Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преференции декларантам в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страны — участницы Таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 — 24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию Таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.
Основным условием, при котором импортер может оформить товар в рамках квоты, является получение соответствующей лицензии. Отмечаем: таможенное оформление в рамках тарифных квот возможно только в стране, где импортеру была выделена квота и выдана лицензия.
В качестве примера можно привести установление с 1 января 2010 г. странами Таможенного союза тарифных квот в отношении мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию в 2010 г. составила 472 тыс. т, в Казахстан — 7,4 тыс. т, в Белоруссию — 30 тыс. т. При ввозе свинины в рамках тарифной квоты применяется 15%-ная ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты — 75%-ная.
Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот — освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.
Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Во-первых, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы.
Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран Таможенного союза.
Такой льготой вправе воспользоваться компании, включенные в специальный перечень, утверждаемый на уровне Комиссии ТС. В настоящее время в данный перечень включено 19 российских компаний. В целях применения льготы компании должны соблюдать ряд условий, заключающихся в достижении минимального объема производства, выполнении ряда обязательных технологических операций и т.д.
Дополнительно страны-участницы установили возможность предоставления тарифных льгот при ввозе иностранных комплектующих на территорию Таможенного союза в целях сборки иных транспортных средств, отличных от легковых автомобилей (например, грузовиков, фургонов, автобусов и т.д.). На сегодня порядок промышленной сборки иных видов транспорта на территории Российской Федерации не установлен, в связи с чем данная льгота временно не применяется.
Во-вторых, следует подробнее остановиться на принципиально новой тарифной льготе. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.
Ранее подобная льгота уже была установлена в российском законодательстве в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». К сожалению, она не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие Закона не были приняты соответствующие нормативные акты).
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях тарифные льготы подразумевалось предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. (или 25 млн евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.
Вводимая странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.
Перечислим условия применения данной льготы:
— льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;
— инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;
— товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.
К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:
— определение группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (т.е. какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов и т.д.);
— определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (т.е. кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения и т.д.).
Завершение процедуры таможенного склада
После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров. Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или хранение).
Поскольку наиболее интересным для бизнеса является применение свободного склада как площадки для переработки (изготовления) иностранных товаров, рассмотрим процесс закрытия процедуры «таможенный склад» для этого случая.
В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, эта таможенная процедура завершается реимпортом, при условии, что они признаны товарами Таможенного союза и остаются на его таможенной территории.
Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется одно из следующих условий:
— произошло изменение классификационного кода на уровне любого из первых четырех знаков;
— выполнены технологические операции, достаточные для признания данного товара товаром Таможенного союза (за исключением простых сборочных операций). Их перечень определяется Комиссией ТС;
— достигнут фиксированный процент добавленной стоимости (порядок использования данного условия определяется Комиссией ТС).
При помещении товаров под процедуру реимпорта таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.
В настоящее время, по информации ФТС России, для того чтобы начать применение данной процедуры, требуется разработать соответствующий регламент включения компаний в Реестр владельцев свободных складов.
На сегодня ФТС России занимается данной проблемой — готовит проект постановления Правительства РФ по этому вопросу.
Расчёт и ставки пошлин на экспорт
Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены III типа ставок.
- Адвалорная или стоимостная ставка добавляется в виде процентов к таможенной цене вывозимых изделий. Сумма таможенных сборов равна произведению этой ставки, выраженной в процентах, и таможенной стоимости.
- Специфическая ставка постановляется в денежном значении за количество облагаемых товаров. Денежной единицей выступает евро.
- Комбинированная ставка совмещает в себе и стоимостные, и численные значения вывозимых товаров. Размер пошлины устанавливается либо путём сравнением этих величин, либо их сложением. Это зависит от типа комбинированной ставки. Конечная сумма вывозного налога выявляется способом сравнения по наибольшему значению.
Сумма оплаты таможенного сбора определяется за оформление, сопровождение и хранение товара согласно Таблицам 1, 2, 3, 4. Исходя из имеющихся данных расчет в 2022 году также выполняется методом суммирования отдельных позиций.
Льготы при оформлении и контроле
Наиболее понятным примером льготных преференций, предоставление которых происходит при перевозке продукции, можно считать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, в т. ч. освобождение от применения определенных форм таможенного контроля.
Перечень льготных процедур включает:
- предварительное декларирование продукции;
- ограниченное по времени хранение товаров, находящихся под контролем таможни;
- выпуск продукции до подачи декларации (если декларантом представлены сведения, позволяющие идентифицировать товар).
Льготные исключения в сфере осуществления платежей на таможне
Лица, осуществляющие операции во внешнеэкономической сфере, могут использовать таможенные льготы во время проведения некоторых платежей.
Указанные преференции могут быть предоставлены в следующих формах:
- освобождения от уплаты пошлин;
- применения ставок пошлин, характеризующихся сниженным размером;
- возврата таможенных пошлин, уплаченных ранее.
Кроме того, основную классификацию льготных исключений по осуществлению платежей на таможне можно провести, исходя из страны происхождения товара и цели его ввоза. Льготы по уплате таможенных сборов сейчас предоставляются не особо охотно, так что советуем нанять адвоката для отстаивания своих прав.
Освобождаются от уплаты пошлин товары, произведенные в странах СНГ, при условии отправления товара лицом, созданным и зарегистрированным в стране СНГ. При этом подтвердить происхождение товара из страны СНГ можно с помощью сертификата или декларации о происхождении товара.
Также льготы по уплате таможенных пошлин распространяются на товары, ввозимые с целью:
- оказания помощи гуманитарного характера;
- оказания технического содействия;
- производства детского питания;
- вклада в уставные фонды предприятий, работающих с иностранными инвестициями.
Таможенные льготы при добровольном переселении в РФ соотечественников, проживающих за рубежом
На территории РФ действует госпрограмма по оказанию содействия переселению в Россию соотечественников, проживающих на постоянной основе за рубежом.
Согласно действующему законодательству, для данной категории граждан могут быть предоставлены льготы по оплате таможенных платежей. Они распространяются на транспортные средства и товары личного пользования.
Для их получения гражданам необходимо обладать статусом вынужденных переселенцев либо беженцев. Ввозимая продукция должна относиться к категории товаров, бывших в употреблении. Ее вес и размер значения иметь не будут. При этом получить скидку возможно при соблюдении двух условий: ввоза товаров не позднее 18 месяцев с даты прибытия гражданина в страну и подтверждения приобретения ввозимых вещей до момента получения статуса вынужденного переселенца или беженца.
Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:
- 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
- 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
- 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
- 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
- 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
- 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
- 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
- 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
- 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
- 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.
Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:
- 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
- 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
- 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.
Условия предоставления льготы таможенных платежей
При получении налоговых льгот заявителям и декларантам следует иметь ввиду, что для целей получения льгот, законодателем предусмотрены следующие факторы.
Вид товара и его стоимость:
В зависимости от вида товара полностью освобождаются от взимания налога, на добавленную стоимость следующие товары:
- Товары, предназначенные для бесплатной помощи России
- Товары и изделия, используемые в сфере медицины, также сырьё и материалы, используемые для их производства
- Объекты и товары культурного назначения и исторического наследия России, приобретённые полученные в дар
- Печатные периодические товары, а также книги, получаемые музеями и библиотеками
- Киноплёнки, ввозимые в просветительских целях некоммерческими организациями
- Неграненые алмазы
- Уникальное оборудование, которое не может быть изготовлено в России
Когда понадобится такая услуга?
В большинстве случаев, таможенный декларант необходим крупным компаниям, которые имеют целый отдел, отвечающий за оформление товаров на таможне. В таком случае, услуги декларанта обойдутся намного дешевле, сам же процесс таможенного оформления будет более быстрым и эффективным, поскольку его будут выполнять специалисты.
Чаще всего к услугам профессионального таможенного декларанта прибегают в таких случаях:
- сотрудники компании обладают недостаточным опытом таможенного декларирования;
- компании нужна таможенная очистка товаров;
- чаще всего грузы перемещаются через границу с простой формой таможенной очистки.
В случаях, описанных выше, для декларанта имеет смысл самостоятельным образом во время осуществления таможенной структурой проверки послать запрос непосредственно в уполномоченный орган того места, где был выдан сертификат. Просьба в данном случае должна содержать необходимость в подтверждении подлинности сертификата. Когда официальный ответ получен, его необходимо предоставить в таможенную структуру.
При отказе в предоставлении преференции декларант вправе обжаловать действия таможенной структуры в арбитражный суд. Кроме того, в силу части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность, связанная с доказыванием законности осуществления оспариваемого бездействия (действий), возлагается на лицо или орган, которые реализовали действия или отличились бездействием.
Спорные вопросы применения тарифных преференций
На практике, возникают вопросы, связанные с отказом таможенных органов в предоставлении декларантам таможенных преференций, по причине возникновения у таможенного органа сомнений в подлинности сертификата. Как правило, такие сомнения возникают в связи с не соответствием, по мнению таможенного органа подписи или печати в сертификате имеющимся в таможне образцам. Как результат, принятие решения об отказе в предоставлении таможенной преференции.
Однако в соответствии с п.5 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случаях, если у таможенного органа возникли какие либо сомнения по поводу подлинности представленных Сертификатов, то он при проведении таможенного контроля вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
В таких случаях, имеет смысл декларанту самостоятельно, в период проведения таможенным органом проверки, сделать запрос в уполномоченный орган страны, выдавший сертификат с просьбой подтвердить подлинность сертификата. После получения официального ответа, его следует предоставить в таможенный орган.
В случае отказа в предоставлении тарифной преференции, декларант имеет право обжаловать действия таможенного органа в арбитражный суд, при этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Сроки и порядок уплаты импортных пошлин
Процедура оплаты ввозных таможенных пошлин начинается одновременно с регистрацией таможенной декларации. По желанию плательщика возможна оплата до подачи декларации. С момента предъявления груза в орган контроля импортные пошлины должны быть внесены в течение 15 суток. Оплата производится в евро или национальной валюте. Таможенная импортная пошлина не может быть зачтена в уплату иных платежей, зачисляется она на единый счет.
В некоторых случаях допускается отсрочка или рассрочка взноса таможенных платежей, решение принимает таможенный орган в течение 15 дней с момента подачи заявления об отсрочке. В таком случае придется заплатить дополнительные проценты за услугу рассрочки/отсрочки не позже последнего дня прекращения обязательств по оплате ввозной пошлины.
Виды таможенных льгот
Таможенная служба призвана осуществлять несколько функций. Она не только контролирует ввоз через границу запрещенных товаров, но и выполняет некоторые другие задачи:
- Контролирует перемещение через границу личного имущества граждан, багажа и товаров в соответствии с российским законодательством
- Занимается сбором пошлины за ввоз определенных товаров или вещей
Таможенная служба обязана проверять всех, кто перевозит те или иные вещи или товары. Однако некоторые категории физических или юридических лиц имеют право на определенные привилегии. Они уплачивают таможенные сборы по льготным тарифам либо не уплачивают их вообще. Таможенные льготы действуют на законодательном уровне.
Перечень таковых в 2018-2019 году зависит:
- От соглашений между странами;
- Норм действующего российского законодательства;
- Объемов и видов перевозимых товаров.
Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.