого закона» в США. Понятие «легализация» («отмывание») преступных доходов появилось в США в 20-х годах 20 века и было связано с деятельностью Альфонсо Капоне. В 1920 г. в США вступила в силу 18-я поправка к Конституции США, так называемый «сухой закон», принятая конгрессом еще в 1917 г.
Принятый закон после вступления в действие повлёк за собой значительный рост подпольного производства алкогольной продукции и их контрабанду, приносящие большие прибыли. Данная прибыль находилась в сфере теневой экономики и требовала своей легализации, т.е. возвращения в законный оборот. По основной версии, полученные преступным путём денежные средства смешивались с законно получаемой выручкой от сети прачечных самообслуживания, принадлежавшей Альфонсо Капоне. Таким способом осуществлялась легализация преступных доходов.
В отечественной истории на примерах памятников русского права, несмотря на отсутствие современного термина «легализация» («отмывание»), можно обнаружить нормы, затрагивающие легализацию как социальное явление. Так, Псковская судная грамота 1467 года разграничивает законное и незаконное получение имущества. Покупатель совершая на торгу сделку купли-продажи должен был дать присягу, что новое имущество приобретено правомерным путём. Подтверждение законности получения имущества в Псковской судной грамоте касалось лишь новых вещей.
Судебник 1497 года в ст. 46 требует доказательств законности сделки на основании свидетельских показаний, данных очевидцами совершённой сделки купли-продажи. При отсутствии очевидцев допускалась присяга.
Судебник 1550 года распространяет требование доказывания правомерности приобретения имущества как на новое, так и на старое («что поношено у носящего или с лавки»). Условием законности сделки купли-продажи является наличие поручительства за продавца, в качестве которого выступает рядовая порука со стороны постоянных продавцов рыночного ряда. При отсутствии таковой купивший теряет право на иск.
В Соборном уложении 1649 года также предусмотрена ответственность за куплю-продажу вещей, совершённую без поруки. Здесь понятие правомерности владения распространяется и до использования данной вещи. Кроме того, предусматривается ответственность не только за укрывательство преступников, но и за приём, хранение или продажу похищенного имущества. Тем самым был юридически предусмотрен запрет на легализацию имущества, добытого преступным путём.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года предусматривает наказание к лицу, совершившему сбыт преступного имущества, украденного или через насилие полученное другим лицом, а также ответственность за скупку недвижимого имущества у неправомерного лица, т.е. незаконно им владеющего. Данные положения достаточно близко лежат с современным пониманием легализации.
В первые термин «отмывание» был использован в 20 веке при освещении в британской газете The Guardian так называемого Уотергейского скандала, событий, связанных с проведение предвыборной кампании президентом Соединённых Штатов Америки Р. Никсоном. По данному событию приведены сведения, что используемые в предвыборной кампании денежные средства в размере 200 тысяч долларов ранее были направлены в Мексику под видом пожертвований.
В настоящее время в международном праве, в частности в ст. 6 принятой 08 ноября 1990 года в г. Страсбурге Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», под легализацией (отмыванием) преступных доходов понимается осуществление с данным имуществом таких действий, которые нацелены на сокрытие преступного источника их происхождения.
В российском законодательстве также приводятся понятия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ N 115 «О противодействии легализации») даны следующие понятия:
«доходы, полученные преступным путём, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления»1.
Как видим, явление легализации преступных доходов, вопросы «чистоты» полученного имущества, находились в поле зрения и в прошлые времена, но в современном мире данная проблема становится особенно остро в связи с развитием электронных средств перевода, со становлением в России рыночной экономики, с появлением транснациональной преступности, усложнением схем легализации преступных доходов и запутывания следов преступной деятельности.
Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем
В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.
Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:
«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.
Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.
Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».
Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».
Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.
Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).
Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
- Вконтакте
Состав простой легализации преступных доходов, предусмотренный ч.1 ст.174 УК РФ
- Объект: легальный финансово-экономический оборот, нарушаемый путем внедрения незаконно добытых денежных средств или имущества.
- Объективная сторона: придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом, добытым третьими лицами незаконным путем (то есть перевод активов из теневой экономики в экономику официальную). Отмывание совершается путем совершения финансовых операций и сделок. К финансовым операциям относятся любые операции с деньгами – переводы, размен, обмен, наличные и безналичные расчеты и т.д. К сделкам относятся действия, направленные на установление, корректировку или завершение гражданских прав и обязанностей.
- Субъект: вменяемое физлицо, достигшее 16 лет.
- Субъективная сторона: прямой умысел. Цель – придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом.
ПОНЯТИЕ НЕЗАКОННОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
Если оставить в стороне психопатов и людей, которые нарушают закон из «любви к искусству», большинство преступников идут на это рати денег.
Джеффри Робинсон1
В настоящее время экономической, юридической и политической проблемой является проблема борьбы с незаконной легализацией (отмыванием) доходов. Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что по сомнительным основаниям в январе—сентябре 2013 г. из России вывели около 22 млрд. долл.2 Согласно результатам исследования, проведенного международным институтом Global Financial Integrity, из России за 2011 г. был незаконно вывезен 191 млрд. долл.3, что значительно превышает показатели Китая и Мексики.
Словосочетание «отмывание денег» стало настолько популярным, что фигурировало даже в шпионском скандале, в котором были задействованы власти США и РФ, произошедшем в США в июне 2010 г.4 Каким образом может происходить отмывание, если предполагается, что в данном скандале задействованы российские разведчики — государственные служащие Российской Федерации? Эти и многие другие вопросы возникают при изучении проблем борьбы с легализацией незаконных доходов. Примеров можно привести множество.
История уголовной ответственности за придание фиктивной законности доходам, полученным от преступной деятельности, начинается еще в давние времена развития отечественного уголовного законодательства.
Впервые нормы об ответственности за легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, можно встретить еще в Псковской судной грамоте, ст. 47 которой различала законный и незаконный способ приобретения имущества.
в Судебнике 1497 г., в ст. 46 которого было указано, что в случае сомнения об источнике того или иного дохода должны были быть призваны свидетели, при которых была совершена та или иная покупка и только их показания принимались во внимание. В противном случае лицо, которое подозревалось в получении доходов преступным путем, должно было дать присягу.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления[1], то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».
При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).
Отмывание денег включает в себя три этапа:
- введение денежных средств в финансовую систему с помощью некоторых средств («размещение»);
- проведение сложных финансовых операций для маскировки незаконного источника денежных средств («наслоение»);
- получение богатства, полученного от операций с незаконными средствами («интеграция»).
Некоторые из этих шагов могут быть опущены, в зависимости от обстоятельств. Например, нет необходимости размещать денежные поступления, которые уже имеются в финансовой системе[4].
(англ. anti money laundering, сокращённо AML)
Для создания эффективной системы борьбы с отмыванием денег необходимо взаимодействие между следующими органами:
- органами законодательной власти;
- органами исполнительной власти или министерствами;
- судебными органами;
- правоохранительными органами, включая полицию, таможенную службу и т. д.;
- подразделениями финансовой разведки;
- контрольно-надзорными органами, включая центральный банк, другие финансовые учреждения, определенные нефинансовые организации и специалистов.
Кроме того, необходимо взаимодействие между частными учреждениями, в частности банками и другими финансовыми учреждениями[5].
Для координирования международных усилий по борьбе с отмыванием денег в 1989 году на саммите «большой семёрки» в Париже была создана международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ; англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF).
После включения России в июне 2000 года в «чёрный список» ФАТФ[6] был доработан проект закона, усиливающий противоотмывочные меры в финансовой системе страны, а в структуре Минфина в 2001 году был создан профильный орган — Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ), который возглавил Виктор Зубков. В результате в октябре 2002 года Россия была исключена из «черного списка», а в июне 2003 — сама принята в состав ФАТФ.[7]
- В 2004 году КФМ был преобразован в Федеральную службу по Финансовому мониторингу (ФСФМ).
- Группа «Эгмонт» — неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира, занимающееся в том числе и борьбой с отмыванием денег.
- В 2006 году власти объясняли необходимость декларирования наличной валюты гражданами, пересекающими границы Евросоюза и США, борьбой с терроризмом и отмыванием денег[8].
7 мая 2012 года Владимир Путин издал Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»[9], предусматривающий разработку Законопроекта, направленного на деофшоризацию экономики России. Разработка законопроекта была поручена Росфинмониторингу.
Многие банки, в том числе и российские, активно используют принцип Знай своего клиента.
Таким образом, банк уменьшает риски вовлечения в сделки своих клиентов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, которые угрожают репутации банка.
Понятие легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма
Наиболее распространенной версией происхождения термина «отмывание преступных доходов» (англ, moneylaundering) является приписывание его изобретение известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и продажи спиртного, для придания им правомерного характера смешивались с наличным оборотом американских прачечных. Кстати, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как laundry, тот же термин означает и прачечную.
Однако существует и иная точка зрения, согласно которой термин «отмывание денег» был впервые употреблен британской газетой TheGuardian в ходе освещения так называемого Уотергейтского скандала 1973г. в связи с незаконным финансированием избирательной кампании кандидата в президенты США Ричарда Никсона.
«Прачечные» для грязных денег работают без перерыва и выходных
В России работает приличное количество общеизвестных схем отмывания денег, нажитых преступным путем.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Теневая экономика России составляет более 20% отечественного ВВП — такие данные представил Росфинмониторинг. Это значит, что почти 21 трлн рублей — гораздо больше бюджета всей страны на 2020 год — в лучшем случае скрыты от налогов, а в худшем — сворованы и навсегда спрятаны за рубежом. С этих денег не пошли отчисления ни в бюджет, ни на пенсии, ни на медобслуживание. Из нелегальной казны финансируется другое — закупка оружия, теракты. А то, что не пошло на оплату преступлений, остается на руках теневых дельцов.
Но финансы, в том числе и награбленные, хороши лишь тогда, когда за них можно получить разные радости жизни. Чтобы не оказаться в положении подпольного миллионера Корейко, который имел миллионы, но не мог их потратить, воротилы разного уровня — от торговцев наркотиками до чиновников-казнокрадов — стараются придать своим грязным капиталам видимость законного происхождения. Это и называется «отмывать денежки». А «прачечные» — это те конторы, которые занимаются легализацией такого капитала.
— А вы, Фунт, теперь не зиц-председатель, а номинал! — Хоть горшком назови, лишь бы сидеть, как при НЭПе. Фото: Кадр из фильма
Схема № 1. КВАРТИРЫ СКУПАЮТ ЭТАЖАМИ
Самый простой и распространенный способ отмывания — это приобретение недвижимости. Росфинмониторинг отмечает, что такой метод привлекателен низкими затратами на сопровождение сделки и возможностью расчетов наличными.
Кто-то покупает особняки и дорогие пентхаусы. Кто поосторожнее, дробит деньги и приобретает жилье в массовых новостройках. Зато этажами. Думают, кто там сунется проверять дома на московских окраинах вроде Саларьево или Рассказовки.
Но Росфинмониторинг начеку. Недавно, например, было подготовлено письмо риэлторским агентствам и нотариусам с просьбой сообщать о подозрительных сделках.
Правда, признаки сомнительных операций в сфере недвижимости у специалистов вызвали замешательство. Ну хорошо, требование сообщать в органы финконтроля о сделках, где фигурируют «суммы, которые явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки», еще можно понять. Покупает пенсионер в потрепанном твидовом костюмчике по моде 1974 года апартаменты в «Москва-Сити» — дело, похоже, нечистое.
Но как быть с таким признаком возможного о?
— Человек не обязан сообщать нам, откуда у него деньги, а лезть с такими вопросами как-то странно, — рассудила в разговоре с «КП» риэлтор Любовь Дмитренко.
А вот еще один «подозрительный» пункт: элитную недвижимость покупает человек, проживающий в другом регионе. Но ведь так поступают и добросовестные покупатели. Обеспеченные жители провинции приобретают недвижимость в Москве. Москвичи — в Крыму и Сочи.
Как происходит легализация средств
Учитывая, что речь идет о разновидности экономических преступлений, процедура выполняется многоступенчато, при этом, чем больше предполагается этапов, тем лучше. Это делается для того, чтобы операция не привлекала внимание со стороны правоохранительных органов и максимально скрывала происхождение капитала.
В общих чертах, применяется такая схема:
- обретение теневого капитала — практикуются любые способы, за исключением злодеяний, попадающих под действие статей УК № 193, 194, 198 и 199;
- вливание денежных средств в легальную экономику — вариантов много, например, разделение капитала по нескольким депозитариям;
- максимальное удаление денежной массы от нелегального источника прибыли — наиболее распространенным способом является размещение на оффшорных счетах;
- возврат денег в виде легально полученной прибыли — скупка драгметаллов, предметов старины, активов предприятий.
В этом поле имеет смысл более детально рассмотреть наиболее часто встречаемые способы легализации криминальных доходов. Выглядит это так:
- Оффшорные счета. Для этого обычно используются страны Карибского бассейна, где действует довольно гибкая правовая система, позволяющая размещать на счетах средства без подтверждения их происхождения. С целью сокрытия преступления, деньги обычно перемещаются между счетами различных банков.
- Подставные компании. Сюда можно отнести салоны красоты, развлекательные центры или конторы по оказанию бытовых услуг населению. Деятельность таких фирм контролировать крайне сложно, поэтому нелегальные средства могут постепенно вливаться в товарооборот.
- Разделение единой денежной массы на несколько вкладов. Для этого открывается несколько депозитных вкладов, часто зарегистрированных на подставных лиц.
Довольно интересным способом легализации теневых капиталов являются лотереи. Здесь у счастливчика выкупают выигрышный билет на крупную сумму. При этом цена покупки обычно превышает номинал такого билета.
Действия банковских служащих
Сотрудники финансовых учреждений стараются себя защитить: они могут намеренно повышать процент за вывод средств или вовсе отказывают эти средства выдавать, уверенные в том, что организация с сомнительной репутацией вряд ли будет подавать на них в суд.
Летом 2020 года был введен еще один способ противодействия подобной легализации доходов: суточный лимит на перевод денежных средств. Если владелец банковской карты получит на свой счет более 600 000 ₽, сотрудники финансового учреждения вправе запросить информацию об источнике столь высокого дохода. Кроме того, при первых же подозрениях на попытку легализировать доходы, они могут отказать такому клиенту в обслуживании и заблокировать его счет.
Как работает принцип «знай своего клиента»?
Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.
К обязательным процедурам идентификации относятся:
- у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
- у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
- у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
- у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
- у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).
Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:
- выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
- клиент не вызывает подозрений у работников банка;
- транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.
Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:
- денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
- покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
- покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков
Существует ряд указаний ЦБ РФ 18-МР, 19-МР, 5-МР, в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:
- фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.
Также банк проверяет следующие признаки:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
- с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
- деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
- поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
- денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.
К рискам будут относиться также операции:
- регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
- снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
- у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.
Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.
-
Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа.
Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов = Preventing Money Laundering and Terrorist Financing: A Practical Guide for Bank Supervisors. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 316 с. — (Библиотека Всемирного банка). — ISBN 978-5-9614-1466-0. -
Под редакцией Эдгардо Кампоса, Санджая Прадхана.
Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4. -
Reuter, Peter.
. — Peterson, 2004. — .
Эта страница в последний раз была отредактирована 6 февраля 2019 в 19:49.
Одна из самых распространенных мошеннических схем – открытие подставной фирмы. Ее предпринимательская деятельность ограничивается лишь открытием банковского счета, зачислением на него средств и снятием этих средств якобы для того, чтобы оплатить услуги контрагентов.
Сегодня большое распространение получили банковские пластиковые карты. И не менее большой популярностью они пользуются у мошенников, которые то и дело проворачивают новую аферу, стремясь скрыть доходы и ввести в заблуждение сотрудников налоговой службы и правоохранительных органов. На сегодняшний день известны следующие мошеннические схемы с банковскими картами:
- открытие счета и получение карты подставным лицом;
- открытие счета на несуществующего человека;
- обналичивание средств за вознаграждение (владелец карты получает процент от снятой суммы, остальное отдает «заказчику»).
Мошенники могут открывать пластиковые карты и на свое имя. Делают это под любым предлогом: получение кредита, оплата услуг, выдача заработной платы и т.д. Но снимают средства всегда в банке, который эту карту выдал, поскольку за снятие средств со счета через банкомат другого банка приходится платить комиссию. При этом организаторы подобной мошеннической схемы стараются не «светиться» лично перед камерами банкоматов. Деньги для них снимают специально нанятые люди.
Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления[1], то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».
При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).
Легализация преступных капиталов — понятие, значение и особенности трактовки преступления в законодательстве РФ
Впервые в истории российского уголовного права состав легализации преступных капиталов появился в законе с момента вступления в силу Уголовного Кодекса 1996 года. Как и в большинстве европейских стран, в России появление в уголовном законе состава отмывания преступных капиталов отчасти было вызвано естественной эволюцией законодательства, а отчасти было навязано Российскому государству извне. Принятие мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег содержалось, например, среди прочих рекомендаций Международного Валютного Фонда при выдаче российскому правительству очередных кредитов, от которых напрямую зависело выживание российской экономики середины 90-ых годов. Отсутствие действующих норм о противодействии легализации преступных капиталов делало и без того крайне неблагоприятный инвестиционный климат в стране еще более отпугивающим для иностранных инвестиций. Понятно, что ни одна из уважающих себя крупных корпораций не рискнет оказаться «в доле» в каком-либо производстве с представителями преступных группировок. Если прибавить к этому пропагандируемое многими зарубежными средствами массовой информации мнение о России, как о стране насквозь контролируемой мафиозными структурами и — управляемой абсолютно коррумпированным государственным аппаратом, то становиться понятным то нежелание, с которым западный инвестор рассматривал предложения об инвестициях в российскую экономику.
Кроме того, отсутствие реально работающих механизмов борьбы с легализацией приводило к неконтролируемому и неизбежному оттоку капиталов из страны. В первой главе настоящей работы приводились данные о масштабах вывоза капитала из нашей экономики. Поскольку в результате непродуманных действий по перераспределению собственности на средства производства после отказа государства от социалистической модели экономического развития большая доля прибыльных предприятий оказалась под контролем преступных структур либо лиц, понимавших незаконность своего владения поступившим в их распоряжение имуществом, стало естественным желание таких «собственников» не вкладывать вырученные прибыли в развитие своих производств, а спрятать их в банках за рубежом, естественно, одновременно «отмыв» эти деньги. Более того, даже те предприятия, которые умудрялись получать в условиях зарождающегося российского капитализма абсолютно легальные прибыли (речь идет, в первую очередь, о предпритиях, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов), неохотно вкладывали свою выручку в российскую экономику. И это поведение было абсолютно понятным в имевшейся на тот момент обстановке крайней политической и экономической нестабильности. В результате «в 1996 году отток капитала из России по объему в десять раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику»83. Негативные последствия такой ситуации очевидны. Внутренние резервы развития экономики исчерпываются, а внешние инвестиции не поступают.
Конечно же, не стоит считать, что отсутствие или наличие в законодательстве норм о противодействии отмыванию является решающим фактором, влияющим на динамику вывоза капиталов из страны. Понятно, что в основании этого явления лежит целый комплекс макроэкономических и политических причин. Однако, исключая из своего уголовного законодательства меры по борьбе с легализацией, государство лишает себя одного из наиболее эффективных правовых инструментариев для предотвращения4 подобных нежелательных для экономики явлений.
С другой стороны, отсутствие норм о борьбе с отмыванием приводило к тому, что большое количество преступного капитала стало ввозиться в Россию для отмывания. По мнению американских экспертов: «имеются данные о том, что российские банки «отмывают» наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России (Кали картель, сицилийская мафия). По их сведениям, в 1995 году в -8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, входил международный компонент» . В результате Россия была признана в качестве одного из государств, в которые преступные капиталы выводятся для отмывания, и включена в так называемый «черный список» FATF, как страна, «не сотрудничающая» с мировым сообществом в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.
Вероятно, именно то обстоятельство, что самое большое в мире государство стало притягивать к себе «грязные» деньги, и послужило толчком, стимулирующим Россию к принятию норм о борьбе с легализацией. Заметим, что нам неизвестно ни одного дела по отмыванию «грязных» денег, вывезенных из России, какими бы огромными ни были эти суммы. Видимо, несмотря на то, что российская экономика, по мнению иностранных СМИ, во многом подконтрольна мафиозным структурам, переводимые в иностранные банки миллиарды российских долларов не считаются, с точки зрения иностранных банковских служащих, «подозрительными» вкладами, и в отношении этих средств не проводятся специальные расследования, как это положено в соответствии с приведенными в предыдущих параграфах законами.. Л если и проводятся, то заканчиваются ничем, как дело с « Bank of New-York », когда несколько миллиардов поступивших из России долларов были признаны чистым капиталом, несмотря на первоначальные заявления американских правоохранительных органов, что это деньга «русской мафии».
Каковы масштабы отмывания денег?
Узнать точную сумму средств, которые получены неправедными путями, а затем легализированы, очень сложно. Отмывание денег не вписывается в стандартную экономическую систему, поэтому точно никаких данных нам не узнать никогда. Однако рассмотреть хотя бы частично эту ситуацию мы можем. Чтобы проанализировать статистику незаконных операций с денежными средствами, МВФ пришлось довольно продуктивно поработать. В результате на представленном отчете специалисты Валютного фонда озвучили цифры, которые говорят о том, что средняя сумма отмываемых денег составляет от 5 до 7% от общего ВВП всех стран мира. Так, по статистике 1996 года, оборот незаконных денежных средств оценивался примерно в 2 трлн долларов, что превышает бюджет таких стран мира, как Польша, Испания, Саудовская Аравия и других. Отдельно стоит заметить, что очень часто «грязные» деньги и дальше принимают участие в незаконной деятельности. Так, в некоторых странах Ближнего Востока отмывание денег и финансирование терроризма тесно связаны.