Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На основании чего бюджетное учреждение оплачивает взыскание решения суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.
Обобщение судебной практики по применению судами норм об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 10.04.2017 г., судья Варламов Е.А.
Дата: 13.04.2017
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе», пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указывает на то, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 239 БК РФ Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) устанавливает специальный правовой режим, предусматривающий основания и порядок расходования бюджетных средств — режима иммунитета бюджета, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.
Часть 3 статьи 239 БК РФ устанавливает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), согласно положениям которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании выданных судом исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию.
Пункт 5 ст. 242.1 БК РФ устанавливает, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном гл. 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц регулируется гл. 24 АПК РФ. Пункт 5 ст. 200 АПК РФ возлагает обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ задолженность должна быть погашена в течение 3-х месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.
Пунктами 7 ст. 242.47, ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Анализ судебной практики Арбитражного суда Амурской области с 2014 года по настоящее время показал, что практика рассмотрения споров, связанных с применением положений г.24.1 БК РФ является единообразной, случаев отмен судебных актов по причине неправильного применения либо неприменения указанных норм не выявлено.
В обобщении приводятся наиболее интересные споры, рассмотренные Арбитражным судом Амурской области за анализируемый период.
- Вероятность приостановления финансирования первоочередных выплат не является основанием для неприостановления в соответствии с п.7 ст.242.5 БК РФ осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, поскольку положения указанной нормы не содержат изъятий для ее применения (Дело № А04-7847/2014).
В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «С» с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации района (далее – ответчик, управление) выразившегося в не приостановлении осуществление операций по расходованию средств на в��ех лицевых счетах Администрации района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управления администрации района, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, до момента исполнения Администрацией района судебного акта — исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Амурской области..
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что исполнительный лист поступил на исполнение в Финансовое управление администрации района 16.07.2014, при этом по истечении трех месяцев с указанной даты ответчиком в нарушение части 7 статьи 242.5 БК РФ не приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации района.
При этом, признавая незаконным бездействие Финансового управления, суд отклонил доводы ответчика, указывающего на невозможность приостановления операций по лицевым счетам в связи с тем, что это повлечет приостановление финансирования первоочередных выплат (заработная плата работников образовательных учреждений и учреждений культуры; налоговые платежи; платежи по коммунальным услугам за образовательные учреждения; платежи за поставляемое топливо (уголь)), поскольку положения части 7 статьи 242.5 БК РФ не содержат изъятий для применения.
Аналогичная позиция изложена в решении по делу № А04-9337/2015 от 18.01.2016 оставленным без изменения апелляционной и кассационными инстанциями.
- В случае приостановления исполнения решения вышестоящими судебными инстанциями до истечения трехмесячного срока, предусмотренного БК РФ, на исполнение требований исполнительного документа то, в этот период нет оснований для исполнения требований исполнительного документа и приостановления операций по лицевым счетам должника (дело № А04-4792/2016, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций)
в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Д. (далее — предприниматель) с заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц финансового управления администрации города (далее — управление), выраженных в неисполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Амурской области; в возврате исполнительного листа, заявления и самого судебного акта, надлежащим образом оформленного в суде
Решением Арбитражного суда Амурской области в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
При этом суд указал, что исполнительный лист, выданный по делу N А04-1336/2014, поступил от предпринимателя Д. в финансовое управление администрации города 29.12.2015, следовательно, трехмесячный срок, установленный БК РФ, на его исполнение истекал 29.03.2016.
Однако, определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2016 до истечения трехмесячного срока на исполнение требований исполнительного документа, приостановлено исполнение решения от 01.10.2015, постановления апелляционного суда от 22.12.2015 по делу N А04-1336/2015 Арбитражного суда Амурской области до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции, следовательно, в этот период не имелось оснований для исполнения требований исполнительного документа и приостановления операций по лицевым счетам должника.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что финансовым органом не допущено незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению исполнительного документа.
- Анализ судебной практики арбитражного суда Амурской области выявил ряд случаев, в которых суд признавал незаконными действия финансовых органов по возврату без исполнения исполнительных листов, обоснованного формальными причинами.
Как уменьшить размер сбора
При отказе суда отменить сбор, за должником останется право просить об уменьшении его размера. Подать соответствующее заявление гражданин может как при вынесении постановления, так и после его уплаты.
Первым делом гражданину необходимо получить постановление о наложении сбора. Затем — собрать доказательства, которые станут основанием для ходатайства. Все доказательство должны быть представлены в письменной форме и подкреплены справками, свидетельствами и т.д.
Стоит отметить, что оспаривание наложения сбора проходит в том суде, который рассматривал дело о задолженности. То есть если пристав исполняет постановление арбитража, то и добиваться отмены решения следует в суде данной юрисдикции. Заявление подается либо в канцелярию суда, либо почтовым отправлением.
В отличии от предыдущей ситуации, суд может рассматривать заявление должника более 10 дней. Это связано с тем, что подобные ситуация не относятся к процедурам оспаривания постановления.
Доказательство оснований для уменьшения размера сбора — головная боль ходатайствующего. При положительном решении размер сбора уменьшится не более, чем на четверть от общей суммы. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые помогут защитить права гражданина и минимизировать убытки.
Ответственность и штрафные санкции за неисполнение
Приказ выдается мировым судьей после рассмотрения предоставленных кредитором документов. Заявление должно обосновывать требования о возврате средств, подтверждать факт задолженности. Основанием для подачи иска может быть:
Как только решение вступит в силу, оно является обязательным для исполнения. Ответственность неплательщика определяется законодательством. Ответчику дается возможность оспорить приказ. Для того, чтобы аннулировать документ. нужно подать заявление с указанием причины, по которой оспаривается принудительное взыскание. Уважительными считаются следующие причины:
- болезнь;
- отъезд;
- неполучение информации о вынесении решения и так далее.
Суд рассматривает возражения и принимает решение об отмене приказа на протяжении трех дней. При аннулировании постановления кредитор и ответчик получают копии документа.
Как быть, когда приказ вступил в силу
Иногда наступают ситуации, когда срок подачи жалобы на решение судьи истек, а реальных оснований для его восстановления не существует. Как поступить?
Нужно добиваться аннулирования приказа. Для этого потребуется составить жалобу в кассационную инстанцию в течении шести месяцев со дня приобретения юридической силы документом. Как правило, это Президиум районного или областного суда.
К претензии должна быть приложена копия судебного решения и другие бумаги, свидетельствующие о необходимости прекращения действия приказа. Он должна включать сведения о:
- оспариваемом решении;
- взыскателе и ответчике;
- доказательствах, подтверждающих изложенные факты;
- требованиях истца;
- просьбе о приостановлении исполнительных мероприятий на время рассмотрения жалобы.
Помимо этого, должником может быть заявлен иск в отношении взыскателя для возможного уменьшения суммы долга. Это касается решений в отношении алиментов для несовершеннолетнего в размер 25% от заработка ответчика, если он уже производит оплату алиментных платежей на других детей. Судом может быть рассмотрено такое заявление в процессе судебных слушаний с учетом мнения всех сторон и сокращен размер алиментных платежей.
При существовании оснований, добиться положительного решения судебного органа вполне возможно, при условии знания своих прав и умения их отстаивать.
Если должники добровольно отказываются вносить платеж по задолженности, то по месту проживания лица открывается соответствующее исполнительное производство. С такого периода указанная сумма будет сниматься в порядке принудительных действий органов. Получить документ об открытии производства можно будет по почте, так как пристав занимается непосредственно рассмотрением заявлений и принятием мер для выполнения приказа суда.
В отношении лица, являющегося должником, может проводится проверка по финансовому состоянию. Пристав может накладывать арест на денежные средства и проводить принудительное погашение задолженностей, включая заработный счет. Такие действия включают розыск, оценку и дальнейшую реализацию как движимого, так и недвижимого имущества. На должника может накладываться запрет по выезду за пределы территории России.
Пристав открывает производство на протяжении трех дней, после получения судебного решения. Далее, постановление отправляется должникам, что может означать наличие пяти дней для погашения суммы в добровольном порядке. Если на протяжении такого срока после получения письма никаких действий по переводу средств не предпринимается, то пристав взыскивает долг принудительно.
Обратите внимание! Продолжительность производства зависит от действий должника и установлена в законодательном порядке. При добровольном или принудительном исполнении дело закрывается, после чего информация о лице удаляется из базы, снимаются аресты на имущество и запреты на выезд. Найти подобную информацию и посмотреть соответствующие данные можно в онлайн базе службы приставов.
Какой срок давности решения о списании долга? Такой термин составляет три года и по его окончанию нельзя будет открывать исполнительные производства.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Общие положения
В ст. 242.3—242.5 БК РФ регламентируется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
По мнению Президиума ВС РФ, БК РФ проведено различие между взысканием задолженности, возникшей из-за неисполнения бюджетным учреждением договора, и взысканием судом суммы в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Поэтому при рассмотрении судебных дел о взыскании денежных средств по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения ответчиком по делу должно выступать данное бюджетное учреждение.
Как указал в своем письме Минфин России от 14 августа 2006 г. № 08-04-14/4079, Министерство финансов РФ довольно часто сталкивается с некоторыми трудностями при исполнении судебных решений, поскольку исходя из текста резолютивной части решения суда взыскателям не всегда ясно, в какой государственный орган власти следует направлять исполнительные документы.
В этой связи данный финансовый орган указывает на то, что ст. 165 и 242.2 БК РФ на Минфин России возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. 1069, 1070 ГК РФ), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 242.3 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ.
Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 14 июля 1999 г. Ко 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» со ссылкой на п. 1 ст. 296 ГК РФ указал на то, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил, что закон запрещает обращать взыскание лишь на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Взыскание задолженности из казны
Если судебные приставы плохо исполняют свои обязанности, например, из-за нехватки времени, и из-за этого у них не получилось взыскать средства, то понесенные кредитором убытки могут быть взысканы из государственной казны.
Для этого нужно обратиться с заявлением к руководителю отделения службы судебных приставов или подать в суд с требованием признать бездействие должностных лиц незаконным.
Может так сложиться, что у должника были средства для взыскания на момент начала исполнительного производства, а кредитор предоставил всю необходимую информацию и жаловался в ФСПП, но приставы недостаточно хорошо поработали — не занимались розыском денег на счетах и имущества, не направляли запросы в банк и т.д. Если будут представлены убедительные доказательства этого, то кредитору будут выплачены средства из казны РФ.
Когда банк подает в суд
Обычно после одной или двух просрочек серьезных мер кредитор не предпринимает. Чаще всего сначала все ограничивается звонками и письмами с напоминанием о взносе: возможно, заемщик просто забыл о выплате. Если же неуплата становится систематической, банк подключает свою службу взыскания, может обратиться к коллекторскому агентству по агентскому договору: представители компании будут пытаться связаться с заемщиком, чтобы тот выплатил кредит банку. Еще один вариант развития событий — договор цессии: банковская организация перепродает право на взыскание кредита коллекторскому агентству, и оно становится полноправным кредитором, правда, с некоторыми ограничениями: может смягчать условия, но не ужесточать. Судебное разбирательство — крайняя мера, банки идут на нее нечасто и неохотно: это длительный процесс, который повлечет за собой лишние расходы.
Что делать, если инициировано разбирательство
Судебные разбирательства нередко пугают людей. Если они выясняют, что им пришло письмо о начале процесса, частая первая реакция — паника. Но поспешные действия не изменят ситуации и не помогут делу. Оптимальный вариант — успокоиться и попробовать найти пути решения. Как правило, с кредитором можно договориться: убегать не лучшая тактика, так как задолженность от этого никуда не денется. ЭОС предпочитает предлагать клиентам разнообразные варианты решения проблемы, а не обращаться в суд. Если же речь идет о банке, постарайтесь не переживать и попробуйте связаться с представителями кредитора, чтобы уточнить ситуацию. Активное участие в процессе и готовность выплачивать обязательства сыграют на руку даже в сложных обстоятельствах.
Как не допустить визита приставов
- Реструктуризация. Клиент обращается к кредитору и сообщает, что платить кредит на прежних условиях не в состоянии. В результате происходит пересмотр графика платежей, и сумма ежемесячного взноса уменьшается, становится посильной для выплаты.
- Рефинансирование. Такое возможно, если кредит был взят давно, а сейчас многое изменилось, и текущие условия позволяют погашать задолженность с большей выгодой. Происходит перерасчет кредита по новым правилам, заключается новый договор. Правда, такое возможно, если сложности с выплатами только-только начались.
- Скидки и акции. Для добросовестных коллекторских агентств, в частности для ЭОС, характерны так называемые акции прощения. В ходе этих мероприятий человек может списать часть задолженности, облегчив тем самым кредитную нагрузку.
ЭОС всегда старается подобрать решение, выгодное для клиента. Гибкий график выплат, прощение части задолженности — мы делаем все, чтобы помочь человеку начать новую жизнь без обязательств.
Как взыскать долг с бюджетного учреждения?
Важно
Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.
Порядок взыскания с бюджетного учреждения по исполнительному листу
Как взыскать долг с бюджетного учреждения? Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Внимание Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника. Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение. 2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России. При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях.
При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см.
В резолютивной части таких решений указывается: «Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике». Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения.
Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края. Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений.
Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов
Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):
1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;
2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.
Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.
В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).
Во втором случае это будут органы казначейства.
Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).