Аргументы к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аргументы к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.

Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.

Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.

Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое внимание уделяется поступку прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Разговаривая с Иешуа Га-Ноцри, который попал на допрос из-за доноса на него, Понтий Пилат внутренне убежден, что бродяга-философ не виновен. Однако боясь за собственную карьеру, Понтий Пилат признает вину Иешуа Га-Ноцри, понимая, что в обратном случае его отстранят от должности, поскольку Га-Ноцри оскорбил государя. Понтий Пилат не готов идти против закона, он боится отказаться от служения государству, хоть и понимает истинность слов бродяги-философа. Понтий Пилат хочет оказать влияние на Каифу, благодаря которому Иешуа Га-Ноцри могут отпустить, однако сам не признавать вину обвиняемого в преступлении он не хочет. В результате решения Понтия Пилата Иешуа Га-Ноцри оказывается казненным.

Внутренние переживания Понтия Пилата не завершаются после казни бродяги-философа, наоборот, они только увеличиваются. Прокуратор Иудеи чувствует себя виноватым, он испытывает угрызения совести. Пытаясь очистить свою душу, он предлагает Левию Матвею, ученику Иешуа Га-Ноцри, работу, а также тайно подстраивает убийство Иуды, предавшего бродягу-философа. Однако это не помогает Понтию Пилату избавиться от угрызений совести, он понимает, что совершил ужасный поступок из-за своей трусости, которую он не может себе простить.

М.А. Булгаков показывает, что за отправление Иешуа Га-Ноцри на казнь с целью сохранить свою карьеру Понтий Пилат наказывается Вечностью постоянным чувством вины. Понтий Пилат не забывает об Иешуа Га-Ноцри после принятого обвинительного решения, он помнит о нем до конца своей жизни и даже после нее, в мире Вечности. На протяжении двух тысяч лет герой тяготится своим поступком, считая себя трусом, он раскаивается и мечтает о том, чтобы продолжить разговор с бродягой-философом. Бессмертие становится для Понтия Пилата не подарком, о котором мечтают многие, а наказанием, которое было ненавистно ему. Помещая образ Понтия Пилата в главы, посвященные Вечности, М. А. Булгаков затрагивает проблему ответственности за свои поступки и проблему наказания за преступление.

Но автором поднимается и другая проблема: проблема прощения. Раскаявшийся Понтий Пилат оказывается прощенным самим Иешуа Га-Ноцри, он освобождается от вечной жизни, которая мучила его. М. А. Булгаков выражает мысль о важности раскаяния в собственном преступлении.

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.
  2. А. Платонов, «Юшка». На преступление людей толкает безнаказанность. Юшку били, обзывали, забрасывали камнями даже дети, потому что он никогда не давал сдачи. Все люди были уверены, что он все стерпит и ничего не сделает в отместку. Пользуясь его слабостью, прохожие и соседи самоутверждались и выплескивали свою злобу. Они привыкли к тому, что Юшка играл роль мальчика для битья. Но вот настал тот миг, когда герой возразил в ответ на оскорбления незнакомца. И тот сильно ударил его, не ожидая сопротивления. От этого нападения Юшка и скончался. К сожалению, его непротивление злу насилием поощрило преступников и привело к трагическому исходу. Люди с маргинальными наклонностями проявляют себя именно в тех обстоятельствах, когда им ничто не угрожает разоблачением.
  3. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». К сожалению, справедливость в большинстве случаем требует отказа от гуманности. Вспомним пример Егора Полушкина: герой охранял заповедник и был сильно избит браконьерами, когда попытался им помешать. В больнице Егора допрашивали следователи, но толку не было, ведь больной никого не выдал, хотя всех видел. Егор не хотел становиться доносчиком, жалел людей, проявил гуманность, но справедливо ли это? Он умер от полученных увечий, так и не выйдя из больницы. А его обидчики и губители леса должного наказания так и не получили. Урок не был усвоен, и они продолжили свою вредительскую деятельность. Благодаря Полушкину и его доброте они вышли сухими из воды. А справедливость требовала доноса, обвинения, суда, которые совсем не совместимы с гуманностью.
  4. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать. Его пожалела Марфа Петровна. Она выкупила Аркадия и вышла за него замуж. С ее стороны это было настоящим милосердием: она дала преступнику и падшему человеку с дурной репутацией второй шанс. Он получил капитал, большой дом и высокий статус в обществе. Жена же закрывала глаза на его «шалости» с крепостными девушками. Аркадий не усвоил жизненного урока и продолжил развратничать. Он насиловал и совращал тех, кто не мог ему отказать в силу зависимого положения. Дуня Раскольникова тоже пожалела Аркадия, поверила ему, а он и тут воспользовался чужим сочувствием и едва не сделал героиню своей любовницей. Все шансы, подаренные добрыми людьми, Свидригайлов воспринимал как поощрение своей дурной натуры. Милосердие вновь и вновь давало ему возможности развратничать. Стоит признать, что преступники не заслуживают снисхождения, ведь пользуются им для совершения новых «подвигов».
  5. И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину. Он ее баловал, во всем потакал, а потом она отправилась в пансион. Там Ася не прижилась, ведь ее происхождение отталкивало детей из знатных семей. Гагин, узнав об этом, взял воспитание девушки под свой контроль. Он выполнил просьбу отца — позаботился об Асе. Чтобы героиня не переживала из-за своего двусмысленного статуса, он вывез ее за границу. Там девушка получала полное обеспечение и свободу действий. Гагин во всем помогал ей и охранял ее честь. Он даже посоветовал своему другу Н.Н. не обнадеживать его сестру и отступиться, если его намерения не серьезны. Гагин и увез ее, как только понял, что сердце девушки разбито. Герой проявил ответственность, ведь исполнял свои обязанности очень качественно и добросовестно.
  6. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села о��а уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.
  7. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Героине Пушкина было стыдно за то, что она бросила отца и не сообщала о себе ничего почти два года. Дуня была для него единственной отрадой, смыслом жизни. Самсон Вырин все делал для своей дочери и очень гордился ею. Но однажды ее увез с собой гусар, который остановился на станции и увлекся красотой девушки. Отец пошел искать нерадивую дочь и нашел ее в столице. Но Минский отказался отдавать ее, пытался откупиться деньгами, как будто покупал товар. Отец выкинул деньги и пошел по следу офицера. Выследив адрес, он проник в квартиру. Дочь при виде его упала в обморок. И Минский выставил Самсона за дверь. Пришлось смотрителю возвращаться ни с чем. Он запил от горя и скоро умер, ведь дочь ничего не сообщала о своей судьбе. А спустя годы на его могилу приехала богато одетая дама с детьми. Дуня застала лишь надгробие и горько плакала, так как ощущала вину за раннюю кончину отца. Ей было стыдно за то, что она предала человека, который так ее любил. Став матерью, она поняла всю подлость своего поступка и глубину боли Самсона.
  8. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Муки совести — это нравственные страдания человека, признающего свою вину. Например, Вера испытывала раскаяние, когда узнала, что из-за нее Желтков совершил самоубийство. Чувство вины мучило ее из-за телефонного разговора, в котором она холодно и безразлично попросила героя закончить «эту историю». Она ощущала ответственность за то, что ее отказ в такой форме был главной причиной этой трагедии. После сообщения в газете Вера даже сама отправилась в квартиру Желткова и получила его предсмертное письмо. Дома она плакала и слушала сонату Бетховена, которую он так рекомендовал в этом послании. Веру тяготили муки совести и смутное осознание того, что мимо нее прошла великая любовь. И это чувство ослабело только тогда, когда она поняла сердцем, что Желтков простил ее.
  9. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни. Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя.
  10. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Главной причиной повышения уровня преступности является нищета. Когда людям нечего есть, они готовы на все, чтобы прокормить себя, и их в этом сложно винить. Вот и герои повести Короленко преступают закон только потому, что государство никак не помогает им получить хотя бы кусок хлеба, необходимый для выживания. Валек стал сиротой и не имел ни дома, ни еды, ни возможности все это заработать. У мальчика была больная сестренка, которая тоже просила кушать. Что ему оставалось делать? Только воровать еду, пока почтенные господа закрывали глаза на беспризорников и их беды, зато активно осуждали воровство. Ребенок был поставлен перед выбором без выбора: либо умереть от голода, либо совершить кражу. Когда в обществе много таких людей, уровень преступности будет только расти. Поэтому так важно создавать социальные программы и финансировать их.
  11. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Уровень преступности зависит от социального и нравственного микроклимата в регионе. Например, в городе N казнокрадство, мздоимство, невыполнение служебных обязанностей стали нормой жизни. Все люди видели, как городничий и другие чиновники наживаются на преступлениях и не несут никакой ответственности за это. Будет ли обыватель уважать закон, если судья говорит, что берет взятки борзыми щенками и не видит в этом ничего плохого. Ему проще купить борзого щенка и воровать дальше, раз таковы правила игры. Поэтому вполне объяснимо, что все просители пытались подкупить мнимого ревизора и кляузничать друг на друга. Взятки в такой среде в порядке вещей. Правовой нигилизм приводит общество к повышению уровня преступности.
  12. А.И. Куприн, «Олеся». Человек всегда несет ответственность за то, чего делает или не делает. Вот, например, Олеся, зная о финале своей любовной истории, все равно испивает чашу до дна и идет на все жертвы ради великого чувства. Иван Тимофеевич перед ней как на ладони, и все его слабости ей известны. Но Олеся принимает все возможные последствия их связи. В отличие от кавалера, она не питает иллюзий насчет будущей семейной жизни и предлагает невыгодные для себя условия — быть любовницей, а не женой, принять его веру и отказаться от своей. И за все эти решения девушке приходится платить большую цену: ее избивают прихожане, и она вынуждена бежать из Полесья навсегда. Но Олеся не ропщет на судьбу, а понимает, что данные последствия были неизбежной платой за счастье.
  13. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». К сожалению, преступники далеко не всегда раскаиваются в том, что сделали. Напротив, многие из них пытаются оправдаться и выставить себя жертвами злого рока, сняв с себя ответственность. Например, офицер, убивший Олю Мещерскую, повел себя на суде вызывающе и подло. Мужчина винил саму девочку в том, что она его соблазнила и обманула. По его словам, Оля была его невестой, но для девушки это обещание было игрой. На вокзале она посмеялась над любовью офицера и дала ему свой дневник, где был описан ее опыт общения с другим мужчиной. Оказывается, гимназистку уже соблазнил друг отца. Офицер же считал себя жертвой лжи, что, по его мнению, оправдало его преступление. Оля сама была виновата, она его спровоцировала — такова логика обвиняемого. Никакого раскаяния в его словах не было. Он и вправду полагал, что имел право отомстить женщине, которую возомнил своей собственностью.
  14. М. Горький, «На дне». Если грех — это морально-нравственное понятие религиозного характера, то преступление — это его правовой эквивалент, закреплённый в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, в пьесе «На дне» убийство по неосторожности совершает Васька Пепел. Формально он виноват и пойдет под суд. Ему грозит каторга. Но настоящий грех совершила Василиса — жена Костылева. Она давно планировала убийство мужа и даже просила своего любовника совершить это деяние. Васька отказался, он не хотел брать грех на душу. Но Василиса подстроила все так, что завязалась драка, и в ней Пепел случайно ударил Костылева. Настоящей виновницей случившегося была именно она, с нравственной точки зрения. Это грех. А Пепел осужден за преступление, ведь именно от его руки погиб Костылев. Его поступок — преступления, с правовой точки зрения. Значит, грех в данном случае стал причиной убийства.
  15. В.П. Астафьев, «Людочка». Никто не может отказать жертве в праве на месть, когда закон не работает, и преступление остается безнаказанным. Так случилось и в истории Людочки. Девушка пострадала от группового изнасилования, но уголовники держали в страхе всю округу, и Люда не могла пожаловаться и написать заявление. Ей угрожали пытками, а хозяйку дома, где она жила, запугали сожжением всего имущества. Самое страшное, что те же люди снова домогались до жертвы, ведь их подстегнула безнаказанность. От безысходности Люда повесилась. Тогда ее отчим, узнавший об беде слишком поздно, решил покончить с бандой Стрекача. Он избил уголовника и бросил его в кипящую реку отбросов и промышленных отходов. Только эта расправа отрезвила шпану. Например, Артем Мыло взялся за голову и перестал вести маргинальный образ жизни. Очевидно, что месть в данном случае не только была правомерной, но и пошла всем на пользу.

Аргумент по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (роль любви, влияние любви на жизнь человека)

Жизнь героини романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» кажется с первого взгляда счастливой и безоблачной. Маргарита была женой чрезвычайно видного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения, не знала счёту деньгам, жила в огромном особняке. Однако мы узнаем, что это всего лишь фасад: с тех самых пор, как в девятнадцать лет она вышла замуж и обосновалась в особняке, она не была счастлива ни одной минуты.
Однажды весной, когда Маргарита гуляла по Тверской и несла цветы, она встретилась с мастером, которого поразила «не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах». Внезапно Маргарита обратилась к мастеру: «Нравятся ли вам мои цветы?» Услышав, что тот предпочитает розы, Маргарита виновато улыбнулась и выбросила свой букетик в канаву. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – рассказывает мастер Ивану. С тех пор её жизнь изменилась, она больше не была одинокой. Сама она считала, что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её была пуста.Любовь к мастеру наполнила ее жизнь смыслом, сделала ее сильнее, раскрыла важнейшие качества ее личности: смелость, силу духа, доброту.

Аргумент по роману И. А. Гончарова «Обломов» (цель в жизни, целеустремленность, активная жизненная позиция)

Один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов» знает, насколько важно ставить цели и достигать их. Речь идет об Андрее Штольце – лучшем друге Ильи Обломова. Жизнь Штольца представляет собой непрерывное движение и даже его портрет подчёркивает динамичность его жизни: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Читайте также:  Выплаты на 2 ребенка в 2023 Воронеж

Штольц «шёл да шёл упрямо по избранной дороге», «шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды». Однако, будучи уравновешенным и расчётливым человеком, Штольц «отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна». Измерив их и не найдя средств преодоления, он отходил, «что бы там про него ни говорили».

Выше всего в людях Штольц ценил настойчивость в достижении целей, которая в его глазах была признаком характера. Сам обладая настойчивостью в высшей степени и уважая настойчивых людей, «как бы ни были неважны их цели», он любит и ценит Обломова, не умеющего добиваться исполнения задуманного.

Примеры из художественной литературы

1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема преступления и наказания является одной из главных. Ярче всего эта проблема раскрывается в Ершалаимских главах, где автор показывает сцену причинения зла. Используя приём психологизма, писатель передает читателям внутреннюю борьбу и хаос в душе прокуратора Иудеи после того, как он подписал смертный приговор бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат казнит себя за трусость, которую проявил во время допроса и принятия решения. Такая деталь, как ласточка, влетевшая в окно, говорит о том, что прокуратор готов был отпустить арестованного. Однако после некоторого осмысления и осознания, он понял, что это может стоить ему должности или даже жизни. Так, Пилат Понтийский все-таки подписывает смертный приговор философу. Именно в этот момент ласточка вылетает из дворца, унося за собой и свободу невинного человека.

Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от власти. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности и совести. Таким образом, Булгаков показывает парадокс, к сожалению, часто происходящий во все времена: бесстрашный правитель, жестокий и безжалостный, струсил перед вышестоящей властью, испугался потерять свои власть и богатство.

Тему трусости автор развивает, сопоставляя сцены в Ершалаиме с библейским сюжетом распятия Христа. Совершив преступление против не только невинного человека, но и самого себя, прокуратор обрекается на долгое, двухтысячелетнее наказание, и заключается оно в бессмертии. Прокуратор наказан за осознанный выбор, который человек делает в своей жизни. И главная проблема заключается в том, что этим выбором руководили мелочные страхи.

В итоге автор приводит прокуратора к духовному перерождению и восстановлению истинной человеческой сущности — способности к милосердию. Понтий Пилат понимает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое не заканчивается. Освобождение и прощение приходит к нему только в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты, и он уходит по лунной дороге, беседуя с Иешуа.

Понтий Пилат прощён тем, против кого совершил преступление. Прокуратор уже отбыл свое наказание, и ему воздалось по делам его. Таким образом, становится понятна мысль М.А. Булгакова: только тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощён. За любым преступлением следует наказание.

2. А.С. Пушкин «Моцарт и Сольери»

Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная А.С. Пушкиным в трагедии «Моцарт и Сольери» — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого композитора Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он изображает двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — мрачен и безжалостен, отрекся от всего ради искусства. Музыка давалась ему с трудом, и лишь упорными занятиями, превратив ее в ремесло, он достиг успехов.

Для Сальери создание произведения — тяжелая и кропотливая работа, поэтому Моцарта, которому все давалось слишком легко, он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта, он завидует его таланту. Моцарт, по его мнению, всего лишь гуляка, и его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это кажется ему несправедливым и гложет его изнутри.

Таким образом, Сальери движет именно чувство зависти к более успешному композитору. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие искусства — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.

3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» – пять остальных и эпилог. Это говорит об особой важности для Достоевского проблемы наказания. Подвергая Раскольникова различным формам наказания и самобичевания, Достоевский не только противопоставляет плохому Родиону хорошую Соню, но и сопоставляет две стороны самого Раскольникова: отрицательную и положительную. Таким образом, отображая напряженную борьбу внутри самого героя: борьбу между убийцей и гуманистом. Между этими двумя контрастными психологическими состояниями ведется непрекращающаяся яростная дискуссия «за» и «против» убийства. Примечательно, что Раскольников, пытаясь объяснить мотивы своего преступления, не исповедуется перед Соней в привычном для нас представлении.

Ему не нужно, чтобы его поняли другие, прежде всего, ему необходимо понять самого себя: зачем, почему и для чего он убил старуху? Раскольников сам этого точно не знает и, пытаясь понять мотивы своих действий, рассматривает различные версии убийства, из которых каждая последующая опровергает предыдущую. Так, он в начале думал, что убил, для того чтобы помочь бедным, затем, для того чтобы помочь матери и сестре. Еще одн��й версией была проверка своей и теории и самого себя на право называться человеком высшего разряда.

Такая смена версий убийств составляет одну из черт композиции романа. А сам Раскольников находится в процессе постоянного самопознания, потому что он не простой убийца, а убийца-теоретик, идеолог, мыслитель, испытатель идеи, которого интересует судьба всего мира.

Новаторством Достоевского в рассмотрении проблемы наказания и преступления явилось то, что он первый показал преступления и наказание не только как нарушение уголовного закона, но и как определенное состояние души преступника, болезненное состояние его сознания. Наказание – это не столько судебный процесс, приговор, тюрьма, каторга, сколько напряженные внутренние мучения человека, нарушившего, прежде всего, не уголовный, а нравственный закон. Объективность этого нравственного закона проявилась в том, что наказание в романе начинается не после, а еще до совершения преступления: колебания, неуверенность, сомнения, терзания героя, показывающие, что любое преступление чревато наказанием. Отсюда следует, что преступление и наказание связаны между собой не только причинно-следственной зависимостью, они, словно две стороны одной медали, а потому любое преступление приводит к наказанию.

Важно, что через наказание проводятся и другие герои, многие из которых в определенном смысле тоже преступники. Каждый из них несет свое наказание, соответствующее преступлению: самоубийство Свидригайлова, разоблачение Лужина, гибель Алены Ивановны. Тем не менее, в этой атмосфере всеобщей преступности убийство человека – самое страшное преступление. Таким образом, автор хотел донести, что нельзя никогда, ни при каких условиях, ни под каким предлогом лишать жизни никакого, даже самого ужасного, ничтожного человека! Эта мысль о защите человеческой жизни как высшей и священной ценности и является основной мыслью романа и всего творчества Достоевского.

4. М. Горький «Старуха Изергиль»

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех частей: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре» и рассказ о судьбе самой Изергиль. Ларра – главный герой первой легенды. Он является сыном простой женщины и орла. Орел украл женщину из племени и забрал с собой, но спустя двадцать лет орел умер, и женщина вернулась с сыном обратно в свое племя. Однако Ларра был воспитан не по людским законам, поэтому презирал окружающих и считал себя лучше всех остальных людей. Он был слишком гордым, как и его отец орел.

Структура итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Вступление – вводит в тему сочинения, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая затрагивается предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос или представлено собственное мнение.

К примеру, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Преступление и наказание – вечная тема», может начинаться с размышлений о значении понятий преступления и наказания. Или можно задать вопрос, на который ответят аргументы, приведенные в основной части. Уместно заданный вопрос станет лучшей связкой между частями сочинения.

Необходимо помнить о рекомендуемом объеме вступления и не нарушать установленные нормы. Текста должно быть немного, но необходимо разъяснить тему, обозначив то, о чём пойдет дальше речь.

Основная часть (200-250 слов).

В основной части требуется привести доказательства собственных мыслей. Выпускнику необходимо убедить читателя согласиться с его точкой зрения. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Цитаты для направления «Преступление и наказание – вечная тема»

  1. «Невежество – мать всех преступлений. Преступление – прежде всего неразумение». Оноре де Бальзак
  2. «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления». Вальтер Скотт
  3. «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Бокль Генри Томас
  4. «Бедность – источник возмущений и преступлений». Аристотель
  5. «Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью». Готхольд Эфраим Лессинг
  6. «Общество часто прощает преступника, но не мечтателя». Оскар Уайльд
  7. «Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ». Франсуа де Ларошфуко
  8. «Раскаяние требует жертв». Мишель де Монтень
  9. «Преступников убивает не закон, их убивают люди». Бернард Шоу
  10. «За каждым богатством кроется преступление». Оноре де Бальзак

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

В «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» показано, что Сальери, завидуя Моцарту, совершает против него преступление, лишая его жизни. В произведении большее внимание уделяется не образу Моцарта, а образу Сальери, что говорит об авторском интересе к личности преступника.

А.С. Пушкин показывает, что Сальери решается на убийство Моцарта из-за тщеславия, стремления к величию, намерения показать собственное превосходство, желания быть лучше всех остальных. Сальери хочет стать великим музыкантом, но для этого, как он считает, ему нужно отсутствие талантливого Моцарта. Автор демонстрирует, что Сальери не был великим человеком и никогда не смог бы им стать из-за отсутствия огромного таланта и даже гениальности, которыми владел Моцарт, однако Сальери, решаясь на убийство Моцарта, хотел доказать самому себе, что он является великим.

В «Моцарте и Сальери» внимание обращается не только на то, что Сальери убивает гениального творца искусства, равных которому было сложно найти, но и на то, что Сальери убивает человека. А.С. Пушкин считает противоестественным то, что один человек уверен в том, что он имеет право распоряжаться жизнями других людей. Сальери идет на преступление против самого Бога, которое ничем нельзя оправдать. Убийство Моцарта – стремление Сальери сравняться с Богом, чтобы подчеркнуть свое величие.

Сальери признается, что носит с собой яд уже восемнадцать лет, что говорит о том, что убийство Моцарта – не внезапное, не случайное преступление, совершенное в состоянии аффекта, а преступление, давно спланированное, имеющее свои корыстные цели. Сальери убивает Моцарта не на дуэли, для гениального творца оно становится внезапным.

В произведении авторская позиция выражается с помощью размышлений Моцарта: «А гений и злодейство – // Две вещи несовместимые». Удивительно, что именно после этих слов Сальери бросает в стакан Моцарта яд. Размышления Моцарта о несовместимости гения и злодейства не рождают в Сальери чувство стыда и осознания ужаса поступка, который он собирался совершить, наоборот, они подталкивают Сальери, который пытается доказать самому себе, что слова Моцарта ошибочны. Неслучайно в рассуждениях Сальери появляется образ Микеланджело Буонаротти, который, согласно легенде, убил натурщика, чтобы создать скульптуру «Пьета».

Однако Сальери задается вопросом: неужели мысль о том, что «Бонаротти» – убийца, является «сказкой тупой, бессмысленной толпы», что на самом деле он не был убийцей? Больше всего Сальери после смерти Моцарта волнует следующий вопрос: «Но ужель он прав, // И я не гений?». Автор показывает, что убийство Моцарта не поможет Сальери стать известным и величественным гением.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Основой сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» является то, что государство ради строительства гидроэлектростанции, которая нужна для оснащения всей страны энергией, хочет затопить деревню-остров Матеру. Для этого оно занимается переселением жителей Матеры в город. Автор показывает, что молодые люди рады переехать из деревни в город, многие из них положительно относятся к техническому прогрессу в виде строительства ГЭС, кто-то и вовсе помогает в разрушении домов на территории острова, получая за это компенсацию.

В.Г. Распутин показывает, что ради технического прогресса люди готовы затопить целые края, уничтожив вместе с ними всех находящихся там представителей флоры и фауны. В повести выражается мысль о жестокости людей, которые ради достижения своих целей и удовлетворения собственных потребностей готовы пойти на преступление против самой природы. Автор подчеркивает, что люди, затапливая Матеру, приносят вред не только природе, но и самим себе, поскольку уничтожение животного и растительного миров и строительство гидроэлектростанции не может положительно сказаться на экологической ситуации в стране и на всей планете. В повести показано преступление против всего человечества.

Аморальным является и то, что люди, поддерживающие технический прогресс в виде строительства ГЭС, тем самым поддерживают затопление могил своих захороненных близких родственников и далеких предков. Безнравственно также то, что представители молодого поколения спокойно и даже с радостью покидают свою малую родину, с которой связано их детство и жизнь родственников, равнодушно относясь к ее затоплению. Незаинтересованные в сохранении связи со своими предками и с природой, безразлично относясь к чувствам родителей, бабушек и дедушек, они самостоятельно лишают себя нравственных начал. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?».

В.Г. Распутин находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры и переезду в город, которые против безнравственного и даже преступного отношения к малой родине, природе и человеку.

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.

№ Разделы и подразделы

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3 Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка (всего 6 тем):

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Аргументы по теме цели и средства в преступлении наказании

Но на самом деле нельзя действовать во благо, применяя всевозможные, даже преступные способы.

И герой, в конце концов, осознаёт это: Раскольников не чувствует никакого удовлетворения от того, что попытался изменить этот мир и себя, он мучается, понимая, на что он пошел ради этого.

Цель определяется средствами, которые мы используем для ее достижения.

Цель может казаться благородной внешне, но ее последствия бывают ужасны.

Доказательством может служить повесть Михаила Булгакова » собачье сердце». профессор преображенский преследует высокую цель, он инноватор. но что становится результатом его alt=»Аргументы по теме цели и средства в преступлении наказании»>

  • Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса
    В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь
  • Сочинение Что можно считать подлинным искусством?
    Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека
  • Сочинение-описание картины Осень. Веранда Жуковского (6 класс)
    По мнению многих художников, осенняя пора – романтичное время года. При этом у одних оно вызывает желание раствориться в природе, получив порцию умиротворения. Других располагает к созданию шедевров.

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание».

 Проблемы и аргументы к итоговому сочинению и сочинению из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной.

Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий.

Цель его жизни – «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению.

Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души.

Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек.Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры.

Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия?

Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества».

По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики.

Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее.

Себя мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *