Какие туроператоры на грани банкротства в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие туроператоры на грани банкротства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная проблема заключается в том, что Натали-Турс задолжала денежные средства Трансаэро. В связи с финансовыми проблемами и закрытием компании Трансаэро, руководство решило взыскать с туроператора долг через суд. Оказалось, суд принял сторону истца и заставил турфирму выплатить компании 5 817 497 $.

Банкротство туроператоров

На днях вице-президент Ассоциации туроператоров Дмитрий Горин опроверг информацию о грядущем массовом банкротстве в отрасли. Он сообщил, что сейчас принимаются меры, которые должны привести к стабилизации ситуации — продажи, конечно, могут сократиться, но банкротство исключено.

Однако в последнее время ходит много слухов с противоположной информацией, о якобы грядущих банкротствах — турбизнес может не выдержать простоя и небольшие компании довольно скоро начнут закрываться. На этот вопрос Алексей Ципордей ответил, что здесь все зависит от того, насколько быстро туроператор сможет переориентироваться, к примеру, на Россию. Если переориентации не произойдет и поддержка от государства не поступит, то банкротство неизбежно — кто-то протянет 3-4 недели, кто-то в районе трех месяцев.

Меры по предотвращению банкротства туроператоров со стороны российских властей

Работники туристической отрасли просят правительство признания нынешней ситуации форс-мажором, изменений в отраслевом законодательстве, а также налоговых каникул на 12 месяцев. Если это не ввести, отрасли грозит кризис.

И это не только банкротство туроператоров, но и отелей, перевозчиков, детских лагерей, санаториев и профилакториев, и многого другого. В этой сфере работают сотни тысяч россиян, которые могут лишиться работы.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин уже отреагировал на просьбу со стороны туроператоров. Он дал поручение Федеральной налоговой службе обеспечить компаниям, функционирующим в сфере туризма и авиаперевозок, предоставление отсрочки по уплате налогов, страховых взносов, срок которых приходится на период до 1 мая 2020 года.

Помимо этого, сейчас рассматривается законопроект, который подразумевает введение моратория на подачу заявления о банкротстве от туристических компаний.

Падение цен на туры из-за коронавируса

Пока нет коронавируса в Черногории, а также низкое количество больных в любимой россиянами Турции. Но трудно сказать, как будут дальше развиваться события в этих странах. Турецкие власти уже рекомендовали местным отельерам перенести начало сезона на май. Это уже говорит о том, что путевок по этому направлению будет продано мало.

Опять же, падение спроса может отразиться на ценах, но как именно, пока трудно спрогнозировать. Их еще можно купить на лето и осень по рекордно низким ценам, но если ситуация стабилизируется, возникнет рост спроса и дефицит путевок, что приведет к резкому скачку в цене. Сейчас же их можно приобрести со скидкой 70%.

Эксперты, наблюдающие за рынком авиасообщения, также отметили, что вырос спрос на ряд направлений. В топе находятся Армения, Молдавия, Узбекистан и Турция. То есть пока полностью от поездок россияне отказываться не намерены.

Если обратиться к внутреннему туризму, то также наблюдается спад. В частности, это объясняется запретом на перемещение детских групп. Детей отправляют на карантин, а он подразумевает нахождение дома, а не поездки по стране.

Спасти и сохранить

Риски клиентов при бронировании туров у фрилансеров, работающих по большей части «вчерную», а потому имеющих возможность маневрировать ценой, очень велики. «Фрилансеры и надомники всех мастей ведут нецивилизованный бизнес, они бесконтрольны. А потому мы нередко слышим истории о том, как турист передал деньги за тур в метро. Итог – ни менеджера, ни денег, ни путешествия. Если в туризме вы слышите слово «скидка», знайте, что произносит его с высокой вероятностью мошенник», – предупреждает Георгий Погосов.

Эксперт поясняет: маржа в турбизнесе низка – с проданного тура турагент получает комиссию в среднем 7–8%. После уплаты аренды, рекламы на продвижение продукта туроператора, выплаты зарплаты остается порядка 1–2%. Если турист оплачивает тур картой, то прибавляются затраты на эквайринг – в среднем это 2%.

Беззащитная защита

Юрий Наумов убежден: чтобы решить проблему неисполнения обязательств перед туристами, необходимо страховать каждый тур. «Я говорю об этом уже много лет. И я не изменил своего мнения. Такая система страхования повысит прозрачность механизмов возмещения, вернет доверие клиентов, что сейчас необходимо для глубины продаж и для имиджа всей отрасли в целом», – говорит Наумов.

Читайте также:  Сроки получения налогового вычета при покупке квартиры после подачи документов

Однако мнения турагентов не находят реальной поддержки у страховщиков. Идею страховать каждый тур они считают нежизнеспособной.

По мнению страховых компаний, непонятно, как воплотить в жизнь такое «тотальное страхование». Если это будет обязательное гражданское страхование, то необходимо вносить поправки в федеральный закон. Страхование потребителя от банкротства турфирмы сделать добровольным? Судя по уже обкатанной страховке от невыезда, спрос будет невысоким, тем более что цена увеличит конечную стоимость турпродукта в среднем на 10%. Вменить данный вид страхования в обязанность туроператорам? Но ведь на рынке уже есть действующая система финансовых гарантий. Зачем дублировать?

Какие туроператоры обанкротились в 2020-2021 годах? Кто на очереди?

Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.

  1. Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за позапрошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
  2. Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
  3. Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы в Украине.
  4. Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.

Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.

Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:

  • недавно работают на рынке;
  • не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
  • своей целью ставят не честную работу, а заработок на сомнительных схемах.

Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.

В таком случае есть 2 варианта:

  1. Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
  2. Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.

Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.

В России начали закрываться туроператоры

Российские туристы всегда найдут способ отдохнуть, было бы лето. Этот тезис в очередной раз подтвердил веселый путешественник, прилетевший «Аэрофлотом» в Краснодарский край» и только здесь узнавший о необходимости справок и путевки в санаторий. Оказалось, это вовсе не безвыходная ситуация: «На тебя составляют протокол, и ты платишь штраф от 15 до 40 тысяч рублей, который тебя освобождает тебя от необходимости сидеть на карантине. Т.е., заплати и можешь быть свободен — езжай, куда хочешь… Мы в России живем, здесь за определенные деньги можно решить любой вопрос», — записал он свои приключения на видео. Через две недели после составления протокола ему необходимо будет явиться в суд. Но до этого момента, надо полагать, он успеет еще вдоволь накупаться на закрытых пляжах.

Представитель одного из туроператоров на условиях анонимности подтвердил Profi.Travel 5 июня, что случаи въезда в регион без документов, действительно, возможны: непрозрачность постановления позволяет полиции трактовать его таким образом. Есть и менее затратные способы попасть на территорию края, например, приехать на автомобиле, «договорившись» любым доступным способом с сотрудником ДПС. Но им пользуются в первую очередь жители соседних регионов, которые едут отдыхать в частный сектор.

В конце первой недели после открытия сезона у отрасли накопилось много вопросов и к другим правилам отдыха, которые необходимо соблюдать этим летом их клиентам. Например, условия Роспотребнадзора таковы: «Заполнение номеров целесообразно проводить не более 1 человека в номер (за исключением случаев, когда прибывшие на отдых и оздоровление являются сопровождающими или членами одной семьи)». В этом случае неясно: можно ли заселиться в один номер, например, с подругой? И если нет, то по какому тарифу придется оплачивать второй номер?

Читайте также:  Материальная помощь к отпуску налогообложение в 2023 году

На запросы корреспондента Profi.Travel в отелях и cанаториях Сочи ответили, что заселят вдвоем в номер без проблем. Как уточнили в одном из объектов размещения на черноморском побережье, заселяться с подругой можно, ведь все равно тесное общение неизбежно, а вот подселения запрещены, как и шумные компании в одном номере.

Безусловно, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Понятно, что и находчивых туристов, и неунывающих предпринимателей хватает. Но если посмотреть на ситуацию, в которой оказалась отрасль в этом сезоне, становится очевидно: пережить его удастся не всем.

Представители туриндустрии Сочи говорят, что самое худшее — это неопределенность и постоянные переносы даты запуска бизнеса. По их словам, уже сейчас начинаются отказы по заездам на июль и август. «По самому оптимистичному прогнозу, в Сочи в этом году откроется 60% мест размещений. Я знаю тех, кто уже распродает кровати и столы, закрывая бизнес, не выдержав арендной нагрузки и не получив поддержки», — поделилась руководитель туроператора «Аэлита» и отельер Александра Сердюченко.

И все не же не Сочи и Крымом едиными жив туристический сезон в этом году. В эфире онлайн-выставки знай наше крупные туроператоры впервые рассказали подробности о своих полетных программах в непляжные регионы России.

Так, ANEX Tour решился на чартеры в Хакасию. Программа из Москвы стартует 19 июля с частотой раз в неделю на бортах емкостью 235 кресел. При необходимости компания обещает добавить еще один вылет.

Pegas Touristik взял жесткие блоки мест на бортах Nord Wind на Алтай. Туристов повезут на регулярных рейсах Nord Wind в Горно-Алтайск из Москвы (с 26 июня) и Санкт-Петербурга (с 4 июля), под которые уже законтрактованы отели.

TUI готовится впервые открыть чартерную программу в Республику Бурятия, чтобы у туристов была возможность купить турпакеты на Байкал. А «Библио-Глобус» планирует открыть санаторий в Калининграде, куда уже в этом году запускает чартерную программу в Калининград из трех российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

За что турфирму могут лишить лицензии

Причины лишения лицензии могут быть самые разные. Последний приказ Федерального агентства по туризму датируется 16.04.2019. Он исключил из списка туроператоров 8 туристических фирм, 4 из них — за не предоставление отчетности, ещё 4 не выполнили условия о размере финансового обеспечения деятельности. Этот же приказ запретил заниматься направлением «международный выездной туризм» 62 туроператорам. 53 из них не предоставили необходимую отчетность, 3 не продлили членство в ассоциации «Турпомощь», 6 не оплатили взносы.

Также туристическая компания может самостоятельно заявить о прекращении деятельности, объявить себя банкротом или стать таковым по решению суда.

В январе 2019 года у 57 компаний были отозваны лицензии или внесены изменения в сведения о направлениях деятельности поскольку они не нашли вовремя нового страховщика. Иногда компании исключаются из реестра по недоразумению. Так, в марте 2019 года был лишен лицензии туроператор, который сменил место локации офиса, а ведомство не получило эти сведения в срок. Инцидент был оперативно разрешен, лицензия возвращена.

На сегодня в едином реестре заявлено более 4000 действующих туроператоров, из них около 500 могут работать в области выездного международного туризма.

Банкротство туроператоров: выживет ли турбизнес под натиском коронавируса?

Туристам приходится выбираться из данной ситуации по-разному. Во-первых, апрель и май были для всех нерабочими, и решать вопросы по возвратам и компенсациям стало возможным только с июня. Небольшая часть туроператоров вернула деньги за отмененные туры. Некоторые туристы смогли перенести туры и отдохнуть на российских курортах или в Турции. Для основной массы ситуация находится в подвешенном состоянии. Тут можно поменять отмененный тур на равнозначный (а каждый оператор трактует равнозначность по-своему) или получить свои деньги в конце 2021 года.

С учетом непрекращающейся пандемии и непонятного финансового положения туроператоров, авиакомпаний и их зарубежных партнеров реальная вероятность благополучного завершения второго варианта для всех туристов точно не 100-процентная.

В непростой ситуации оказались и туристы, которые самостоятельно бронировали авиаперелеты и отели. Если авиабилеты бронировались непосредственно на сайтах авиакомпаний, то особых проблем с возвратами не было. Например, «Аэрофлот», турецкие авиалинии, чешская и венгерская авиакомпании по рейсам, аннулированным до 6 апреля, возвращали полную стоимость. По более поздним аннуляциям выдавали ваучеры. Проблемы возникли, когда билеты бронировались и оплачивались через агрегаторов. Часть из них до сих пор деньги не вернула.

Что касается самостоятельного бронирования и оплаты отелей за рубежом, то каждый отель сам определяет, будет возвращать деньги или заморозит их на депозите для дальнейшего использования. Пусть нечасто, но были случаи, когда отели деньги возвращали, например американские.

Читайте также:  Сроки сдачи декларации по налогу на прибыль в 2023 году для организаций

Слухи о банкротстве «Уральских авиалиний»

Авиакомпания «Уральские авиалинии» в 2020 году также оказалась на грани банкротства, о чем открыто заявил Николай Цуканов (полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе). Правда, генеральный директор Сергей Скуратов, он же владелец компании, опроверг эту информацию, уверяя, что банкротство даже не обсуждалось, хотя и пришлось взять новые кредиты.

Сам же Скуратов оценил потери своей компании в 30 млрд. руб., если продолжить говорить в цифрах, «Уральские авиалинии» действительно оказались на грани банкротства в апреле, когда было потеряно 94% от общего объема перелетов и доходы снизились на 85%. В данный момент компания продолжает свою деятельность, но по состоянию на июнь загрузка рейсов составляет менее 40%.

Помимо новых займов руководству удалось договориться об отсрочках платежей с лизинговыми компаниями, а также получить от правительства денежную компенсацию из-за пандемии. И хотя на сегодняшний день финансовая оценка авиакомпании по мнению самого владельца «очень плохо», выйти на уровень доходов 2019 года он планирует в июле 2021-го.

Туроператор не объявил о приостановлении деятельности

Если туроператор не объявил о приостановке деятельности, в страховую компанию обращаться нет смысла.

Шаг 1. Обращаемся к туроператору

В этой ситуации следует попробовать связаться с туроператором, написать заявление и оставить в силе авиабилеты и оформленные визы, самостоятельно оплатить отели, трансферы и иные услуги, сохранить все платежные документы, а затем потребовать соответствующую компенсацию.

Шаг 2. Пишем претензию

Если решить проблему с туроператором на первом шаге не удалось, пишем претензию, в которой подробно описываем свою ситуацию, указываем реально понесенные расходы с копиями подтверждающих документов и требуем возместить полную стоимость тура, любые подтвержденные документами расходы и моральную компенсацию.

Шаг 3. Обращаемся в суд

Если на претензию нет ответа, пишем исковое заявление в суд. Но в исковых требованиях заявляем:

  • Стоимость тура;
  • Все подтвержденные расходы;
  • Компенсацию морального ущерба;
  • Неустойку;
  • Штраф в размере 50% от стоимости тура в пользу истца;
  • Возмещение судебных расходов, в том числе расходов на юристов в полном объеме.

Летний отдых России: «заплати штраф и езжай куда хочешь»

Российские туристы всегда найдут способ отдохнуть, было бы лето. Этот тезис в очередной раз подтвердил веселый путешественник, прилетевший «Аэрофлотом» в Краснодарский край» и только здесь узнавший о необходимости справок и путевки в санаторий. Оказалось, это вовсе не безвыходная ситуация: «На тебя составляют протокол, и ты платишь штраф от 15 до 40 тысяч рублей, который тебя освобождает тебя от необходимости сидеть на карантине. Т.е., заплати и можешь быть свободен — езжай, куда хочешь… Мы в России живем, здесь за определенные деньги можно решить любой вопрос», — записал он свои приключения на видео. Через две недели после составления протокола ему необходимо будет явиться в суд. Но до этого момента, надо полагать, он успеет еще вдоволь накупаться на закрытых пляжах.

Представитель одного из туроператоров на условиях анонимности подтвердил Profi.Travel 5 июня, что случаи въезда в регион без документов, действительно, возможны: непрозрачность постановления позволяет полиции трактовать его таким образом. Есть и менее затратные способы попасть на территорию края, например, приехать на автомобиле, «договорившись» любым доступным способом с сотрудником ДПС. Но им пользуются в первую очередь жители соседних регионов, которые едут отдыхать в частный сектор.

Туроператоры впервые запустят чартеры на Байкал, Алтай, в Калининград и Хакасию

И все не же не Сочи и Крымом едиными жив туристический сезон в этом году. В эфире онлайн-выставки знай наше крупные туроператоры впервые рассказали подробности о своих полетных программах в непляжные регионы России.

Так, ANEX Tour решился на чартеры в Хакасию. Программа из Москвы стартует 19 июля с частотой раз в неделю на бортах емкостью 235 кресел. При необходимости компания обещает добавить еще один вылет.

Pegas Touristik взял жесткие блоки мест на бортах Nord Wind на Алтай. Туристов повезут на регулярных рейсах Nord Wind в Горно-Алтайск из Москвы (с 26 июня) и Санкт-Петербурга (с 4 июля), под которые уже законтрактованы отели.

TUI готовится впервые открыть чартерную программу в Республику Бурятия, чтобы у туристов была возможность купить турпакеты на Байкал. А «Библио-Глобус» планирует открыть санаторий в Калининграде, куда уже в этом году запускает чартерную программу в Калининград из трех российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *