Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Диагностическая карта что это такое и зачем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Что делать, если у оператора пропал доступ к базе данных?
В обновленном законе также учтено, что в процессе работы могут возникнуть технические трудности с доступом к единой базе данных. Поэтому в нем приведены инструкции на случай, если у оператора пропадет доступ к сети Интернет или отключат свет:
42. В случае возникновения технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна (в том числе в случае прекращения подачи в пункт технического осмотра электрической энергии или отсутствия связи с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет») в течение менее четырех часов, сведения в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра могут быть переданы в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. Наличие технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, оформляется актом (включающим в том числе указание на время возникновения и устранения такой технической неполадки), который подписывается техническим экспертом.
43. В случае, если техническое диагностирование проведено в полном объеме, а диагностическая карта не может быть оформлена в связи с возникновением технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, диагностическая карта по результатам такого технического диагностирования может быть оформлена в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. При этом количество диагностических карт, сведения о которых передаются в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, не может превышать число диагностических линий, сведения о которых включены в реестр операторов технического осмотра.
44. При наличии технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна в течение более четырех часов, технический осмотр не проводится до момента устранения такой технической неполадки.
Из приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:
1. Если при работе станции технического обслуживания возникла техническая неполадка (отключили свет или пропал доступ к сети Интернет), то должен быть составлен акт о технической неполадке. В этом документе указываются время возникновения неполадки и время ее устранения, акт подписывается экспертом.
2. Если техническая неполадка произошла более 4-х часов назад, то проводить технический осмотр и оформлять диагностические карты запрещается.
3. Если техническая неполадка произошла менее 4-х часов назад (например, во время осмотра очередного автомобиля), то закон разрешает провести осмотр до конца, а электронную диагностическую карту оформить в течение 24 часов.
4. Если произошла техническая неполадка, то разрешается провести только один техосмотр на каждой диагностической линии. Вторую машину на ту же самую линию загонять нельзя до тех пор, пока не будет оформлена диагностическая карта для предыдущей машины.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
В 2022 г. личные легковые авто и мототранспорт граждан освобождены от обязательного ТО, а ДК исключена из списка обязательной документации при оформлении автостраховки ОСАГО. Соответствующая законодательная редакция произошла в августе 2021 г. в ФЗ №40-ФЗ.
Обязательства по прохождению ТО остались в таких случаях:
- Для первичной постановки на регистрационный учет ТС, с даты производства которого прошло более 4-х лет.
- При регистрации, связанной со сменой владельца (например, после покупки), если с момента производства авто прошло больше 4-х лет.
- При регистрационных операциях, опосредованных конструктивными изменениями в ТС, заменой основных агрегатов, а также при внесении таких изменений в эксплуатируемый транспорт для соблюдения соглашения ЕЭС.
- Для грузовых авто, автобусов и такси.
- Зрительное выявление дефектов, угрожающих БДД.
Таким образом, делать диагностическую карту для ОСАГО в 2022 г. не придется, поскольку в этом нет законодательной необходимости.
Где проводится технический осмотр автомобиля?
Техосмотр автомобиля можно провести абсолютно в любом городе, независимо от вашего места жительства и региона, где был зарегистрирован автомобиль. По итогам проверки владельцу выдается специальная диагностическая карта, которая котируется на территории всей страны.
Однако пройти технический осмотр автомобиля на любом понравившемся СТО не получится. Существует реестр аккредитованных операторов, которые имеют право законно проводить ТО. С ними можно ознакомиться на портале Российского союза автостраховщиков. Достаточно внести в отведенные поля ваше место пребывания или, наоборот, данные о компании, чтобы понять можно ли провести здесь техосмотр авто.
В свою очередь, аккредитованные операторы передают сведения после диагностики в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств – сокращенно ЕАИСТО.
Часто ли проводится технический осмотр автомобиля
Частотность проведения технического осмотра авто меняется в зависимости от срока службы автомобиля и его принадлежности к определенной категории. Кроме того, с 2022 года отменена проверка легковых автомобилей, которые используются только в личных целях.
Все остальные машины, в том числе грузовые, массой до трех с половиной тонн проходят первый технический осмотр только спустя четыре года с момента выпуска. В дальнейшем, транспортные средства, включая мотоциклы, должны направляться на ТО один раз в два года до десятилетнего возраста с момента выпуска. После пересечения этой отметки, машины проверяются каждый год.
Ежегодно до достижения пятилетнего срока службы проходят техосмотр следующие виды транспортных средств:
- Легковые автомобили, которые работают в такси.
- Автобусы, микроавтобусы и маршрутки, предназначенные для перевозки пассажиров.
- Грузовые авто, весом более трех с половиной тонн, которые оборудованы особыми сигналами, световыми и звуковыми.
- Машины, предназначенные для обучения вождению.
Порядок прохождения техосмотра
Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.
При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.
Какую информацию содержит карта техосмотра
Итак, что такое диагностическая карта автомобиля мы разобрались. В бланке документа имеется таблица с 65 обязательными показателями технического состояния машины. ДК имеет собственный уникальный номер из 17-20 цифр.
Карта содержит полную техническую информацию об автомобиле, исправности его основных узлов, агрегатов, механизмов, влияющих на безопасность, комфорт, удобства водителя и пассажиров. Всего позиций в документе, как говорилось выше, 65, и все они обязательно проверяются мастером СТО. Кроме этих данных в диагностической карте содержатся:
- Дата последующего технического осмотра. Одновременно это же и срок действия данной карты.
- Резюме о пригодности автомобиля к эксплуатации, рекомендации мастеров.
- Технические показатели авто в целом, тип двигателя, коробки передач, модель шин, их износ, показания километража.
- ФИО, должность специалиста, который осуществлял техосмотр.
- Серия, номер, дата выдачи, наименование компании, которая выдала технический паспорт на авто.
- Подробная информация о машине: марка, модель, государственный регистрационный номер.
- Подробный перечень проведенных технических осмотров, результаты проведения.
Зачем нужен техосмотр
При прохождении технического осмотра делаются соответствующие отметки о том, что он действительно был пройден, в диагностической карте. Существует даже возможность купить эту бумагу, если по каким-либо причинам водитель не хочет пригонять автомобиль для осмотра.
Проходить ТО самостоятельно или покупать его – это, конечно же, дело каждого, но тут нужно понимать, для чего нужен техосмотр вашего автомобиля и почему он так важен. Ведь на самом деле эта процедура направлена на то, чтобы не допустить к езде по дорогам транспорт, который является неисправным и потенциально угрожает безопасности других людей и самого водителя.
На данный момент существуют нелегальные конторы, которые осуществляют продажу поддельных документов.
Никто в аккредитованном центре не пойдет вам навстречу, поскольку при выявлении нарушения на него будут наложены существенные санкции в виде штрафа и оплаты суммы последствий за ДТП.
Кроме того, если при проверке документа через базу ЕАИСТО страховщик обнаружит, что документ является поддельным, то и ОСАГО оформлено не будет.
Часто задаваемые вопросы
Чтобы изучить нюансы диагностической карты, следует рассмотреть вопросы, которые наиболее часто задаются водителями.
Нужно грамотно действовать в ситуации, когда сотрудник ГИБДД требует этот документ у водителя, поскольку такие действия будут неправомерными, и об этом тоже нужно узнать подробнее.
Для водителя важно не попасть в руки мошенников, которые часто встречаются на рынке техосмотров, предлагая услугу продажи карты, при этом выдавая подделку за оригинал. Все чаще встречается и ситуация, в которой ТО проводится неквалифицированным или невнимательным сотрудником, не замечающим серьезные дефекты. Если из-за этого произошла авария, то тоже нужно знать, как в таких случаях может действовать страховая компания и кто будет платить за подобный ущерб, спровоцированный человеческим фактором.
Для транспорта до 3 лет
Первый техосмотр легковой автомобиль проходит в три года. Эта дата считается не с момента покупки новой автомашины, как думают многие, а со дня изготовления, которая указана в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Причем в расчёт берутся только года. Другими словами, в текущем 2020 году могут не проходить техосмотр владельцы транспортных средств 2020, 2020 и 2014 годов выпуска.
До истечения этого срока страховой полис ОСАГО оформляется без предъявления техосмотра.
Срок этот взят не с потолка. Он примерно совпадает со сроком гарантии, который дают на свои автомобили флагманы автопрома. Поэтому считается, что первые три года работы машины ее соответствие всем нормам и стандартам не требует дополнительного подтверждения, за него несет ответственность изготовитель.
Что такое диагностическая карта
Этот документ пришел на смену техталону. Чтобы получить диагностическую карту, владелец или водитель автомобиля должен обратиться на пункт техосмотра (он обязательно должен иметь аккредитацию). Техосмотр машины может проводить и частный эксперт – если он получил лицензию. Все результаты обследования технического состояния заносятся в диагностическую карту, данные о ней фиксируются в едином реестре – ЕАИСТО, а запись об этом хранится 5 и более лет.
Документ формируется в электронной форме, он оформлен в виде таблицы. Диагностическая карта оформляется в 2 экземплярах (один остается у эксперта и хранится 3 года, второй выдается владельцу), она заверяется подписью эксперта, проводившего технический осмотр автомобиля. На основании данных из диагностической карты следует заключение о возможности или о запрете эксплуатации машины. Каждый документ имеет уникальный номер, состоящий из 15-20 знаков, этот номер заносится в ЕАИСТО. Чтобы проверить подлинность диагностической карты, достаточно сделать запрос в электронный реестр, указав этот номер.
Если диагностическая карта была повреждена или утеряна, владелец машины может обратиться к оператору техосмотра за дубликатом, его выдадут бесплатно.
На какой срок выдается диагностическая карта
Срок действия диагностической карты зависит от типа транспортного средства и от его возраста:
Тип автомобиля | Допустимая максимальная масса | Возраст транспортного средства (с момента изготовления) | Срок действия ДК |
---|---|---|---|
Легковые и грузовые автомобили | до 3,5 т | 3 – 7 лет | 2 года |
Легковые и грузовые автомобили | до 3,5 т | от 7 лет | 1 год |
Грузовые автомобили | от 3,5 т | 1 год | |
Транспортные средства для перевозки опасных грузов, людей | 6 мес. |
Возможные проблемы при прохождении ТО
Несоответствие транспортного средства нормам безопасной эксплуатации может стать причиной отказа в выдаче ДК. На устранение поломок и недочетов автовладельцу отводится 20 дней. Но в большинстве случаев для оформления страховки этого времени недостаточно, а ездить с просроченным полисом противозаконно.
Чтобы диагностическая проверка машины прошла без проблем нужно заранее подготовиться к ней. Такими мероприятиями могут быть:
- Проверка узлов машины на работоспособность.
- Устранение уже известных технических проблем.
- Сделать проверку огнетушителя и аптечки.
- Наличие знака аварийной остановки.
- Вымыть машину и привести в надлежащий вид.
- Проверить актуальность всех необходимой документации.
Что представляет собой документ диагностики
Визуально это лист бумаги в формате А4, на котором изображена таблица. В ней присутствуют сведения о проверке всех основных узлов транспортного средства. Итогом выступает вывод о пригодности или его непригодности для эксплуатации. Предусматривается также срок действия, который обозначает момент времени, до которого владельцу авто следует пройти следующий осмотр. Полная проверка состояния машины основывается на 65 пунктах — информация по каждому из них отображается в соответствующем разделе.
Такой документ в обязательном порядке должен быть заверен подписью технического эксперта, который оценивал состояние машины. Он несет солидарную ответственность вместе с оператором за соответствие тех данных, которые указаны в заключении реальному техническому состоянию. Составляется диагностическая карта, которая подтверждает пройденный техосмотр, в 2‑х экземплярах. Из них один выдается по факту проверки владельцу транспортного средства, а второй сохраняет у себя на протяжении 3‑х лет оператор. Еще предусмотрена электронная версия документа — она заносится в специальный реестр, в котором хранится на протяжении 5‑ти лет. Если автомобиль переходит из рук в руки бывшим в употреблении, то новому обладателю не придется проходить технический осмотр по второму кругу. Карта будет действовать до окончания положенного ей срока.
Смена собственника авто в данном случае не прекратит досрочно полномочия диагностической карты. Оформить дубликат документа не составит особых сложностей при его утере или краже. Для получения дубликата собственник транспортного средства должен попросту обратиться к оператору информационного центра, который сверит данные с теми, что хранятся в самом информационном центре (электронная база). Повторная выдача такой карты повлечет за собой уплату государственной пошлины.
Какие СТО имеют право оформлять диагностическую карту?
Прежде всего узнайте, является ли СТО сертифицированным сервисным центром, заключала ли организация договор с МВД и аттестована ли Российским союзом автостраховщиков. Затем нужно узнать, наличествует ли тип вашего транспортного средства в разрешении станции проводить техосмотр, и диагностическая карта автомобиля может ли быть получена. Оператор должен располагать всем необходимым техническим обеспечением, чтобы передавать данные о диагностике транспорта в единую базу: лицензионное ПО, договор об оказании технических услуг, нужное оборудование.
Что делать, если вы столкнулись с недобросовестным оператором и ваша карта внесена в базу, но СТО нарушило какие-либо правила? В этом случае проблем у вас возникнуть не должно. Если же карта вам выдавалась, а запись в реестре сделана не была, это приравнивается к ее полному отсутствию. В этом случае вам будет необходимо обратиться за диагностикой в другой пункт технического обслуживания, а с нарушителя требовать компенсацию.
К чему имеет привязку?
Она имеет привязку только к транспортному средству, но не к собственнику, в ней указывается VIN-код или номер кузова автомобиля. Как мы уже отмечали, диагностическая карта остается действительной при смене владельцев. В ней отсутствует требование лимита срока действия, главное, чтобы он был действителен на момент покупки полиса ОСАГО. Нет необходимости подтверждать подлинность документа, все сведения есть в системе, и для их проверки не требуется присутствие водителя. Отсутствие диагностической карты при себе не влечет за собой никаких последствий для автомобилиста. Кроме того, отменена необходимость прохождения технического осмотра для новых автомобилей до истечения трехлетнего возраста.
Выдачу диагностической карты не контролирует ГИБДД, каждый эксперт действует самостоятельно в рамках действующего законодательства. Диагностическую карту можно оформить в любом месте, независимо от адреса проживания. На основании этого документа возможно осуществлять эксплуатацию автомобиля не только в пределах Российской Федерации, но и за ее пределами. Это обусловлено наличием международных договоренностей. Если транспортное средство не прошло осмотр, то карту все равно оформят, но с соответствующими пометками.