Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отразить в казенном учреждении перевод основного средства в материалы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями.
Активы культурного наследия
Стандарт ОС содержит в себе новое понятие Активы культурного наследия. Это активы, возникающие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Активы культурного наследия включают в себя:
-
объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями;
-
произведения живописи;
-
скульптуры;
-
декоративно-прикладного искусства;
-
объекты науки и техники;
-
иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической ценностью.
Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств
Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье .
Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.
Отчетная форма состоит из пяти разделов:
- Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
- Результаты деятельности субъекта БО.
- Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
- Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
- Прочие вопросы деятельности субъекта БО.
Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.
Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:
- Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
- Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
- Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
- Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
- Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.
Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.
При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:
- Использовать утвержденные учреждением формы.
- Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
- Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
- При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.
На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.
Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.
При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.
В соответствии со Стандартом, основные средства — это материальные ценности:
- являются активами;
- независимо от их стоимости;
- срок полезного использования — более 12 месяцев;
- предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления, праве владения, праве пользования имуществом, возникающем по договору аренды, имущественного найма, договору безвозмездного пользования.
Обратите внимание, объект относят к ОС, если он является активом. А это означает, что он приносит экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. С выгодой все более или менее понятно. А что такое полезный потенциал?
Согласно Стандарту основное средство имеет полезный потенциал, если:
- используется для выполнения государственных, муниципальных функций в соответствии с целями создания учреждения; для управленческих нужд;
- необязательно обеспечивает поступление денежных средств;
- его можно обменять на другие активы или погасить им обязательства.
Другими словами, если учреждение использует ОС при выполнении государственного или муниципального задания, то оно точно является активом.
Но учреждение может иметь имущество, которое не использует ни для выполнения госзадания, ни в приносящей доход деятельности. Вроде и не сломано, но устарело и никому не нужно, продать его невозможно. Или как в нашем вопросе: сломано, но стоит столько, что страшно списать.
В соответствии с требованиями Стандарта, такие объекты активами не являются и не должны учитываться на балансовых счетах. Отражать их нужно на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Как это сделать? Как правильно оформить?
Нормативное регулирование
Нередка ситуация, когда изначально принятый к учету инвентарный объект впоследствии требуется разделить на несколько объектов и/или перекомплектовать. Например, гарнитур мебели был принят к учету как один объект, а затем потребовалось часть предметов выделить как отдельные инвентарные объекты. Как отразить разукомплектование в учете? Ранее методологи предлагали списать объект ОС на счет 106.00, а затем с него поставить на учет новые инвентарные объекты — на счет 101.00, или материальные запасы — на счет 105.00.
В редакции от 17.08.2015 № 127н Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, предложено иное решение.
Пункт 10 Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 17.08.2015 № 127н дополнен новыми абзацами:
Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств. Отражение в учете операций по списанию оборудования
Пример 3. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью 45 000 руб. (табл. 6). В составе основных средств главного администратора бюджетных средств учитывается оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки (комплект зацепок полиэфирных) на сумму 3, 6 тысОбоснование вывода: Примеры проводок в бюджетном учетеПродолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество). Проводки по переводу материалов в основные средства в бюджетеДата публикации 16.03.2020 При инвентаризации материалов в целях перехода с 01.01.2020 года на новый стандарт «Запасы», учитывая условия их использования, возникла необходимость реклассифицировать материальные запасы (счет 105 00) и перевести в иную категорию объектов бухгалтерского учета (счет 101 00). На счете 105 36 числится объект «Станок заточный» стоимостью 54,00 руб. за единицу. Объект служит более 12 мес., соответствует критерию «актив», следовательно, независимо от стоимости он должен учитываться на счете 101 34. В соответствии с СГС «Запасы» выбытие материалов из одной группы активов и поступление их в другую группу при реклассификации отражается в бухгалтерском учете одновременно. Какой корреспонденцией счетов оформить реклассификацию материальных запасов? Следует проводить реклассификацию в межотчетный период (31.12.2019) или оборотами 2020 г.? Должна быть проведена переоценка объекта до справедливой стоимости после отнесения на счет 101 00? Каков порядок начисления амортизации на этот объект? По нашему мнению, операция отражается в учете как реклассификация, только если станок был получен безвозмездно в текущем году. В ином случае учреждение должно было реклассифицировать объект в момент получения, а если это своевременно не было сделано, имеет место ошибка прошлых лет. Перевод материальных запасов в иную группу либо категорию объектов бухгалтерского учета в связи с их реклассификацией не приводит к изменению их стоимости как в бухгалтерском учете, так и в отчетности (п. 27 СГС «Запасы»). Следовательно, проводить переоценку объекта до справедливой стоимости не нужно. В учете учреждения могут быть отражены следующие записи по реклассификации: Поскольку вопрос не урегулирован, рассматриваемые корреспонденции необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н. В соответствии с п. 10 Инструкции № 174н выдача в эксплуатацию объектов основных средств, стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда) отражается бухгалтерскими записями: Если перемещение станка обусловлено изначально неверной классификацией объекта, имеет место учетная ошибка. В случае неверной классификация объектов учета в прошлых отчетных периодах необходимо исправить ошибку прошлых лет. Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью по способу «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет инструкциями по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета не предусмотрены. Следовательно, учреждению необходимо их согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н. Учет основных средств в бюджетеБухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия 12.01.2005 подписывайтесь на наш канал До 1 октября 2005 года органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения должны перейти на новый порядок бюджетного учета (инструкция от 26.08.2004 № 70н). О том, как учитывать основные средства в соответствии с новым планом счетов, рассказывает преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина России Т.В. Емельянова. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов. 1-17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов. 18 разряд — код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0; бюджетная деятельность — 1; предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход — 2; деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3. 19-20 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета. 22-23 раздел — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета. 24-26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления. Возможные риски перевода ОС в товарыОтсутствие финансовой выгоды как таковой — это только одна сторона вопроса. Другая сторона — возможные налоговые риски и, как следствие, возникновение расходов, связанных с ними. Выше мы уже коснулись наложения ответственности за использование нетиповых бухзаписей по ст. 120 НК РФ: здесь возможен штраф в размере 10 000–30 000 руб. — если не произошло занижения налоговой базы; в размере 20% от неуплаченного налога — если эта неуплата была допущена. Искажение любой строки форм бухотчетности не менее чем на 10% —нарушение, подпадающее под ст. 15.11 КоАП РФ. Ответственность — админштраф на должностных лиц 5000–20 000 руб., возможна и дисквалификация на 1–2 года. ВАЖНО! Аргументами в пользу того, что План счетов не запрещает использовать нетиповые проводки, могут служить такие доводы. Во-первых, сам Минфин иногда рекомендует в своих письмах нестандартные корреспонденции (например, Дт 19 Кт 83 — в письме от 30.10.2006 № 07-05-06/262, Дт 68 Кт 99 — в письме от 15.02.2006 № 07-05-06/31 и др.). Во-вторых, письмом Минфина РФ от 15.03.2001 № 16-00-13/05 План счетов признан не нормативно-правовым документом. Иначе, говоря, он представляет собой инструкцию, устанавливающую единые подходы к применению бухсчетов, но приведенные в нем типовые корреспонденции не исчерпывающие и не предусматривают все возможные виды операций, встречающиеся в хоздеятельности. Отражение перевода основного средства в материалыПорядок действий, когда исправляете ошибку, зависит: от даты, когда она обнаружена, и от того, надо ли править регистры бухучета. Чтобы выбрать способ исправления, определите, нужна ли правка журналов операций. Правки в журналы операций за прошедший месяц не вносите. Все уточнения отразите в том месяце, когда нашли ошибку. Федеральный стандарт «Основные средства». Какие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности? Федеральный стандарт «Основные средства» (далее – Стандарт) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт применяется при ведении бухгалтерского учета основных средств, в том числе полученных в рамках арендных отношений, но на основании положений федерального стандарта «Аренда». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями. Основные средства – материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, в том числе находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также для представления в рамках арендных отношений, в том числе инвестиционная недвижимость. Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средствОсновные средства — это материальные ценности, которые планируется использовать для осуществления деятельности учреждения не менее 12 месяцев. Причем в процессе признания ОС в бухгалтерском учете его стоимость не играет никакой роли.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:
На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:
Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли: Дебет 02 Кредит 84 — 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС. Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике. Итак, обобщим все сказанное. Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.
1. На каком счете учитывать с 2021 года неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)? С 2021 года в соответствии с положениями Федерального стандарта «Нематериальные активы»*(1) неисключительные права на РИД учитываются в составе нематериальных активов на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами». При этом в 23 разряде номера счета необходимо указать конкретную букву, детализирующую счет 111 60 в зависимости от вида нематериального актива. Такая группировка разработана с учетом положений Федерального стандарта «Нематериальные активы» и ОКОФ*(2)(3):
Например, неисключительные права на антивирусную программу будут учитываться на счете 111 6I. 2. Как перенести неисключительные права на РИД со счетов 01 и 401 50 на счет 111 60? С 2021 года неисключительные права на РИД больше не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и балансовом счете 401 50 «Расходы будущих периодов». Соответственно, нужно перенести остатки с этих счетов на соответствующие счета учета по правам пользования нематериальными активами — счет 111 60. Для этого первоначально в 2021 году необходимо провести инвентаризацию, в рамках которой нужно выявить неисключительные права на РИД, которые могут быть перенесены. В этих целях должностным лицам учреждения придется ответить на следующие вопросы, касающиеся каждого неисключительного права, учтенного до 2021 года на забалансовом счете 01 (и возможно на счете 401 50):
Если неисключительное право пользования РИД документально подтверждено, срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, объект соответствует понятию «актива» и является идентифицируемым, то в учете операциями 2021 года следует отразить:
Дебет 0 106 6Х 35Х Кредит 0 401 50 226; Дебет 0 111 6Х 35Х Кредит 0 106 6Х 35 При отсутствии остатка на счете 401 50: Дебет 0 111 6Х 35Х Кредит 0 401 10 199. Если хотя бы на один из приведенных выше вопросов ответ будет отрицательным, то неисключительное право пользования нематериальным активом не должно учитываться на забалансовом счете 111 60. В учете в таком случае нужно будет отразить следующие записи:
Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х0 226) Кредит 0 401 50 226 3. Кто и на каких счетах должен учитывать земельные участки в различных ситуациях? С 2021 года начал применяться Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»*(6). С учетом п. 10 Федерального стандарта «Непроизведенные активы», а также пп. 36, 71, 76, 77, 78, 144, 333, 381, 383 Инструкции № 157н*(7), п. 16 Инструкции № 162н, п. 20 Инструкции № 174н, п. 20 Инструкции № 183н*(8) можно сделать следующий вывод о счетах, применяемых для учета земельных участков в различных ситуациях. Учет у уполномоченного органа:
Учет у организации бюджетной сферы:
4. Может ли имущество, отнесенное к материальным запасам, использоваться в течение периода, превышающего 12 месяцев? Может. Объясняется это следующим образом. Одним из критериев отнесения имущества к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции № 157н*(7) является срок использования, составляющий 12 месяцев и менее. Более того, для многих бухгалтеров при классификации имущества на основные средства или материальные запасы срок использования является ключевым критерием. Поступление ос в казенном учреждении проводкиВ основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов. Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:
Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D. Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте. На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70. Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены. В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г. Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093). Похожие записи: |