Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок принятия решения собрания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для законного принятия решений участников ООО необходимо ряд этапов проведения собрания. Главными из них являются кворум, подсчет голосов и протокол. Дополнительными — уведомления и регистрация участников на собрании. И если при прохождении главных этапов не было допущено нарушений, то собрание можно считать правомочным.
Порядок созыва участников кворума
Порядок созыва участников предусматривает заблаговременное информирование участников ООО (акционеров). Уведомить каждого участника необходимо как минимум за 20 дней до даты проведения собрания. Однако, если на собрании будет решаться вопрос о реорганизации ООО, то уведомление направляет как минимум за 30 дней до даты проведения.
Все сведения, указанные в уведомлении, будут оказывать влияние на возможность участника ООО принять участие в собрании, а значит на легитимность этого собрания в связи с наличием кворума. Если в уведомлении отсутствует конкретное место проведения собрания участников, то в случае проведения собрания по месту нахождения общества, в качестве нарушения порядка процедуры созыва это расцениваться не будет. Однако, если собрание проводится в ином месте, которое не предусмотрено уставом или иными локальными документами общества, то это может расцениваться как нарушение.
Возможные последствия принятия решений при отсутствии проведения кворума
Итак, как уже было сказано выше, заседание состоится при наличии кворума, величиной более пятидесяти процентов от общего количества лиц, имеющих право голоса. Однако, данное правило часто игнорируется многими организациями. Некоторые члены собрания могут не получить соответствующее уведомление, а другие проигнорировать приглашение на мероприятие. Согласно сорок третьему Федеральному Закону, все решения, принятые количеством голосов меньше установленного значения, не обладают законной силой. Это означает, что суд не признает такие решения легитимными. Данная позиция закреплена четырнадцатым Постановлением Пленума ВАС Российской Федерации.
Также необходимо упомянуть, что существует определенный регламент, устанавливающий порог для участия количества лиц в заседании. Если во время заседания не наберется необходимое количество человек, то руководство мероприятия должно перенести его на другую дату. Однако принятое решение может быть признано правомерным и при отсутствии кворума. Для этого необходимо подтвердить вынесенное решение на следующем мероприятии, где примет участие необходимое количество лиц. Также допускается принятие тех решений, когда голос самого участника не влияет на конечный результат. Единственным требованием законодательства является соблюдение прав остальных лиц, участвующих в заседании.
Кворум – это минимум голосов, требующихся, чтобы принимать юридически правомерные решения. Чаще всего достаточно, чтобы собралось больше половины имеющих право голосовать. Либо квалифицированное большинство, превышающее две трети (три четверти) от присутствующих.
Голоса подсчитываются в абсолютном либо процентном значении. Председатель собрания может учесть всех людей, пришедших на заседание, либо высчитать процент присутствующих от общего количества участников общества. Выбор метода зависит от типа разрешаемых вопросов. В локальных актах каждой организации содержится свод правил, который устанавливает минимум, требующийся, чтобы провести собрание согласно законодательным нормативам.
Факт! Таким образом, кворум – это наименьшее число людей для одобрения важных решений, способных воздействовать на работу организации. Его необходимость заключается в том, что при недостаточном количестве участников все одобренные решения лишаются юридической силы.
Прежде чем проводить собрание, его организатор уведомляет письменно всех потенциальных участников. На протяжении установленного периода им необходимо пройти регистрацию. Когда все зарегистрируются, счетная комиссия займется подсчетом тех, кто пришел на мероприятие. При их недостатке заседание будет проведено формально либо перенесено. Для подсчета присутствующих используют электронные учетные технологии, что упрощает процесс.
Основные принципы определения требуемого кворума
Органом управления многоквартирного дома (МД), согласно 1 части 44 статьи ЖК, является собрание собственников жилых помещений в этом доме. Требуемый для принятия различных решений кворум определяется несколькими статьями данного нормативного акта. Чем более значима обсуждаемая проблема, тем выше необходимый показатель.
Возможные значения кворума для принятия различных решений перечислены в 1 пункте 2 части 44 статьи и в 1 части 46 статьи ЖК (ссылка в конце статьи). Установлены следующие варианты требуемого количества голосов: более половины, две трети и 100%.
Требование по минимально возможному представительству гарантирует невозможность организации двух легитимных собраний одновременно. На каком-то из них необходимого количества собственников не будет. Кроме того, при необходимости собрание собственников вправе изменять требуемое значение представительства в сторону увеличения.
Владельцы жилья в многоквартирном доме имеют разные по площади квартиры. Поэтому голосование идет не по простому подсчету собравшихся. Наиболее распространено соотношение 1 голос = 1 м2 жилья. С учетом этого и нужно проводить подсчет голосов на каждом собрании собственников.
При наличии необходимого представительства можно приступать к голосованию. Основную часть вопросов законодателем разрешено принимать при простом большинстве, причем не всех владельцев жилья, а только собравшихся. То есть при наличии на собрании более чем половины собственников решение конкретного вопроса принимают от 50 процентов этой половины.
Другими словами, решать многие проблемы жизнедеятельности многоквартирного дома могут чуть более четверти жильцов. Таким вопросом является, к примеру, распределение затрат на обслуживание дома. Или механизм управления общим имуществом, допустим, через выборы Совета собственников МД.
Голосование на собрании владельцев жилья может проводиться в очной или заочной форме, а также в очно-заочной.
Кворум определяет минимальное количество участников мероприятия, достаточное для принятия правомочного решения вопросов повестки дня.
Термин является сокращением от латинского слова, означающего в переводе присутствие достаточного количества. Руководитель каждого субъекта хозяйствования разрабатывает локальные акты, в которых регламентирован минимальный порог участников собрания, при недостижении которого мероприятие не может быть реализовано. Параметр применим только при необходимости принятия важных решений, оказывающих влияние на функционирование компании.
На практике общее число голосов может быть подсчитано как количество лиц, пришедших на мероприятие или в виде процентного отношения присутствующих членов к их общему количеству. К решению вопросов разной степени важности могут быть применены разный кворум для принятия решения на собрании собственников.
Порядок мероприятия и его нюансы регулируется уставом компании, составленным в соответствии с законодательными нормами. При его проведении в присутствии меньшего количества человек, решения не имеют юридической силы. По этой причине, прежде чем начинать собрание, необходимо убедиться, что присутствует нужное количество участников. Оптимальным значением кворума является 2/3 от общего числа лиц, правомочных к голосованию. Для решения некоторых вопросов достаточно участия только половины от общего количества участников.
О планируемом мероприятии необходимо уведомить всех участников, имеющих право голоса, посредством отправки ценных писем, в которых необходимо указать дату проведения мероприятия и временной промежуток, на протяжении которого нужно зарегистрироваться в реестре. Если после окончания регистрации выяснится, что в базу внесено количество лиц, меньше квоты, то собрание переносится на другой день. Все операции по подготовке к новому мероприятию проводятся повторно. Подсчеты могут быть проведены вручную или с применением электронных систем учета.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно, если в нем участвуют собственники или их представители, обладающие более 50% голосов от общего числа.
Наличие кворума рассчитывается исходя из общего количества собственников, а также лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
До передачи помещения застройщик вправе участвовать в общем собрании, если он оформил право собственности на нереализованные помещения.
Таким образом, все указанные лица должны быть извещены о проведении общего собрания.
Сообщение может быть направлено не по адресу регистрации данного собственника, а в адрес принадлежащего такому собственнику помещения в доме, где планируется общее собрание.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как определяется кворум оспариваемого собрания?
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, согласно п. 2 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ, должны быть указаны сведения о документе, подтверждающем право собственности участника голосования на помещение в доме.
Если таких сведений в бюллетени нет, это является основанием для исключения такого бюллетеня из подсчёта голосов. Если у суда возникают сомнения в подаче бюллетеней в срок проведения голосования, он предлагает сторонам представить дополнительные доказательства или ставит на обсуждение сторон вопрос о допросе собственников, подписавших бюллетени.
Само по себе отсутствие даты заполнения бюллетеня при наличии прочих доказательств, подтверждающих подачу бюллетеней в установленный срок, не считается основанием для признания решения недействительным.
Если стороны не предоставили доказательства соблюдения требований закона, кворум оспариваемого собрания определяется исходя только из тех решений собственников помещений данного многоквартирного дома, в которых указана дата их заполнения (определение ВС РФ от 17.07.2018 № 5-КГ18-51).
Как правильно применять сроки исковой давности?
Срок исковой давности для признания ничтожного решения ОСС недействительным исчисляется по аналогии с п. 5 ст. 181.4 ГК РФ (п. 112 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25).
Это значит, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены, узнало или должно было узнать об этом. Но не позднее двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников собрания.
- на доске объявлений;
- в СМИ;
- в интернете;
- на официальном сайте соответствующего органа;
- ссылкой в платёжном документе, направленном участнику, оспаривающему решение.
Сведения считаются общедоступными, пока лицо, чьи права были нарушены, не докажет иное.
Комментарии к ст. 46 ЖК РФ
1. Собственник помещения в многоквартирном доме сам, своей волей и в своем интересе реализует власть над имуществом — принимает решение о совершении действия и совершает действие. При множественности состава собственников в отношении их общего имущества реализация ими возможностей владения, пользования, распоряжения усложняется. В отношениях с участием множества лиц при формировании единого решения возникает «психическое множество отдельных воль, которое становится единством через множество волевых операций» .
———————————
Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 128.
Такая особенность волевой организации в отношениях, усложненных множественностью лиц, владеющих имуществом на праве общей собственности, когда эти отношения могут возникнуть только на основании актов согласования их воль, предполагает необходимость упорядочения их действий по согласованию их воль, т.е. в силу множественности субъектов права собственности необходимо определение порядка принятия ими общих решений по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом. Иначе говоря, порядок принятия общих решений необходим для выработки «общей воли» таких субъектов как воли, сформированной через согласование их воль . При этом акты согласования воль могут представлять собой не соглашения участников общей собственности, а общие решения, принимаемые ими большинством голосов, если принятие таких решений допускается законом либо соглашением между сособственниками.
———————————
Понятия «общая воля субъектов права общей собственности» и «формирование воли субъектов права общей собственности» условны, поскольку воля как таковая отсутствует в связи с отсутствием единого субъекта права. По существу посредством данных понятий характеризуется отношение по реализации отдельных индивидуальных воль субъектов — участников общей собственности.
2. В п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ закреплено общее правило, согласно которому владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Таким образом, несогласие хотя бы одного из сособственников парализует возможность совершения указанных действий, т.е. принцип приоритета воли большинства при решении данных вопросов не действует.
Применение норм п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ возможно при небольшом количестве участников общей собственности.
В многоквартирных домах, как правило, количество собственников помещений, а значит, и участников общей долевой собственности довольно значительно. При большом количестве таких участников практически невозможно достичь единогласного решения вопроса об определении порядка владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом.
Кроме того, даже организационно очень сложно обеспечить участие в общем собрании всех собственников, особенно если вопросы в повестке дня общего собрания малозначительны. Требование единогласного решения по всем вопросам, возникающим по поводу эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, привело бы к парализации всей деятельности по управлению многоквартирным домом. Названные статьи ГК РФ не учитывают такую специфику права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе многочисленность субъектного состава этой собственности. Поэтому наличие отношений общей долевой собственности в многоквартирном доме обусловило необходимость создания такого правового механизма управления общим имуществом в этом доме, который позволил бы достичь разумного компромисса между интересами большинства и меньшинства сособственников. Приемлемой оказалась конструкция, в соответствии с которой владение, пользование и в установленных пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме должны осуществляться сособственниками по решениям, принимаемым большинством голосов .
———————————
К.П. Змирлов в своей статье «О недостатках наших гражданских законов», опубликованной еще в 1883 г. в журнале «Журнал гражданского и уголовного права», отмечал: «Закон наш не указывает определенного пути при разрешении несогласия между совладельцами относительно способа и порядка эксплуатации общего имущества; по этому вопросу надлежит указать, что постановления большинства обязательны для меньшинства, судебная власть может указать порядок распоряжения только по жалобе этого последнего или при отсутствии наличности большинства» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. Кн. вторая. М.: Статут, 2004. С. 270). В эпоху римского частного права каждый из сособственников общей вещи мог управлять данной вещью в целом, даже эффективно отчуждать ее и вносить в нее изменения, будучи ограничен правом воспрещения со стороны других сособственников, причем большинство не имело преимущества над меньшинством и запрещение одного могло пресечь любое нововведение, задуманное остальными (D.8.5.11) (Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 313). Подобный порядок взаимоотношений сособственников при владении, пользовании и распоряжении общей вещью приводил к определенным трудностям в имущественном обороте. Поэтому многие объединения собственников, основанные на совместной собственности, распадались. В силу потребности объединения имущества для достижения экономического эффекта Юстиниан принял jus prohibendi и ввел принцип большинства, когда большинство совладель��ев составляли те из них, которые располагали более 50% доли собственности на вещь. Однако участники общей собственности, оставшиеся в меньшинстве, чьи интересы были ущемлены решением о так сформулированном множестве, могли потребовать выдела или раздела имущества (см.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: Базовый учебник / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М., 1999. С. 220, 221). В первом советском Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. (СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904) было установлено, что владение, пользование и распоряжение общей собственностью должны производиться по общему согласию всех ее участников. Однако законодатель допустил и исключение (ст. 62), поскольку при недостижении согласия реализация таких правомочий могла осуществляться по большинству голосов (такое исключение по существу было взято из положения ст. 818 проекта Гражданского уложения Российской империи (Ред. ком. 1905 г.): «Управление и пользование общим имуществом должны быть по общему согласию всех соучастников, а в случае разногласия — по большинству голосов, исчисляемому соответственно размеру долей» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. С. 269).
Возможность использования принципа «большинства голосов» следует из того, что в данном случае принадлежащие сособственнику правомочия имеют менее абсолютный характер, чем в других случаях реализации права общей долевой собственности, во-первых, в силу вышеуказанной специфики назначения объекта, а во-вторых, из-за большего числа управомоченных лиц на стороне собственника, что само по себе предопределяет существенные ограничения в осуществлении таких прав.
Данная позиция прослеживается и в отдельных решениях Конституционного Суда РФ. В частности, в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П КС РФ указал на то, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях, следовательно, по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В другом решении КС РФ отметил возможность отхода от принципа равенства лиц одной категории при наличии различных правовых и фактических обстоятельств .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник КС РФ. 1996. N 5.
Кворум – это минимум голосов, требующихся, чтобы принимать юридически правомерные решения. Чаще всего достаточно, чтобы собралось больше половины имеющих право голосовать. Либо квалифицированное большинство, превышающее две трети (три четверти) от присутствующих.
Голоса подсчитываются в абсолютном либо процентном значении. Председатель собрания может учесть всех людей, пришедших на заседание, либо высчитать процент присутствующих от общего количества участников общества. Выбор метода зависит от типа разрешаемых вопросов. В локальных актах каждой организации содержится свод правил, который устанавливает минимум, требующийся, чтобы провести собрание согласно законодательным нормативам.
Факт! Таким образом, кворум – это наименьшее число людей для одобрения важных решений, способных воздействовать на работу организации. Его необходимость заключается в том, что при недостаточном количестве участников все одобренные решения лишаются юридической силы.
Прежде чем проводить собрание, его организатор уведомляет письменно всех потенциальных участников. На протяжении установленного периода им необходимо пройти регистрацию. Когда все зарегистрируются, счетная комиссия займется подсчетом тех, кто пришел на мероприятие. При их недостатке заседание будет проведено формально либо перенесено. Для подсчета присутствующих используют электронные учетные технологии, что упрощает процесс.
Определение кворума встречи собственников жилья МКД
Кворум собрания собственников многоквартирного дома достигается не стандартным суммированием «поднятых рук», а выявленным соотношением принадлежащих метров каждому участнику схода. Площадь выделенной единицы помещения, входящей в состав МКД, играет основополагающую роль.
К примеру, S многоквартирного дома составляет 1000 м2, то есть это 100 %. Площадь недвижимости – 50 кв.метров, соответственно 5% от общего количества. Если жилец владеет 100 м2, то долей в референдуме признается 10%.
Таким образом, численность лично посетивших граждан и проголосовавших на встрече, не гарантирует достижения кворума. Необходимо производить расчет пропорций – владелец и метражность принадлежащей ему недвижимости.
Проведение собрания и опросов в режиме онлайн
Возможность проводить встречу жильцов МКД в онлайн должно быть решено большей частью владельцев. С точки зрения законности, ч. 47/1 ЖК России, (в последней редакции) четко говорится о возможности проведения голосования без личного присутствия жильцов в определенном месте.
Еще в июле 2014 г. в ЖК России были внесены изменения, в частности, в статью № 44, вторая часть, абзацы с 3.2 по 3.4, которые дают полномочия собственникам помещений принимать решения о способе референдума по любым темам, касаемо МКД.
В электронной системе (например, «Домсканер») ведется учет документации по собраниям жильцов. В ней же размещаются анонсы будущих мероприятий, содержится архив ранее принятых решений.
В специально отведенном месте в системе проводится онлайн-голосование, его результаты всегда в общем доступе для совладельцев. Есть возможность дополнительно переносить всю информацию на бумажный носитель.
Выбрав такую форму ведения собраний, требуется назначить администратора общей системы. Выбор производится путем голосования. В роли такого представителя МКД может выступать, как физическое, так и юридическое лицо.
Контактные данные о человеке или фирме, ответственного за онлайн-голосование, должны находится в общем доступе.