Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статус плательщика в платежном поручении в 2023 году для ИП страховые взносы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма платёжки в ФСС и данные полей не изменились с 2016 года. В этой статье рассмотрим только п/п по взносам в ФНС и распишем, что и куда вписывать. Правила заполнения платёжных поручений, а также бланки для «ручной» сдачи содержатся в приказе Минфина РФ N 107н от 12 ноября 2013 г. «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ».
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2023 г. ЕНП не меняется:
Налог | Место уплаты (перечисления) | Норма НК РФ |
---|---|---|
Налог на прибыль |
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений |
п. 1, 2 ст. 288 |
НДФЛ | по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения) | п. 7 ст. 226 |
Страховые взносы | по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц | п. 11 ст. 431 |
Транспортный налог | по месту нахождения транспортных средств | п. 1 ст. 363 |
Налог на имущество организаций |
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения); по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс |
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383, ст. 384, ст. 385 |
Земельный налог | по месту нахождения земельных участков | п. 3 ст. 397 |
Переходные КБК для перечисления взносов за прошлые периоды
Если организация не уплатила взносы за 2016 год и за более ранние периоды, то уплачивать, естественно надо уже не в фонды, а в свою ФНС. Но не по новым КБК, а по переходным, предусмотренным специально для того, чтобы деньги правильно были «поняты» и учтены в бюджете.
Для каждого взноса придумали свой переходный код, все они представлены в таблице:
Взнос по виду обязательного страхования, тариф | «Переходный» КБК |
---|---|
пенсионное, основной тариф | 182 1 02 02010 06 1000 160 |
социальное (по болезни, по материнству) | 182 1 02 02090 07 1000 160 |
медицинское | 182 1 02 02101 08 1011 160 |
пенсионное, ИП «за себя» с доходов до 300 тыс. руб. | 182 1 02 02140 06 1100 160 |
пенсионное, ИП «за себя» с разницы доходов более 300 тыс. руб. | 182 1 02 02140 06 1200 160 |
медицинское, ИП «за себя» | 182 1 02 02103 08 1011 160 |
Исправление ошибок в платежном поручении
Ошибки, допущенные в платежном поручении, как и в любых других документах, предоставляемых в государственные учреждения, могут повлечь за собой неприятные последствия. Поэтому если такая ситуация возникла главное как можно быстрее постараться ее исправить. Самый простой способ предоставить в налоговую инспекцию уведомление об ошибке и заявление об уточнении платежа. При этом это можно сделать только в случае некорректно указанных данных в следующих полях исполнительного документа:
- Статус плательщика, который указывается в строке 101 исполнительного документа;
- Код бюджетного классификатора (104), данный код необходимо заранее уточнить в исполнительном органе власти, куда необходимо произвести платеж;
- Основание платежа (106), где необходимо указать причину, по которой производится данный платеж;
- Налоговый период, за который совершен платеж по обязательствам (107);
- Тип платежа (110), при этом необходимость заполнение данной строки начиная с 2017 года отпала, бюджетные организации классифицируют данный платеж по КБК.
Процедура предоставления заявления по уточненным платежам должна сопровождать предоставлением копий платежного поручения, а также проведением сверок платежей по данным обязательствам. При этом инспекции потребуется некоторое время для принятия решения о принятии уведомления и корректировки платежей, что также может сказаться на исчислении пеней по просроченным обязательствам.
Типовые ошибки использования платежного поручения
Ошибка № 1. Очередность платежей в исполнительном документе, сформированном по запросу на перечисление
Необходимо всегда помнит, что существует установленный законодательством определенный порядок перечисления денежных средств по запросу плательщика. При формировании документа ему присваивается конкретный номер очереди, который определяет порядок списания с расчетного счета в зависимости от назначения платежа. Таких номеров немного и каждый из них определяет важность данного конкретного платежа. Это может повлиять на время перечисления денежных средств или может возникнуть ситуация, когда в первую очередь спишутся денежные средства в рамках погашения задолженностей востребованных уполномоченными органами власти, а на остальные платежи средств окажется недостаточно количество и произойдет задержка.
Ошибка № 2. Корректность заполнения платежного поручения
Всегда необходимо следить за полнотой и корректностью данных, которые вносятся в платежное поручение. Заполненное не полностью наименование организации или ошибка в расчётном счете приведут к тому, что деньги не дойдут получателя, а незаполненные данные об отправителе или назначении платежа могут стать причиной того, что получатель денежные средства отнесет на нераспознанные платежи и обязательства погашены не будут.
Изменения в статусе составителя в платежном поручении в 2022 году
В текущем году при заполнении поля 101 в платежном поручении нас ожидают три нововведения. Учитывая это, крайне важно не допустить ошибку при заполнении реквизита. В случае неправильной кодировки денежные средства зачисляются на счет Федерального казначейства со статусом «невыясненный платеж», а налогоплательщику могут быть выставлены санкции за неуплату налога или сбора.
В 2022 году изменяется перечень кодов статусов, который был утвержден Минфином 12.11.2013 года приказом № 107н:
- январь 2022 – внесены уточнения в список статусов;
- июль 2022 – список дополняется номером 29 (политическая партия);
- октябрь 2022 – отменяется ряд кодов.
Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?
Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
- 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
- 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
- 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
- 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
- 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.
Поле 101 платежного поручения в 2020 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.
Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.
Разновидности ошибок при заполнении платежных поручений
Некорректное заполнение статуса плательщика приводит к неверному выбору лицевого счета, что влечет за собой назначение санкций, штрафов. Часто допускаются ошибки при уплате НДФЛ за сотрудника (указывается код 01, а нужен 02, т.к. организация выступает в роли налогового агента), при переводе НДС по аренде государственного учреждения (компания выступает в качестве посредника).
Во избежание недоразумений нужно подавать заявление в ФНС об уточнении платежа и прикладывать копию платежки. Есть и другой вариант:
- повторно уплатить налог с правильным указанием всех реквизитов;
- после произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Во втором случае штрафов удастся избежать. Однако пени за просрочку будут начисляться ежедневно в размере одной 300-ой ставки рефинансирования от неуплаченной величины налогового сбора (взноса).
Своевременное осуществление сверок с налоговой службой, социальными фондами позволит в краткий срок устранить допущенные неточности и произвести уплату налоговых сборов (взносов) вовремя.
Коды платежей в декларации по НДС
В отчетности по НДС для налоговой следует указывать более полные данные, в том числе и коды следующих операций:
- 1010831 – безвозмездная передача имущества органам власти и управления (или самоуправления) в целях поддержания стабильно-положительной ситуации и предотвращения распространения коронавируса;
- 1011450 – безвозмездная передача личного имущества в государственную казну;
- 1011451 – безвозмездная передача личного имущества в казну РФ для помощи в освоении Антарктики.
Читайте далее
- Правила заполнения поля 101 (статус плательщика) в платёжном поручении
- Кредит на своё имя для другого плательщика: как оформлять и возвращать?
- Стандартная страховка для плательщика бланкового кредита: все нюансы
- «Подтверждение расчета» статус в ФСС. Что это значит?
Показатели, характеризующие статус плательщика налога (сбора, страхового взноса), приведены в приложении 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Указывать статус составителя в платежном поручении в 2021 году нужно только для перечисления обязательных платежей (налогов, сборов, взносов), размещая его в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа». Показатель представляет собой двузначный код от 01 до 28.
ИП, осуществляющему платежи по страховым взносам в ИФНС, нужно указывать то значение кода, которое соответствует платежам за себя, и при перечислении взносов за сотрудников. Другие коды у него появляются при платежах в ФСС и при оплате налога с доходов сотрудников.
Юрлицам придется делать выбор из большего количества вариантов: платежи за свою организацию, за другую организацию (в роли налогового агента), за сотрудников, платежи, удержанные из заработной платы сотрудников. А если организация входит в КГН, то ей нужно различать платежи, которые она осуществляет как ответственный участник и как обычный участник.
Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н
Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.
Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.
Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.
Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?
Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).
Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?
КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:
Основные условия работы компаний в форме КГН:
Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).
Что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн
На базе распоряжения ЦБ с 2012 г. определение реквизитов не используется в сфере современного банковского делопроизводства: его предложили заменить термином «статус лица». Статус налогоплательщика — это специфичное правовое положение объекта, который заполняет расчетные бумаги на денежный перевод в бюджет РФ. Данное правовое положение выражено специальным кодом, а сам инструмент заменяет собой идентификатор плательщика услуги.
Благодаря статусу уже определяются операции, которые касаются проведения платежек или перечисления средств в госказну (налогов и сборов). Для этих целей выделено специальное окошко в типичном бланке документа для оплаты госпошлин и постоянных взносов, где следует поставить цифровой код от 01 до 26 для пополнения счета в Сбербанке.
Код | Статус налогоплательщика |
---|---|
01 | Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов) |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета) |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
Статус 01, 08, 09, 14
В 2020 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения.
Если до 2020 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2020 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы: (нажмите для раскрытия)
Код | Пояснение |
01 | Организации |
09 | ИП при уплате страховых взносов и налоговых отчислений лично за себя |
14 | При уплате взносов за сотрудников |
Таким образом, в 2020 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.
Распространённые ошибки при определении статуса
Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.
Ошибка | Пояснение | Как правильно? |
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 | В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента | Указывается код 02 |
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 | В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. | Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14 |
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 | Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н | Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки. |