Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф за тонировку передних стёкол и изменения закона – правда или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
От тонировки во многом зависит комфорт водителя и пассажиров. С ее помощью удается улучшить микроклимат внутри салона или скрыться от глаз окружающих. Однако у тонировки существует весомый недостаток. Она ухудшает видимость и для самого у водителя. В первую очередь правило относятся к лобовому и передним стеклам. По этой причине в их отношении введены правила, признающие тонировку незаконной и делающие ее использование нарушением.
Разрешенная тонировка в 2023 году?
Итак, для начала рассмотрим, какая тонировка стекол автомобиля разрешена в 2022 году:
1 | Тонировка заднего стекла автомобиля. |
2 | Тонировка задних боковых стекол автомобиля. |
3 | Полоса из прозрачной цветной пленки на верхней части ветрового стекла. |
4 | Тонировка любого автомобильного стекла, если его светопропускание превышает 70 процентов. |
Сколько можно выписать штрафов за сутки?
Ответственность частью 3.1 статьи 12.5 предусмотрена за управление со стёклами с недостаточной светопропускаемостью. Таким образом, событие правонарушения заключается конкретно в езде на тонированном автомобиле. И это означает, что каждое начало движения образует новый состав нарушения.
Из этого следует, что формально даже один и тот же сотрудник ГИБДД может выписать штраф за тонировку во второй раз, просто отойдя вперёд вашей машины на пару метров, после того, как вы начнёте движение снова. Ведь правонарушение прекращено в момент остановки, а когда вы снова поехали, образуется новый состав.
И никаких суток на устранение в 2022 году не предусмотрено. Данная возможность была давно упразднена.
Тем не менее, если вы обжалуете второй повторный штраф, то с большой долей вероятности успешно его оспорите. Дело в том, что удаление плёнки со стекла – действие, недоступное без специального инструмента… Точнее, вам достаточно в этом убедить судью, указав, что не смогли бы устранить нарушение на месте, и вам потребовалось отправиться в сервис для этого в любом случае. И тогда будет отсутствовать состав правонарушения в виде вашего виновного действия/бездействия.
Важная информация о тонировке
Если водитель нарушит правила, на него будет наложен административный штраф. Его размер в 2022 году составляет 500 руб.
Если сравнивать величину взыскания с прошлым годом, выяснится, что сумма осталось неизменной. Многие водители считали, что их ожидает существенное повышение размера штрафа. Аналогичное количество денежных средств предстоит заплатить и в случае, если гражданина поймали за подобным нарушением повторно. Штраф накладывается только после того, как факт нарушения установлен. Его фиксацией занимаются сотрудники ГИБДД. Действие осуществляется при помощи специального прибора, именуемого тауметром.
Размер штрафа по закону
В конце того же года неоднократно поднимался вопрос о том, что тонировка, которая была выполнена некорректным образом, должно наказываться в повышенном размере. В частности, хотели изменить величину денежного взыскания, взимаемого за повторное правонарушение. Его размер должен был составить 5000 руб.
Нарушение рассматривается, как повторное, если оно было совершено в течение 1 года с момента предыдущего. Такое правило закреплено в гражданском законодательстве.
На практике вышеуказанные изменения в силу так и не вступили. Потому процесс наложения наказания осуществляется в соответствии с прежними правилами. Как за первое, так и за второе правонарушение размер денежного взыскания составит 500 руб.
Можно ли избежать наказания?
Возможность избежать наказания за несоответствующую тонировку вызывает много споров. Бытует мнение, что подобное возможно. Однако далеко не все знают, как избежать наказания. Проверка светопроницаемость в стеклах может выполняться исключительно на стационарном посту ГИБДД. Осуществление подобного действия на дороге противозаконно. При этом Водитель, который не нарушал правила ПДД, не обязан направляться по указанию инспектора к посту ГИБДД.
В соответствии с действующим законодательством, такая обязанность возникает только в случае, если в отношении гражданина применили административный арест.
Если нарушения не произошло, применить какие-либо меры в отношении водителя сотрудник ГИБДД права не имеет. По этому толкованию выходит, что водитель с несоответствующей тонировкой может избежать наказания. Однако такое мнение воспринято неоднозначно. Вероятность избежать наказания повышается, если у сотрудника ГИБДД отсутствует тауметр. Водитель не обязан следовать на пост ГИБДД для прохождения измерений. Принуждения в подобном случае недопустимо. Однако в действующем законодательстве оговаривается, что, если инспектору привезут соответствующий прибор, пока сотрудник ГИБДД ведет беседу с автолюбителем, светопропускаемость стекол может быть измерена.
Какой производитель тонировки самый лучший
Явным и безоговорочным лидером в производстве плёнок для тонировки является США. Как показывает практика, качественные плёнки нужно выбирать среди американских брендов: Llumar, Ultra Vision, SunTek, ASWF, Armolan, Johnson, 3M. Этот список могут разбавить индийская компания Sun Control и корейская Nexfil, у которых качество продукции также на высоте. Перечисленные фирмы имеют отлаженный процесс производства и дорожат своим именем. Поэтому при покупке проверяйте наличие сертификатов, чтобы не нарваться на подделку.
В противовес всем стоит китайская тонировочная плёнка. Её главное преимущество — цена. Главный недостаток — всё остальное. Слабая прочность, плохая защита от солнца и проблемы при установке (не самый лёгкий процесс наклеивания, заломы и плохой клей) частые спутники плёнок из Китая. Рекомендуется к использованию только как временный вариант по причине ограниченного бюджета на автомобильный тюнинг.
Какая ответственность предусмотрена
Ответственность за нарушения, касающиеся ограничения светопропускающей способности автостекол (за счет пленок или других приспособлений), регламентируется ст. 12.5 КоАП РФ. В 2021 году она предусматривает штраф 500 руб. Альтернативная мера в виде предупреждения за неправильную тонировку не предполагается.
При оплате в 20-дневный срок после вынесения протокола в 2021 году по-прежнему применяется 50% скидка (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). То есть разрешается оплатить 250 руб. Льготный период может быть увеличен до 40 дней, если будет одобрена инициатива о внесении соответствующих изменений в КоАП депутата Госдумы Ивана Сухарева, направленная Министру МВД.
Уровень светопропускаемости замеряют сотрудники ГИБДД специальным прибором – тауметром.
В каких случаях тонировка признается законной?
Техрегламент Таможенного союза устанавливает ограничение на светопропускаемость передней полусферы автомобиля в 70%. То есть, тонировка передних стекол в пределах 30% разрешена. Это первый случай законной езды с тонировкой.
Важно! Светопропускаемость стекол автомобиля изначально меньше 100%, поэтому, покрывая передние стекла 30-типроцентной тонировкой, водитель превысит ограничение. Будьте внимательны!
Второй способ менее практичный: согласно законодательству запрещено лишь передвижение на автомобиле с нарушением светопропускаемости стекол. Если автомобиль не используется, то затонировать стекла можно хоть до полной непрозрачности – наказания за это нет.
К сожалению, на 100% законны только эти два способа, однако у опытных водителей есть еще несколько методов, как ездить с тонировкой и не платить штрафы, о них читайте ниже.
Что должен знать водитель
Гражданину, намеренному наклеить на свои автомобильные стекла пленку, следует ознакомиться с некоторыми нюансами:
- по общему правилу, при выявлении несоответствующей законодательным требованиям светопропускаемости, оформляется постановление без составления протокола, которое сразу же вручается водителю (ст. 28.6. КоАП), однако если автолюбитель не согласен с назначенным наказанием, тогда составляется протокол (ст. 28.2. КоАП), далее дело рассматривается в общем порядке, установленным Главой 29 КоАП;
- обжалование осуществляется по общим правилам, регламентированным Главой 30 КоАП;
- заплатить взыскание в сумме 500 рублей нужно в течение 60 календарных суток после вступления постановления в законодательно-юридическую силу (ч. 1 ст. 32.2. КоАП), кроме случаев, когда автомобилист уже оплатил его в первые 20 дней со скидкой;
- в случае неоплаты штрафа в отведенный 60-дневный срок автолюбителю грозят две меры ответственности – направление материалов дела приставам для возбуждения исполнительного производства и привлечение по ч. 1 ст. 20.25. КоАП;
- задержание автотранспортного средства, осуществляемое в порядке, установленным ст. 27.13. КоАП, при выявлении недостаточной светопропускаемости не применяется;
- в России существует возможность оформления разрешения на тонирование с любым светопропуском, однако обычному автомобилисту оформить его не представляется возможным – резолюция выдается только для авто специального назначения;
- на основании ч. 4 ст. 4.1. КоАП, назначение административных санкций не освобождает автолюбителя от выполнения той обязанности, за невыполнение которой соответствующая санкция была назначена – это значит, что инспектор вполне может потребовать снять пленку на месте (даже если штраф уже наложен), и его требования будут вполне законные;
- невыполнение законных предписаний работника ДПС (например, поднять стекла для осуществления проверки) может повлечь за собой наложение штрафного взыскания от 500 до 1000 российских рублей или арест до 15 календарных суток (ч. 1 ст. 19.3. КоАП).
Проверка тонировки на соответствие требованиям
Процедура проверки транспортного средства на соответствие тонировки предъявляемым требованиям регламентирована в следующих подзаконных актах:
- Административный регламент (далее — регламент), утвержденный приказом МВД №664 от 23.08.2017г., в котором установлены полномочия ГИБДД;
- ГОСТ 32565-2013, где в п. 7.8 указано, как проводится определение светопропускания, в том числе, перечислены требования к приборам и процедура проведения испытания. Так, испытание должно быть проведено в трех разных точках образца. Действующие свидетельства о внесении в реестр измерительных приборов (с перечнем можно ознакомиться на сайте Росстандарта) имеют следующие светоизмерительные приборы: Тоник, Блик-Н, Свет.
Основанием для остановки транспортного средства согласно п. 84 Регламента является, в том числе визуально установленное сотрудником ГИБДД нарушение требований к безопасности дорожного движения. Основания проверки ТС перечислены в п. 111 и в их числе указано визуальное обнаружение признаков правонарушения, указанного в ст. 12.5 КоАП РФ.
Изменения в законодательстве
Так как наказание за данное правонарушение несущественное, многие граждане игнорируют требования к допустимому уровню затемненности стекол. По этой причине законодательные органы рассматривают и дорабатывают законопроект об ужесточении ответственности за подобное правонарушение.
При этом вид наказания останется таким же — штраф, вот только его размер будет увеличен.
Сотрудникам дорожной Полиции запрещено самостоятельно снимать пленку, номера транспортного средства либо отправлять автомобили на штрафстоянку.
Подобные действия дорожного инспектора автолюбитель вправе обжаловать в суде.
Важно! С принятием изменений в законе у сотрудников появится право задерживать нарушителей на любом участке дороги, поэтому водители утратили право оспаривать предписание из-за того, что проверка была проведена не в разрешенном месте.
Раньше инспектора имели право останавливать нарушителей только в специально обозначенных местах, потому сократить количество правонарушений было сложно.
Выносить предписание сотрудник дорожной Полиции имеет право только в том случае, если замер разрешенного значения был произведен с использованием специального прибора.
Разрешена ли тонировка на 2022 год?
Да. Разрешена, но не всё так однозначно…
Если речь идёт о появившихся в сети новостях о том, что якобы издался некий новый закон, который так или иначе снимает запрет тонировать стёкла машины, то такого закона просто нет. Доказать отсутствие невозможно, поэтому мы можем предложить только поискать его наличие в действующем законодательстве. Но мы регулярно отслеживаем изменения в нормативных актах и смело можем заявлять, что на 04 Августа 2022 года нововведений не было и пока не ожидается.
Один из депутатов Госдумы предложил снизить уровень светопропускаемости передней полусферы с текущих 70 до 50%. Такая инициатива объясняется текущей жарой – в частности, возможностью нанести атермальную тонировку, которая зачастую выходит за грань 70-процентной светопропускаемости. Это пока только предложение и даже не законопроект, в силу он не вступил и вряд ли вступит. Обновление от 15.01.2021 года: в сети снова начали активно распространяться слухи о том, что тонировку разрешает. Причём, упоминается даже дата – 30 февраля 2022 года. Это также не является правдой, хотя бы потому, что такой даты не существует, и последние новости об этом – не более чем «фейк». Более того, власти рассматривают вопрос о повышении суммы санкции за затемнённые стёкла. Обновление от 14 сентября 2020 года: Минтранс подготовил проект поправок в ПДД касательно тонировки. И в сети практически сразу вышла информация о якобы отмене запрета затемнённых стёкол. Однако, проект изменений в Правила содержит лишь уточнение отсылки по светопропускаемости в Техрегламент вместо устаревшего ГОСТа. Актуальное требование светопропускаемости в 70% содержится именно в регламенте. А ГОСТ, регламентирующий обязательность 75% пропускаемого света, уже давно утратил силу. Обновление от 24.06.2019 года: депутаты ЛДПР предложили полностью отменить штраф за тонировку как таковой – то есть признать утратившей силу соответствующую норму наказания по КоАП. Тот факт, что такой законопроект с изменениями вступит в законную силу, очень низкий.
Тем не менее, тонкость заключается в том, что тонировка как таковая вообще никогда не была запрещена – даже передней полусферы окон автомобиля. Исключение составляет зеркальная тонировка, которая, как раз наоборот, была почти всегда запрещена.
Итак, тонировка может быть разрешающая, но какая она?
Затемнять стёкла передней части машины можно, но вопрос лишь в светопропускаемости и в езде на таком автомобиле. Проще говоря, вопрос в самой букве закона. И, согласно сборнику этих букв, составляющих слоги и в последующем предложения, Вам разрешается:
- тонировать окна машины хоть на 100%, вовсе заклеить их непрозрачной плёнкой, на худой конец, забить их фанерой… Но всё это при условии, что на автомобиле Вы не ездите – запрещена эксплуатация и управление с тонировкой, но также не с любой,
- Вы можете ездить на автомобиле с тонированными передними стёклами, если их светопропускаемость остаётся не менее 70% – то есть они пропускают сквозь себя (в любую сторону) не менее 70 процентов пытающегося пройти сквозь такие стёкла света.
Вот только есть существенный нюанс – разрешающая тонировка, обеспечивающая законную светопропускаемость, вообще не тонировка фактически – она для Вас будет бесполезна в своей главной цели – затемнить стёкла. Правда заключается в том, что даже атермальная плёнка далеко не всегда обеспечивает светопропускаемость выше указанной нормы процента.
Я тонирован не по закону, что меня ждёт?
Как мы уже упомянули выше, тонировку не разрешили, и законодательство по нашей теме постоянно ужесточается. И, если Вы ещё не в курсе всей ухищрительной практики правоприменения наказаний к водителям затонированных машин, то нижеперечисленное может заставить Вас раз и навсегда отказаться от такой затеи, вероятно, в пользу солнечных очков, которые не запрещены.
Так, на 2022 год, если Вы тонированы вне закона (стёкла с плёнкой задерживают более 30% света), то Вас может поджидать:
- штраф 500 рублей по ч.3.1 ст. 12.5 КоАП,
- требование устранить эту неисправность с перспективой попасть за решётку,
- аннулирование регистрации автомобиля с последующим её возобновлением только после осмотра автомобиля,
- возможное введение нарастающего наказания вплоть до лишения прав.
Работает ли это на практике?
Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
По своему опыту скажу, что очень неудобно ехать за автомобилем, у которого есть зеркальная тонировка на заднем стекле. В определенных ситуациях может «намертво» ослеплять водителя.
Отменят ли в России штрафы за тонировку на автомобиле?
Ответить на этот вопрос сотрудники ГИБДД затрудняются. Законы создают и подписывают не представители МВД России, а депутаты государственной думы. Пока ни один информационный источник не дал четкого ответа о будущем этого законопроекта.
В 2019 году члены политической партии ЛДПР представили в Госдуму России текст законопроекта, который подразумевает отмену штрафов за тонировку автомобильных стекол. Российские депутаты требуют признать потерявшей силу ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. По мнению авторов, благодаря тонировке окон можно сэкономить на функционировании кондиционера летом, уберечься от светящихся фар встречных автомобилей и защититься от лучей солнца, препятствующих нормальному обзору трассы. Пока глава правительства РФ Дмитрий Медведев только издал указ о новых правилах тюнинга. Теперь практически любые изменения в авто могут быть произведены только после согласования с ГИБДД.