Как не остаться без еды и ночлега при задержке рейса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как не остаться без еды и ночлега при задержке рейса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае задержки авиаперелета по различным причинам (плохие погодные условия, технические неполадки в самолете, большая загрузка воздушного пространства аэропорта, внутренние проблемы авиакомпании и многое другое), Управление Роспотребнадзора рекомендует ознакомиться со следующей информацией.

Причины задержки рейсов

Если в планах пассажира, международный рейс которого отменили, сделать так, чтобы была получена компенсация за задержкурейса самолета, важно убедиться, что причина подобной проблемы входит в список компенсируемых. Обычно все причины, по которым самолет не смог покинуть аэропорт можно разделить на две большие группы. В первую входят причины, которые возникли по вине авиаперевозчика, а вторые являются следствием независимых причин. Чтобы определить, какая из них действует, важно разобраться в каждой категории подробнее.

Обвинить в задержке рейса можно аэропорт, если присутствует овербукинг. Так называют ситуацию, когда было продано слишком много билетов. В результате пассажир с билетом не может сесть на самолет, потому что на борту слишком мало мест, и все не поместятся. Ещё одна частая проблема – несостыковки в графике. Когда задержка была спровоцирована тем, что авиакомпания меняет график прилета и вылета, не сообщая об этом потенциальным пассажирам, из-за чего они опаздывают или вынуждены ждать дольше положенного. Также самолет не взлетит из-за неготовности экипажа, что также является полной виной авиакомпании. Но самой прозаичной причиной отмены рейса является материальная невыгодность для компании. Например, когда на международныйрейс покупают билеты слишком мало людей.

Что касается независимых причин, по которым произошла задержка, часто они связаны с неблагоприятными погодными условиями или природными катаклизмами, забастовками сотрудников всей отрасли или поломками самолета, а также рисками террористического характера. Вылеты могут отменить по требованию государства, из-за военных действий или по причине эпидемии. В перечисленных случаях отмена редко бывает окончательной. Обычно происходит перенос на более удобное время. Но когда именно можно будет вылететь, зависит от многих факторов, потому определить конкретные сроки трудно.

Обращение в суд является крайней мерой, если никакие другие действия не возымели должного эффекта. Если вы подали жалобу, но авиакомпания её проигнорировала, пострадавшие лица могут обратиться в суд. В таком случае ответчик уже не сможет проигнорировать ситуацию, и будет вынужден доказывать свою невиновность. Если у него это не получится, придется заплатить все требуемые компенсации, к тому же оплатить судебные издержки заявителя.

А учитывая, насколько часто авиакомпании нарушают свои обязательства, судебные разбирательства с ними не являются большой редкостью. Но при этом нужно принимать во внимание, действительно ли есть основания для обращения. Ими могут быть:

  • длительное откладывание вылета;
  • внеплановое изменение маршрута или отказ в перелете по незаконным причинам;
  • компания отказалась предоставить комфортные условия при дальнем перелете;
  • если сотрудники авиакомпании превысили свои полномочия;
  • изменение времени вылета без предупреждения пассажиров.

Права пассажиров и обязанности авиакомпании, в случае задержки рейса в России

Совсем не важно какой у вас рейс: чартерный или регулярный, выполняется крупным перевозчиком или лоукостером — права у пассажиров одинаковые.

Задержка на час-два обычно не так критична (за исключением случаев, если это стыковочный рейс, но об этом позже). А вот длительное многочасовое ожидание уже сказывается негативно. На что нам, простым гражданам, делать в таком случае? Уж точно не записывать оскорбительные видео и наезжать на представителей авиакомпании в социальных сетях. Это потом может плохо аукнуться.

В любом случае, ответственность лежит на могучих плечах авиакомпании, и дёргать работников аэропорта не нужно — они не при чём.

Сумма зависит от того, на сколько часов задержали рейс и дальности перелета.

  • 250 евро, если дальность перелёта – менее 1500 км (например, рейс Париж – Лондон), а задержка на 3 часа и более;
  • 400 евро, если дальность перелёта –1500 – 3500 км (например, рейс Париж – Москва), задержка на 3 часа и более;
  • 300 евро, если дальность перелёта – более 3500 км (например, рейс Нью-Йорк – Париж), задержка на 3-4 часа;
  • 600 евро, если дальность перелёта – более 3500 км (например, рейс Нью-Йорк – Париж), задержка на 4 часа и более.

Какие действия нужно предпринять при задержке вылета самолета?

Первое, что нужно сделать при задержке рейса, — найти представителя вашей авиакомпании в представительстве перевозчика в аэропорту, на стойке регистрации или возле выхода на посадку, если вы уже успели пройти в «стерильную зону».

Если по какой-либо причине вы не можете сами найти сотрудника авиалиний, обратитесь в справочную службу аэропорта или позвоните по телефону в представительство компании. Все контакты можно узнать на ее сайте или на сайте аэровокзала.

Не бойтесь проявлять инициативу. Представитель перевозчика обязан вам сообщить причину и время задержки рейса (пункт 74 ФАП), выдать вам талоны на напитки, питание и гостиницу в зависимости от срока опоздания самолета и проставить в маршрутную квитанцию или посадочный талон штамп с указанием причин и времени задержки. Последний вам понадобится при возврате авиабилета или для получения компенсации.

Читайте также:  Льготы по электроэнергии ветеранам труда в Самаре в 2023 году

Получение компенсации

За компенсацией можно обратиться сразу или позднее. Законом установлен 6-месячный срок, в течение которого пассажир имеет право направить претензию.

Авиакомпания не предоставила гостиницу и питание. Что делать?

К сожалению, такие случаи встречаются. Вам придется оплачивать все из своего кармана. Но не переживайте раньше времени, возможно деньги удастся вернуть.

  • Собирайте ВСЕ чеки и документы подтверждающие, что вы платили за еду, напитки и проживание во время ожидания вашего рейса.
  • Поставьте отметку у сотрудника авиакомпании о том, что рейс был задержан по вине авиакомпании.
  • По приезду обратитесь с заявлением в авиакомпанию и предоставьте им чеки. Некоторые авиакомпании предоставляют возможность оформить заявление прямо у них на сайте, в этом случае все чеки и документы нужно отсканировать и прикрепить в заявлению.

Чартер не задерживается, чартер переносится…

«Пунктуальность» чартерных рейсов — это головная боль турагентов. В разгар сезона до 80% жалоб и претензий со стороны туристов связаны именно с чартерной перевозкой, констатируют опрошенные эксперты.

Дело в том, что, приобретая билет на чартер в составе турпакета, турист соглашается с вероятностью изменения времени и даже даты вылета за несколько дней до отправления.

Как правило, последние корректировки в расписание вносятся за 3-4 дня до вылета, когда выписывается основная часть электронных билетов. И, к сожалению, нередки случаи злоупотребления такой свободой, отмечают эксперты. Например, в системе бронирования стоят удобные слоты: ранние вылеты, поздние возвраты. А за неделю до отправления рейс переносится на поздний вечер, что, конечно, не может не огорчать туристов, теряющих, по сути, день отдыха.

Подобная практика встречается, отмечают юристы, — чартерная перевозка толком не урегулирована законом. Отсюда множество неожиданностей, с которыми приходится сталкиваться путешественникам: от переноса времени до объединения рейсов.

Но кто ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха?

Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура — неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию — скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером — потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, — получить компенсацию не удастся.

Как утверждает Дмитрий Сарафанов, специалист по авиаперевозке, директор турагентства Toursale турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов — Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.

Однако, существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:

п. 50 Применяя законодательство защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

«Таким образом, новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки, — комментирует Илья Тугуев, адвокат. — За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления]». Эксперт утверждает, что пока сложно сказать, как будет выглядеть практика судебных разрешений такого рода споров, однако на основе принятого Постановления можно предположить, что по вопросам недостатков чартерной перевозки все претензии будут направляться туроператору, а он в порядке регресса будет предъявлять их перевозчику.

Читайте также:  Кто оплачивает Чернобыльские в 2023 год

В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? «Обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта», — считает Илья Тугуев.

Правда, из этого правила бывают исключения, говорят специалисты. Как утверждает Дмитрий Сарафанов, существуют нюансы договорных отношений между перевозчиком и оператором, которые могут напрямую повлиять на их ответственность з�� задержку рейса. У авиакомпании может быть заключен более детализированный договор с туроператором, по которому операторская компания будет нести какую-то долю ответственности за задержку рейса. То есть она может оплачивать питание или проживание туристов, однако такие случаи сейчас редки, поскольку почти все стремятся перейти на систему отношений «авиакомпания — турист».

Денежная компенсация в России

Задержка рейса позволяет получить и денежные выплаты. Неустойка, которую должны будут выплатить российские перевозчики (Победа, Аэрофлот, Уральские Авиалинии и др.) оценивается как 25% от МРОТ за каждый час ожидания. Максимальная сумма – половина цены билета.

Виды задержек, которые позволяют получить компенсацию:

  • Если вы ехали на отдых и билет входит в турпакет, вы имеете право на выплату компенсации за неиспользованные дни отдыха. Такую заявку надо подавать в течение 20 дней.
  • Если происходит пересадка и из-за переноса текущего рейса пассажир не успевает на следующий. В этом случае авиакомпания должна перевезти его бесплатно. Если места есть только в самолете классом ниже, то авиакомпания компенсирует пассажиру разницу. Если выше, то пассажир ничего не доплачивает.
  • Овербукинг. Это тот случай, когда продавец берет на себя большие обязательства, чем он может выполнить. Компании, продающие билеты, предполагают, что часть покупателей откажется от полета, и продают билетов больше, чем количество реальных мест в самолете. Если же все пассажиры являлись к стойке регистрации, части пассажиров предлагают отказаться от полета. Взамен предлагается отель для ожидания следующего рейса, более высокий класс обслуживания, питание. Овербукинг бывает плановый или возникший вследствие разных ситуаций. Например, судно сломалось и взамен предлагается другое судно меньшей вместимости.

Компенсационные выплаты пассажирам авиаперевозок

В Российской Федерации, европейских и азиатских государствах клиенты авиаперевозчиков получают компенсацию, когда рейс не прибыл вовремя, был отменен либо не оказалось мест из-за перепродажи билетов. В Соединенных Штатах на дополнительные выплаты можно рассчитывать исключительно при овербукинге.

Компенсация выплачивается не всегда – только при проблемах с вылетом по вине авиаперевозчика. К примеру, самолёт не взлетает вследствие технических неполадок или вылет перенесли из-за отсутствия экипажа. Эти случаи не относятся к проявлениям непреодолимой силы.

Получить компенсацию за задержку или отмену рейса

Если же произошла форс-мажорная ситуация (не зависит ни от перевозчика, ни от пассажира), компенсационные выплаты не предоставляются, а вот перевозка и обслуживание – наоборот. Клиент также может отдать билет, получить за него денежные средства. Всё это применимо к ситуациям, возникшим из-за забастовки, нелётной погоды и аналогичных факторов.

Если самолёт сломался не вследствие непреодолимой силы, авиаперевозчик выплачивает компенсацию. Если же поломка произошла из-за урагана, это форс-мажор. Как еще проявляется непреодолимая сила?

  • Погодные катаклизмы и стихийные бедствия;
  • Военные действия;
  • Государственные ограничения перелетов;
  • Незапланированная забастовка (распространяется только на территорию РФ);
  • Другие обстоятельства, которые угрожают безопасности людей на борту.

Власти государств по-разному трактуют одинаковые понятия. Так, немецкие и британские забастовки всегда являются проявлением непреодолимой силы. В Нидерландах есть исключение из правил – если бастует персонал авиаперевозчика, компания предоставляет компенсацию.

Прежде чем возмущаться отношением отечественных авиакомпаний к пострадавшим пассажирам, стоит узнать, как с этим аспектом обстоят дела в других странах. Картина выглядит абсолютно по-разному. Так, в США вообще нет единого регламента, и каждый перевозчик устанавливает собственные правила. Может оказаться, что вас никто не обязан поить и кормить или предоставлять вам ночлег. Максимум, что предложат — замену билета на другой рейс или на борт другой авиакомпании. Но за разницу в цене (если таковая будет) придется доплатить из своего кармана.

А вот в странах Европы действует общий регламент, который предусматривает не только сервис для пассажиров, но и компенсации размером 250-600 евро. Сумма будет зависеть от длительности задержки и маршрута. Например, если вам нужно было лететь 2500 километров, а вы прождали в аэропорту 3,5 часа, вам полагается компенсация в размере 400 евро. Если же перевозчик предложил альтернативный рейс, но вы от него отказались, размер выплаты уменьшат на 50%.

Конечно же, никто не будет вручать вам эти деньги по собственной инициативе. Поэтому некоторые пассажиры думают, что преференции распространяются только на граждан ЕС. Это не так. Потребовать компенсацию может любой пассажир — вне зависимости от гражданства и местонахождения. Для этого нужно обратиться к перевозчику с письменной претензией и посадочным талоном, в котором отмечено время задержки рейса. Есть и более простой вариант — воспользоваться услугами международных сервисов-посредников. За определенный процент они помогают получить положенную по закону компенсацию. Но проще и надежнее сразу по прилету обратиться к представителю авиакомпании.

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

В первую очередь пассажир имеет право узнать, что именно случилось и почему он не может попасть на рейс. Всю информацию о причинах и сроках задержки вылета пассажиры могут узнать на стойке авиакомпании. Также можно обратиться за помощью на официальный сайт перевозчика или позвонить на горячую линию авиакомпании.

Следует помнить, что посадочный талон — это действующий договор между перевозчиком и пассажиром. Именно поэтому посадочный талон необходимо всегда сохранять до места прибытия. При задержке рейса талон следует хранить до выплаты компенсации. Талон и любой другой материал о позднем вылете (например, можно сфотографировать табло с информацией о задержке) станут неопровержимым доказательством в суде.

Важно знать, что все расходы после объявления задержки рейса на 2 часа и более должен взять на себя перевозчик (в пределах разумного и необходимого, иначе можно проиграть судебное дело).

Если произошли проблемы с вылетом, пассажир может рассчитывать на компенсацию в размере 250-600 евро от европейских авиалиний и до 1300 долларов от американских авиакомпаний.

На деятельность российских авиалиний влияют Воздушный Кодекс РФ, а также Федеральные авиационные правила. В них указаны основные обязанности перевозчика в случае, когда задержан рейс самолета:

  • Даже при ожидании в 15 минут для туристов с детьми до 7 лет нужно предоставить свободный доступ в комнату матери и ребенка.
  • Если это время превышает два часа, тогда каждому пассажиру дают возможность совершить 2 бесплатных телефонных звонка или отправить столько же электронных сообщений.
  • При этом также туристов, ожидающих рейс, нужно обеспечить прохладительными напитками.
  • Во всех случаях представители авиалинии должны помочь с размещением багажа и ручной клади, чтобы ее не пришлось держать постоянно в руках.
  • Когда задержан рейс дольше 4 часов, компания обязана накормить людей горячими блюдами. Хотя чаще они просто выдают бесплатные талоны для обеда или ужина в ближайшем кафе на территории аэропорта.
  • При более длительном ожидании горячее питание предлагают каждые 6 часов или же через 8, если это ночное время.
  • Когда пассажирам приходится ждать отправку самолета дольше 8 часов (или 6 ночью), тогда перевозчик за свой счет должен обеспечить размещение всех туристов в гостинице. При этом трансфер туда и обратно, а также хранение багажа в камерах является обязанностью авиалинии. Важно проследить за тем, чтобы посторонних людей не поселили в один номер, так как это строго запрещено.

Но нужно понимать, что при задержке рейса самолета никто к вам подходить в аэропорту с напитками и едой не будет. Все это придется требовать самостоятельно и следить лично за исполнением обязанностей.

Некоторые туристы самостоятельно решают, что при возникновении задержки рейса и других непредвиденных обстоятельств, способны быстрее добраться до нужного города каким-то иным способом или вовсе отказываются от поездки.

Поскольку расторжение своеобразного договора с авиакомпанией происходит вынужденно, можно рассчитывать на то, что вам вернут полную стоимость билета. Но и здесь существуют нюансы:

  1. Если вы приобрели проездной документ по скидке, специальной акции, в эконом-класс, тогда он чаще всего является невозвратным и возникнут сложности с получением компенсации.
  2. В зависимости от класса салона может зависеть и размер выплаты.
  3. На то, вернут деньги или предложат другой рейс, влияет и причина задержки, на возврат полной суммы можно рассчитывать только если вина лежит на самой авиакомпании.

Требовать вернуть билет и получить за него всю оплаченную стоимость можно лишь в таких ситуациях:

  • когда расписание было нарушено и это существенно влияет на ваши планы;
  • меняется сам маршрут полета;
  • рейс отменили;
  • пассажир не успел попасть на борт по вине работников аэропорта, из-за длительного досмотра, отсутствия свободных мест в салоне и т. д.;
  • при болезни пассажира;
  • если умер кто-то из ближайших родственников туриста;
  • когда персонал авиалинии не может обеспечить оплаченные при покупке условия перелета.

При этом сотрудники авиакомпании обязаны поставить соответствующую пометку в маршрутной квитанции пассажира и дать письменное объяснение ситуации.

Видео: в аэропорту отменили рейс — что делать?

Компенсационные выплаты при задержке рейса на российской территории

Обязательства авиаперевозчиков и права путешественников по вопросу получения компенсации за изменение времени вылета судна российского перевозчика или зарубежной организации, задержавшей авиарейс на территории России, регулируется Воздушным кодексом РФ.

Для получения выплаты за изменение вылета требуется поставить штамп на регистрационной стойке и еще получить соответствующую справку у представителя авиакомпании. Претензии принимаются в течение полугода с момента задержки рейса.

К претензионному заявлению требуется приложить билет на самолет с проставленным штампом и справку, подтверждающую этот факт. Кроме того, если вы оплачивали услуги самостоятельно, должны быть приложены все платежные документы (чеки за оплату питания, гостиницу, транспорт и прочее в период задержки). Претензию необходимо направить заказным посланием с описью по почте или вручить лично в руки агентам авиакомпании. В обязательном порядке сделайте копию письма для себя. Если требование будет вручаться представителю лично в руки, то не забудьте взять с него расписку о получении. Ответ следует ожидать в течение месяца с момента отправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *