Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ недели: Возврат дебиторской задолженности прошлых лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Понятие кредиторской задолженности в бюджете и её отражение в учёте
Кредиторская задолженность — это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.
Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:
- C покупателями;
- C поставщиками;
- C бюджетом;
- C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
- C работниками по заработной плате;
- C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
- C подотчётными лицами;
- C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).
Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как просроченная кредиторская задолженность, так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. Читайте тут, как списать кредиторскую задолженность.
Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее — соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 — налог на доходы физлиц (НДФЛ).
По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.
- Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
- Дебетовое — указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или — переплату по налоговым платежам.
Проводки по возврау дебиторской задолженности прошлых лет
Указанные операции в учете отразите так: Дебет КРБ.1.304.226 Кредит КРБ.1.206.26.660 — зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств (как восстановление кассовых расходов); Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КРБ.1.304.05.226 — перечислена дебиторская задолженность прошлых лет в доход бюджета; Дебет КДБ.1.210.02.130 Кредит КДБ.1.303.05.730 – отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (по КОСГУ 130); Дебет КДБ.1.210.02.180 Кредит КДБ.1.303.05.730 – отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (по КОСГУ 180); Дебет КДБ.1.401.10.151 Кредит КДБ.1.205.51.660 — отражено восстановление остатка межбюджетного трансферта (после того как сумма возврата поступила на лицевой счет администратора доходов); Дебет КДБ.1.205.51.560 Кредит КДБ.1.210.02.151 — отражен возврат суммы восстановленного межбюджетного трансферта в краевой бюджет.
1. Рекомендация: Как в бухучете отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Поставщик вернул перечисленный в прошлом финансовом году аванс на покупку основного средства Порядок отражения в бухучете возврата аванса, перечисленного в прошлом финансовом году на покупку основного средства, зависит от типа учреждения.
В учете казенных учреждений:* Дебиторскую задолженность прошлых лет поставщик должен перечислить в доход бюджета (как компенсацию затрат государства) ( Порядка, утвержденного ). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты.
Возврат дебиторской задолженности: особенности бухгалтерского учета (Зернова И.)
Дебиторская задолженность — это имущественные требования учреждения к другим лицам, являющимся его должниками.
В этой статье рассмотрим, как следует отражать в бухгалтерском учете учреждений суммы задолженности в связи с их возвратом должником.
Общие положения В деятельности учреждений могут возникать ситуации, связанные с невыполнением договорных обязанностей по поставке нефинансовых активов поставщиками под уплаченный ранее аванс, задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, не возвращенные в срок, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и др.
Иными словами, в этом случае в учете учреждения возникает дебиторская задолженность. С изменением имущественного положения должников у них появляется возможность возврата своих долгов. Кроме того, при признании должников банкротами сумма долга может быть перечислена конкурсным управляющим на счета учреждений или в бюджет.
Рассмотрим, как в соответствии с нормативными документами Федерального казначейства эти средства должны учитываться на счетах учреждений, открытых в ОФК. Из п. 11 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н, следует, что поступившие на счет по учету средств учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у учреждения, учитываются на соответствующих лицевых счетах, открытых ему в органе Федерального казначейства, как
Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
- Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь
- Как компенсировать расходы по борьбе с коронавирусом за счет ФСС и отразить в учете и отчетности учреждения
- 8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
- Дайджест для бухгалтера госсектора за сентябрь
Дата публикации 19.01.2021
Смотрите также
Вопрос аудитору
Муниципальное казенное учреждение по решению суда списывает кредиторскую задолженность (истек срок исковой давности). Как отразить эту операцию? Является ли сумма списанной задолженности внереализационным доходом при формировании базы по налогу на прибыль?
В соответствии с пп. 102, 120 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами в течение срока исковой давности, списывается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 и кредиту счета 0 401 10 173.
Основанием для списания кредиторской задолженности с балансового учета является решение профильной комиссии учреждения (п. 371 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Такое решение может быть принято:
- если задолженность не подтверждена кредитором по результатам инвентаризации;
- если истек срок исковой давности.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого на основании ст. 200 ГК РФ. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 371 Инструкции № 157н задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. Для учета такой задолженности используется забалансовый счет 20.
Задолженность списывается с забалансового счета 20 также на основании решения профильной комиссии учреждения в случаях (п. 371 Инструкции № 157н):
- истечения срока исковой давности;
- регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством.
В рассматриваемой ситуации срок давности истек, задолженность списывается по решению суда, поэтому принимать ее на счет 20 не нужно (письмо Минфина России от 25.05.2020 № 02-07-05/4327). Если по результатам инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, основания для возобновления процедуры взыскания такой задолженности отсутствуют, информацию о ней отражать на забалансовом счете 20 не нужно.
При принятии решения о списании задолженности по расходам, не востребованной кредитором, в бюджетном учете казенного учреждения оформляется запись:
Дебет КРБ 1 302 ХХ 83Х Кредит КДБ 1 401 10 173 — списана с балансового учета невостребованная кредиторская задолженность (пп. 102, 120 Инструкции № 162н).
В соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н в разрядах 1 — 17 номера счета 302 00 указываются первые 17 разрядов кода классификации расходов бюджетов, а в разрядах 1 — 17 номера счета 401 10 — первые 17 разрядов кода классификации доходов бюджетов.
По сути, списание задолженности, не востребованной кредитором, означает, что учреждению были безвозмездно оказаны услуги, выполнены работы, поставлены материальные ценности. Поэтому полагаем, что в разрядах 1 — 17 номера счета 1 401 10 173 можно указать соответствующие подстатью, элемент доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 10000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» (п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).
Ранее в сопоставительной таблице кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, увязанной с кодом КОСГУ, допускалась увязка подстатьи 173 КОСГУ с аналитическим кодом вида доходов 180.
- истечение срока исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса РФ);
- прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает: стихийными бедствиями, особыми природными, социальными, политическими и иными условиями (ст. 416 Гражданского кодекса РФ);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа, в результате чего исполнение обязательства становится невозможным (ст. 417 Гражданского кодекса РФ);
- ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 Гражданского кодекса РФ);
- смерть гражданина (ст. 418 Гражданского кодекса РФ).
Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2021 № 174н.
Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2021 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.
Для списания просроченной кредиторской задолженности в бюджете используются проводки по счету 0.401.10.173 в регламенте пункт 150 инструкции 174н, пункт 178 инструкции 183н и пункт 167 инструкции 162н.
Кредиторская задолженность – это полученные обязательства: материальные, а так же иные активы, подлежащие обмену за работы, которые выполнены, или услуги, которые оказаны. Также к кредиторке относится сумма долга перед работниками по заработной плате и иным долгам, а также платежи в бюджет. Кредиторский долг может быть не погашенным по самым разным причинам: от отсутствия финансов у покупающей стороны до не предъявленных требований от кредитора.
Безнадежную дебиторскую задолженность списывают в учете по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Причем списывают долг с забаланса, только если есть документы, которые подтверждают ликвидацию или смерть должника, или в случаях, которые прописаны в законодательстве РФ, в том числе истек срок возобновить процедуру взыскания.
Бюджетное учреждение в 2021 году (теперь стали казенным с 2021г) оказало услугу. Заказчик не подписал акт выполненных работ и в течении 3 лет оплаты соответственно не поступало. На звонки не отвечают. За все время смогли поговорить с бухгалтером 1 раз, она сказала, что руководитель сказал не оплачивать наши услуги ничем не мотивируя отказ. В суд подать не можем из-за личных причин (услугу обязал оказать учредитель, с выставлением всех документов) Как списать просроченную дебиторскую задолженность, если нет ни решения суда, учреждение существует, но платить не будет?
В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (статья 408 ГК), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст.
Оформите бухгалтерскую справку (форма 0504833). Отразите в ней следующие проводки:Дебет 302 XX 830 — Кредит 401 01 173, где XX – это субсчет синтетического счета.Например, если у вашего учреждения имеется кредиторская задолженность за услуги связи, и есть основания для ее списания, то оформите бухгалтерскую справку так:Дебет 302 04 830 — Кредит 401 01 173, где 04 – это субсчет по оплате услуг связи. В отношении сумм, не подтвержденных из-за истечения срока исковой давности, сделайте запись по дебету забалансового счета 20 («Списанная задолженность .
Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.
Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении.
Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.
Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:
В бухучете дебиторскую задолженность списывают с балансового учета или с забаланса. Есть случаи, когда после списания с баланса дебиторку не нужно ставить за баланс.
Дебиторку списывайте сразу – ту, у которой есть подтверждающие документы, что она безнадежная. Если выявили несколько безнадежных долгов – списывайте их отдельно по каждому обязательству или дебитору (п.
340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Если в учете давно числится дебиторская задолженность – примите меры к ее списанию с баланса. Для этого соберите комиссию по поступлению и выбытию активов.
По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года.
Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и не повлекут ли за собой ответственность для его руководителя? В статье мы ответим на поставленные вопросы, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ.
- невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получи��ь сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.
Проводки дебиторской задолженности в в бюджете
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.
В противном случае убытки в сумме безнадежных долгов не включаются в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль, если убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, не связанной с получением дохода (абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пример. У медицинского учреждения возникла дебиторская задолженность в связи с недопоставкой медицинского оборудования поставщиком ООО «МедТорг». Сумма по договору поставки медицинского оборудования за счет бюджетных средств составила 750 000 руб.
По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.
По рассмотренному примеру в бюджетном учете делаются следующие записи.
- Аванс в размере 30% перечислен поставщику по договору поставки за медицинское оборудование:
Дебет 1 206 31 560 «Увеличение расчетов по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по основным средствам»
- 225 000 руб.
- Частично получено медицинское оборудование от поставщика:
Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?
Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.
Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.
При ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, ликвидация организации прекращает обязательства должника. Следовательно, сумму задолженности можно считать безнадежной.
Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ.
Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит 0 206 00 000, 0 208 00 000
«Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами»
— списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов в части задолженности по расходам по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств.
Дебет 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
Кредит 0 205 00 000
«Расчеты по доходам»
— списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов в части задолженности по доходам по распоряжению главного администратора доходов бюджета.
Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.
К проведению инвентаризации необходимо подойти с особой аккуратностью и тщательностью. Именно инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности позволяет своевременно выявлять сомнительную и безнадежную задолженность. По итогам проверки проводятся работы в управленческом учете с дебиторкой и формируется резерв по сомнительным долгам.
Невостребованная задолженность ликвидируется в счет доходов учреждения по прошествии 3 лет с момента формирования долгового обязательства. В то же время происходит учитывание этой суммы на забалансовом счете 20.
Вопросы, связанные со списанием кредиторской и дебиторской задолженности всегда актуальны для бухгалтеров, поскольку неплательщики или просто «исчезнувшие» компании были, есть и будут. В период подготовки годового отчета значимость этих вопросов только возрастает. Что же делать с такими задолженностями? Как, куда, когда и на основании каких документов их списать?
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентариза��ии, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).
Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Методические указания по инвентаризации).
В частности, в процессе инвентаризации путем документальной проверки устанавливается правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (подп. «в» п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации).
Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в п. 1.5 и 1.6 Методических указаний по инвентаризации.
На основании п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение № 34н), проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- при смене материально ответственных лиц;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, при формировании учетной политики организации утверждается, в частности, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Таким образом, сроки и периодичность проведения инвентаризаций устанавливаются экономическим субъектом самостоятельно в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности конкретной организации, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Применительно к рассматриваемой ситуации, обязательная инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- при создании резерва по сомнительным долгам.
Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств организации утверждаются в учетной политике организации.
Аналогичный вывод сделан в письме Минфина России от 17.07.2008 № 03-03-06/2/84.
В нем, в частности, указано, что количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации в соответствии с законодательством.
Сведения о порядке проведения инвентаризации отражаются в утвержденной учетной политике.
1. Бухгалтерия организации составляет справку о дебиторской и кредиторской задолженности. В этом документе указываются сведения о задолженности, отраженной в бухгалтерском учете наименования конкретных дебиторов и кредиторов, основания возникновения задолженности и реквизиты подтверждающих ее документов.
Отметим, что такая справка не является первичным документом в смысле Закона № 402-ФЗ, поэтому она не обязательно должна содержать все реквизиты, указанные в ст. 9 названного закона.
2. Далее необходимо провести сверку расчетов с бухгалтерией контрагентов и иными дебиторами и кредиторами (например, расчеты с учредителями) по суммам задолженностей.
Чаще всего на практике организации используют акт сверки взаимных расчетов, который составляется с каждым контрагентом в двух экземплярах, соответственно по одному экземпляру для каждой стороны.
Если акты подписаны уполномоченными представителями обеих организаций задолженность считается согласованной.
3. Третьим шагом является составления акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (унифицированная форма № ИНВ-17).
Форма данного акта утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 (далее — Постановление Госкомстата России № 88).
Необходимо напомнить, что организация вправе разработать и свой документ для учета результатов инвентаризации, такой документ должен содержать все реквизиты установленные в ст. 9 Закона № 402-ФЗ и его форма должна быть утверждена руководителем, например, в приложении к Учетной политике по бухгалтерскому учету.
Акт составляется на основании справки о дебиторской и ��редиторской задолженности, а также актов сверок с контрагентами, бюджетом, фондами и иных документов, в которых дебиторы и кредиторы подтверждают наличие и размер задолженности (п. 73, 74 Положения по бухучету № 34н, Указания, утв. постановлением Госкомстата России № 88).
Суммы задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами и кредиторами, а также суммы безнадежных долгов с истекшим сроком исковой давности отражаются в акте отдельно.
Если при инвентаризации выявлены безнадежная дебиторская или кредиторская задолженность, то надо подготовить и дать на подпись руководителю приказ о списании безнадежных долгов.
Итак, по итогам проведенной инвентаризации организация может выявить безнадежные дебиторские и кредиторские задолженности, которые подлежат списанию.
Дебиторская задолженность признается безнадежной и подлежащей списание с баланса в полной сумме, в том числе НДС, если наступило одно из следующих обстоятельств:
- истек срок исковой давности. Согласно нормам ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда долг должен был быть погашен перед организацией (ч.1 ст. 196 ГК РФ). При этом должник может подтверждать наличие долга и тем самым течение срока исковой давности будет начинаться заново. Однако общий срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения прав, то есть со дня когда должник должен был погасить долг (ч. 2 ст. 196 ГК РФ);
- должник ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо;
- судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания.
В соответствии с п. 77 Положения № 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 Положения № 34н.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.
Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
В письме Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год» разъясняется, что в соответствии с Положением № 34н, списанию с бухгалтерского баланса подлежит:
- дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и другие долги, нереальные для взыскания;
- кредиторская и депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек.
При списании соответствующих сумм следует руководствоваться положениями ГК РФ.
Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов.
Документальным основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.
Таким образом, для списания дебиторской задолженности необходимо три документа:
- акт инвентаризации расчетов по форме № ИНВ-17;
- письменное обоснование. В нем следует указать наименования дебитора, дата возникновения задолженности, в результате чего возникла задолженность, на основании чего возникла задолженность, какие документы подтверждают возникновение задолженности, сумму задолженности по каждому дебитору, на основании чего подлежит списанию задолженность (истечение срока давности), расчет срока давности.
- приказ руководителя о списание дебиторской задолженности.
Согласно п. 4 и 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н сумму списываемой дебиторской задолженности включаются в состав прочих расходов.
Прочие расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
На дату истечения срока исковой давности списание задолженности не реальной к взысканию делаются записи на сумму созданного резерва:
Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и др.) — нереальный для взыскания долг списан за счет резерва (напомним, что с 2011 г. все организации обязаны создавать резервы по сомнительным долгам — п. 70 Положения № 34н).
Если ранее созданного резерва (в части задолженности, не списанной за счет резерва) не достаточно, оформляются проводки:
- Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 62 (60, 76 и др.) — списан нереальный для взыскания долг.
- Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» — учтена нереальная к взысканию задолженность для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Если в дальнейшем должник все-таки оплатит долг, в учете будут сделаны записи:
- Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 (60, 76 и др.) — поступили денежные средства от должника;
- Дебет 62 (60, 76 и др.) Кредит 91 — полученный долг включен в состав прочих доходов;
- Кредит 007 — списан безнадежный долг, погашенный должником.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Дебиторская задолженность учреждения образуется за счет как доходных, так и расходных операций. Когда БУ оказывает услуги и предоставляет своим потребителям отсрочку платежа, то у него возникает дебиторская задолженность по доходам. Когда БУ выступает покупателем товаров (работ, услуг) и производит предоплату, то у него возникает дебиторская задолженность по расходам. Сальдо дебиторской задолженности в балансе показывает, сколько средств должны учреждению третьи лица. При погашении (взыскании) дебиторской задолженности пополняются денежные средства БУ или ему поступает иное имущество.
Зеркальные операции приводят к формированию кредиторской задолженности учреждения. Если БУ получает от потребителей предоплату услуг, у него возникает кредиторская задолженность по доходам, погашение которой производится путем оказания услуг. Если учреждение выступает покупателем товаров (работ, услуг) и получает от поставщика отсрочку платежа, у БУ образуется кредиторская задолженность по расходам, ее погашение производится деньгами. Таким образом, кредиторская задолженность учреждения представляет собой денежную оценку возникших, но не исполненных обязательств.
У коммерческих организаций доля «дебиторки» в активах и доля «кредиторки» в пассивах обычно велики. Связано это с тем, что частный бизнес развивается в основном за счет внешних источников, формируя многочисленные связи с контрагентами. Подобный выбор развития (со ставкой на внешние связи, а не на капитал) выгоден, так как позволяет экономить средства, финансируя вместо одного два и больше проектов. Но, как известно, обратной стороной выгоды являются риски. В данном случае они выражаются в зависимости от финансового «самочувствия» третьих лиц. Чем больше дебиторская и кредиторская задолженности в балансе, тем вероятнее возникновение денежных проблем при кризисах, спаде в экономике и других внешних неблагоприятных факторах.
Деятельность БУ отличается небольшим количеством расчетов со сторонними лицами. Учреждения развиваются за счет средств собственника их имущества, что резко снижает зависимость от внешней среды. Одновременно БУ, конечно, лишаются потенциала, который им могли бы придать свободные средства других организаций.
При планировании дебиторской задолженности учреждения нужно ответить на вопрос о желаемой цели (максимальный денежный поток, максимальная прибыль, максимальная выручка, минимальные убытки, минимальные риски) и способах ее достижения. При планировании кредиторской задолженности учреждения определяются источники финансирования и способы их привлечения, а также предпочтительные параметры финансирования (минимальная ставка по привлеченным средствам, максимальный срок заимствования).
Цели планирования закрепляются в локальных актах. Даже у коммерческих организаций положения о дебиторской, кредиторской задолженности чаще всего сводятся к регламенту взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности учреждения. По мнению автора, это связано с относительной неразвитостью рынка и частыми кризисными явлениями, в результате чего компании прописывают в локальных актах в основном меры по борьбе с «просрочкой». Что же касается государственных учреждений, их стремление к искоренению неблагополучной дебиторской и кредиторской задолженностей выражено еще сильнее, так как соответствует государственной политике.
Примерная структура Положения о дебиторской и кредиторской задолженности такова:
1. Цели и задачи политики по управлению дебиторской, кредиторской задолженностью.
2. Термины.
3. Лимиты дебиторской и кредиторской задолженностей.
4. Порядок оценки кредитоспособности контрагента.
5. Меры по своевременному погашению дебиторской (кредиторской) задолженности.
6. Контроль исполнения Положения.
Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность
Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит 0 206 00 000, 0 208 00 000
«Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами»
— списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов в части задолженности по расходам по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств.
Дебет 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
Кредит 0 205 00 000
«Расчеты по доходам»
— списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов в части задолженности по доходам по распоряжению главного администратора доходов бюджета.
Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.
К проведению инвентаризации необходимо подойти с особой аккуратностью и тщательностью. Именно инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности позволяет своевременно выявлять сомнительную и безнадежную задолженность. По итогам проверки проводятся работы в управленческом учете с дебиторкой и формируется резерв по сомнительным долгам.
Невостребованная задолженность ликвидируется в счет доходов учреждения по прошествии 3 лет с момента формирования долгового обязательства. В то же время происходит учитывание этой суммы на забалансовом счете 20.
Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении
Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2021 № 174н.
Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2021 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.
Для списания просроченной кредиторской задолженности в бюджете используются проводки по счету 0.401.10.173 в регламенте пункт 150 инструкции 174н, пункт 178 инструкции 183н и пункт 167 инструкции 162н.
Кредиторская задолженность – это полученные обязательства: материальные, а так же иные активы, подлежащие обмену за работы, которые выполнены, или услуги, которые оказаны. Также к кредиторке относится сумма долга перед работниками по заработной плате и иным долгам, а также платежи в бюджет. Кредиторский долг может быть не погашенным по самым разным причинам: от отсутствия финансов у покупающей стороны до не предъявленных требований от кредитора.
Безнадежную дебиторскую задолженность списывают в учете по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Причем списывают долг с забаланса, только если есть документы, которые подтверждают ликвидацию или смерть должника, или в случаях, которые прописаны в законодательстве РФ, в том числе истек срок возобновить процедуру взыскания.
Бюджетное учреждение в 2021 году (теперь стали казенным с 2021г) оказало услугу. Заказчик не подписал акт выполненных работ и в течении 3 лет оплаты соответственно не поступало. На звонки не отвечают. За все время смогли поговорить с бухгалтером 1 раз, она сказала, что руководитель сказал не оплачивать наши услуги ничем не мотивируя отказ. В суд подать не можем из-за личных причин (услугу обязал оказать учредитель, с выставлением всех документов) Как списать просроченную дебиторскую задолженность, если нет ни решения суда, учреждение существует, но платить не будет?
В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (статья 408 ГК), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст.
Оформите бухгалтерскую справку (форма 0504833). Отразите в ней следующие проводки:Дебет 302 XX 830 — Кредит 401 01 173, где XX – это субсчет синтетического счета.Например, если у вашего учреждения имеется кредиторская задолженность за услуги связи, и есть основания для ее списания, то оформите бухгалтерскую справку так:Дебет 302 04 830 — Кредит 401 01 173, где 04 – это субсчет по оплате услуг связи. В отношении сумм, не подтвержденных из-за истечения срока исковой давности, сделайте запись по дебету забалансового счета 20 («Списанная задолженность .
Под кредиторской задолженностью бюджетного учреждения, как правило, понимают долги по принятым обязательствам, суммы денежных средств или стоимость иных активов, которые подлежат передаче кредитору в обмен на поставленные нефинансовые активы, оказанные услуги или выполненные работы.
Списание дебиторской задолженности производится в соответствии с положениями и требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2021 г. N 148н (далее — Инструкция N 148н).
Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.
Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении.
Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.
Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
Всероссийский муниципальный форум
В графе 1 разд. 1 сведений (ф. 0503769) в части дебиторской задолженности указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности, — счета 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000. В графах 2, 5 указывается общая сумма дебиторской задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бухгалтерского учета по состоянию на начало года и конец отчетного периода соответственно.
В графах 3, 6 указываются данные о задолженности, срок исполнения которой по правовому основанию возникновения превышает 12 месяцев.
Минфина России от 30.03.2015 № 52н, информация о переданных администратору доходах отражается на основании Извещения (ф. 0504805). Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф.
0531761), предоставляемой органом казначейства (п. 90 Инструкции № 162н). Такой порядок утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н. Отражение указанных операций оформляется Бухгалтерской справкой (ф.
0504833). Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в учете администратора кассовых поступлений (БГУ ред. 1.0) Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в учете администратора кассовых поступлений (БГУ ред.
Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении
По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года. Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и не повлекут ли за собой ответственность для его руководителя? В статье мы ответим на поставленные вопросы, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ.
- невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.
Порядок отражения в учете просроченной дебиторской задолженности
Списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение определенного периода. Такие правила предусмотрены в пункте 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Сумму нереальной к взысканию задолженности спишите на финансовый результат текущего года (п. 120 Инструкции № 162н, п. 152–153 Инструкции № 174н, п. 180–181 Инструкции № 183н). Списывать задолженность нужно со всех счетов, по которым числится задолженность. И даже если учреждение в свое время не отразило перевод задолженности со счетов 206.00, 208.00 на счет 209.30, то задолженность списывайте и с них (ведь в инструкциях есть такая корреспонденция). Но будьте готовы при проверке обосновать причины списания задолженности с этих счетов, без предварительного отражения на счете 209.30. А чтобы избежать объяснений, еще раз советуем все же вовремя переводить эту задолженность на счет 209.