Права и обязанности участкового полиции ууп: описание работы, основные функции?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности участкового полиции ууп: описание работы, основные функции?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все полномочия, которыми наделен УУП, перечислены в Приказе МВД РФ № 205 от 29.03.2019 г. Согласно данному документу, их число достигает 90 пунктов — по существу, на участковых возложены почти все обязанности и функции полиции, которые они должны осуществлять на «закрепленной» за ними территории.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

Алгоритм действий при работе с гражданами на учете

Сотрудник полиции должен проводить превентативные работы с нижеперечисленными категориями людей:

  • вышедшие из тюрьмы;
  • люди с неснятой либо непогашенной судимостью;
  • наркоманы, алкоголики;
  • находящиеся на учете в клинике или больнице по причине того, что их поведение и поступки представляют потенциальную угрозу жизни и самочувствию окружающих;
  • люди, которые совершили незаконные действия в семейной жизни (избиение);
  • люди, которые шумят в неподходящие часы, устраивают на дому мастерские, не следят за санитарией дома, не контролируют жизнь своих домашних питомцев или иным образом мешают жить проживающим по соседству лицам;
  • молодежь – представители неформальных субкультур, которые совершали административные нарушения, посягали на социальный порядок.

К ним причисляются такие права:

  • требовать от физических и юридических, которые проживают или трудятся на подвластной ему территории, перестать совершать незаконные действия;
  • потребовать от людей предоставить паспорта или другие справки, удостоверяющие личность, если участковый подозревает их в преступной деятельности;
  • запросить у организаций, должностных лиц и физлиц документацию, которые предоставляют им право осуществлять определенную деятельность;
  • приглашать должностных лиц и физлиц в полицию, если было возбуждено дело, к которым они причастны;
  • запрещать людям находиться на том месте, где произошло незаконное деяние;
  • собирать доказательства;
  • оформлять протоколы о проступке;
  • доставлять или понудительно сопровождать людей в участок в целях задержания виновного;
  • доставлять людей, которые из-за употребления алкоголя или наркотических средств ведут себя неадекватно, находясь в людных местах, и отправиться с ними на проведение медосвидетельствования;
  • при встрече граждан досматривать их вещи, автомобили, если есть подозрения о том, что эти люди имеют при себе ядовитые, взрывчатые или наркотические вещества, оружие;
  • понудительно взыскивать запрещенные объекты, если у их владельца нет законного права иметь их при себе;
  • осматривать граждан на общественных мероприятиях, если они ведут себя подозрительно, а при наличии на то оснований – принудить людей покинуть мероприятие, запретить им посещать подобные собрания;
  • останавливать автомобили в пределах участка, за который ответственен участковый, проверять водительские права и другие документы, производить осмотр грузов, если есть основания подозревать тот факт, что объекты используются незаконно;
  • останавливать дорожное движение, менять направленность движения (например, если происходят культурно-массовые мероприятия, собрания, митинги);
  • привлекать людей при их желании к совместной работе, вознаграждая их за помощь в разоблачении преступника;
  • в понудительном порядке врываться в чужие жилые помещения при наличии на то веских оснований (например, чтобы спасти жизнь);
  • задерживать лиц, подозреваемых в совершении незаконных действий;
  • использовать огнестрельное оружие, физическую силу при наличии на то необходимости.

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Условия несения службы участковыми

При исполнении своих служебных обязанностей участковый быть одет в форму полиции. При нём должно быть огнестрельное оружие. В отдельных случаях ему разрешено находится на службе без формы. Участковый обязан иметь при себе:

  • удостоверение сотрудника правоохранительных органов;
  • жетон с личным номером.

Работа участковых происходит в две смены:

  • первая – с 10 ч. до 19 ч.;
  • вторая – с 13 ч. до 22 ч.

Участковый периодически должен совершать обход территории своего участка. Это его обязанность в 2019 году. Знакомиться с его жителями. Он вручает визитки. Образец такой визитки представлен в Приложение № 4 к Приказу 205 МВД. На карточке должна присутствовать следующая информация:

  • звание участкового;
  • его Ф.И.О.;
  • адрес пункта правоохранительных органов, в котором участковый проводит приём;
  • телефон пункта;
  • контакты дежурной части ОМВД.

Таким образом, граждане получают на руки всю информацию для связи с участковым полицейским в случае необходимости.

Общение с жильцами домов, визуальный осмотр территории – является основой проведения профилактических мер для борьбы с возможными правонарушениями.

Также участковый занимается приёмом заявлений и обращений граждан, которые проживают в домах в границах территории участка. Именно ему необходимо сообщать следующую информацию:

  • о лицах, проживающих в доме с нарушением норм регистрации;
  • об иностранцах;
  • о людях, которые не имеют гражданства;
  • о людях, которые способны к совершению бытовых преступлений;
  • о наркоманах и алкоголиках;
  • об антиобщественном поведении соседей.
Читайте также:  Нормы шума в многоквартирном доме 2023 Нижний Новгород

В полномочия участкового входит индивидуальные разъяснительные беседы с вышеуказанными лицами. Например, граждан, которые больны алкоголизмом, он должен посещать не реже одного раза в квартал. То же относится и к наркоманам. Проводит участковый личную работу и с другими категориями граждан.

Обязанности участкового

Обширность служебных полномочий участковых послужила поводом для их сравнения на службе с универсальными солдатами.

Внимание! Обязанности участковых Полиции прописываются приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 г. №1166:

  • принятие мер, направленных на защиту граждан (их жизни, здоровья, прав и свобод), на закрепленной за ними территории и вне ее пределов при выявлении конкретных фактов,
  • борьба с преступной деятельностью, обеспечение контроля общественного порядка, пресечение попыток третьих лиц, нацеленных на нарушение этого порядка,
  • принятие необходимых мер в целях обеспечения безопасности граждан, живущих на вверенной территории,
  • обнаружение фактов совершения админ. правонарушений и преступлений, их предупреждение и оперативное раскрытие,
  • принятие мер для обеспечения порядка в публичных местах,
  • осуществление розыска лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, которые скрылись от следственных и судебных органов,
  • организация розыска лиц, признанных пропавшими без вести, несовершеннолетних граждан, а также субъектов, отказавшихся от принудительной госпитализации, установленной судом, имеющих проблемы с психикой,
  • участие в процессе распознавания неопознанных погибших лиц,
  • обеспечение контроля соблюдения на территории законодательства, устанавливающего ограничение оборота оружия,
  • принятие мер по обеспечению безопасности движения на дороге в пределах вверенной территории.

Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?

Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.

1 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
  • Младшие офицеры — до 50 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
  • Высшие офицеры — до 65 лет.

2 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
  • Младшие офицеры — до 55 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
  • Высшие офицеры — до 70 лет.

3 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
  • Младшие офицеры — до 60 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).

Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.

К ним относятся:

  • Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • Иные причины, признанные уважительными.

Ответственность участкового Полиции

Прежде всего, участковый отвечает за добросовестное и полное исполнение обязанностей, возложенных на него должностью.

Говоря об ответственности участкового, также следует упомянуть и о необходимости сохранения им своего табельного оружия.

Важно! Будучи сотрудником Полиции, он должен неукоснительно соблюдать установленный регламент, в котором расписываются все правила ношения, хранения, использования оружия.

Также участковый отвечает за имеющуюся на его территории криминогенную обстановку. За что еще отвечает участковый? Дополнительно он должен отвечать за принятие мер, нацеленных на соблюдение гражданами принципов законности, и охранять общественный порядок на массовых мероприятиях, проводимых на обслуживаемой территории.

Если на территории, за которую отвечает участковый, планируется проведение мероприятий, то обязанность органов самоуправления, общественных организаций, администрации и т. д. – заблаговременно сообщить о данном факте.

Участковый – универсальный сотрудник: это должностное лицо наделено множеством полномочий.

Законодательство устанавливает следующий перечень полномочий участкового:

  • принятие мер для того, чтобы защитить здоровье, жизнь людей, которые проживают на подвластном ему участке;
  • предотвращение преступлений;
  • обеспечение порядка в социуме, предотвращение попыток его нарушения;
  • обеспечение порядка, соблюдения правил поведения в людных местах;
  • установление правонарушений, их разоблачение;
  • разоблачение, предупреждение преступлений;
  • содействие в поиске лиц, которые скрываются от суда и следствия и, предположительно, совершили преступление;
  • содействие в поиске людей, которые пропали без вести;
  • содействие в поиске пропавших детей до 18 лет;
  • содействие в поиске людей с психическими расстройствами, которые по постановлению суда должны были в понудительном порядке быть госпитализированными, но намеренно уклоняются от этого;
  • содействие в распознавании личности умерших людей;
  • контроль над использованием людьми оружия;
  • принятие мер для достижения безопасности автомобильного движения в пределах своей территории.

Полномочия участкового уполномоченного полиции

Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе министра внутренних дел Российской Федерации № 205 от 29 марта 2019 года «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».

Участковый уполномоченный полиции наделён широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные полиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные полиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела.

Отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции по назначению административных наказаний закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Обязанности участкового уполномоченного полиции в 2021 году: что входит?

11. В целях осуществления контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции в установленном порядке проводятся проверки уполномоченными представителями МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне при проведении инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в территориальные органы МВД России и их подразделения, а также лицами, которым участковые уполномоченные полиции подчинены по службе, либо лицами, наделенными такими полномочиями приказом (графиком) начальника территориального органа.

12. Проверку деятельности участковых уполномоченных полиции осуществляют: начальник территориального органа не реже одного раза в год; его заместитель — начальник полиции и заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) — раз в полугодие; начальник подразделения участковых уполномоченных полиции — ежеквартально.

13. Проверка несения службы участковым уполномоченным полиции осуществляется на административном участке либо в участковом пункте полиции.

14. При проведении проверки изучаются:

14.1. Фактическое состояние основных показателей по направлениям деятельности участкового уполномоченного полиции. При оценке результатов работы участкового уполномоченного полиции учитываются следующие критерии.

14.1.1. Состояние оперативной обстановки на административном участке и меры, принимаемые по ее нормализации, в том числе:

а) по предупреждению и пресечению преступлений небольшой и средней тяжести, административных правонарушений;

б) по выявлению и раскрытию противоправных деяний, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117, 119, 314.1 УК;

в) по проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете;

г) по полноте профилактического обхода (осведомленности населения о своем участковом уполномоченном полиции);

д) по внесенным в государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации представлениям (информационным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и административных правонарушений, и реализации названных документов;

е) по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству и эффективности их деятельности, установлению доверительных отношений с гражданами.

14.1.2. Общественное мнение о качестве работы, определяемое по результатам проведения выборочного опроса населения, сообщениям в средствах массовой информации.

Читайте также:  Штраф за 1 сплошную линию в 2023 году

14.1.3. Работа с поступающими обращениями граждан, в том числе наличие обоснованных повторных жалоб и качество принятых по ним решений.

14.1.4. Состояние законности и служебной дисциплины в отчетном периоде.

14.1.5. Организация взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД России на районном уровне, а также общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на административном участке.

14.2. Обстоятельства, затрудняющие исполнение служебных обязанностей.

14.3. Полнота заполнения, регулярность пополнения и достоверность вносимых сведений в Сервис.

14.4. Знание оперативной обстановки на территории, обслуживаемой территориальным органом, и административном участке.

14.5. Соответствие участкового пункта полиции предъявляемым требованиям, в том числе:

а) оснащение участкового пункта полиции;

б) санитарное и противопожарное состояние участкового пункта полиции;

в) техническая укрепленность участкового пункта полиции, наличие охранно-пожарной сигнализации;

г) материально-техническое обеспечение участкового пункта полиции.


Утверждено новое наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции. Оно заменит наставление 2012 г. Также утверждена Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке.

Задачи участковых детализированы, избыточные обязанности исключены. Уточнен перечень лиц, состоящих на учете в ОВД, а также основания для постановки на учет, продления и его прекращения.

Документооборот участковых и их руководителей переведут в электронный формат в рамках модуля «Участковый» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.

Начальникам территориальных органов Министерства на региональном и районном уровнях следует исключить практику поручения участковым проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции. То же касается преступлений, административных правонарушений и происшествий, совершенных вне территории соответствующего участка.

Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности с��ужащих фиксируются в КоАП.

Все полномочия, которыми наделен УУП, перечислены в Приказе МВД РФ № 205 от 29.03.2019 г. Согласно данному документу, их число достигает 90 пунктов — по существу, на участковых возложены почти все обязанности и функции полиции, которые они должны осуществлять на «закрепленной» за ними территории.

Тем не менее, если говорить кратко, то служба УУП сводится к 2 основным видам деятельности:

Самостоятельной работе — в ее рамках участковый полицейский обязан:

  • составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • рассматривать сообщения граждан о совершенных преступлениях (в порядке ст. 144-145 УПК РФ);
  • проводить профилактику противоправных и преступных действий на своем АУ (в том числе выявлять факты беспризорности, знать и контролировать адреса всех так называемых «малин» — мест сбора и жительства уголовных элементов, и т. п.);
  • выявлять и раскрывать преступления небольшой и средней тяжести;
  • оформлять документы по каждому случаю смерти человека в подведомственном ему районе вне больниц.

Помощи конкретным подразделениям полиции, расследующим преступления на его территории, а также другим госслужащим (судебным приставам, работникам военкоматов и т. д.) — в рамках данной деятельности участковый полиции должен:

  • сообщать в ДЧ полиции обо всех совершенных на его АУ преступлениях;
  • охранять место преступления до прибытия дежурной оперативной группы;
  • оказывать содействие сотрудникам МВД в розыске лиц, сбежавших из-под стражи, пропавших без вести, находящихся в федеральном розыске и т. д.;
  • пресекать преступления совместно с сотрудниками ППС;
  • содействовать коллегам из полиции/Росгвардии в охране общественного порядка в местах массового скопления людей;
  • оказывать помощь работникам военкоматов в розыске «уклонистов», проживающих на его АУ;
  • помогать судебным приставам входить в жилища граждан при исполнении ими их служебных обязанностей и т. п.

Что входит в обязанности участкового полиции?

Одна из задач полиции как государственного органа — обеспечение общественной безопасности и общественного порядка. На полицию возложена функция по поддержке существующей системы отношений между гражданами и организациями, при которой государством гарантируются основные свободы, закрепленные в Конституции. Граждане и представители юридических лиц обязаны выполнять законные распоряжения сотрудников органов внутренних дел.

У каждого есть право убедиться в правомочиях лица и в его статусе. Согласно законодательству, одной формы для этого недостаточно. Вопросы у граждан возникают по поводу положений, которые содержит 615 приказ МВД (пункт 53): доверенность, подтверждающая право действовать от имени ОВД, в нем упомянута в качестве документа, обязательного в некоторых случаях для подтверждения полномочий. Читайте обзор нормативно-правового акта.

Так называемый 615 приказ МВД по делопроизводству принят министерством внутренних дел 20 июня 2012 года, им утверждена инструкция по делопроизводству в ОВД. Собственно, поэтому приказ и носит в обиходе такое короткое наименование (официальное начинается со слов — «Об утверждении Инструкции…»).

Документ достаточно обширный: состоит из 295 пунктов и подробно регламентирует вопросы обработки корреспонденции, составления внутренней документации в органах внутренних дел. Инструкция имеет большое значение для сотрудников соответствующих отделов ОВД и их руководителей. Для остальных же граждан представляет интерес только положение, изложенное в пункте 53 приказа 615 МВД РФ «Об утверждении инструкции по делопроизводству», где указано, что представитель конкретного органа внутренних дел обязан иметь доверенность для подтверждения своих прав действовать от имени данного органа.

Многие понимают тезис, который содержит приказ МВД от 20 июня 2012 г. номер 615 пункт 53, таким образом, что и сотрудник ГИБДД, и полицейский всегда обязаны иметь при себе доверенность. Якобы только при ее наличии они имеют право давать обязательные для исполнения распоряжения, требовать документы и т. д.

Это совершенно неправильный вывод, который не согласуется с общим толкованием норм закона и основан на отдельно взятом положении, вырванном из контекста.

Обсуждаемый приказ 615 МВД РФ о делопроизводстве (пункт 53) действительно содержит норму об обязательности доверенности, но понимать ее нужно только в системе иных норм права, более весомых в юридическом смысле.

Деятельность полиции, иных органов внутренних дел и их сотрудников четко и подробно регламентирована не только подзаконными, но и законодательными актами, которые имеют преимущество по юридической силе перед различными инструкциями, приказами и иными ведомственными актами.

  1. Так, в Федеральном законе №-342 от 30 ноября 2011 года в статье 10 указано, что сотруднику ОВД выдается служебное удостоверение и жетон с личным номером.
  2. Именно удостоверение играет роль документа, подтверждающего полномочия, это прямо указано в ч. 4 ст. 10 ФЗ-342.
  3. В части 3 этой же нормы указано, что правовой статус сотрудника регламентируется законом ФЗ-342, иными законами о прохождении госслужбы, ведь сотрудник ОВД — гражданин, который взял на себя обязательства по ее прохождению.

Отсюда можно сделать несколько важных выводов:

  • правовой статус сотрудника ОВД устанавливается в федеральных законах, а не в приказах МВД РФ или других подзаконных актах;
  • личность и правомочия сотрудника подтверждает служебное удостоверение;
  • очевидно, что инструкция о делопроизводстве подразумевает другие ситуации, когда требуется доверенность.

Профилактическая работа участковых полиции

О своей работе участковый отчитывается перед населением. Это необходимо для достижения двух целей:

  • информирования граждан о проделанной работе;
  • получения объективной оценки граждан.

Таким образом, нормы нового Приказа 205 МВД позволяют получать ещё и обратную связь от населения, относительно работы участкового. Хочется надеяться, что с уменьшением количества обязанностей участковые полицейские смогут уделять больше внимания бытовым вопросам жильцов домов, и принимать активное участие в их решение. А также направить больше усилий на проведение профилактической и разъяснительной индивидуальной работы с отдельными категориями граждан.

Читайте также:  Основные виды классификации преступлений в уголовном праве России

Широта и разносторонность обязанностей и полномочий статуса участкового уполномоченного, его близость к населению дают основание утверждать, что участковый уполномоченный, являясь представителем полиции, олицетворяет ее на административном участке. Данный тезис находит подтверждение также и в том, что, выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный реализует практически все, за редкими исключениями, направления деятельности полиции, обозначенные в ст. 2 Федерального закона «О полиции».

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного являются:

  1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений;

производство по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномоченный при несении службы на административном участке участвует:

  1. в обеспечении правопорядка в общественных местах;
  2. розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести;
  3. идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, и в идентификации неопознанных трупов;
  4. розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  5. контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  6. обеспечении безопасности дорожного движения на административном участке.

Действия участкового уполномоченного полиции при проведении профилактического обхода административного участка. Профилактический обход административного участка включает посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (при необходимости обследуются подъезды, чердачные и подвальные помещения жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений); посещение лип, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований ст. 15 ФЗ «О полиции», встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке.

Профилактический обход проводится участковым уполномоченным полиции только в форменной одежде.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Инспектором полицейской службы принято считать не только того, кто отвечает за защиту граждан от преступных деяний. Сотрудник, наделенный особыми полномочиями, также нередко помогает людям, в чьих семьях случаются скандалы и конфликты на бытовой почве.

Круг вопросов, решением которых занимается уполномоченный полиции, позволяет отнести его к универсальному специалисту. Если вас беспокоят шум соседей, экологическая обстановка территории, кражи и нарушения общественного порядка – вы можете обратиться к сотруднику полиции.

От стажа работы участкового, его жизненного опыта и способности разрешения конфликтов зависит спокойствие жителей отдельно взятого дома или даже целой улицы. Оценка работы такого человека определяется обычными гражданами, которые обращаются к нему за помощью.

Работа участковым требует от человека точного понимания специфики деятельности полицейских служб. Сотрудник полиции должен обладать высокими моральными качествами, быть психологически устойчивым и уметь работать с людьми, относящимся к разным социальным слоям населения.

Также современные условия работы в полиции предполагают все более широкое применение информационных, электронных и аппаратно-программных комплексов.

Происходит не только комплексная информатизация работы сотрудников полиции, но и ориентация на интеллектуальные те��нологии нового поколения — СМАРТ-технологии.

Справка. Под СМАРТ-технологиями подразумевается использование компьютерных систем и микропроцессоров для выполнения ежедневных задач и обмена информацией.

Жильцы домов нередко обращаются к участковому с просьбой закрыть на замок входы чердаков и подвалов с их последующим опечатыванием. Поскольку такая обязанность возложена на эксплуатирующую организацию, сотрудник полиции не сможет помочь в этом вопросе.

Его задача заключается лишь в регулярной проверке и контроле над тем, чтобы соблюдался порядок закрытия и опечатывания подвальных помещений. Если полицейский выявил нарушения, он обязан уведомить об этом руководителя эксплуатирующей организации.

Часть населения также ошибочно полагает, что участковый несет ответственность за действия граждан, условно-досрочно освободившихся из мест лишения свободы. На самом деле контролировать их должна Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

Уполномоченный сотрудник полиции обязан знать об этих гражданах, если они проживают на закрепленном за ним участке. Он проводит с ними профилактические беседы, и уже результаты проделанной работы отправляет во ФСИН.

Внимание! Участковые не проводят никакой работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы по амнистии или по окончании срока отбывания наказания.

Деятельность уполномоченного лица на территории Российской Федерации определяется приказом МВД России № 1166 от 31 декабря 2012 года и Федеральным законом №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.

Служебная деятельность сотрудника полиции РФ направлена на защиту прав граждан. В основном сотрудник правоохранительных органов сталкивается со следующими административными нарушениями:

  • употребление наркотических или психотропных веществ без врачебных показаний;
  • мелкое хулиганство;
  • противоправное вмешательство в производство;
  • продажа, хранение или учет оружия и патронов к нему;
  • пребывание в местах общественного пользования в состоянии опьянения;
  • нарушение тишины и покоя граждан в ночное время суток, и многое другое.

Он также ответственен за предварительный сбор материалов для их последующего направления мировому судье в порядке частного обвинения.

Сотрудник полиции составляет протоколы об административных правонарушениях. В случае смерти гражданина на территории, за которую несет ответственность участковый, он документально фиксирует этот факт, потому как человек умер вне лечебного учреждения.

Проводя профилактические разъяснительные работы с населением, уполномоченный работник преследует цель снизить уровень преступности в пределах доверенного ему объекта.

Профилактическая работа включает в себя:

  1. Совместные рейды с инспектором психоневрологического диспансера на улицах района. Это позволяет пресекать правонарушения со стороны несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Выявляя таких лиц, участковый ставит их на учет, а после с каждым проводит беседу.
  2. Регулярную проверку по месту жительства лиц, осужденных к уголовному наказанию, но не лишенных свободы. Такие обходы совершаются вместе с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции.
  3. Совместно с сотрудниками отдела Управления Федеральной миграционной службы проводятся проверки по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства.
  4. Сотрудники отделения надзорной деятельности в присутствии участкового осуществляют контроль за лицами, по месту жительства которых обнаружены нарушения пожарной безопасности.

Сотрудникам полиции необходимо поддерживать взаимодействие с гражданами и общественными организациями для того, чтобы обеспечивать правопорядок. Взаимная информированность и совместное взаимодействие в профилактике и раскрытии дел позволяют уберечь себя, своих родных и близких от посягательств преступников.

Вопрос: Могу ли я не открывать дверь участковому, если у него нет при себе удостоверения?

Ответ: Да, можете. Ведь согласно пункту 23 Приказа МВД РФ № 1166 участковый при несении службы обязан иметь при себе не только служебное удостоверение, но и нагрудный знак, специальный жетон с личным номером, а также другие необходимые средства: свисток, огнестрельное оружие, портфель, средства ограничения подвижности, различные бланки документов и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *