Постановка на налоговый учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на налоговый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.

Что такое налоговый учет?

Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.

Нужно ли менять ИНН, если поменялись личные данные?

Самая частая причина – смена фамилии при замужестве или по иным причинам. Однако важно знать, что ИНН присваивается один раз, не меняется в течение жизни, и конкретно этот номер не зависит от того, что происходит с личными данными. Однако обновлять информацию тоже необходимо, и предполагается, что ФНС узнает об изменениях и внесет их в ходе межведомственного взаимодействия. Как сообщает ФНС, получение нового свидетельства с указанием в нем присвоенного ранее ИНН в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физического лица не является обязательным. Однако если у вас есть какие-либо сомнения или желание получить документ с новыми данными, то вы можете обратиться в ФНС (например, в свое отделение по месту проживания).

Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя

Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.

Что делать в случае утраты свидетельства ИНН? Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 повторная выдача свидетельства при его утрате стоит 200 рублей, а срочная 400 рублей.

Для получения документа организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения:

  1. Заявление о повторной выдаче в связи с утратой;
  2. Квитанцию об уплате 200 (400) рублей.

Кому следует становиться на налоговый учет

Базовым нормативным актом, регламентирующим постановку на учет иностранных организаций в РФ, является приказ Минфина №293н от 28.12.2018, который вступил в силу 15.03.2019. Он устанавливает правила для регистрации определенных зарубежных юрлиц в налоговой:

  • обособленных подразделений заграничных юрлиц;
  • аккредитованных и неаккредитованных филиалов и представительств иностранных организаций;
  • религиозных организаций;
  • международных организаций;
  • дипломатических представительств;
  • заграничных организаций, работающих через подразделения-налоговые резиденты РФ;
  • заграничных компаний, оказывающих услуги в электронной форме;
  • компаний ведущих некоммерческую деятельность.
Читайте также:  Как сделать бронь отеля для визы без оплаты в 2023 году

Порядок постановки на учет

Налогоплательщик Порядок постановки на учет
Новая организация Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРЮЛ и не требует специальной подачи заявления в налоговую.
Индивидуальные предприниматели Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРИП и не требует специальной подачи заявления в налоговую.
Обособленное подразделение Если у организации есть обособка, то по его месту нахождения подается заявление в налоговый орган в срок до 1 месяца после создания.
Физлица, не ИП Встают на учет по месту жительства на основе информации от органов, которые осуществляют регистрацию прав и сделок. Самостоятельное обращение налоговую для постановки на учет не требуется
Недвижимость и ТС Постановка по месту нахождения имущества на основании сведений от регистрирующих органов.

Общие правила постановки на налоговый учет

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Учет налогоплательщиков является отдельной формой налогового контроля, поскольку полномочия по государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также полномочия по представлению государства в делах о банкротстве возложены на налоговые органы.

Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов

В соответствии со ст. 83 НК организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны встать на учет независимо от возникновения у них обязанности по уплате налогов.

Следует также иметь в виду, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого такого подразделения, только в том случае, если организация уже не состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на учет организации и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Следует отметить, что именно ФНС является тем органом, который уполномочен Правительством РФ осуществлять одновременно государственную регистрацию и юридических лиц, и ИП.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика организациям и ИП выдается налоговым органом одновременно со свидетельством о регистрации юридического лица либо ИП.

Торгово-промышленные палаты, общественные объединения (в том числе политические партии и профсоюзы), а также религиозные организации имеют особый порядок регистрации. В данном случае решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ либо его территориальными органами, а не органами ФНС. После принятия решения о регистрации юридического лица органы юстиции направляют один экземпляр документов (заявление о государственной регистрации, протокол, договор и иной документ о создании юридического лица, учредительные документы, квитанция об уплате государственной пошлины) в Управление ФНС по субъекту РФ для выписки свидетельства о регистрации и включения записи в ЕГРЮЛ. Поскольку внесение записей в ЕГРЮЛ осуществляют управления ФНС России, а внесение записей в ЕГРН — инспекции ФНС России по месту нахождения регистрируемого лица, выдача свидетельства о постановке на налоговый учет производится не одновременно с выдачей свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, а в течение пяти дней.

Ведение реестра налогоплательщиков имеет свою особенность, заключающуюся в том, что налогоплательщик самостоятельно в налоговый орган данные представляет только частично, все основные данные о нем вносятся на основании данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо на основании данных, полученных от других органов государственной власти или организаций.

Виды сведений, сроки их предоставления и ответственные за их предоставление государственные органы, учреждения, организации и физические лица приведены в таблице.

Сведения, включаемые в ЕГРН
Ответственные за предоставление данных в ЕГРН Виды сведений Сроки
1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (территориальные органы ФНС) Сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ Одновременно с внесением записей в ЕГРЮЛ. По торгово-промышленным палатам, общественным объединениям, религиозным организациям — в течение 5 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ
2. Органы, осуществляющие государственную регистрацию ИП (территориальные органы ФНС) Сведения об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП Одновременно с внесением записей в ЕГРИП
3. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности Сведения о нотариусе, получившем лицензию (фамилия, имя, отчество — ФИО, адрес места жительства, паспортные данные, номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса и др.) В течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа
4. Адвокатские палаты субъектов РФ Сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ, или исключенные из указанного реестра, а также сведения о принятых за предшествующий месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов Не позднее 10-го числа каждого месяца
5. Органы и организации, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства Сведения о постановке физических лиц на регистрационный учет по месту жительства (ФИО, адреса настоящего и прежнего места жительства, паспортные данные и др.) Сведения о детях в возрасте до 14 лет — для детей граждан РФ, до 18 лет — для детей иностранных граждан, поставленных на учет по месту жительства родителей В течение 10 дней после регистрации указанных лиц
6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния Сведения о рождении (смерти): номер и дата составления записи акта о рождении (смерти); серия, номер и дата выдачи свидетельства о рождении (смерти); данные о родившихся и его родителях В течение 10 дней после регистрации указанных фактов
7. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Сведения об объекте недвижимости (вид, кадастровый номер, вид права, адрес места нахождения объекта). Сведения о регистрации права (дата регистрации, серия и номер свидетельства). Сведения о правообладателях — юридических, физических лицах В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации
8. Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств Сведения о транспортном средстве: для автотранспорта — марка, модель, модификация, серия и номер регистрационного знака; для морских и речных транспортных средств — тип, название судна, регистрационный номер, вид права (собственность или иное); для воздушных транспортных, средств — тип, государственный и регистрационный знаки, наименование эксплуатанта, вид права (собственность или иное). Дата регистрации (снятия с регистрации), серия и номер документа о регистрации. Сведения о лицах (юридических, физических), на которых зарегистрированы транспортные средства В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации
9. Органы опеки и попечительства, учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного Сведения об имуществе подопечного, являющегося объектом налогообложения (вид и местонахождение имущества, данные документа, удостоверяющего право собственности на имущество). Сведения об опекуне (попечителе). Реквизиты документа о назначении опекуном или попечителем. Сведения об управляющем имуществом подопечного. Реквизиты документа, подтверждающего назначение лица управляющим имуществом подопечного Не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения
10. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия. Нотариусы, занимающиеся частной практикой Сведения об имуществе, переходящем в порядке дарения или наследования (вид и местонахождение имущества, доля, реквизиты договора дарения или свидетельства о праве наследства). Сведения о дарителе либо наследодателе. Сведения об одаряемом либо о наследнике Не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК
11. Органы, осуществляющие регистрацию пользователей природных ресурсов и лицензирование их деятельности Сведения о лицензии. Сведения о лицензиате В течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя
12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ

Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность и об изменении персональных данных

Сведения о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность

В течение 5 дней со дня выдачи нового документа (кроме случаев, когда документ был утрачен)

В течение 3 дней со дня подачи заявления об утрате документа

13. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц Сведения об аккредитации (лишения аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц В течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации)
Читайте также:  Забрать заявление из ЗАГСа до свадьбы

На основании данных из ЕГРЮЛ организация ставится на учет по месту ее нахождения. Однако как у организаций, так и у других налогоплательщиков (ИП, физических лиц) существует обязанность постановки на учет и по другим основаниям, в частности по месту нахождения обособленных подразделений организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и по иным основаниям, предусмотренным НК. Также имеются особенности при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков, которые определяются Минфином.

Всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам, присваивается специальный номер — идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для организаций вводится дополнительный номер — код причины постановки на учет. Введение дополнительного номера связано с тем, что одна и та же организация может состоять на учете в нескольких налоговых органах по различным основаниям.

Получение свидетельства по месту временного пребывания

С 2012 года на основании соответствующего приказа, оформить ИНН стало возможным в любом субъекте России. Если гражданин желает получить уникальный номер налогоплательщика не по месту прописки, он имеет право обратиться в любое территориальное отделение ФНС и без постоянной регистрации. Налоговая инспекция не сможет ответить отказом на подобную просьбу.

Процедура получения свидетельства в другом городе ничем не отличается от оформления документа по постоянной прописке. Для регистрации потребуется:

  • посетить ИФНС по месту пребывания;
  • предоставить удостоверение личности, его ксерокопию;
  • заявление (большинство налоговых инспекций оформляют его самостоятельно на основании представленных документов);
  • получить свидетельство через 5 рабочих дней.

Постановка на налоговый учет / Суворов Групп

  • Постановка на налоговый учет — в целях проведения налогового контроля организации и физические лица согласно статьи №84 Налогового кодекса РФ (сокращенно НК РФ) подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
  • В Москве действия по учету осуществляются через 47 налоговую, справочно: Налоговые Москвы.
  • Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
  • Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение (отчетного) налогового периода.
  • Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль, ндс и иных налоговых отчислений.

Для чего нужен налоговый учет

Под налоговым учетом принято понимать систему, в которой производится синтез информации для определения налоговой базы по обязательным отчислениям в бюджет на основании данных первичной документации, объем и классификация которой устанавливается действующим законодательством.

С помощью налогового учета получают достоверные сведения о порядке регистрации важных для налогообложения хозяйственных операций, выполненных юридическим лицом за отчетный период. Также налоговый учет нужен для того, чтобы контролирующие органы могли отследить, насколько правильно и своевременно юридические лица платят налоги. Этой информацией пользуются и иные заинтересованные организации, например контрагенты и партнеры хозяйствующего субъекта.

Читайте также:  Областные выплаты при рождении ребенка в 2023 Московской области

Поскольку в Налоговом кодексе РФ принципы организации налогового учета сформулированы лишь в общих чертах, каждому бухгалтеру необходимо самостоятельно решить, как он организует этот процесс на практике.

Когда организация обязана встать на учет в налоговой инспекции

Постановка на налоговый учет любого юридического лица должна осуществляться с самого его создания. Обратите внимание, что эта обязанность не зависит от того, осуществляет ли это предприятие деятельность и должно ли оно платить налоги и взносы. Сотрудники налоговой службы самостоятельно разошлют во внебюджетные фонды все необходимые для постановки на налоговый учет сведения. Таким образом, предприятие не должно заниматься подачей данных в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.

Это правило не касается постановки на налоговый учет обособленных подразделений, которые сами ведут расчеты с персоналом и начисляют заработную плату работникам.

Пока организация осуществляет свою деятельность, она может обращаться в налоговую для постановки на учет несколько раз. Существуют разные причины для регистрации, а именно:

  • организация только создается;
  • приобретает статус крупнейшего налогоплательщика;
  • открывает обособленное подразделение;
  • начинает функционировать в сфере игорного бизнеса;
  • покупает либо получает недвижимость и/или транспортные средства;
  • переходит на ЕНВД, если это возможно;

Как получить свидетельство о постановке на налоговый учет

Контролю за налогоплательщиками посвящена глава 14 НК РФ . Непосредственно учету и постановке на него посвящены статьи 83 и 84 НК РФ .

Согласно статье 83 НК РФ, становиться на налоговый учет должны все физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Иными словами, должны быть учтены все налогоплательщики. Результатом регистрации в ФНС является присвоение ИНН, или индивидуального номера налогоплательщика. Он представляет собой двенадцатизначную — для физлица и ИП и десятизначную — для юрлица цифровую комбинацию, в которой зашифрован код подразделения ИФНС, где зарегистрировано лицо, а также его индивидуальный номер в реестре налогоплательщиков.

ИНН фиксируется в специальном документе — свидетельстве о постановке на налоговый учет. Он выдается налогоплательщику после его регистрации в ФНС.

Чтобы получить ИНН, необходимо обратиться в ФНС, имея при себе следующие бумаги:

  • заявление по форме № 2-2;
  • паспорт или любое другое удостоверение личности.

Если свидетельство получается на ребенка до 14 лет, необходимо подать заявление, паспорт гражданина, от имени которого оно заполнено, а также свидетельство о рождении ребенка. Что касается иностранных граждан, то они должны предоставить документ, удостоверяющий личность, а также подтверждение законности своего нахождения на территории России. В зависимости от статуса иностранца допускается предоставление разных бумаг. Например, это может быть миграционная карта, миграционный бланк с указанием места регистрации.

Заполнение бланка заявления обычно не составляет никаких трудностей. В него вносятся стандартные паспортные сведения гражданина:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер и серия паспорта;
  • пол и дата рождения;
  • сведения о месте проживания.

Право, а не обязанность

Обычным гражданам не обязательно регистрировать номер. Поэтому физическое лицо может не указывать ИНН в налоговых декларациях, заявлениях или иных документах в адрес органов ФНС. Но в этом случае оно обязано указать все свои персональные данные, которые указывают при постановке на налоговый учет.

Законодательство не принуждает физических лиц получать ИНН. Таким образом, обычный человек самостоятельно распоряжается своим правом иметь налоговую идентификацию или обходиться без нее. Требование указывать идентификационный номер в декларациях или в заявлениях по налогообложению — незаконно. Правда, при таком варианте гражданин обязан внести всю персональную информацию, которая требуется при регистрации в качестве налогоплательщика.

В свете вышеизложенного становится очевидно, что рациональнее указать эти данные лишь однажды — то есть, когда вы обращаетесь в налоговую инспекцию для постановки на учет физического лица (с присвоением ИНН). К такому заявлению нужен только ваш паспорт. До истечения 5 рабочих дней вы получите один номер (тот самый ИНН) для всех взаимоотношений с фискальной системой государства. ИНН заменяет персональные данные налогоплательщика почти во всех формах и бумагах по налогообложению. В документах от налоговых органах к плательщику — всегда без исключений.

В реальности дело обстоит еще проще. Гражданину, который хоть раз заплатил какой-либо налог или получил соц. поддержку из бюджетных фондов, местная налоговая инспекция самостоятельно присваивает идентификационный номер. Делается это в момент постановки его на учет, как лица, начавшего взаимодействие с государством в лице налоговых органов. Происходит процесс благодаря информации, поступившей из отдела ЗАГС, госавтоинспекции, паспортного стола и прочих регистрирующих ведомств. Полный их перечень закреплен в статье 85 НК РФ.

В подавляющем большинстве, наши граждане хотя бы однажды платили какой-либо налог. А тот, кто платил, идентификационный номер уже имеет, и нужно лишь узнать свой ИНН. Получить такую информацию можно по множеству каналов. Проще, удобнее и быстрее всего сделать это на сайте ФНС (ссылка в конце статьи).

Государственная регистрация и постановка на учет

Государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима для законного оформления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В целях проведения налогового контроля все организации и индивидуальные предпри­ниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами.

Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей». Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируется статьями 83 и 84 Налогового кодекса.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и 171 Уголовного кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *