Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система выплаты пенсий: гарантии и льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день, в современном мире, организация выплаты пенсии и социальных пособий и компенсаций, людям, служившим в органах внутренних дел (далее ОВД), а так же и другим гражданам, находившимся на военной службе, по выходу на пенсию, происходит по линии разных министерств и ведомств.
Так, к пенсионерам ОВД, можно отнести граждан, бывших сотрудников, которые были отобраны на службу федеральным органом исполнительной власти. Данный орган, занимается разработкой и внедрением мер государственной политики, а так же нормативно – правовым регулированием в сфере ОВД.
В Российской Федерации, главным гарантом пенсионного обеспечения сотрудников ОВД является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1[1].
Данный закон, позволяет определять круг лиц, на которых может быть распространен порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников ОВД.
В последнее время законодательство в системе пенсионного обеспечения сотрудников ОВД неоднократно изменялось. Причин изменений, системы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД большое количество. К примеру:
— рост доли заработной платы (или денежного довольствия) сотрудников ОВД;
— рост расчетного размера пенсии, который необходим непосредственно для расчета надбавок и поощрений некоторым категориям пенсионеров МВД.
Так, например с 01.01.2019 года, был сделан перерасчет пенсии пенсионерам ОВД РФ с учетом коэффициента 60,05 % соответствующих сумм заработной платы. Данный коэффициент, можно представить для исчисления пенсии как: 0,6005=0,54 (понижающий коэффициент с 01.01.2019) + 0,02 (с 01.01.2019 – ежегодное увеличение на 2 %) + 0,0205 (с 01.10.2019 – увеличение за счет уровня инфляции за 2019 год) + 0,02 (01.01.2019 – ежегодное увеличение на 2 %).
С 2019 года, социальные пенсии ежегодно индексируются. Соответственно индексация социальных пенсий повлекла за собой рост пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, а так же повышением надбавок и поощрений за выслугу лет.
Таким образом, с учетом последних изменений, следует предположить, что пенсионное обеспечение, сотрудников ОВД зависит от различных факторов.
Таким образом, проанализировав пенсионное обеспечение сотрудников ОВД, можно сделать вывод, что система пенсионного обеспечения сотрудников ОВД осуществляется посредством множества нормативно – правовых актов.
Так, современное законодательство, которое регулирует пенсионное обеспечение сотрудников ОВД в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки и инновации с целью обеспечения их достойного существования в нынешнее время.
Конечно, большая часть законодательства о системе пенсионного обеспечения сотрудников ОВД показывает достаточно высокий уровень жизнеспособности данной категории лиц, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет выявить некоторые проблемы законодательства и противоречия, существующие в данной области правового регулирования.
Проблемной стороной, в сфере пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, является факт, что до сих пор в России нет единого основополагающего правового акта, регулирующего государственную политику по социальной защите и пенсионному обеспечению военнослужащих.
Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования. Конечно, принятые под самый занавес прошлого года, законы с соответствующими подзаконными актами, привело к разительным переменам в уровне доходах военных пенсионеров.
В ходе данной работы, была выполнена цель исследования — обширное исследование отдельных видов пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, таких как: пенсии по выслуге лет, инвалидности и потри кормильца, посредством выполнения следующих задач:
- Анализ понятия пенсионного обеспечения сотрудников ОВД;
- Анализ НПА, регулирующих пенсионное обеспечение сотрудников ОВД;
- Анализ форм пенсионного обеспечения сотрудников ОВД;
Особенности источников права, регулирующих пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов
Одним из важных элементов системы пенсионного обеспечения выступает подсистема нормативных правовых актов, рассмотрение которой с точки зрения системного подхода было осуществлено ранее. Необходимость изучения источников права, касающихся норм, условий и порядка пенсионирования сотрудников правоохранительных органов связана с уяснением особенностей характера и механизма правового регулирования, установления возможных пределов, оптимальных способов и форм воздействия права на общественные отношения, складывающиеся в данной сфере жизнедеятельности общества.
Источник права — достаточно разработанная категория юридической науки. Традиционно источник права понимается в материальном и формальном смысле. В качестве источников права в материальном смысле называются материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативных правовых актов, а также правовой системы в целом, что подчёркивает взаимозависимость правовой системы и общественно — политической среды, которая и выступает естественной движущей силой и своеобразным «материальным» источником по отношению к первой1. Источник права в формальном смысле представляет собой исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения2. Именно в формальном смысле чаще всего в юридической литературе и используется термин «источник права» или «форма права», т. к. речь идет о внешней форме выражения и закрепления норм права.
Источниками права социального обеспечения принято называть различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права .
Классификация источников права социального обеспечения проводится по различным основаниям. Акты выделяются по юридической силе и органам, их принявшим; по сфере действия различаются акты общего характера и специального характера, также возможно разделение источников права социального обеспечения на первичные и вторичные, по видам социального обеспечения различаются, соответственно, акты о пенсиях, пособиях, социальном обслуживании, социальной помощи и пр.
Применительно к источникам права, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, необходимо обратить внимание на следующие особенности:
1. Данное законодательство в целом соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, причём как по формальным признакам (внешнее непротиворечие международным нормам), так и фактически, т. е. законодательно закреплённый уровень обеспечения гарантирует «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь» (ст. 7 Конституции РФ).
2. Отсутствие одного всеобъемлющего нормативного правового акта, охватывающего все вопросы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Необходимо признать, что первоначально таким актом служил Закон РФ от 12 февраля 1993 г., но с последующим расширением круга субъектов обеспечения, появлением нормативных правовых актов, устанавливающих особенности исчисления выслуги лет и пр., указанный закон перестал играть таковую роль, что, безусловно, нетерпимо с точки зрения эффективности правового регулирования, т. к. по сути, однотипные отношения регулируются по-разному.
3. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов регулируется исключительно федеральными нормативными правовыми актами с доминирующей ролью федеральных законов.
4. Источникам права, регулирующим отношения в сфере пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, присуща стабильность, и в первую очередь, принципиальным положениям законодательства о пенсионном обеспечении. Так, на протяжении действия Закона РФ от 12 февраля 1993 г. в него были внесены изменения и дополнения 8 законами, самым принципиальным из которых был Федеральный закон от 28 ноября 1995 года, т. к. им были сняты ограничения с размера
денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Остальные изменения и дополнения были направлены исключительно на повышение уровня пенсионного обеспечения сотрудников и членов их семей, устранение противоречий и приведение терминологии в соответствие с реалиями (наименование органов власти, осуществляющих пенсионное обеспечение и пр.). Это позволяет говорить о том, что Закон РФ от 12 февраля 1993 г. содержит жизнеспособный механизм пенсионного обеспечения, индексации пенсий и пр., впрочем, это не означает, что отсутствует необходимость внесения в него изменений и дополнений.
При рассмотрении источников права, регулирующих вопросы пенсионирования работников правоохранительных органов, автор будет исходить из их деления по юридической силе и органам их принявшим. По этому основанию выделяются: а) международные правовые акты Организации Объединенных Наций и ее органов, прежде всего Международной Организации Труда; б) международные договоры и соглашения РФ; в) Конституция РФ; г) федеральные законы; д) указы Президента РФ; е) постановления Правительства РФ; ж) нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особую группу источников составляют акты судебных органов власти.
Конституция РФ (ст. 17) закрепила, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Международные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, содержат основополагающие идеи о праве каждого человека на различные виды социального обеспечения. Всеобщая Декларация прав человека (ст.25), принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года1, провозгласив право каждого человека и его семьи на социальное обеспечение, закрепила случаи обеспечения — инвалидность, вдовство, наступление старости и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека причинам. Право каждого человека на социальное обеспечение признается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст.9).
Оценка пенсионного обеспечения военных пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан
Общая численность военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, согласно данным, предоставленным в ходе проведения мероприятия министерствами и ведомствами (без учета численности пенсионеров ФСБ России) по запросам Счетной палаты Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода постоянно росла. Так, в 2002 г. общее количество пенсионеров составляло 1 780 116, в 2004 г. — 1 879 102, а в 2006 г. — 1 915 076, или на 7,6% больше, чем в 2002 г. Таким образом, хотя размеры средних пенсий за выслугу лет и по инвалидности на протяжении всего исследуемого периода выросли, направления изменения этого показателя по сравнению с покупательной способностью (ПС) средней заработной платы в стране были противоположными. Если покупательная способность средней зарплаты постоянно (кроме 2006 г.) росла достаточно высокими темпами, то ПС указанных видов пенсий с 2003 г. снижалась.
Покупательная способность пенсии по случаю потери кормильца в Минобороны России и МВД России фактически не обеспечивала уровня физиологического выживания и при этом имела общую тенденцию к снижению.
Показательным представляется сравнение темпов роста средних размеров пенсий военных и гражданских пенсионеров, обслуживаемых ПФР.
Закон № 4468-1 прямо заявляет, что пенсионный возраст составляет сорок пять лет. Однако если у сотрудника МВД возникнут проблемы со здоровьем, мешающие его дальнейшей службе, он может уйти в отпуск, не дожидаясь начала 45 лет.
Следует отметить, что в возрасте 45 лет некоторые сотрудники подают заявление на получение пенсии и продолжают выполнять свои обязанности. Кроме того, для некоторых должностей повышен возрастной ценз службы в полиции. Так, для майоров и подполковников этот возраст составляет 55 лет, для полковников – 60 лет, для генерал-майоров и генерал-лейтенантов – 65 лет.
Сотрудники полиции имеют право на досрочный выход на пенсию. Условия, благоприятные для досрочного отказа, перечислены в законе №. 4468-1.
- Работнику исполнилось 45 лет, при обязательном стаже работы 25 лет. Следует отметить, что 12,5 года от общего стажа работы приходится на службу в органах внутренних дел.
- Наличие двадцатилетнего опыта работы в полиции.
Порядок исчисления трудового стажа для сотрудников Министерства внутренних дел установлен и санкционирован Законом No. 4468-1.
Помимо выслуги лет, офицер полиции может досрочно выйти на пенсию из-за серьезного заболевания, мешающего продолжению службы, или из-за инвалидности. Пенсия по инвалидности выплачивается за период, в течение которого лицо признано инвалидом. Инвалидность определяется Комиссией ITU. Размер пенсии по инвалидности зависит от заработной платы и группы инвалидности.
Пенсия МВД по инвалидности
Данная пенсия назначается базовому и командному составу органов внутренних дел, получившим инвалидность. К тому же его установили врачи во время службы. Или в течение 3 месяцев после его завершения. Позднее наступление инвалидности может служить основанием для назначения пенсии по инвалидности только в том случае, если в период службы в органах МВД человек получил травму, травму, заболевание и т.д.
Во всех случаях назначение инвалидности, определение ее причины и группы проводится на медико-социальной экспертизе. Кстати, его выводы можно оспорить, подав жалобу. Это заключение ITU, в котором содержатся выводы о группе инвалидности, причинах и связи с услугой.
Размер, порядок назначения и срок, на который назначается пенсия по инвалидности МВД, идентичны правилам, рассмотренным в статье «Военная пенсия».
При отсутствии оснований для назначения пенсии работнику МВД по инвалидности лицо вправе ходатайствовать о пенсии по инвалидности.
Что влияет или может повлиять на размер выплат?
На размер пенсии может повлиять статус занятости сотрудника МВД. Сумма выплаты основана на баллах, которые сотрудник получает ежемесячно, значение этих баллов зависит от размера заработной платы сотрудника. Кроме того, на размер оплаты влияет наличие опыта обслуживания в регионах Крайнего Севера.
Некоторым категориям граждан начисляются доплаты к пенсии:
- Героям Советского Союза, Российской Федерации и людям, награжденным Орденом Славы трех степеней, такие люди получат повышение пенсии на 100%;
- Герои труда РФ на 50%;
- 50% страховой суммы чемпионам Олимпийских и Паралимпийских игр;
- граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней 30%;
- участникам ВОВ на 32%;
- граждане, прошедшие военную службу в годы Великой Отечественной войны, на 16%;
- бывшие узники фашистских лагерей, если на тот момент они не достигли совершеннолетия;
- инвалиды, получившие травмы и увечья во время Второй мировой войны, на 32%.
Пенсионер мвд получил инвалидность на пенсии
Пенсионерам- участникам Великой Отечественной войны (проходившим военную службу в действующей армии), не являющимися инвалидами и не имеющими право на увеличения к пенсии, предусмотренные ст. 16 и п. «в» ст. 17 Закона № 4468-1, подлежит начислению надбавка в размере 32% расчетного размера, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста- 64% расчетного размера пенсии.
- служащим сотрудникам, которые получили ранение, заболевания, контузии во время боевых действий на аэродромах, оборонительных сооружениях, прифронтовых участках
- сотрудникам, которые получили ранения или заболевания находясь в отрядах защиты населения, батальонах
- гражданам, которые были призваны на учебные сборы, проверочные учения и получили травмы и ранения во время выполнения заданий и обязанностей.
- Воины, получившие инвалидность в результате военной травмы во время защиты Родины:
- контузии;
- увечья;
- ранения;
- иного рода заболевания;
- пленения.
- Граждане, состояние здоровья которых пострадало при обстоятельствах, не связанных с выполнением воинского долга (но во время службы).
Причем в зависимости от ситуации может быть назначена не только пенсия МВД по выслуге лет, но и по инвалидности, утрате кормильца. На равных основаниях с указанными категориями граждан, пенсия по инвалидности вследствие травмы устанавливается: — гражданам из числа служащих и рабочих, инвалидность которых наступила ввиду ранения, увечья, контузии или заболевания, которые были получены в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, аэродромов и военно-морских баз, на сооружении оборонительных рубежей; — гражданам, инвалидность которых наступила ввиду ранения, увечья, контузии или заболевания, полученных в период пребывания во взводах и отрядах защиты народа, в истребительных батальонах; — гражданам, призванным на проверочные и учебные сборы и ставшим инвалидами ввиду ранения, увечья, контузии или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в период их прохождения.
Пенсия мвд по 2 группе
Как и любые пенсионные выплаты, пенсия сотрудникам МВД тоже подлежит повышению. В 2021 году пенсия сотрудникам МВД будет повышена с 1 октября 2021 года. В общем, на 6,3%. Это произойдет за счет индексации денежного довольствия военнослужащих на 4,3%. А также дополнительной индексации на 2%. За счет увеличения понижающего коэффициента с 72,23% до 73,68% с 1 октября 2021 г.
Экс-милиционерам решили повысить пенсию в среднем на 2 тысячи гривен Об этом сообщает Главком. В свою очередь коллеги Авакова в Кабмине опасаются эффекта домино — перерасчета пенсий в этом случае может требовать другие категории граждан. Например, пенсионеры Министерства обороны. Однако соответствующие деньги в бюджете не заложено.
В отдельных регионах власти делают скромные попытки поддержать военных пенсионеров. К примеру, стражи правопорядка столичного региона, покидая службу, могут рассчитывать на компенсацию проезда в общественном транспорте Москвы. В Санкт-Петербурге пенсионерам вручаются скидочные проездные.
Вдовы не могут рассчитывать на налоговые послабления и назначение доплат. Но за ними сохраняется право собственности на ведомственное жилье, если оно получалось пенсионером-инвалидом в период службы (п.3 ст. 5 фз 247). Если вдовствующая супруга вновь вступает в брачные отношения, она утрачивает весь круг преференций.
Субъекты РФ также имеют право устанавливать привилегии для пенсионеров МВД. Конкретные льготы зависят от региона проживания. К примеру, в столице и Московской области предусмотрено возмещение коммунальных услуг, льготное протезирование зубов и проезд на муниципальном транспорте. В Санкт-Петербурге действует льгота по подключению стационарных телефонов, а в Свердловской области пенсионеры освобождаются от необходимости платить транспортный налог.
Важно: данные привилегии в 2020 году в целом относятся ко всем пенсионерам, а не только к сотрудникам МВД. Некоторые регионы устанавливают указанные льготы только для ветеранов труда. Тем не менее, бывшие работники органов внутренних дел могут получить данные преференции быстрее за счет кадровой службы МВД.
Размер выплат и доплаты
В расчете пенсии участвуют:
- стаж работы (независимо от места);
- заработная плата, которую получает будущий пенсионер;
- звание на момент выхода на пенсию;
- квалификационная категория;
- все надбавки, которые он получал за период работы.
Выплата зависит от стажа работы:
- 20 лет рабочего стажа увеличат пенсию на 50%;
- при сроке службы более 20 лет за каждый год назначается 3% дополнительно, но нужно учитывать тот факт, что общая сумма не может вырасти более чем на 85%;
- 25 лет смешанного стажа (когда гражданин работал не только в МВД) повлияют на пенсию следующим образом: за каждый год будет начисляться один дополнительный процент, а также вполовину вырастет размер положенного пенсионного пособия. Правда, половина всего стажа должна быть проведена в органах министерства внутренних дел.
- Пенсия по выслуге лет в органах внутренних дел может быть начислена по достижении предельного возраста, а также в связи с определенным стажем работы непосредственно в МВД.
- В стаж работы могут включаться годы обучения профессии, если в это время студенту было присвоено воинское звание. Также может быть включено время, которое гражданин провел на работе в других силовых ведомствах РФ.
- Сумма выплат зависит от трудового стажа. Общий стаж должен быть не менее 25 лет, из которых 12,5 лет будущий пенсионер должен был проработать в МВД.
- При недостаточном трудовом стаже выплаты можно оформить по достижении 45 лет, если есть серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых невозможно продолжать службу.
Нужно ли полицейскому регистрироваться в Пенсионном фонде России
Как уже пояснялось выше, во время службы в полиции ее сотрудники получают «зарплату» из средств федерального бюджета и никаких отчислений в ПФ РФ не производят, а пенсии после увольнения со службы также получают из «пенсионного фонда» МВД России, поэтому регистрироваться в ПФ РФ у российских полицейских нет надобности.
Говоря другими словами, молодой человек, поступивший в вуз МВД (или пришедший на работу в полицию сразу по окончании школы) и отслуживший в органах правопорядка необходимое число лет для назначения ему ПВЛ (ПИ — при получении инвалидности), может никогда в жизни и не иметь никаких дел с Пенсионным фондом России — если назначенной ему МВД пенсии ему будет достаточно для жизни.
Однако в силу ФЗ № 156-ФЗ от 22.07.2008 г., все бывшие полицейские, получающие ПВЛ или ПИ, после увольнения из МВД имеют право заработать и вторую (страховую, «гражданскую») пенсию, если до достижения 65 лет (для женщин этот возраст составляет 60 лет) успеют наработать «на гражданке» минимально необходимый трудовой стаж и накопить нужное минимальное число пенсионных баллов.
При этом для учета данных стажа и баллов нужно обязательно зарегистрироваться в ПФ РФ и открыть себе СНИЛС — без подобной регистрации официально заработать и получать вторую пенсию бывший сотрудник полиции не может.
Подводя итог, можно сказать, что система пенсионного обеспечения МВД РФ гораздо стабильнее системы выплат пенсий обычным, «гражданским» пенсионерам России, т. к. последнюю в нашей стране периодически сотрясают разнообразные реформы. А это — еще один серьезный довод для тех молодых людей, которые решают пойти служить в полицию, а не работать по одной из гражданских специальностей.
Подумай о будущем: как рассчитать пенсию сотрудника полиции?
Сотрудникам полиции чаще всего назначают пенсию по сроку службы (за количество лет), при этом в учет не берутся заслуги, стаж, положение и другие обстоятельства. На 2017 было установлено, что сумму определить в твердом эквиваленте будет невозможно, для этого есть специальные калькуляторы и формулы в компетенции МВД подразделений.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
- Что полагается бывшему работнику МВД?
- Как рассчитать?
- Каким может быть размер?
- Минимальная сумма
- Сколько окладов выплачивают при выходе на заслуженный отдых?
- Формула расчета
Как посчитать размер, покажет формула:
- РПО – сумма пенсии.
- ОД – оклад за последние 5 лет.
- ОСЗ – оклад по званию.
- НВЛ – надбавка за выслугу.
- ОД+ОСЗ+НВЛ = ДД (сумма денежного довольствия) военнослужащего.
С момента выхода на пенсию выплаты могут увеличиться. Так, если работник отслужил свыше 20-ти лет, его отчисления будут расти на 3% с каждым отчетным периодом от фиксированного оклада за последние периоды отчетных 5-ти лет. При смешанном стаже общая сумма ДД будет расти на 1%, но при этом не может быть выше 85% при ДД, где лицо проработало свыше 50-ти лет.
Расчет страховой пенсии по старости служащему в МВД будет производиться иначе:
- СП – страхования по старости.
- ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
- СПК – стоимость одного ПК на день начисления.
При этом если пенсионер будет работать, он не сможет получать полную пенсию в том случае, когда он не имеет смешанного стажа. При полном исполнении предписаний законов РФ ему будет положено 54% с последующим ростом на 2-3% от общей суммы выплат.
Подробно о том, какая пенсия полагается сотрудникам МВД и как она рассчитывается, читайте в отдельной статье.
Повышение выслуги лет
Первые мнения о необходимости увеличения стажа, накопление которого необходимо для получения выслуги лет, появились еще 8 лет назад в 2013 году. Причиной этому стал тогдашний экономический кризис. Однако дальше обсуждений дело не зашло.
Пандемия коронавирусной инфекции, сопутствующие финансовые потери и огромные государственные затраты – все это послужило причиной для обсуждения предполагаемого повышения осенью 2020 года.
В октябре законопроект «Реформа МВД» был отправлен на рассмотрение. В скором времени он был утвержден. Теперь, с 2022 года, для получения права на пенсию по выслуге лет государственные служащие должны иметь не 20, а 25 лет стажа.
Правила выхода при совмещенном стаже были оставлены на старых значениях: 25 лет, из которых не менее 12,5 лет приходилось на службу.
Вместе с увеличением выслуги лет, также было отменено правило, согласно которому период обучения в военных образовательных учреждениях входил в общий стаж. С 2022 года военные и другие государственные служащие могут получать право на пенсию по выслуге лет не ранее, чем через 30 лет, из которых 5 – это обучение, 25 – непосредственно сама служба.
Причем, в отличие от возраста выхода на пенсию, который будет повышаться постепенно до 2028 года для мужчин и до 2034 года – для женщин, увеличение выслуги лет уже произошло сразу без какого-либо переходного периода.
На Заметку:
Некоторые официальные лица, представляющие различные ведомства, в том числе, и Государственную Думу РФ, до сих пор считают, что увеличение выслуги лет – это ненужное изменение. По их мнению, это изменение снижает привлекательность государственной службы, что в будущем, несомненно, приведет к нехватке людей. Однако изменения уже приняты и введены в действие с 1 января 2022 года.