Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки и особенности охраны авторского права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.
Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав
Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:
- Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
- Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.
Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.
Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:
- восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
- признания прав автора или иного правообладателя
- прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
- публикации решения суда о допущенном нарушении
Субъекты авторского права
Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.
Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.
На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:
- предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
- работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
- заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
- наследники.
Объекты авторского права
В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.
А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.
Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.
В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:
- идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
- открытия и факты;
- любые государственные бумаги различных уровней управления;
- символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
- результаты народного творчества, а также языки программирования;
- сообщения новостного характера.
Ограничения в авторских правах
Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:
- цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
- использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
- воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
- воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
- воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.
Лицензионный договор представляет собой специальное разрешение со стороны правообладателя (лицензиара) на использование другой стороной (лицензиатом) произведения (кинофильма, музыкального трека и т.п.) в установленных договором пределах.
По данному договору передаваться может только исключительное право.
Право авторства, право автора на имя, на обнародование, на неприкосновенность произведения являются тесно связанными с личностью автора произведения и не отчуждаются.
Существует два вида выдаваемых лицензий: простая (неисключительная) лицензия и исключительная. В первом случае лицензиар может передать аналогичную возможность использовать объект и другим субъектам, а во втором — он этого делать не вправе, передача осуществляется только единственному лицензиату.
Примером может послужить передача своих прав автором произведения книжному издательству по лицензии:
- по исключительной лицензии – предоставляются права на использование текста книги без сохранения за правообладателем (автором) права выдачи лицензий другим лицам (издательствам). Писатель, предоставляющий право в данном случае, лишается возможности заключения аналогичных договоров. То есть, издательство получает эксклюзивные права на произведение;
- по неисключительной лицензии – права на использование книги предоставляются с сохранением за автором права выдачи лицензий другим издательствам. То есть правообладатель может подписать аналогичные договоры с другими издательскими домами.
Переход авторских прав по наследству
По наследству переходят только имущественные авторские права, в том числе исключительные права, позволяющие наследникам разрешать или запрещать использование произведения.
Не переходят по наследству личные неимущественные права, хотя наследники вправе принимать меры для их защиты, например, если кто-либо присвоит себе авторство произведения, если произведение выйдет без указания имени автора или с искажениями, способными нанести ущерб его чести и достоинству. При отсутствии наследников защита моральных прав умерших авторов может осуществляться государственным органом, который в настоящее время не определен.
Современное российское гражданское законодательство (см. разд. 5 ГК РФ) предусматривает восемь очередей наследников, но даже при ранее существовавшем законодательстве поиск наследников оказывается нелегким делом.
Если завещанием не установлено иное, права на получение наследства обычно возникают у ближайших родственников. Для определения круга наследников первой очереди можно использовать следующее правило: к ним относятся лица, отделенные от наследодателя (автора) одним рождением (заключение брака в этом случае приравнивается к рождению).
Договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав
Любой договор о передаче прав на произведение позволяет получившему их лицу осуществлять использование такого произведения только теми способами и в тех пределах, которые определены договором. Однако существуют весьма важные различия между случаями передачи исключительных прав и случаями передачи неисключительных прав.
Лицо, которое получило права по авторскому договору о передаче исключительных прав (авторскому договору о передаче прав на исключительной основе), становится специфическим монополистом: только оно сможет использовать произведение предусмотренными таким договором способами, у него надо будет получать разрешение на использование, оно сможет запрещать использование другим лицам.
Мало того, даже сам автор или его правопреемники, передавшие исключительные права, не смогут использовать произведение теми способами, в отношении которых исключительные права перешли к другому лицу.
Заключение подобных договоров, особенно предусматривающих переход исключительных прав на длительный срок, чрезвычайно опасно для авторов, поскольку их права могут оказаться по не зависящим от них причинам парализованы, передать права другим лицам они уже не смогут, а их произведение окажется фактически похороненным.
Сто лет назад законодательство и судебная практика Российской империи исходили из обязанности лица, приобретшего права, принимать меры для использования произведения, предоставляя в противном случае авторам возможность требовать расторжения договоров.
Из-за усиленного лоббирования со стороны представителей киноиндустрии и иных крупных приобретателей прав подобные нормы вряд ли теперь появятся в Законе. Правда, Закон позволяет автору принимать по отношению к третьим лицам (нарушителям) меры для защиты переданных исключительных прав, если такие меры не принимаются лицом, приобретшим исключительные права. В целом же при передаче исключительных прав их приобретатель как бы занимает место автора в отношении соответствующих видов использования произведений.
Авторский договор о передаче неисключительных прав (авторский договор о передаче прав на неисключительной основе) фактически означает только согласие автора или иного обладателя исключительных прав терпеть использование произведения лицом, которому предоставлены неисключительные права.
При этом точно такое же использование произведения может осуществлять не только сам автор или иной обладатель исключительных прав, но и любые иные лица, получившие от них соответствующие разрешения.
Из буквального толкования использованной в Законе формулировки следует, что, заключая авторский договор заказа, автор обязуется только создать определенное таким договором произведение и передать заказчику его оригинал или экземпляр. Заказчик же обязуется оплатить создание произведения и даже выплатить автору аванс за его создание. Правда, Закон умалчивает, какие именно правовые последствия наступают, если заключаемый договор не предусматривает выплату аванса. При этом предполагается, что вопрос о переходе прав на созданное по авторскому договору заказа произведение должен решаться отдельно. Соответствующие положения об условиях передачи исключительных или неисключительных прав могут включаться в сам авторский договор заказа или регулироваться отдельным соглашением.
Российская Федерация 16 ноября 2011 года была официально принята во Всемирную торговую организацию.
Во время подготовки к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию) проведена работа по унификации российского законодательства в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.).
- Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО оправдано по ряду экономических причин:
- — права на интеллектуальную собственность являются непосредственным предметом международной торговли;
- — значительная часть услуг и промышленных товаров, которые задействованы в международной торговле, включают в себя элементы интеллектуальной собственности;
- — множество товаров, включающих компоненты интеллектуальной собственности, составляют обширный сектор контрафактной продукции, который в некоторых странах допускается и даже поощряется.
Когда возникает авторское право
Авторское право на произведения искусства, науки и литературы, возникают в момент его создания, в независимости его обнародования.
Создание произведения, вытекает в последующем его обретении объективной формы. К примеру, в виде заметок, примечаний, записей. В целом при создании произведения, для возникновения авторских прав не требуется регистрация произведения или выполнение других формальностей.
При этом, законодательство предоставляет возможность добровольно зарегистрировать авторство на свое произведения, во избежание возможных споров относительно прав на авторство.
На будущее, во избежание любых возможных проблем с правом на авторство, соблюдайте несколько условий:
- Необходимо сохранить факты, доказательства вашей творческой деятельности (черновики, записи, первые образцы работ, примечания, собранные материалы).
- Закрепите временный приоритет для обладания определенным конкретным объектом.
Авторские права юридических лиц
Исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства, допускается признание автором лишь физического лица. Есть правило – значит, есть исключение. Это правило применимо и к авторскому праву.
В случаях, когда произведение было создано, не на территории РФ, а за ее пределами, то авторские права рассматриваются международными авторскими правами. В соответствии с международными авторскими правами, автором на интеллектуальную собственность имеет право выступать юридическое лицо. Также, юридическое лицо может выступать автором, когда осуществляется создание произведения физическим лицом, исполняющим свои служебные обязанности. То, что он создал исходя из трудовых обязательств, принадлежит юридическому лицу. Либо также право авторство может перейти к юридическому лицу, согласно завещанию определенного автора на произведение.
Также, когда юридические лица создают, газеты, журналы, энциклопедии, сборники трудов. Словари, аудиовизуальное произведение, фильмы.
Особенности передачи авторских прав
Согласно статье 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору появляется с момента ее передачи новому собственнику. Аналогичную ситуацию мы можем видеть на аукционах, когда автор (или правообладатель) дает согласие на продажу своего творчества, а другое лицо получает возможность легально приобрести произведение искусства.
Но покупка любого авторского произведения на материальном или цифровом носителе не лишает автора исключительных прав на него. Для того, чтобы можно было законно использовать произведение и распространять его, например, печатать иллюстрацию дизайнера на упаковке, должны быть переданы именно исключительные права.
Очень часто можно наблюдать такую ошибку – произведение другого автора без его разрешения используется в качестве основы для создания собственного творческого решения. Например, художник рисует иллюстрацию по чужой фотографии. Это также является нарушением авторских прав, так как по статье 1260 ГК РФ производные произведения должны разрабатываться с соблюдением прав авторов исходных объектов.
Основные условия авторского договора
Необходимо учитывать, что по статье 310 Гражданского кодекса РФ одностороннее расторжение договоров в произвольном порядке не допускается. Но условия такого расторжения могут быть прописаны в самом соглашении.
Для предоставления гарантий соблюдения прав обеих сторон авторский договор должен быть максимально детализированным. В нем нужно указать:
- Предмет договора, по возможности его основные характеристики, например, для литературного произведения – его жанр, объем и структуру текста, сюжет. К договору можно приложить техническое задание, конкретизирующее требования заказчика.
- Срок исполнения заказа, без указания которого договор считается недействительным. Договор авторского заказа, в отличие от трудового договора, имеет разовый характер. Заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, если автор не выполнил заказ в установленный период + ¼ общего срока (так называемый льготный период по ст. 1289 ГК РФ).
- Количество допустимых доработок и порядок их оплаты. Так как оценка авторского произведения носит чисто субъективный характер, такое условие договора позволит обезопасить автора от бесконечного количества необоснованных доработок.
- Размер авторского вознаграждения и порядок его выплаты. Договор авторского заказа может быть возмездным или безвозмездным, когда создание произведения происходит без оплаты автору. Но в последнем случае такое условие должно быть прямо указано в тексте договора, так как по умолчанию такое соглашение считается возмездным.
- Конкретные способы использования произведения заказчиком после исполнения договора, например: тиражирование иллюстрации или книги, опубликование в сети Интернет. Если в договоре не указан один из способов использования, то считается, что автор не дал разрешения.
Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности , которые представляют собой нематериальные блага.
Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:
1) промышленную собственность;
2) авторское право.
Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.
Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты :
А) авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства;
Б) права, смежные с авторским, – права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания;
В) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
Г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);
Д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование;
Е) право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;
Ж) право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;
З) право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;
И) правоотношения в сфере коммерческой и служебной тайны.
Евразийская патентная организация (ЕАПО) – организация, действующая на основе патентного ведомства бывшего СССР и включающая в свой состав республики бывшего СССР, подписавшие Евразийскую патентную конвенцию.
Членами ЕАПО являются все договаривающиеся организации. Депозитарием Конвенции является Генеральный директор ВОИС, который также выступает в качестве посредника при возникновении какоголибо спора по вопросам толкования или применения Конвенции. Штабквартира ЕАПО находится в Москве, использует ресурсы патентного ведомства бывшего СССР и пользуется поддержкой Патентного ведомства РФ.
Органы ЕАПО – Административный совет и Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ). Административный совет (высший орган ЕАПО) назначает Президента ЕАПО, утверждает бюджет ЕАПО, а также Патентную, Финансовую и Административную инструкции, одобряет соглашения, заключенные ЕАПО с государствами и межгосударственными организациями. Все вопросы рассматриваются на очередных (один раз в календарный год) и внеочередных заседаниях Административного совета, в которых с правом совещательного голоса принимает участие и полномочный представитель ВОИС.
ЕАПВ выполняет все административные функции ЕАПО, включая рассмотрение заявок и выдачу евразийских патентов. ЕАПВ возглавляется Президентом, в штате которого каждое государствоучастник имеет свою квоту.
Евразийская патентная конвенция вступила в силу 12 августа 1995 г. Евразийская патентная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, которыми либо устанавливаются единые требования по ряду вопросов, либо допускается их самостоятельное решение в национальном патентном законодательстве стран—участниц Конвенции. ЕАПВ выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Главная цель Конвенции – создание межгосударственной системы правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств – участников Конвенции. Патент выдается ЕАПВ по резуль татам экспертизы по существу, проводимой по ходатайству заявителя, при условии соответствия изобретения критериям патентоспособности. Срок действия евразийского патента – 20 лет с даты подачи евразийской заявки.
В соответствии с Конвенцией ЕАПО является самофинансируемой. Никакое договаривающееся государство не может быть обязано уплачивать взносы в ЕАПО. Однако Российская Федерация предоставляет ЕАПО авансы, при чем размеры этих авансов и условия являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством РФ.