Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие государственной социальной помощи в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, из числа указанных Федеральным законом, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен соответствующим Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.
Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.
Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.
Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Статья 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяет круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
- 1) инвалиды войны;
- 2) участники Великой Отечественной войны;
- 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в поди. 1—4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;
- 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- 8) инвалиды;
- 9) дети-инвалиды.
В соответствии с Законом о социальной помощи под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Выделение «иных категорий граждан» связано с внесением в 2004 г. в указанный закон гл. 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг». Но набор социальных услуг – это одна из мер социальной поддержки, предоставляемая не малоимущим гражданам (семьям), а федеральным льготникам.
Для правильного понимания норм института государственной социальной помощи необходимо определить основные его понятия. К числу таковых относятся малоимущие граждане и семьи, прожиточный минимум и потребительская корзина.
Малоимущими признаются семьи (граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Минимальный набор продуктов питания включает: хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в перерасчете на муку, мука, крупы, бобовые); картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия в перерасчете на сахар; мясопродукты; рыбные продукты, молоко и молокопродукты в перерасчете на молоко; яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры; соль, чай, специи.
Государственная социальная помощь-это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает, что «государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина» [3, ст.8].
Государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) и осуществляется в виде единовременной выплаты или ежемесячного социального пособия, которое устанавливается на период от трех до шести месяцев в сумме, не превышающей 5000 руб. на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Так, например, при заключении контракта на трудоустройство сначала программа предусматривает стажировку или переобучение, выплачивая человеку ежемесячные деньги на поддержку, даже уже и при трудоустройстве, чтобы избежать рисков в испытательный период. Максимальный срок заключения соцконтрактов на профессиональное обучение – 9 месяцев.
Например, программа помощи предпринимателям предоставляет финансирование на 12 месяцев. Здесь же возможно оказание помощи и при составлении бизнес-плана, поиска потенциальных рынков сбыта. Такое направление соцконтракта для будущих предпринимателей рассчитано на возможность оказания помощи до 250 000 рублей. Использование денег возможно, например, на приобретение оборудования или аренду помещений.
В сельской местности часто берут соцконтракт на ведение личного подсобного хозяйства. Помощь оказывается на сумму до 100 000 рублей и по срокам до года. Целевое назначение выделяемых средств рекомендуется на товары начинающему фермеру.
Соцконтракт как выплата на преодоление сложной жизненной ситуации или приобретение одежды обуви к зиме рассчитан на 6 месяцев.
Надо сказать, что такая форма помощи нуждающимся гражданам, внедряемая у нас как соцконтракт, давно и успешно работает во многих странах. Причем развивается все более адресный подход, в зависимости от характера сложности жизненной ситуации. Именно так можно глубже понять проблему человека и помочь ее решить.
В качестве примера социальной поддержки «региональных льготников» (ветеранов труда и др.) приведем законодательство г. Москвы.
В соответствии Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» деятельность по предоставлению мер социальной поддержки основана на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Кроме того, применяется принип адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:
Право на социальную поддержку имеют следующие категории граждан из числа пенсионеров:
1) труженики тыла, т.е. лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:
3) реабилитированные лица, к которым относятся:
4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна – самая высокая по размеру.
Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:
Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:
Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).
Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.
Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:
К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:
Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.
Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:
— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);
— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).
Нормативно-правовое регулирование
Адресная социальная помощь пенсионерам и вопросы, связанные с финансированием, регламентируются рядом регионально-нормативных актов. Для москвичей оказание поддержки базируется на следующих документах:
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»;
- постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП «О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации»;
- постановление Правительства Московской области № 989/30 от 14.08.2012 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области»;
- закон Московской области №36/2006-ОЗ от 23.03.2006 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
- Пирожки с луком и яйцом в духовке
- Как получить социальную доплату к пенсии
- Как правильно наносить тональный крем на лицо
Ошибка №1:
Заявитель, подающий документы на получение адресной социальной помощи, учитывал федеральное значение прожиточного минимума. Однако, в данном случае необходимо сверить среднедушевой доход семьи с региональным прожиточным минимумом.
Ошибка №2:
Малоимущая семья получает льготы и социальные выплаты, вследствие чего она отказалась от попыток оформления адресной социальной помощи. На самом деле, если среднедушевой доход семьи не превышает прожиточного минимума по региону даже с учетом социальных выплат и денежного эквивалента льгот, у семьи сохраняется право на получение адресной помощи.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:
— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);
— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).
Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.
На помощь от Государства могут рассчитывать:
- участники Великой Отечественной Войны;
- инвалиды войны;
- ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
- определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
- инвалиды;
- дети-инвалиды;
- малоимущие граждане и семьи.
Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.
Определение федеральной социальной помощи, её получатели, процедура предоставления и другие нюансы, касаемо господдержки малообеспеченному населению, зафиксированы в следующих государственных законопроектах, приведенных в таблице ниже.
Нормативный документ | Название |
---|---|
ФЗ №5 | «О ветеранах» |
ФЗ №173 | «О государственной социальной помощи» |
ФЗ №181 | «О социальной защите инвалидов» |
ФЗ №431 | «О мерах социальной поддержки многодетным семьям» |
Приказ Минздрава РФ №195 | «О Порядке введения Федерального реестра лиц, имеющих право на получение социальной помощи» |