Роль, назначение и функции Пенсионного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль, назначение и функции Пенсионного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное страхование — один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, при обеспечении граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторнокурортное лечение).

Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, организации-работодателя в охране здоровья граждан.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на их территории.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Средства Фонда находятся в государственной собственности.

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Управление ФФОМС осуществляется правлением во главе с председателем, состав правления утверждается Правительством РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

  • участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • ведет реестры страховых медицинских организаций, медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, экспертов качества медицинской помощи, застрахованных лиц и т. д.

Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководят деятельностью фонда правление и директор, состав правления утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, директор назначается им же по согласованию с ФФОМС. Контроль осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и ФФОМС, которым фонд подотчетен.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):

  • аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ФФОМС;
  • по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд, в котором выдан полис, возмещает указанные расходы;
  • участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
  • осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций;
  • собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и медицинской помощи, оказанной им;
  • ведет территориальные реестры и т. д.

Для выполнения своих функций ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы и представительства.

Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются:

  • за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;
  • доходов от размещения временно свободных средств ФФОМС;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перед��ваемых ФФОМС;
  • прочих поступлений.

Наряду с указанными доходами в бюджет ФФОМС зачисляются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за налоговые периоды до 2011 г. в соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются:

  • за счет доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • субвенций и других межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС;
  • межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
  • прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают органы государственной власти субъектов Федерации.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Пенсионный фонд.

Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Поступление средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 и 2012 гг. и их расходование характеризуются данными табл. 10.5.

Таблица 10.5

Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Показатель 2010 г. 2012 г.
млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу
Поступление 101,8 100,0 966,5 100,0
В том числе:
страховые взносы, налоги 97,1 95,4 914,0 94,6
из федерального бюджета 4,7 4,6 51,8 5,4
Расходование 109,1 100,0 932,2 100,0
В том числе:
трансферты на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС 86,2 79,0 640,6 68,7
субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 4,2 3,8 4,0 0,4
% к итогу средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 17,5 16,0 17,6 1,9
на финансирование исполнительной дирекции Фонда 0,3 0,3 0,7 0,1
Читайте также:  Договор купли-продажи с рассрочкой платежа

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Финансово-правовой режим ПФР

Определение 2

Пенсионный фонд РФ был создан для контроля за пенсионным обеспечением населения. ПФР относится к финансово-кредитным учреждениям. Данный статус позволяет ПФР выполнять некоторую часть банковских операций, закрепленных в законодательных актах РФ о банках и банковской деятельности.

Основные задачи Пенсионного фонда по обеспечению социальной помощи населению:

  • выплата пенсий;
  • оказание материальной помощи для ухода за детьми в возрасте от 1,5 лет;
  • оказание материальной помощи гражданам с ограниченными возможностями и лицам преклонного возраста.

Для реализации данных целей ПФР осуществляет:

  • сбор страховых взносов;
  • финансирование расходов, находящихся в компетенции фонда;
  • осуществление процедур, преследующих цель взыскать с физических и юридических лиц, виновных в нанесении вреда здоровью, которые повлекли за собой инвалидность, профессиональное заболевание или потерю кормильца, сумм для выплат пенсий по данным статьям;
  • капитализацию приходящих финансовых средств;
  • привлечение безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц;
  • контроль за рациональным и законным расходованием располагаемых денежных средств;
  • финансированием программ, обеспечивающих социальную помощь безработным и пожилым гражданам.

Сумма денежных средств, находящихся под управлением ПФР, формируется из следующих источников:

  • налоговые выплаты, которые Федеральное казначейство распределяет между органами бюджетной системы, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60%;
  • страховые взносы в пользу пенсионного страхования, уплачиваемые работодателями, индивидуальными предпринимателями и трудоустроенными физическими лицами;
  • пени и штрафы по обязательным вносам на пенсионное страхование;
  • доходы от банковской деятельности Пенсионного фонда;
  • денежные средства, изъятые у лиц, виновных в нанесении ущерба;
  • добровольные взносы;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предназначенные для Пенсионного фонда;
  • добровольные взносы от негосударственных пенсионных фондов;
  • прочие источники.

Главными статьями расходов ПФР являются:

  • выплата государственных пенсий (в том числе гражданам, временно выезжающим в другое государство) предусмотренных российским законодательством, а также международными договорами;
  • выплата пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет;
  • предоставление материальной помощи пожилым и безработным гражданам;
  • расходы на деятельность самого Пенсионного фонда.

Задачи и функции Пенсионного фонда

ПФР обеспечивает целевой сбор страховых взносов совместно с налоговыми органами. Он финансирует расходы, связанные с его деятельностью. К задачам ПФР относят:

  • ведение персонифицированного (индивидуального) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
  • привлечение дополнительных источников финансирования;
  • капитализация собственных средств с целью получения дополнительного дохода;
  • взыскание с работодателей, ИП и граждан РФ средств на выплаты пенсий по инвалидности, полученной на производстве;
  • контроль за правильным и своевременным исполнением обязательств работодателей по оплате страховых взносов.

Основными функциями Пенсионного фонда являются ведение учета поступающих средств, назначение и выплата пенсий. Кроме этого, реализация социальных выплат инвалидам и другим льготным категориям граждан.

ПФР эффективно взаимодействует со страхователями. Взыскивает недоимки по пенсионным отчислениям, оформляет сертификаты материнского капитала, выплачивает средства по этим сертификатам, устанавливает федеральные социальные доплаты, реализует государственные программы по финансированию пенсий.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях.

На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

  • ПФ РФ и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:
  • – федеральный уровень – ПФ РФ (правление, исполнительная дирекция);
  • – федеральные округа Российской Федерации – управления ПФ РФ в федеральных округах (структурные подразделения ПФ РФ);
  • – уровень субъектов Российской Федерации – территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
  • – местный – городской (районный) уровень управления (отделения) ПФ РФ в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФ РФ и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией, что показано на рисунке 2. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФ РФ, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

  1. В целом для ПФ РФ как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне.
  2. Информационный центр персонифицированного учета

    Как будет работать Социальный фонд России

    В пресс-службе сообщили, что принципиальной новацией является создание нового органа управления, и деятельность фонда будет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из 7 человек, которые представляют профсоюзы, работодателей, Госдуму, Совет Федерации, правительства и председателя объединенного фонда.

    «Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты», — уточнили в пресс-службе.

    В качестве учредителя фонда будет выступать правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда, таким как выплата пенсий, пособий и других социальных выплат.

    Что делает пенсионный фонд?

    Чем занимается пенсионный фонд и какие основные задачи выполняет:

    • Вместе с налоговой, данная организация обеспечивает целевые взносы и аккумулирует страховые взносы;
    • Финансируют расходы;
    • ПФ обязан капитализировать собственные средства, а так же привлекать инвесторов;
    • Данная организация ведет индивидуальный учет граждан, заключивших договор на пенсионное страхования, оптимально организовывая весь этот процесс;
    • ПФ осуществляет меры, направленные на взыскание с простых людей и юридических лиц финансов для того, чтобы обеспечить социальные выплаты инвалидам, получившим производственные травмы;
    • Вместе с налоговой контролирует поступление страховых взносов, на предмет полного их размера, от работодателей, а так же контролируют целесообразность их расходования и прочее.

    Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

    Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

    • эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
    • всеобщая обязательность социального страхования;
    • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
    • доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;
    • государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);
    • ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования;
    • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    • обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

    При этом, в некоторых случаях добавляются специфические принципы функционирования внебюджетных фондов.

    Например, при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к вышеперечисленным принципам добавляются такие как:

    • экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
    • обязательность регистрации в качестве страхователей всех работодателей (юридических и физических лиц), нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • дифференцированность величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

    При обязательном медицинском страховании добавляются такие принципы как:

    • обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
    • обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
    • обязательность страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию т.е. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, участвующей в программе обязательного медицинского страхования.

    Подытоживая вышеизложенное можно считать, что основной функцией финансирование страхового обеспечения, которое для каждого вида социального страхования имеет свои специфические особенности.

    Подытоживая выше изложенное можно сделать нижеследующие выводы.

    • основная функция внебюджетных фондов обязательного социального страхования – финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через обязательное социальное страхование;
    • внебюджетные фонды обязательного социального страхования обеспечивают выполнение расходных обязательств Российской федерации через финансирование страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
    • основные принципы функционирования внебюджетных фондов обязательного социального страхованию заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения.

    Порядок составления и утверждения бюджетов внебюджетных фондов

    Составлением проектов бюджетов для государственных внебюджетных фондов в России занимаются органы управления этих фондов. Бюджет составляется на очередной финансовый год и предстоящий плановый период. После составления бюджет передается федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет координацию деятельности фонда, чтобы он внес этот бюджет вместе с проектами федеральных законов, регулирующих тарифы страховых взносов, и другими документами, в Правительство Российской Федерации.

    Принятие бюджетов государственных внебюджетных фондов происходит по представлению Правительства в виде федерального закона. Бюджеты принимаются не позднее, чем федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий период.

    Если бюджет государственного внебюджетного фонда имеет дефицит, должны быть утверждены источники финансирования этого дефицита.

    В проекте бюджета пенсионного фонда должны быть указаны показатели, которые характеризуют объемы пенсионных накоплений, учет которых ведется обособленно, по состоянию на начало и конец каждого финансового года. Все проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, вносимые в Государственную Думу Правительством, должны содержать сведения по показателям расходов и доходов, указанных в Бюджетном кодексе.

    Поступив в Государственную думу, проекты бюджетов должны быть направлены в Совет Федерации, Президенту, в Счетную палату и и в комитеты Государственной Думы, где где могут быть внесены предложения и замечания. Комитет по бюджету определяет профильные комитеты, которые занимаются конкретными проектами бюджетов.

    В первом чтении по проекту Федерального закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов рассматривают:

    • какой объём доходов прогнозируется в очередном финансовом году. Принимаются во внимание поступления из других бюджетов,
    • какие расходы ожидаются в очередном финансовом году и планируемом периоде,
    • дефицит или профицит бюджета.

    Во втором чтении по проекту федерального закона о бюджетах определяют:

    • как распределяются расходы в очередном финансовом году и плановом периоде. Деление производится по разделам, подразделам, целевым статьям и группам в соответствии с классификацией бюджетных расходов,
    • откуда финансируется дефицит бюджета,
    • как формулируются текстовые статьи проекта федеральных законов.

    Рассмотрение в третьем чтении производится не позже, чем через 10 дней после принятия проекта во втором чтении. Третье чтение предназначено для принятия проекта в целом. Далее принятый в третьем чтении проект должен быть передан в Совет Федерации. Экспертизой проектов занимается Счётная палата и контрольно-счетные органы субъектов Федерации.

    Пенсионный фонд России (ПФР) — является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.

    Пенсионный фонд РФ подвел окончательные итоги работы ПФР на 2017г., 2018г, 2019г.

    Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017г. составили 8260 млрд рублей, что на 634,8 млрд рублей, или на 8,3% больше, чем в 2016 году. Расходы Пенсионного фонда увеличились в 2017 году на 489,8 млрд рублей (6,3 %) и составили 8 319,5 млрд рублей. Выплаты пенсий и доплат к пенсиям при этом выросли на 563,3 млрд рублей (8,5 %), составив в общей сложности 7167 млрд рублей за год, или 86,2 % всех расходов бюджета.

    Доходы Пенсионного фонда России в 2018 году увеличились до 8 269,6 млрд рублей, что на 9,6 млрд рублей, или 0,12%, больше, чем в 2017 году. Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов ПФР, составили 4 948,4 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом сборы взносов выросли на 4 66,5 млрд рублей, или 10,4%. Расходы Пенсионного фонда выросли в 2018 году на 110 млрд рублей (1,3 %) и составили 8,43 трлн рублей. Выплаты пенсий и доплат к пенсиям выросли на 171,5 млрд рублей, составив в целом 7 339 млрд рублей, или 87,1% всех расходов бюджета.

    Доходы Пенсионного фонда России в 2019 году увеличились до 8,78 трлн рублей, что на 511,4 млрд рублей, или на 6,2%, больше, чем в 2018 году. Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов ПФР, составили 5 394 млрд рублей. По сравнению с 2018-м сборы взносов выросли на 445,6 млрд рублей, или на 9%. Взносы на страховые пенсии составили наибольшую часть всех поступлений в бюджет фонда, увеличившись по итогам года до 5 393,7 млрд рублей. Взносы на накопительную пенсию составили 0,34 млрд рублей. Расходы Пенсионного фонда выросли в 2019 году на 198,4 млрд рублей (2,4%) и составили 8,63 трлн. Выплаты пенсий и доплат к пенсиям увеличились на 314,7 млрд рублей (4,3%), составив в целом за год 7,65 трлн рублей, или 88,7% всех расходов бюджета.

    Наглядное представление разницы между доходами и расходами Пенсионного фонда РФ, представлены в диаграмме (1).

    Диаграмма 1.

    О Пенсионном фонде России

    Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.

    2,5 тысячи подразделений и более 100 тысяч специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы.

    Функции «Социального казначейства»

    Многие меры поддержки в России — адресные. Это значит, что они полагаются конкретным гражданам, которые подходят под определенные условия. Одной из основных задач «Социального казначейства» является повышение эффективности адресных выплат и пособий. Причем произойти это должно на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

    В результате те, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства, станут получать больше выплат, ведь можно будет проанализировать доходы всех членов семьи и понять реальную картину. Возможно, через какое-то время власти даже смогут определить оптимальную сумму пособий для конкретного человека.

    Сейчас сумма выплат семьям с детьми одинакова для всех получателей, относящихся к одной и той же категории. При помощи «Социального казначейства» можно было бы изменять величину пособий в зависимости от факторов, которые влияют на благосостояние семьи: собственная квартира или съемная, наличие кредитов, дорогостоящего автомобиля и так далее.

    В чем суть реформы внебюджетных фондов

    С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.

    Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:

    1. Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.

    2. Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.

    3. Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.

    После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.

    Что изменится для бизнеса:

    1. Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.

    2. Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.

    3. Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.

    4. Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.

    Пенсионный Фонд существует в основном за счет средств, которые вносят работодатели. Обычная ставка составляет 22% от фонда оплаты труда. Помимо этого имеется возможность делать добровольные взносы, при котором государство и работодатель в равном количестве вносят платежи. Размер его для государства должен составлять строго от 2 до 12 тысяч рублей. Работодатель при таком раскладе получает хорошую выгоду, ему предоставляется налоговый вычет из общей суммы заработка в размере до 12000 рублей.

    Суммы взносов в ПФР в 2020 году по прежнему не зависят от МРОТ. Фиксированный платеж составляет 29354 рубля за страховой год для предприятий с доходом, не превышающим 300000 рублей. Если доход превышает указанную сумму, в ПФР придется дополнительно отчислять 1% от полученной прибыли.

    • Пенсионные фонды − наиболее объёмные из всех внебюджетных фондов.
    • Из всех фондов, денежные средства которых идут на социальные цели, пенсионные фонды наиболее большие, в развитых государствах они достигают 50-60 процентов размера всех денежных средств, направленных на общественные и социальные цели.
    • Управление деньгами пенсионных фондов включает в себя:
    • целевой сбор, сохранение и накопление страховых вкладов;
    • выплату пенсий;
    • организация работы для взыскания с нанимателей и работающих людей сумм, назначенных государством для формирования пенсий по инвалидности или вследствие трудового увечья или профессиональных болезней и т. п.;
    • приумножение средств пенсионного фонда и регулярное привлечение вкладов для увеличения дополнительных выплат к пенсиям;
    • контроль за своевременным поступлением страховых взносов со стороны предприятий;
    • организация муниципальных проектов для всех категорий налогоплательщиков и проведение разъяснительной работы среди физических и юридических лиц относительно ответственности перед пенсионным фондом.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *