Уполномоченный по правам человека о проблема участников Чернобыльской АЭС 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам человека о проблема участников Чернобыльской АЭС 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отсутствие опыта привело к тому, что в первые годы работы практически все заболевания у ликвидаторов 1986—1987 гг. межведомственные экспертные советы связывали с последствиями радиационного воздействия. Однако по мере накопления опыта менялись представления о радиационной причине заболеваний, поэтому позже для значительного числа ликвидаторов было проведено переосвидетельствование. В результате по всем классам заболеваний (кроме новообразований) число положительных решений существенно уменьшилось.

Экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний с воздействием радиации

Российский межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС), был создан на базе Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава РФ в 1990 г. по приказу Министерства здравоохранения РСФСР.

Что происходит на Чернобыльской АЭС

Вечером 24 февраля премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил о потере контроля над этой особой территорией. «Чернобыльская зона, так называемая зона отчуждения, и все объекты Чернобыльской АЭС взяты под контроль российскими вооруженными группированиями», — рассказал он журналистам. — Жертв и пострадавших (с украинской стороны) там на данный момент нет; информация будет уточняться».

Однако уже через два часа, в 8.30 — обновленная информация: «Как сообщалось, зафиксировано превышение контрольных уровней мощности дозы гамма-излучения в зоне отчуждения. Такие колебания показателей датчиков Аскро специалисты Экоцентра связывают с нарушением верхнего слоя почвы вследствие движения большого количества тяжелой военной техники через зону отчуждения и поднятием в воздух загрязненной радиоактивной пыли». Возможно, это и так, потому что в зоне отчуждения спустя и 35 лет после катастрофы много радиоактивных пятен. Но никаких официальных новых данных о повышении уровней нет.

Вместе с тем, проблема не только в ЧАЭС, где кроме поврежденного четвертого реактора есть еще три (все находятся в стадии вывода из эксплуатации), а значительно шире и сложнее. На Украине сейчас, во время войны, действуют четыре АЭС: Запорожская, Ровненская, Южно-Украинская и Хмельницкая с 15 атомными энергоблоками. Часть из них построена еще при СССР, часть возводилась уже после его распада — 13 реакторов типа ВВЭР-1000 и два — ВВЭР-440. Некоторые из них функционируют уже сверх проектных сроков — росчерком властного пера им продлена жизнь еще на 10-20 лет.

Минобороны России 25 февраля уточнило версию украинского ядерного ведомства: ВДВ России действительно взяли вчера под полный контроль территорию в районе Чернобыльской АЭС. Однако, как отмечается в сообщении, с военнослужащими украинского батальона охраны АЭС достигнута договоренность о совместном обеспечении безопасности энергоблоков и саркофага. Радиоактивный фон в норме. Персонал АЭС продолжает обслуживать объекты в штатном режиме и отслеживает радиоактивную обстановку.

Вот первое официальное сообщение Госинспекции ядерного регулирования Украины (пунктуация и грамматика здесь и далее сохраняются): «24 февраля 2022 года около 17 часов в результате военного нападения все объекты ДСП ЧАЭС, находящиеся в зоне отчуждения… были взяты под контроль вооруженными силами без опознавательных знаков. Военная часть No3041, охраняемая ДСП ЧАЭС, разоружена. По информации оперативного дежурного ДСП ЧАЭС по состоянию на 17:30, жертв и пострадавших из числа персонала ЧАЭС не было, на промышленной площадке ЧАЭС ничего не уничтожено, целость защитных барьеров ядерных установок не нарушена, изменений радиационной ситуации не наблюдается». А «по состоянию на 20:30 контроль над ядерными и радиационными объектами в зоне отчуждения фактически потерян, о чем Госатомрегулированием проинформировано МАГАТЭ».

Очень хочется надеяться, что глава государства всё это понимает. Так, в своём выступлении 16 марта президент заявлял о «естественном и необходимом самоочищении общества«, которое, по его мнению, только укрепит Россию. Так почему бы не начать это «самоочищение общества» с рекомых «элит»? Благо, среди них пятую колонну особо и искать не надо: те, кто лоббирует скорейшее заключение «похабного мира» с Украиной ценой отказа от её демилитаризации и денацификации (что невозможно без смены киевского режима). И народ такое «самоочищение» определённо поддержит.

«Похабного мира» при сохранении киевского режима России однозначно не простят жители освобождённых ныне районов Украины, которые в этом случае попадут под каток репрессий со стороны нациков и ВСУ. Бывший ополченец Донбасса, руководитель организации «Народный Собор Украины» Игорь Друзь уверен:

Военное поражение плюс ухудшение положения людей из-за сохранившихся санкций («за что терпели?»), плюс катастрофическое падение доверия к власти и лично к президенту – вот практически идеальные условия для внутренней дестабилизации, переходящей в полноценную смуту. На фоне которой ангажированные Западом изменники найдут способ свергнуть или убрать президента, которого в этом случае не станут поддерживать ни армия, ни другие «силовики», ни русские патриоты.

А Запад тогда, может быть, и санкции с нас снимет, и доступ к оставленным в Европах собственности и счетам разрешит. А с Украиной пускай Зеленский сам разбирается – а то, глядишь, нам же там много чего восстанавливать придётся, что затратно. О подобном почти открытом предательстве хорошо сказал Александр Севастьянов:

Массовые репрессии на Украине, страшное разочарование в России ждущих освобождения людей и навеки потерянные для нас земли Юго-Восточной Руси – вот наиболее вероятные последствия действий «договорунов» из «партии мира». Не говоря о том, что любой «Хасавюрт-2» способен взорвать саму Россию изнутри.

Государственная помощь вдовам чернобыльцев

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2022. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
Читайте также:  Отказ водителя от медицинского освидетельствования на наркологическое опьянение

Последние изменения в законодательстве

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.

К списку социальных льгот относятся:

  • приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
  • покупка медикаментов по льготным рецептам;
  • предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
  • обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
  • зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
  • обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.

Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на чернобыльской АЭС

Действующие российское законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы не содержит определение понятия «социальная защита» применительно к указанной категории лиц. Между тем уяснение понятия имеет принципиальное значение для определения целей, задач и методов защиты, а также основных направлений государственной политики в рассматриваемой сфере.

Следует отметить, что понятие «социальная защита» не имеет универсального легального определения. В ч.1 ст.7 Конституции РФ о социальной защите упоминается в связи с провозглашением России социальным государством. Следовательно, определение понятия и сущности социальной защиты населения не может рассматриваться в отрыве от исследования проблем определения сущности социального государства и основных направлений его политики.

Из положения ч.1 ст.7 Конституции РФ основным приоритетом политики Российской Федерации как социального государства следует считать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, принятие действующей российской Конституции 1993 г объективно способствовало изменению основных на правлений социальной политики государства и, соответственно, основных направлений развития социального законодательства. Социалистическая правовая наука определяла социальную политику как целенаправленное воздействие государства, профсоюзов и общественных организаций на существующую систему общественных отношений в целях улучшения условий труда и быта широких слоев населения, устранения социального неравенства и повышения духовной жизни народа.5 Социальная политика понималась как деятельность по оптимальному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения и совершенствованию социальной структуры общества.6 Соответственно в качестве основных элементов социальной политики выделялись политика в сфере трудоустройства, охраны труда, окружающей среды социального, обеспечения, здравоохранения, жилищная политика и т.д.

На первый взгляд, формальное провозглашение РФ социальным государством предполагает сохранение и продолжение традиций социальной политики СССР, направленной на расширение системы социальных гарантий различным категориям населения. Следует отметить, что такой подход может базироваться на анализе международно — правовых актов, определяющих стандарты государственной политики в различных сферах в т.ч. и социальной. Так, согласно ст.25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. достаточный уровень жизни человека предполагает адекватное питание, одежды, жилище, медицинский уход, необходимое социальное обслуживание, иначе говоря, достаточным является уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи. Достойная жизнь понимается как возможность обладать или пользоваться благами современной цивилизации, т.е. иметь надлежащие жилищные условия, медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и т.д.; свободное развитие личности предполагает обеспечение ей возможности пользоваться достижениями науки, культуры, освоить их и получить профессию . Реализация международно — правовых норм предполагает систематическое и планомерное повышение минимальных (в данном случае вышеуказанных) стандартов и социальных гарантий, в частности, ст. 1 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г. относит повышение благосостояния населения к числу основных задач государственной социальной политики.

Таким образом, современные тенденции сокращения объема социальных гарантий, предоставление которых реально обеспечивается государством, могут рассматриваться в качестве основания для постановки вопроса о соответствии современной политики РФ конституционным принципам и нормам международного права. Ответ на этот вопрос невозможен без анализа имеющихся в науке взглядов на мотивацию провозглашения социальными государствами РФ и зарубежных стран.

Развитие российского законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС и проблемы его совершенствования

Наряду с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Верховным Советом РСФСР планировалось принятие ряда законодательных актов, регулирующих отношения в сфере ликвидации негативных последствий чернобыльской катастрофы, в т.ч. законов «О статусе территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению», «Об установлении ответственности за нарушение режима радиационной безопасности»и др., однако указанные акты не были приняты либо регулирование осуществлялось в иных формах. В частности, работа над проектом Закона РФ «О статусе территорий, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий или подверженных риску радиационного загрязнения», одобренного в первом чтении 24 декабря 1992 г., впоследствии была приостановлена в т.ч. ввиду принятия постановления Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1008 «0 режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , изданием которого Правительство РФ реализовало свои полномочия по регулированию режима проживания в загрязненных районах, порядка осуществления в них хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья, снижению риска заболеваемости, вытекающие из ст. 7-12 Закона РФ «О социальной защите граждан …». Соответствующий федеральный закон в РФ отсутствует до сих пор в отличие от соседних республик. В частности, в Белоруссии с 12 ноября 1991 г. действует Закон » 0 правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»126, регламентирующий порядок хозяйственной деятельности на загрязненных территориях, а также закрепляющий основные права проживающих на них граждан.

Читайте также:  Налоговые льготы для многодетных семей в Москве на автомобиль

Уже в первые месяцы реализации Закона РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выявились недостатки имевшейся нормативной базы. Постановлением Президиума Верховного Совета от 18 ноября 1991 г.»0 ходе выполнения Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»127комиссии ВС РСФСР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов предписывалось внести предложения по внесению изменений и дополнений в действовавший закон. Итогом законотворческой деятельности стало принятие 18 июня 1992 г. действующей редакции Закона РФ»0 социальной защите граждан…», которой расширялся круг лиц, охватываемых защитой, повышался статус некоторых категорий граждан (например, лица, принимавшие участие в работах по объекту «Укрытие» в 1988/90 гг. приравнивались к ликвидаторам аварии 1986/87 гг.), устанавливались дополнительные гарантии защиты (льготы в сфере пенсионного обеспечения, бесплатное обязательное страхование личности от риска радиационного вреда и т.д.).

Следует отметить, что основными направлениями развития законодательства о защите чернобыльцев следует считать расширение круга лиц, охватываемых защитой, а также расширение перечня предоставляемых государством мер защиты в целом характеризуют развитие российского социального законодательства первой пол. 1990-х гг. В дальнейшем указанная тенденция была нивелирована главным образом ввиду углубления кризисных явлений в экономической сфере. Сокращение объема финансирования социальных программ не могло не отразиться на процессе дальнейшего развития законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Законом от 24 ноября 1995 г. в чернобыльский закон был внесен ряд изменений и дополнений. К наиболее существенным следует отнести закрепление права граждан на возмещение вреда здоровью в соответствии с нормами гражданского законодательства, введение дифференциации размеров компенсационных выплат и продолжительности дополнительных отпусков жителям загрязненных территорий в зависимости от времени проживания в конкретной зоне, введение ограничительных норм, устанавливающих одноразовый порядок получения нуждающимися гражданами жилья и жилищных ссуд, изменение порядка компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества эвакуированными и переселенцами.

Следствием реализации ФЗ от 24 ноября 1995 г. стало снижение уровня возмещения вреда некоторым категориям граждан. Так, размеры компенсационных выплат жителям загрязненных территорий проживающим в загрязненных зонах, после 1 января 1991 г. был снижен в 1,5-2 раза; была сокращена продолжительность дополнительных отпусков указанным категориям лиц; граждане, проживающие и работающие на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом с 1 января 1991 г., утратили право на получение компенсационных выплат и дополнительных отпусков, Президент РФ обратился в Конституционный Суд с запросом, в котором подвергалась сомнению конституционность ряда положений упомянутого закона.

Рассмотрев запрос Президента, Суд подтвердил право законодателя изменять критерии адресности предоставления некоторых видов льгот (напр., налоговые льготы, льготы в жилищной сфере), а также право исполнительных органов власти уточнять критерии присвоения гражданам определенного статуса (напр., вносить изменения в перечни заболеваний, являющихся основанием присвоения гражданам статуса инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы). Вместе с тем отдельные положения ФЗ от 24 ноября 1995 были признаны не соответствующими Конституции РФ и нарушающими конституционные права граждан. Так, противоречащими конституционным нормам были признаны положения закона, обусловливающие предоставление жилья эвакуированным и переселенцам сдачей жилой площади по прежнему месту жительства, устанавливающие дифференциацию размера компенсационных выплат и продолжительности дополнительных отпусков, предоставляемых жителям загрязненных территорий, в зависимости от продолжительности проживания в загрязненных зонах, ограничивающие право на получение доплат на питание детям из загрязненных районов, не посещающим школы и дошкольные учреждения, а также лишающие инвалидов из числа военнослужащих права на получение выплат в возмещение вреда здоровью.

Признавая основополагающее значение сформулированных в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. правовых позиций для дальнейшего развития законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации, и в частности, содержащихся в нем выводов о недопустимости снижения признанного государством объема возмещения вреда, хотелось бы отметить, что позиции Суда по некоторым вопросам представляются нам недостаточно обоснованными и внутренне противоречивыми. Так, указывая на недопустимость снижения признанного государством объема возмещения вреда, Суд вместе с тем подтвердил право законодателя вносить изменения в способы возмещения.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Льготы чернобыльцам и ликвидаторам ЧАЭС

Больше изменений нет. Льготы чернобыльцам предоставляют в зависимости от категорий, на которые их поделил закон.

Читайте также:  Пенсия по 1 сетке вредности во сколько лет

Согласно его 13 статьи получать материальную государственную поддержку имеют право граждане:

  • облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
  • ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
  • командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
  • работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.

Список структурирован по степени нанесенного здоровью вреда. В первый пункт входят наиболее пострадавшие граждане.

В отличие от остальных им предлагается самый масштабный пакет льгот, включающий:

  • выделение жилья лицам, не имеющим собственной жилплощади;
  • оплату половины расходов на ЖКХ;
  • очередной отпуск в выбранное работником время и предоставление дополнительного, продолжительностью 14 дней;
  • доплату за перевод по здоровью на нижестоящую должность;
  • оплату больничного из расчета полной зарплаты;
  • привилегированное положение при сокращении штата предприятия;
  • внеочередное медобслуживание и приобретение лекарственных препаратов;
  • выплату на питание – 741 рубль;
  • преимущественная выдача участков для постройки жилых помещений;
  • компенсацию инвалидам, выплачиваемую 1 раз в месяц: 5 000 рублей для первой группы, 2 500 и 1 000 рублей – для 2 и 3 групп соответственно;
  • первоочередное устройство в дома престарелых.


Дети пострадавших при аварии на ЧАЭС без очереди устраиваются в общеобразовательные учреждения. На их питание из государственного бюджета выделяется по 90 рублей за каждый день учебы.

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Ликвидаторы, принимавшие участие в работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987-м, имеют право уйти на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Мужчины этой категории в 2021 г. — в 52 года 6 месяцев, женщины — в 47 лет 6 месяцев, в 2022-м — в 53 года или 48 лет соответственно.

На 5 лет снижен пенсионный порог для лиц, участвовавших в работах в пределах 30-километровой зоны в 1986–1987 гг., при наличии инвалидности независимо от ее причины. При этом нельзя забывать, что и на данный вид пенсии распространяется требование иметь установленную продолжительность общего и страхового стажа (общего не менее 25 лет для мужчины и 20 лет для женщины, страхового в 2021-м — 18 лет, в 2022-м — 18 лет 6 месяцев и т. д. до постепенного выхода согласно пенсионной реформе на цифру в 20 лет).

Ликвидаторам установлены надбавки к пенсии: при наличии удостоверения с правом на льготы по ст. 19 закона ЧАЭС — 50 % минимального размера пенсии по возрасту (сейчас это 32,86 рубля), по ст. 20 за работу в 1988–1989 гг. в 30-километровой зоне — 25 % (16,43 рубля).

Как произошла авария на Чернобыльской АЭС?

О Чернобыльской аварии написаны тома, но до сих пор не установлена точная картина происходившего там. Есть не менее трех версий, какое именно стечение обстоятельств привело к трагедии, разделившей историю на «до» и «после» Чернобыля.

На пятницу, 25 апреля 1986 года, намечалась остановка четвертого блока ЧАЭС для планового ремонта. Было решено, воспользовавшись этим, испытать один из двух турбогенераторов. Как установили впоследствии специалисты, программа испытаний была составлена непродуманно. Эксперимент сочли чисто электротехническим, не влияющим на безопасность реактора. Это стало одной из причин трагедии.

В ходе эксперимента в 1.23 ночи 26 апреля мощность цепной реакции в 100 раз превысила номинальную. Реактор перешел в неконтролируемый режим работы, засбоила система охлаждения, и раздался первый взрыв. Он разрушил систему паропроводов и охлаждения, началась химическая реакция с выделением водорода и двуокиси углерода. Давление газов было таким сильным, что накрывавшая активную зону реактора тысячетонная металлическая плита приподнялась. Воздух устремился в активную зону, и раздался новый взрыв, разрушивший перекрытие реакторного зала и выбросивший наружу массу радиоактивной пыли. Горячие обломки упали на крышу машинного зала и в другие места, образовав более 30 очагов пожара.

К чести людей, работавших на станции в ту ночь, они не бросили ситуацию на самотек, а сразу же стали бороться за спасение АЭС. Работники азотно-кислородной станции всю ночь подавали жидкий азот на охлаждение реакторов. Инженеры вычислительного центра уберегли систему от потоков воды, лившихся сверху. Оглушенный взрывом, младший инспектор службы профилактического наблюдения Владимир Палагель передал тревожный сигнал на пункт пожарной части АЭС. Оператора Владимира Шашенка буквально раздавило упавшими конструкциями, но он успел послать сигнал в вычислительный центр.

Начальник смены Александр Акимов, оператор, старший инженер управления реактором Леонид Топтунов, старший инженер Сергей Газин и десятки других работников провели в помещениях станции несколько часов, восстанавливая водоснабжение третьего блока и работу его насосов. Из опасной зоны вывели всех людей, убрали водород из генераторов и заменили его безопасным азотом, откачали тонны масла, чтобы не допустить его возгорания. По сути, именно эти люди не дали аварии разрастись до масштабов вселенской катастрофы. Третий блок был удержан в стабильном состоянии.

Почему эвакуация не была проведена сразу?

Жителям зараженного радиацией города Припять, просыпавшегося субботним утром 26 апреля 1996 года, в этот день никто ничего не сказал.

К четырем часам утра на работу были вызваны начальники подразделений ЧАЭС, оперативники местного КГБ и руководство Припяти. На оперативном совещании в 10:00 директор станции В. Брюханов скрыл правду о радиационной обстановке, а городской глава В. Маломуж заявил лишь, что на станции случился пожар и необходимо предотвратить панику в городе. Правда, было принято решение о дезактивации городских улиц, радиационный фон на которых составил до 60 миллирентген в час – в сотни раз выше нормы. К рассвету в Припяти под охрану милиции были взяты все важные объекты.

Впервые о необходимости эвакуации заговорили к вечеру 26 апреля. В здании горисполкома прошло заседание Правительственной комиссии, принявшей такое решение. Утром 27 апреля по радио сообщили, что Городской совет народных депутатов в связи с радиационной обстановкой принял решение о временной эвакуации населения города в населенные пункты киевской области.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *