Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли учитель-логопед работать учителем-дефектологом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.
Отличие логопеда от дефектолога в том, что он имеет чаще педагогическое образование. Педагог занимается со здоровыми дошкольниками или с больными, страдающими незначительными нарушениями речи. Логопед-педагог (учитель) работает в детских садах (ДОУ), школах.
Задачи специалиста:
- Запуск речевой активности при отсутствии речи перед лечением.
- Постановка жестов, тренировка мимических мышц во время разговора.
- Работа с общей, мелкой моторикой.
- Доведение воспроизведения звуков до автоматизма.
- Тренировка мышления, памяти.
- Увеличение словарного запаса.
- Обучение ребенка правильно говорить, строить предложения, формировать диалог, что в дальнейшем помогает развить связную, грамотную речь.
- Формирование способности слышать звуки, распознавать их в разговоре окружающих.
- Обучение письменной речи, повышение грамотности письма у школьников.
Специфика работы дефектолога
Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.
При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.
Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.
Дефектолог или логопед?
Оба специалиста не являются врачами: это деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины. Они обладают умением установить контакт с ребенком, вникнуть в суть его проблем и помочь решить их. А вот характер проблем и методы их устранения отличаются, и в этом состоит разница между дефектологом и логопедом.
Компетенция дефектолога – помощь людям с особенностями психофизического развития (чаще всего речь идет о детях). Корректирование речевых нарушений – лишь одно из направлений его работы, это значительно более широкая специализация.
Логопед работает со здоровыми детьми, когда есть необходимость исправить звукопроизношение, усовершенствовать дикцию, т. д. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития.
Чем дефектолог отличается от логопеда?
Эти профессии имеют ряд схожих признаков, но при этом существенно отличаются друг от друга. В первую очередь, разница между логопедом и дефектологом заключается в характере проблем, стоящих перед специалистами, а также в методах их разрешения.
Дефектолог оказывает помощь людям, имеющим особенности психофизиологического развития. Как правило, основными пациентами являются дети. Дефектология в целом охватывает широкое поле деятельности. Корректировка нарушений речи — лишь одно из направлений работы специалиста.
Логопед же работает со здоровыми детьми, у которых есть проблемы с произношением определенных звуков, дикцией и т.д. Его помощь сводится к корректировке индивидуальных нарушений развития речи у пациентов, не имеющих дополнительных патологий психофизического развития.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Получение образования детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ № 273). Важно помнить о том, что инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Рассмотрим основные права учителей при работе с детьми с ОВЗ.
Оплата труда педагога, обучающего детей с ОВЗ
Работа с детьми с ОВЗ представляет собой нестандартный учительский труд, который требует дополнительный усилий, зачастую профессиональной переподготовки педагога, освоения новых навыков. Однако, несмотря на это, федеральных актов, устанавливающих обязательные надбавки учителям, работающим с детьми с ОВЗ, нет. Заработная плата педагога зависит от локальных нормативных актов, принятых на уровне образовательной организации.
Основным принципом финансирования бюджетных образовательных учреждений является подушевое финансирование, а также учет корректирующих коэффициентов (коэффициентов удорожания стоимости услуг педагога). Как указано в п.23 Приказа Минобрнауки России от 26.03.2021 N 209, при расчете нормативных затрат на реализацию образовательных программ должно учитываться то, что освоение той или иной программы происходит не только здоровыми обучающимися, но и обучающимися с ОВЗ. Положение об оплате труда в образовательном учреждении должно составляться с учетом данного документа. Таким образом, размер заработной платы педагогов в бюджетных образовательных учреждениях зависит от положения об оплате труда школы.
На основе подушевого финансирования формируется Фонд оплаты труда образовательного учреждения (ФОТ). Распределение ФОТ между работниками регулируется на локальном уровне (Коллективный договор, Положение об оплате труда, Положение о компенсационных выплатах, Положение о стимулирующих выплатах).
Таким образом, вопрос оплаты труда учителя, работающего с ребенком с ОВЗ, относится к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти. Педагогу необходимо выяснить, содержатся ли в каком-либо из упомянутых выше локальном нормативном акте материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Работники могут влиять на локальное регулирование только совместно, чаще всего – через первичную профсоюзную организацию, требуя коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов. Учитывая тот факт, что на детей с ОВЗ в большинстве регионов выделяется повышенный подушевой коэффициент, для работодателя не должен стоять финансовый вопрос, и он, скорее всего, согласится на увеличение стоимости оплаты часа либо на выделение дополнительных стимулирующих педагогам, задействованным в организации инклюзивной среды.
Как добиться предоставления тьютора?
Тьютор – помощник как для ребенка, так и для учителя. Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах.
Правовой основой деятельности тьюторов является профстандарт «Специалист в области воспитания».
Существует три пути предоставления тьютора.
1. По решению ПМПК или МСЭ
Решения ПМПК и ИПРА являются обязывающими документами для образовательного учреждения, в которых определяется нуждаемость в тьюторском сопровождении (в случае отказа ПМПК рекомендуем обратиться в конфликтную комиссию).
2. По заключению школьного консилиума
Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить решить вопрос с предоставлением ребенку тьютера. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но учитель видит в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.
Требуйте ввести тьютора в штатное расписание, которое формируется директором образовательного учреждения, либо обязанности тьютора может выполнять педагог с соответствующей квалификацией за дополнительную плату.
3. Привлечение тьютора со стороны (оплачиваемый сотрудник, волонтер)
Осуществляется на основе заключения трехстороннего договора (школа-родитель-тьютор), который может быть волонтерским или договором возмездного оказания услуг.
К непосредственным обязанностям тьютора относятся:
- Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
- Адаптация образовательного процесса
- Проектирование открытой образовательной среды
- Разработка и подбор методических средств
- Рефлексия образовательного процесса его участниками
Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:
- исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
- разработка индивидуальной программы обучения;
- развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
- развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
- устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
- консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.
Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:
- быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
- находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
- обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
- работать с детьми разных возрастов.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.
В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:
- Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
- Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
- Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
- Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
- Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.
При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.
Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).
К задачам дефектолога относятся:
- проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
- оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
- развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
- проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
- консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
- оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.
Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:
- способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
- умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
- умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
- умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).
Стоит ли учиться на логопеда
Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:
- отдельный кабинет;
- непродолжительный рабочий день;
- отпуск – 3 месяца в году;
- возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
- зарплата около 30000 тысяч рублей;
- радость благодарных пациентов.
Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы:
- работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется );
- много бумажной работы по заполнению бланков;
- не всегда ощутимый результат лечения.
Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко , Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.
Возможно Вас заинтересуют.
Кто такой логопед? В чем состоит его работа? Какая у него зарплата? Какие экзамены нужно сдавать, чтобы учиться на него? На эти и многие другие вопросы попытаемся развернуто ответить ниже. Ведь многих людей, задумывающихся о работе в сфере педагогики, беспокоит и вопрос о возможном устройстве на работу логопедом. Эта профессия весьма востребована, а дошкольные учреждения есть практически в каждом городе и селе.
Как правильнее — логопед или дефектолог?
Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.
Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:
- Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
- Коррекция проявлений СДВГ.
- Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
- Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
- Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.
Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.
Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.
Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.
>
Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.
В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Кто такой дефектолог?
Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:
- логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
- сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
- амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
- олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.
Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.
Какое образование нужно дефектологу
Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.
Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:
сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);
тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);
сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);
олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);
логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.
Современность и образование
Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.
Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.
Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна – вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды – а этому обучаются в вузах не один год.
Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи – задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки – на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.