Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив утилизации для экологического сбора 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
Являетесь ли вы плательщиком экологического сбора. Пошаговый алгоритм.
Шаг 1. Сначала проверьте, нужно ли вам отчитываться.
Если ваша компания подходит к одной из представленных ниже групп, то стоит переходить ко второму шагу. Если нет, поздравляем! Ваша организация освобождена от обязательства по оформлению отчетности по экологическому сбору и вы тот, кто не должен платить экологический сбор.
- Товары и упаковки, которые вы производите, относятся к установленному законом Перечню;
- Вы покупаете упаковку и используете для придания товарного вида своей продукции. Например, вы кондитер и у вас своя пекарня. Вы изготавливаете торты и укладываете их в бумажную упаковку, которую приобрели у другого лица;
- Вы импортируете свой товар в упаковке, которая есть в Перечне. Например, вы производите шоколад и упаковываете его в бумагу, а после вывозите из страны.
Шаг 2. Проверка нормативов утилизации.
Нужно установить, выполняется ли норматив утилизации отходов. Если да, стоит перейти к следующему шагу. Если нет/или не в полной мере, то к 4.
Сроки подачи отчетности и уплаты экологического сбора:
Срок | Что нужно сделать | Форма установлена документом: |
---|---|---|
До 1 апреля 2021 года | Сдать декларацию о количестве выпущенных товаров | Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 №1417 |
До 1 апреля 2021 года | Сдать отчет о выполнении нормативов утилизации отходов | Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1342 |
До 15 апреля 2021 года | Сдать суммы экологического сбора и уплатить экосбор в бюджет | Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 №488 |
Как отразить экологический сбор в учёте
Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ закрепляют в учётной политике.
Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:
- Дт 20 «Основное производство»;
- Дт 23 «Вспомогательное производство»;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Как определить, нужно ли платить экологический сбор и готовить отчеты
Росприроднадзор в 2016 г. выпустил приказ №488, в котором указываются плательщик и сумма экосбора. Итоговый экологический сбор (ЭС) зависит от 3 факторов:
- ставки экосбора;
- массы произведенных готовых или упаковочных изделий;
- норматива утилизации.
Ставку утверждает государство. Сумма указывается на официальном сайте Росприроднадзора.
Ставка зависит от 3 факторов:
- категория опасности для окружающей среды;
- вид изделия;
- сложность утилизационного процесса.
При решении вопроса, кто платит ЭС, нужно опираться на законодательство России и указанную схему:
- Если организация / индивидуальный предприниматель производят или импортируют изделия и тару, не указанные в перечне, неналоговый платеж не уплачивается.
- Если производитель или ИП изготавливают товары и упаковочный материал, входящие в перечень, то бухгалтерский отдел формирует отчетность расчета суммы экологического сбора.
Если необходимо оплатить эко-сбор, бухгалтер придерживается схемы.
Ответственность за неуплату экологического сбора
Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:
- Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
- На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.
Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.
Сроки подготовки отчета и порядок уплаты экологического сбора
Выполнение обязательств по уплате сбора представляет собой расчет суммы экологического сбора, заполнение Декларации о выпуске товаров, сдача ее в территориальный Росприроднадзор, уплата суммы сбора в бюджет страны.
Декларация о выпуске товаров сдается до 15 апреля каждого года. В документе отражается информация о количестве и видах произведенных и/или привезенных из-за рубежа товаров и упаковки за предыдущий год. Экологический сбор уплачивается до 1 апреля каждого года.
Сумма сбора рассчитывается умножением ставки сбора на массу готового товара или на количество единиц готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории страны, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Календарь эколога 2022
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2022 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2022 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2022 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2022 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2022 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2022 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2022 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. | До 15.04.2022 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2022 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2022 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года | До 20.04.2022 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. | До 15.07.2022 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2022 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года | До 20.07.2022 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года | До 17.10.2022 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2022 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года | До 21.10.2022 |
Готовятся изменения в концессионное законодательство в сфере ТКО
Российский экологический оператор (РЭО) и Национальный Центр ГЧП обсудили предложения по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка в сфере обращения с отходами. В числе законодательных инициатив — возможность заключать концессионные соглашения для нескольких предприятий в разных муниципалитетах.
Планируется, что изменения будут внесены в Федеральный закон о концессионных соглашениях (№ 115-ФЗ). Законопроект призван увеличить инвестиционную привлекательность проектов по развитию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава РЭО Денис Буцаев.
«Совместно с Национальным Центром ГЧП РЭО подготовил законопроект, который уточнит особенности регулирования концессий в сфере обращения с ТКО. Изменения, которые планируется внести в закон о концессиях, призваны увеличить инвестпривлекательность инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО и регламентировать процедуры в отрасли. Среди предложений есть такие, как разрешение заключать концессионные соглашения в отношении комплекса объектов обращения с ТКО, в том числе расположенных в разных муниципалитетах, возможность корректировки размера валовой выручки по итогам госэкспертизы», — сказал генеральный директор ППК РЭО Д. Буцаев.
Законопроект устанавливает гарантии возврата средств в случае изменения регулирования, в том числе изменения территориальной схемы. Он предлагает обязывать регулятора предоставлять данные для конкурса и частной концессионной инициативы, исходя из которых будут рассчитываться тарифные и иные финансовые параметры концессии. Помимо этого, проект закона устанавливает правило о передаче объекта концеденту для проведения рекультивации, а также возможность возложить ее на концессионера при наличии финансирования со стороны концедента.
«РЭО провел совместно с Национальным Центром ГЧП совещание, на котором были выслушаны рекомендации по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка. Все предложения будут учтены при доработке законопроекта», — отметила руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова. После того как будут определены конкретные изменения в закон, законопроект внесут на обсуждение в Правительство РФ.
Президента попросили оказать поддержку реформе РОП
Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.
На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.
Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Росприроднадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.
В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.
Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.
Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.
«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.
Ставка экологического сбора и норматив утилизации 2021
Необходимые процентные соотношения и суммы за единицу указаны в таблице:
Ставка экологического сбора и норма утилизации в 2021 году по некоторым категориям находится в разработке. К таковым относятся:
- проводка и кабели;
- элементы первичные и батареи;
- фильтры для двигателей внутреннего сгорания;
- тара из алюминия, полимеров, гофрированного картона, стекла, дерева, текстиля;
- многослойные стеклянные изделия;
- металлическая тара;
- трубы, шланги;
- катушки и шпули из бумажного сырья и т. д.
Какие отчеты необходимо представить
Отчетность по экосбору состоит из четырех форм (обратите внимание: первые две формы в 2021 г. были актуализированы):
1) декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации . Актуальная форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018);
2) отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров . Актуальная форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018);
3) расчет суммы экологического сбора . Актуальная форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;
4) отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров[2] .
Указанный отчет представляют исключительно те предприятия, у которых числятся данные объекты. При его подготовке нужно использовать обновленный Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018).
Необходимо отметить, что первые три формы отчетности представляются последовательно.
Например, предприятие произвело и реализовало на территории Российской Федерации за 2021 г. 100 т газовых бытовых плит, а за 2021 год — 200 тонн. Порядок действий следующий: 1. Предприятие готовит декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров, где прописывает количество реализованных плит за 2021 год — 200 т. 2. Далее предприятие формирует отчет о выполнении нормативов утилизации. При этом объемы реализованных товаров и упаковки берутся за 2021 год, а нормативы утилизации за 2021 год. На 2021 г. норматив утилизации равен 5 %, значит, утилизировать необходимо 5 т. Если предприятие в текущем году выполняло утилизацию плит, то в данный отчет вносится информация о количестве утилизированного товара, а также указывается, на основании каких документов она была произведена (договор, акт, лицензия).
Ставки экологического сбора на 2022 год
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2022 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2022 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2022года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2022 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
За производство упаковки предложили взимать экосбор как за готовый товар
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров группы 40 на территории РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров группы 40 из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации для товаров группы 40 и упаковки для товаров группы 40.
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении товаров, произведенных на территории РФ, и упаковки для таких товаров. Товары группы 40, произведенные в России и экспортированные из нее НЕ попадают под расширенную ответственность производителя. Ответственность за их утилизацию такой производитель НЕ несет.
То есть платит только первый продавец товаров группы 40 – их производитель.
Остальные продавцы товаров группы 40 не являются субъектами РОП, обязанности за утилизацию отходов от использования товаров группы 40 НЕ несут.
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
- товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции, а также упаковки для таких товаров;
-
товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического
союза, а также упаковки для таких товаров.
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (п.3 ст.24.2 Закона No89-ФЗ), а именно:
- путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров
- путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов)
- путем заключения договора поручения на выполнение нормативов утилизации ППК РЭО (публично-правовая компания Российский экологический оператор) или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация)
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров (п.8 ст.24.2 Закона No89-ФЗ).
Выполнение нормативов утилизации подтверждается:
- договорами с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации – договора поручения ассоциации;
- актами утилизации отходов от использования товаров.
Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров группы 40 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В отношении упаковки товаров для товаров группы 40 экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке. То есть производители товаров группы 40 уплачивают экосбор за упаковку, которую они используют для своих товаров.
Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации (%).
Ставки экологического сбора группе товаров 40, а также групп упаковки товаров установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 No284 (ред. от 31.10.2018) «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».
2423 руб. за тонну — группа №40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие» (это ставка 2018 года).
В настоящее время в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ No284 от 09.04.2016 г. Минприроды ежегодно, не позднее 1 сентября, должно представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о ставках, утвержденных настоящим постановлением, на очередной календарный год. На 2019 год предложения были поданы, но приняты не были.
Соответственно если их не примут (новые предложения) до даты уплаты экосбора, то будут применяться ставки 2018 года.
Вопрос экологии достаточно остро стоит, на сегодняшний день, в мировом сообществе. Поэтому любое государство теми или иными методами должно контролировать отрицательное воздействие субъектов хозяйствования, находящиехся на его территории, на окружающую среду. Одним из таки�� методов является обложение этих субъектов экологическим налогом.
Кто является плательщиками сего налога? Из написанного нами выше становится очевидным, что плательщиками экологического налога, в первую очередь, являются субъекты хозяйствования, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели. А также собственники производственных отходов, захороненных на объектах захоронения отходов.
Нужно отметить, бюджетные организации, то есть те, чья деятельность финансируется за счет бюджетных средств, не относятся к числу плательщиков экологического налога.
Переходим к вопросу ставок экологического налога. Сразу отметим, их размер зависит от нескольких факторов:
- объекта налогообложения;
- класса опасности;
- вида отходов;
- места сброса (в случаях сброса сточных вод).
Ниже представлены таблицы со ставками ЭН в зависимости от объекта налогообложения. Размер ставок указан в белорусских рублях.
К концу 2021 года 42% россиян будут вовлечены в раздельный сбор мусора
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2021 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2021 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2021 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2021года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2021 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.
- Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
- Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
- Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
- экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
- экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.
Ставка и утилизационные нормативы 2021 года
Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.
Номер группы | Наименование группы товаров | Утилизационный норматив на 2021 год | Ставка экосбора на 2021 год, рублей за 1 тонну |
1 | Изделия текстильные готовые (кроме одежды) | 10 | 16 304 |
2 | Ковры и ковровые изделия | 10 | 16 304 |
3 | Спецодежда | 10 | 11 791 |
4 | Одежда верхняя прочая | 10 | 11 791 |
5 | Белье нательное | 10 | 11 791 |
6 | Одежда прочая и аксессуары | 10 | 11 791 |
7 | Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие | 10 | 11 791 |
8 | Тара деревянная | 20 | 3 066 |
9 | Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона | 45 | 2 378 |
10 | Мешки и сумки бумажные | 20 | 2 378 |
11 | Тара, упаковка бумажная и картонная прочая | 20 | 2 378 |
12 | Изделия хозяйственные из бумаги или картона | 20 | 2 378 |
13 | Принадлежности канцелярские бумажные | 20 | 2 378 |
14 | Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона | 10 | 2 378 |
15 | Издательская продукция печатная | 20 | 2 378 |
16 | Нефтепродукты | 25 | 3 431 |
17 | Шины, покрышки и камеры резиновые | 30 | 7 109 |
18 | Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины | 10 | 8 965 |
19 | Изделия из резины прочие | 30 | 8 965 |
20 | Изделия пластмассовые упаковочные | 20 | 3 844 |
21 | Изделия пластмассовые прочие | 15 | 4 156 |
22 | Зеркала стеклянные | 10 | 2 858 |
23 | Стекло полое | 25 | 2 564 |
24 | Бочки и аналогичные емкости из черных металлов | 30 | 2 423 |
25 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов | 30 | 2 423 |
26 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия | 20 | 2 423 |
27 | Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование | 15 | 26 469 |
28 | Мониторы, приемники телевизионные | 15 | 26 469 |
29 | Оборудование коммуникационное | 15 | 26 469 |
30 | Техника бытовая электронная | 15 | 26 469 |
31 | Приборы оптические и фотографическое оборудование | 15 | 26 469 |
32 | Элементы первичные и батареи первичных элементов | 20 | 33 476 |
33 | Аккумуляторы свинцовые | 20 | 2 025 |
34 | Батареи аккумуляторные | 20 | 33 476 |
35 | Оборудование электрическое осветительное | 15 | 9 956 |
36 | Приборы бытовые электрические | 15 | 26 469 |
37 | Приборы бытовые неэлектрические | 15 | 26 469 |
38 | Инструменты ручные с механизированным приводом | 15 | 26 469 |
39 | Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное | 15 | 26 469 |
40 | Фильтры для двигателей внутреннего сгорания | 15 | 3 037 |
41 | Упаковка металлическая из стали | 30 | 2 423 |
42 | Упаковка металлическая из алюминия | 20 | 2 423 |
43 | Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены | 20 | 3 844 |
44 | Упаковка из полимерных материалов, содержащих галогены | 20 | 3 844 |
45 | Упаковка из комбинированных материалов | 20 | 3 844 |
46 | Упаковка из гофрированного картона | 45 | 2 378 |
47 | Упаковка из бумаги и негофрированного картона | 20 | 2 378 |
48 | Упаковка стеклянная | 25 | 2 564 |
49 | Упаковка деревянная и пробковая | 20 | 3 066 |
50 | Упаковка из текстильных материалов | 10 | 16 304 |