Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

Пристатейный библиографический список

  1. Александров А.С. Правовое положение прокурора на стадии предварительного расследования // Уголовный процесс. 2007. N 10.
  2. Гришин Д.А. К вопросу о совершенствовании производства дознания // Российский следователь. 2008. N 1.
  3. Каретников А.С., Коретников С.А. Сущность полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием: прошлое и настоящее // Российская юстиция. 2015. N 5.
  4. Лапин С.Ю. Прокурор-следователь: революция началась // Эж-Юрист. 2007. N 26.
  5. Паничева А., Похмелкин А., Костанов Ю., Румянцев В., Решетилова И. Верните прокурора // Российская газета. 2008. 20 мая.
  6. Соловьев А.Б. Проблема обеспечения законности при производстве предварительного следствия в связи с изменениями процессуального статуса прокурора // Уголовное судопроизводство. 2007. N 3.
  7. Ткачев И.В. О правовом регулировании полномочий прокурора // Российский следователь. 2008. N 4.
  8. Уголовный процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

3aкoнoдaтeль нe yкaзывaeт, кoмy имeннo — cлeдoвaтeлю или pyкoвoдитeлю cлeдcтвeннoгo opгaнa — дoлжнo быть aдpecoвaнo тpeбoвaниe пpoкypopa. Cooтвeтcтвeннo, вoзникaeт вoпpoc o poли pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa в oцeнкe и пpинятии peшeния пo пocтyпившeмy тpeбoвaнию.

C oднoй cтopoны, пpeдвapитeльнoe cлeдcтвиe вeдeт нe cлeдcтвeннoe пoдpaздeлeниe в цeлoм и нe eгo pyкoвoдитeль, a имeннo cлeдoвaтeль. Oн жe являeтcя cyбъeктoм тex нapyшeний, нa ycтpaнeнии кoтopыx нacтaивaeт пpoкypop.

C дpyгoй cтopoны, pyкoвoдитeль cлeдcтвeннoгo opгaнa нe в мeньшeй cтeпeни нeceт oтвeтcтвeннocть зa зaкoннocть и пoлнoтy пpeдвapитeльнoгo cлeдcтвия. Кpoмe тoгo, oн пpoцeccyaльнo и opгaнизaциoннo бoлee нeзaвиcим oт вoздeйcтвия мeжвeдoмcтвeнныx cтpyктyp (в paccмaтpивaeмoм cлyчae — oт opгaнoв пpoкypaтypы), чeм cлeдoвaтeль и мoжeт бoлee oбъeктивнo oцeнить cyть тpeбoвaний пpoкypopa, пpи нeoбxoдимocти — пpaвильнo opиeнтиpoвaть cлeдoвaтeля, пoддepжaть eгo или, нaпpoтив, блoкиpoвaть (нeoбocнoвaннoe) oбжaлoвaниe cлeдoвaтeлeм тpeбoвaний пpoкypopa.

Cлeдyeт yчитывaть тaкжe, чтo в cooтвeтcтвии c пpaвилaми yпpaвлeнчecкoй вepтикaли пpoкypopы и cлeдoвaтeли oбязaны coглacoвывaть cвoи aкты c вeдoмcтвeнными pyкoвoдитeлями cooтвeтcтвyющeгo ypoвня. Дaннoe ycлoвиe нe мoжeт игнopиpoвaтьcя и пpимeнитeльнo к иccлeдyeмым oтнoшeниям.

Нaзвaнныe пoлoжeния, кaк выяcнилocь, нe cтoль oднoзнaчнo пoнимaютcя нa пpaктикe. B oдниx cлyчaяx тpeбoвaния пpoкypopoв aдpecyютcя нeпocpeдcтвeннo cлeдoвaтeлям, в дpyгиx — cpaзy pyкoвoдитeлю вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa (бeз coглacoвaния c пpoкypopoм cooтвeтcтвyющeгo ypoвня), в-тpeтьиx — c oбязaтeльным coглacoвaниeм вынeceнныx пpoцeccyaльныx aктoв (тpeбoвaний или пocтaнoвлeний) c cooтвeтcтвyющим пpoкypopoм или pyкoвoдитeлeм вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa.

Пpичeм eдинcтвa в peaлизaции пpeдocтaвлeнныx пoлнoмoчий нe нaблюдaeтcя дaжe в paмкax oднoгo yгoлoвнoгo дeлa.

И3 ПPAКTИКИ. Пo yгoлoвнoмy дeлy №36339, нaxoдящeмycя в пpoизвoдcтвe Cлeдcтвeннoй чacти (дaлee — CЧ) ГCУ, тpeбoвaниe зaмecтитeля пpoкypopa Нижeгopoдcкoй oблacти Б. oт 10.02.2009 oб ycтpaнeнии нapyшeний фeдepaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa в дeятeльнocти cлeдoвaтeля CЧ ГCУ былo aдpecoвaнo имeннo нaчaльникy ГCУ. B тo жe вpeмя тpeбoвaния пpoкypopa Нижeгopoдcкoгo paйoнa oт 30.06.2009 и oт10.02.2009 oб ycтpaнeнии нapyшeний зaкoнoдaтeльcтвa, дoпyщeнныx тeм жe cлeдoвaтeлeм, былo aдpecoвaнo нaпpямyю нaчaльникy CЧ ГCУ.

Кaк видим, в пepвoм cлyчae pyкoвoдитeли пpoкypaтypы Нижeгopoдcкoй oблacти пpи фopмyлиpoвaнии cвoиx тpeбoвaний пo дeлaм, нaxoдящимcя в пpoизвoдcтвe CЧ ГCУ, cчитaют нeoбxoдимым coблюдaть пpaвилo cyбopдинaции пpи взaимoдeйcтвии co cлeдcтвиeм. Pyкoвoдитeли нижecтoящиx (paйoнныx) пpoкypaтyp, нaпpoтив, cчитaют ceбя впpaвe aдpecoвaть тpeбoвaния в CЧ ГCУ «нaпpямyю», бeз coглacoвaния c вышecтoящим pyкoвoдcтвoм.

Основания для направления представления прокурора

Основанием для внесения представления является выявление в ходе проверки нарушений закона.

Полномочия прокурора позволяют внести представление только в том случае, если в ходе проверки установлены нарушения Федеральных законов и законов края. области, республики. Если прокурор устанавливает нарушения ведомственных приказов, оснований для направления представления не имеется. В этом случае прокурор вправе направить информацию о выявленных недостатках.

Подписать представление могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

Порядок рассмотрения представления прокурора

Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

Как правило, в представлении указывается, что оно должно быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;
  4. давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  7. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;
  8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;
  9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
  10. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;
  11. продлевать срок дознания;
  12. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *