Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установка общедомового счетчика воды в многоквартирном доме закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установка общедомовых водомеров актуальна как для управляющих компаний и ТСЖ, которые осуществляют расчет за потребленный ресурс с поставщиком, так и для индивидуальных потребителей, даже несмотря на наличие у них в доме квартирных приборов учета. В этом случае следует понимать, что кроме индивидуального водопотребления, существуют и расходы на общедомовые нужды (ОДН): полив газонов, уборка территории и т.д. Кроме того, проблема протечек тоже никуда не исчезает и является актуальной для многих объектов. Но если установлен водомер, то контролировать реальный расход воды в доме не является проблемой, а вопрос потерь ресурса во время транспортировки полностью переходит в компетенцию снабжающей организации и относится на их убытки. Однако проблема протечек в доме тоже вполне актуальна, но при наличии прибора учета обнаружить ее значительно проще, например, обратив внимание на резкое повышение потребления воды в доме. И самое главное – при наличии водосчетчика оплата производится за реально потребленное количество воды, при этом общедомовое потребление распределяется пропорционально, в соответствии с площадью квартир жильцов. В среднем, общедомовые расходы воды для каждой квартиры – это плюс 1,5-3% от индивидуального потребления.
Как установить водомер в многоквартирном доме
Так как общедомовой счетчик воды является общим имуществом, то решение о его установке принимается жильцами, однако именно на управляющую компанию или ТСЖ возлагается ответственность об уведомлении собственников о необходимости установки приборов учета, а далее – контроль выполнения монтажных работ и мониторинг оборудования.
Несмотря на то что очевидную экономическую выгоду от установки водомеров получают прежде всего собственники, управляющая компания также может существенно снизить общедомовые расходы. Но, кроме того, наличие общедомового счетчика воды позволяет создать автоматизированную систему учета и сбора показаний, в том числе и с индивидуальных приборов учета установленных в квартирах. Этот факт позволяет наладить эффективное управление многоквартирным домом, при этом значительно уменьшаются административные расходы, так как происходит существенная экономия времени, за счет оперативной обработки информации, и сокращение персонала, функции которого передаются автоматизированной системе управления.
Однако самым животрепещущим моментом является вопрос о том, кто же должен нести финансовые расходы по установке водомера, учитывая, что и цена самого прибора, и стоимость услуг по его монтажу составляют вполне внушительную цифру. Официально оплата возлагается на собственника (-ов) и управляющую компанию, представляющую их интересы. В этом случае сумма делится на всех совладельцев дома, как правило, в пропорциональной зависимости от площади квартир. Но если здание находится в коммунальной собственности и квартиры в доме не приватизированы, то расходы ложатся на плечи официального собственника в лице городских и иных структур.
Кто должен фиксировать показания с ОДПУ
Порядок того, как и кто снимает показания общедомовых приборов, закреплен в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 . В п. 31 п.п. «е» документа сказано, что представитель поставщика коммунальных услуг самостоятельно снимает показания ОДПУ.
Установка подобных счетчиков необычайно удобна именно для коммунальщиков, ведь она позволяет контролировать использование ресурсов без присутствия жильцов.
Показания следует снимать с 23 по 25 число каждого месяца.
Многих возмущает тот факт, что при снятии показаний ОДПУ не присутствуют представители обслуживающей организации. В указанных Правилах описана процедура того, как снимаются показания общедомового счетчика тепла. Хотя присутствие жильцов не предусмотрено, обратившись в коммунальное предприятие с просьбой предоставить показания счетчика, любой собственник может получить нужную информацию в течение одного дня.
Можно ли не платить за установку счетчика
В некоторых случаях теплосчетчик можно установить бесплатно. Этот вариант возможен, когда у жильцов отсутствуют средства на оплату теплосчетчика.
Управляющая компания или ТСЖ заключают энергосервисный контракт. По нему энергосервисная компания за свой счет производит закупку и монтаж оборудования.
Смонтировав конструкцию и введя в эксплуатацию, теплосчетчик передается в лизинг. Плата за оборудование производится из расчета 80% от полученной экономии. Ее забирает энергосервисная компания, а 20% остается в собственности жильцов.
Например, дом оплачивал за тепло до установки счетчика 400 тысяч руб. После монтажа оплата уменьшилась до 350 тысяч. Экономия 50 тысяч руб. Энергосбытовая компания забирает 40 тысяч руб.
По договору лизинга она получает 300 тысяч. Таким образом, через (300/40=7,5) 7,5 месяцев оборудование будет передано жильцам дома. После передачи счетчика тепловой энергии жильцам вся экономия распределяется среди собственников квартир.
Принцип оплаты за потребление
Оплату за потребление воды на общедомовые нужды рассчитывает представитель управляющей компании совместно с делегатом от жильцов дома.
В квитанции это пункт «ОДН».
Чтобы исключить обман со стороны управляющих компаний, жителям многоквартирных домов необходимо уметь самостоятельно рассчитывать количество воды, идущее на общедомовые нужды.
Чтобы рассчитать водоснабжение по общедомовому счетчику, необходимо из показаний общего счетчика вычесть сумму показаний индивидуальных водомеров со всех квартир, сумму кубометров воды, истраченной в квартирах, не имеющих счетчиков и рассчитываемой по нормативам. Для вычисления потребностей на общедомовые нужды полученную разность необходимо умножить на общую площадь своей квартиры и разделить на площадь всех помещений.
Что такое ОДН и что в них входит
ОДН — это общедомовые нужды, то есть плата за коммунальные услуги, которые расходуются в конкретном доме и в интересах его жильцов, но за пределами их личных квартир.
По российскому Жилищному кодексу, к ОДН относится плата за обслуживание всех помещений и служб многоквартирного дома. Среди них:
- чердаки, подвалы, технические этажи, лифтовые шахты и другие служебные помещения;
- крыши, ограждения, несущие конструкции дома;
- оборудование для доступа в дом людей с инвалидностью;
- работы по благоустройству и озеленению на земле, относящейся к дому, и построек на ней;
- технологические потери, например утечки воды из общей трубы;
- иные общественные помещения дома, услугами которых пользуются жильцы.
Как установить водомер в многоквартирном доме
Так как общедомовой счетчик воды является общим имуществом, то решение о его установке принимается жильцами, однако именно на управляющую компанию или ТСЖ возлагается ответственность об уведомлении собственников о необходимости установки приборов учета, а далее – контроль выполнения монтажных работ и мониторинг оборудования.
Несмотря на то что очевидную экономическую выгоду от установки водомеров получают прежде всего собственники, управляющая компания также может существенно снизить общедомовые расходы. Но, кроме того, наличие общедомового счетчика воды позволяет создать автоматизированную систему учета и сбора показаний, в том числе и с индивидуальных приборов учета установленных в квартирах. Этот факт позволяет наладить эффективное управление многоквартирным домом, при этом значительно уменьшаются административные расходы, так как происходит существенная экономия времени, за счет оперативной обработки информации, и сокращение персонала, функции которого передаются автоматизированной системе управления.
Однако самым животрепещущим моментом является вопрос о том, кто же должен нести финансовые расходы по установке водомера, учитывая, что и цена самого прибора, и стоимость услуг по его монтажу составляют вполне внушительную цифру. Официально оплата возлагается на собственника (-ов) и управляющую компанию, представляющую их интересы. В этом случае сумма делится на всех совладельцев дома, как правило, в пропорциональной зависимости от площади квартир. Но если здание находится в коммунальной собственности и квартиры в доме не приватизированы, то расходы ложатся на плечи официального собственника в лице городских и иных структур.
Как подобрать общедомовой счетчик воды?
При выборе квартирного счетчика воды людей часто заботит внешний вид, технологичность, страна производства и т.п. факторы, которые не являются ключевыми. Несмотря на то, что подобный подход к подбору устройства ошибочный, иногда получается найти компромисс. Но подбирать по таким принципам общедомовой счетчик категорически нельзя.
Важно понимать, что для общедомового устройства измерений основным является надежность, точность и износоустойчивость, ведь работать оно будет в тяжелых условиях, подвергаясь серьезным нагрузкам. Также стоит заметить, что российская система водоснабжения далеко не идеальна и нередко в воду попадает ржавчина, абразивы и т.п.
Из-за этого сразу же стоит отказаться от заграничных устройств. Зачастую они рассчитаны только под европейское водоснабжение и быстро выходят из строя в нашей системе. Обратите свое внимание на российское производство. Продукция отечественных заводов не уступает в качестве. Зачастую крупные изготовители отправляют сотрудников на профессиональное обучение, закупают зарубежное оборудование и тщательно контролируют качество.
Порядок оформления и установки счетчика
Итак, в какой последовательности должно проходить оснащение системы отопления многоквартирного дома счётчиком, если он не был установлен сразу в ходе строительства.
Первым шагом должно быть проведено общедомовое собрание — его чаще всего организуют представители управляющей компании. На собрании принимается решение об установки прибора учета тепла и выбирается тип устройства. Затем представители жильцов дома или же УК обращаются в организацию, обладающую соответствующими полномочиями и занимающуюся поставкой и монтажом приборов учета тепловой энергии.
Далее работы осуществляются в следующем порядке:
- Составляется проект встраивания счетчика в систему отопления дома.
- Управляющая компания, изучив составленный проект, дает свое согласие на монтажные работы.
- Далее, в соответствии с проектом производится монтаж прибора в систему.
- После этого в обязательном порядке выполняется тестирование работы прибора с составлением документация от компании-установщика.
- В завершение вызывается представитель из теплоснабжающей компании, который опломбирует счетчик, составит акт для проведения его регистрации. И только после официальной постановки на учет прибор становится основой для дальнейших расчётов за потребленное домом тепло.
Если не будут проведены все перечисленные выше мероприятия, а счетчик не будет официально зарегистрирован, то его данные не будут считаться правомерными, и не будут указываться в квитанциях на оплату за отопление.
Жителям Севастополя до конца текущего года придется раскошелиться на установку общедомовых счетчиков на воду, тепло и электричество.
Законодательство предписывает, что расходы на приобретение и монтаж счетчиков несут собственники квартир. Ориентировочно стоимость счетчика на воду обойдется в сумму до 50 тыс. рублей, а теплового – до 300 тыс.
рублей (включая монтаж оборудования). Расходы распределяются пропорционально между всеми владельцами квартир
Согласно Федеральному закону ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 января 2019 года все многоквартирные жилые дома (мкд)в Республике Крым и городе Севастополе должны быть оснащены коллективными приборами учета используемой воды, тепловой энергии и электрической энергии.
Оборудование мкд приборами учета природного газа и ввод их в эксплуатацию должно быть завершено до 1 января 2021 года.
В настоящее время в Севастополе из 3,5 тысяч жилых домов, общедомовые счетчики имеют 20% домов. Но многие из них остались с «украинского» периода» и могут не числиться в российском метрологическом реестре или вовремя не прошли поверку.
Из-за того, что жители не информированы о своих обязательствах перед государством, в один прекрасный день они могут обнаружить прибор учета, самостоятельно установленный ГУПСом «Водоканал». И это в лучшем случае.
Владельцы квартир могут внезапно получить ошеломляющий счет за потребленную воду, не подозревая, что в него включена стоимость общедомового счетчика.
Так случилось с обитателями дома по улице Тульская: без протокола собрания собственников и уведомления управляющей компании «Югжилсервис», «Водоканал» поставил счетчики, причем в подъездах, а не на весь многоквартирный дом.
«Водоканал имеет право принудительно и самостоятельно поставить водомер и выставить счет»,
— говорит начальник сбыта ГУПС «Водоканал» Сергей Зеленский. Впрочем, тут же оговорился, что приоритет в установке за управляющей компанией, которая обслуживает дом.
В «Водоканале» уточнили, что стоимость прибора колеблется в диапазоне от 5 до 35 тыс. рублей, с установкой он обойдется в сумму до 50 тыс. рублей, все оборудование становится собственностью жильцов дома. Стоимость монтажа зависит от места расположения: «на трубу, в подвале или в колодце».
Заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса департамента городского хозяйства Алексей Седунов подтвердил, что сейчас такую политику активно ведет «Водоканал».
«Если собственники не самоорганизуются, то ресурсоснабжающие компании возьмут процесс в свои руки, — сказал он. — Они принудительно установят счетчики и их стоимость будет включена в стоимость услуг с учетом банковского процента по кредиту или установит повышающий коэффициент».
Согласно законодательству, есть 2 варианта установки коллективных приборов учета: по самостоятельной инициативе собственников квартир (этот вариант считается наиболее дешевым) или от ресурсоснабжающих организаций.
В первом случае собственники помещений должны на общем собрании определить тип оборудования, его стоимость, кто будет его устанавливать и пропорционально разделить сумму согласно площади своих квартир.
Владельцы квартир могут уполномочить в этом управляющую компанию – также на собрании. Если таковое не будет сделано, то установка общедомового счетчика — это уже обязанность компании, поставляющей ресурсы.
В рамках закона об энергосбережении
жители многоквартирных домов обязаны устанавливать общедомовые эффективные приборы учета тепла — в этом случае потребуется проектная документация.
Понятно, что все расходы – за счет владельцев квартир.
В департаменте ЖКХ правительства согласны с тем, что «по теплосети это довольно сложно сделать». Скорее всего, предположили чиновники, Ростехнадзор уполномочен вести политику штрафных санкций, в случае если на 1 января 2019 года приборы учета не будут установлены.
Председатель севастопольского товарищества совладельцев недвижимости Мария Трынкина отметила, что установка счетчиков на дом – затратное мероприятие.
«Общедомовой прибор учета тепла с проектной документацией обойдется в 200 тысяч рублей без регулятора температуры и в 300 тысяч рублей – с регулированием, – подчеркнула она.
— Представьте, на дом возложить такую обязаловку. У нас и так большая задолженность по коммунальным платежам, плюс возложим на жильцов это.
Нас загнали в безвыходный тупик: или собирайте деньги, или будете оплачивать повышенный тариф».
Седунов отметил, что нормы федерального закона выполнять все-таки придется. Кроме того, в городскую концепцию «Умный город», которую в конце января утвердило правительство Севастополя, в сфере ЖКХ вошла установка приборов учета многоквартирных домов.
Он предположил, что, если собственники не будут достаточно инициативны, управление городского хозяйства разработает график «оприборивания» для поставщиков коммунальных услуг.
Главное — наличие общедомового прибора учета
Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.
Прежде всего приведем дело N А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 N А67-6196/2009, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 N 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 по делу N А67-6196/2009), а ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 N ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома — потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части Постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.
Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 по делу N 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменил Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.
Общедомовой счетчик — только в собственности жильцов
Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.
Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 N 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства — гражданин, ответчик — гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды — недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот Закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.
Аналогичное мнение было высказано в статье Е.В. Емельяновой «Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику» (N 10, 2010).
Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного Определения были фактически транслированы в следующих Решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 N 2-718/2011, от 26.10.2011 N 2-612/2011, от 27.10.2011 N 2-591/11. Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии — недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.
Последний имеющийся в распоряжении автора акт — Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 N 2-17/12, которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах.
Что делать, если отремонтировать ОДПУ невозможно
Елена Шерешовец отметила, что ОДПУ не всегда можно отремонтировать. Если прибор не подлежит ремонту, управляющая организация должна составить акт о невозможности восстановления ОДПУ, затем провести общее собрание собственников, в повестку дня которого включить вопрос о замене прибора. Собственники согласятся установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.
Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, управляющей организации нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.
Но здесь не всё так просто, как кажется. Суды не всегда придерживаются позиции, что УО отвечают только за эксплуатацию и ремонт ОДПУ, и не должны их заменять. Примеры постановлений, в которых суд указал, что УО должна производить не только ремонт, но и замену общедомовых приборов учёта:
1. АО Мурманского областного суда от 03.09.2014 №33-2548.
- Оплата за тепло в домах, где не установлен общедомовой счетчик тепла, происходит не за количество тепла, которое используется, а по проектным (расчетным) данным.
- В проектные данные, как правило, закладывается максимальное потребление тепла на тот или иной дом.
- Фактический расход тепла практически всегда ниже проектного (максимального) потребления.
Единственное исключение — очень старые и аварийные дома с изношенными коммуникациями, дома с тонкими стенами и без утеплителя.
- Таким образом, жильцы, которые живут в домах без общедомовых счетчиков, платят по максимуму.
- Из нашей практики, фактическое потребление тепла примерно в 2 — 2,5 раза ниже проектного.
- Переплачивать в 2 раза за тепло, это много.
- Но, это еще не все.
- В сетях, по которым в ваш дом поступает тепло, возникают разного рода потери.
- Стоимость установки общедомового счетчика около 180 — 250 тысяч рублей.
- Вот каким образом складывается эта стоимость:
- Разработка и согласование проекта — 50 тысяч рублей
- Теплосчетчик — 60 тысяч рублей
- Расходомеры, датчики — 40 тысяч рублей
- Вспомогательные материалы — 10 тысяч рублей
- Монтаж — 80 тысяч рублей
- Сдача в эксплуатацию — 10 тысяч рублей