Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от уплаты налога на имущество организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В основу разграничения составов налоговых преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ, положен субъект налога, от уплаты которого уклоняется недобросовестный налогоплательщик — физическое лицо или организация. Данное основание избрано законодателем не случайно, поскольку объекты налогов с физических лиц и с организаций, а также порядок их уплаты имеют существенные различия.
Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база
Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.
Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.
Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.
Комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса
1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.
2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.
3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.
Комментарий к Статье 199 УК РФ
1. Объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.
2. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями (см. коммент. к ст. 198).
3. Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации) (п. 2 ст. 11 НК).
3.1. К организациям, о которых говорится в коммент. статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
3.2. Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК).
3.3 Юридическое лицо действует через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК).
3.4. Не являются юридическими лицами представительства и филиалы, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, указываются в его учредительных документах, действует на основании утвержденных им положений, а руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 НК).
3.5. Филиалы и представительства российских юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов и сборов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
4.1. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате, и фактически перечисленных налогов и сборов.
4.2. Альбомы унифицированных форм первичной документации утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 «О первичных учетных документах» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3448.
5. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации только указанными в законе способами, которые аналогичны тем, которые определены в ст. 198.
6. О моменте окончания рассматриваемого преступления см. коммент. к ст. 198.
7. Обязательным условием наступления УО за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы подлежащих уплате платежей.
Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).
8. Квалифицированный состав преступления образует то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); б) в особо крупном размере, т.е. когда сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 7 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).
8.1. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченных налогов и (или) сборов образует указанные последствия по какому-либо одному из видов налогов и (или) сборов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом нескольких различных налогов и (или) сборов. Это положение распространяется и на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).
9. К субъектам преступного посягательства могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые ��рганы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).
9.1. В тех случаях когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).
Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика, иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сбора), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии на то оснований привлечены к УО по соответствующей части ст. 199 как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33), умышленно содействующие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного коммент. статьей, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующим частям ст. 33 и 199 (см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).
9.2. Руководители филиалов организации, не являющихся налогоплательщиками, не могут быть непосредственными исполнителями комментируемого преступления, но могут выступать в качестве соучастников преступления.
10. О субъективной стороне уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации см. коммент. к ст. 198.
11. В том случае если руководитель или главный (старший) бухгалтер уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с организации, а также от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате им как физическим лицом, то его деяния надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199.
Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера
Состав правонарушения и норма УК РФ |
К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания: |
Наказание может быть дополнено |
||
штраф |
арест |
лишение свободы |
||
Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ): — непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*; — включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ): — собственником или руководителем организации; — иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 5 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
Общественная опасность подобных деяний заключается в том, что они посягают на установленный порядок налогообложения в части нормальной деятельности налоговых органов по взысканию задолженности по налогам и сборам.
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие порядок уплаты налогов и сборов, взимаемых с организации или с индивидуального предпринимателя.
Предмет преступления — денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых производится взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
- а) группой лиц по предварительному сговору;
- б) в особо крупном размере, —
Виды сроков давности по уплате налогов
Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.
Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.
В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.
Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:
- срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
- срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.
Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.
Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.
Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.
Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:
- нарушения правил регистрации;
- непредставление отчетности;
- подача декларации несоответствующим законодательству способом;
- нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.
В 2015 году заработала система АСК НДС-2. Это стало вехой в налоговом контроле.
С 2015 года ФНС начала накапливать информацию о компаниях: изменилась форма налоговой отчетности (были введены новые разделы в налоговую декларацию по НДС, где компании стали отражать данные книги покупок и продаж).
Таким образом, налоговый орган начал сохранять историю сделок с контрагентами, а также историю использованных налоговых вычетов по НДС. Однако использовать эту информацию «по полной» инспекции смогли в 2018 году, то есть через 3 года после того, как данные начали потоком стекаться в серверы налоговой. Почему 3 года?
Потому, что при выездной проверке инспекторы могут проверить 3 года, предшествующие проверке. Также, по уголовным делам налоговой направленности проверке подлежат 3 финансовых года подряд (примечание к ст. 199 УК РФ).
Конечно, инспекторы выходили с выездными проверками в компании и до 2018 года, но в таком случае проверка «цепляла» очень непрозрачные для неё 2014 и предыдущие годы.
Почему эти периоды для налоговой были непрозрачными? Не только из-за АСК НДС-2, но и потому, что сама налоговая отчётность была иной. Нередко при таких проверках бизнесмены убирали из книг покупок счета-фактуры по недобросовестным контрагентам и заменяли их на вычеты по добросовестным компаниям, конечно учитывая сроки давности (3 года с момента получения счет-фактуры) и отследить это налоговикам и правоохранительным органам не всегда удавалось.
Теперь же, с АСК НДС-2, инспекторы видят всю историю сделок с контрагентами в режиме онлайн прямо на мониторе. Чтобы получить нужную информацию, инспектору достаточно сделать несколько щелчков мышью.
Встаёт вопрос: что делать? Как спасаться?
Клиенты очень часто задают вопросы:
а если мы заплатим в бюджет часть суммы налоговой задолженности, чтобы сумма долга составил менее 45 млн руб (чтобы переквалифицировать на ч. 1 ст. 199 УК РФ и констатировать истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности)?
Или другой вопрос:
прекратит ли следователь уголовное дело, если оплатить часть задолженности, и она составит менее 15 млн руб, необходимой для части 1 ст. 199 УК РФ)?
Наш ответ на эти вопросы — нет. Частичное погашение задолженности не поможет переквалифицировать уголовное преступление.
Если обосновать это по научному, то ст. 199 УК РФ является формальной, и преступление является оконченным с момента неуплаты налогов в установленный Налоговым кодексом срок.
Если проанализировать нормы УК и УПК РФ регулирующие освобождение от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, то исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 76.1, пункта 2 примечаний к статье 198, пункта 2 примечаний к статье 199 УК РФ и части 2 статьи 28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.1 УК РФ, следует понимать уплату в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом/экспертом по уголовному делу расчета размера недоимки, пеней и штрафов.
Таким образом, если погашение налоговой задолженности будет произведено частично, то не будут выполняться условия предусмотренные вышеприведенными нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Частичное возмещение ущерба в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 61 УК РФ может быть признано следствием/судом лишь только обстоятельством, смягчающим наказание.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 06.08.2001 № 110-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 30.09.2013 № 269-ФЗ)
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ)
Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:
- После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
- После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
- Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
Возможные схемы уклонений
Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:
- налогоплательщик скрывает получение дохода;
- игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
- незаконно использует предоставляемые льготы;
- не встает на учет;
- представляет ФНС ложные сведения.
Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:
Правонарушение | Ответственность |
Осуществление деятельности без постановки на учет. | Ст. 117 НК РФ |
Нарушение правил ведения учета. | Ст. 120 НК РФ |
Занижение налоговой базы. | Ст. 122 НК РФ |
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС. | Ст. 126 НК РФ |
Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.
Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ
Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.
Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.
Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.
Квалифицирующие признаки
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
- крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
- особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
- крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
- особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
- Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
- Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.
Неуплата налога на прибыль
Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.
Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
- от сдачи имущества в наем;
- доходы, полученные за пределами РФ;
- разного роды выигрыши (например, лотерея);
- другие виды доходов.
Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.
В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.
Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.
Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).
Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.
За неуплату НДФЛ в срок начисляется пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки. Кроме этого, налоговая начнет выяснять, умышленно или нет вы уклоняетесь от выплат:
- если это случилось неумышленно (например, вы ошиблись в расчетах), штраф составит 20% от суммы долга. Его можно и вовсе избежать в случае самостоятельного обнаружения ошибки. Для этого требуется сначала доплатить налог, а потом сдать уточняющую декларацию;
- если вы нарушили закон умышленно, заплатить 40% от начисленного налога.
Уклонение от уплаты налогов (статьи 198-199 УК РФ)
Занятие предпринимательской деятельностью сопряжено с многочисленными трудностями разного порядка — от простой рыночной конкуренции за клиентов до противодействия со стороны недобросовестных или просто не в меру придирчивых чиновников. Одной из самых потенциально опасных проблем для рядового предпринимателя является вопрос уплаты налогов.
В то время как во многих странах Европы представители налоговых служб реально помогают предпринимателям, советуя им как избежать ошибок при уплате налогов, отечественные чиновники действуют с точностью до наоборот.
Нередко они прикладывают максимум усилий, чтобы отыскать малейшую неточность или ошибку в налоговых документах и оштрафовать предприятие на большую сумму или даже возбудить уголовное дело против его руководства.
Преступления в сфере уплаты налогов рассматриваются 198-й и 199-й статьями УК РФ. Это одни из самых молодых и потому наиболее качественных статей в отечественном уголовном кодексе.
В 198-й статье регламентируется мера ответственности за неуплату налогов на доходы физических лиц. Преступным деянием может выступать неподача налоговой декларации либо других документов, которые необходимо представлять согласно требованиям закона. Кроме того, преступное деяние может состоять во внесении в указанные документы заведомо недостоверной информации.
Уголовная ответственность по этой статье наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 900 тыс. рублей и 4 млн. 500 тыс.
рублей при условии, что это число составляет более 10% и 20% соответственно от суммы, которую преступник обязан был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 2 млн. 700 тыс.
рублей и 13 млн. 500 тыс. рублей соответственно.
В 199-й статье рассмотрены преступления в сфере неуплаты налогов на доходы предприятий. Преступное деяние здесь также будет состоять в неподаче налоговых документов либо указании в них недостоверной информации.
Уголовная ответственность здесь также наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 5 млн. рублей и 15 млн.
рублей при условии, что это число составляет более 25% и 50% соответственно от суммы, которую предприятие обязано был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 15 млн. рублей и 45 млн. рублей соответственно.
Во всех прочих случаях предусмотрена административная ответственность.
Задача существования этих двух статей уголовного кодекса состоит в охране законного порядка налогообложения физических и юридических лиц, т.е. в обеспечении исполнения ими одной из своих главных обязанностей перед государством. Действие этих статей распространяется на все виды деятельности (в том числе коммерческой), предполагающие получение доходов, подлежащих налогообложению.
Согласно российским законам, для наступления ответственности за неуплату налогов необходимо наличие у подозреваемого прямого умысла на это путем неподачи или фальсификации соответствующих документов.
Суть преступного деяния состоит в наступлении общественно опасных последствий, а именно в том, что госбюджет не получит значительную сумму денег, необходимых для выполнения государством своих обязательств перед гражданами и предприятиями.
В связи с тем, что одним из ключевых элементов налогового преступления считается его результат — неуплаченный налог — такого рода деяния имеют в своем составе материальный аспект.
Иными словами, вина злоумышленника состоит не в фальсификации налоговых документов или их неподаче, а в намерениях таким способом избежать уплаты положенных ему налогов.
Отсюда следует, если злоумышленник сначала не предоставил налоговую декларацию либо внес в нее недостоверные данные, но потом всё же уплатил налог, в таком случае уголовной ответственности для него не будет. Такая ситуация трактуется законом как отказ от совершения преступного деяния.
Непосредственным объектом преступления в обеих статьях УК выступают общественные отношения в сфере уплаты налогов, но с некоторыми отличиями. Так, если в 198-й статье объект — это налогообложение физлиц, то в 199-й статье им является налогообложение уже предприятий и организаций.
В обеих статьях предметом злодеяния выступает налог, сборы и страховые взносы, выплат которых стремится избежать преступник. При этом применяется сложный порядок расчета значимости суммы налога, которая не была уплачена. А уже от того, каков был размер этой суммы, зависит мера наказания.
Собственно сам размер налога для физических лиц определяется на основе подаваемой им декларации о доходах.
В свою очередь декларация представляет собой официальное заявление налогоплательщика о тех доходах, которые он получил, а также о другой важной налоговой информации, от которой зависит размер налога.
Каждый налогоплательщик обязан заполнять декларацию, если только законом не предусмотрен другой порядок подачи налоговой информации.
С точки зрения закона, доходом является получение отнюдь не только денежных средств, но вообще любых материальных ценностей.
Причем не важно, был ли доход результатом физического или умственного труда, либо материальное имущество и денежные средства были получены в качестве подарка, наследства или иным законным способом.
Таким образом, доход — это вообще любая экономическая выгода, которую налогоплательщик получил деньгами или в натуральной форме, подлежащей оценке.
Вопросы налогообложения отдельных видов доходов физлиц регламентируются Налоговым Кодексом. Соответственно уклонения от уплаты положенных по ним налогов и подпадает под действие 198-й статьи УК РФ.
А если имеет место ведение незаконной предпринимательской деятельности, прибыль от которой скрывается от государства, то такой гражданин привлекается к ответственности сразу по двум статьям УК — 171 (занятие бизнесом в нарушение закона) и 198 (неуплата налогов физлицами).
Налоговая сумма, причитающаяся юридическому лицу, определяется на основе его бухгалтерской документации, где должна быть отражена информация обо всех его доходах, расходах и объектах налогообложения.
Закон требует от предприятий строгого соблюдения определенных правил ведения бухгалтерии и внесения в финансовые документы только достоверной информации в объеме, необходимом для правильного расчета налоговой суммы.
В то время как для физлиц формой налогового преступления будет неподача декларации или внесение в нее недостоверных данных, для предприятий и организаций формой преступления будет нарушение правил бухучета. Эти правила указаны в специальном законе, который так и называется — «О бухгалтерском учете».
Когда бухучет ведется согласно всем правилам, предусмотренным законом, такая документация квалифицируется как достоверная. А вот допущение грубых нарушений в бухгалтерских документах, внесение в них недостоверных сведений, в том числе умалчивание истинных размеров дохода, обычно считается признаком умысла на уклонение от налогов.
Данные, внесенные в бухгалтерские документы, считаются заведомо недостоверными и искаженными, если такие документы оформлены согласно всем требованиям закона и подготовлены для подачи в налоговые органы. Также заведомо недостоверными признаются данные, базирующиеся на сознательном игнорировании либо искажении объективных фактов, к примеру, прямое занижение кассовой выручки.
В то же время не будут считаться заведомо недостоверными те данные, которые были получены из-за спорного трактования правовой природы соответствующих фактов или спорного толкования соответствующих правовых актов. В таких ситуациях решение о том, как следует трактовать факты/правовые акты, выносит суд.
Моментом окончания преступлений, описанных 198-й и 199-й статьями УК РФ, считается момент, когда истек предусмотренный законом срок уплаты налога за соответствующий финансовый период. Таким образом, еще раз подчеркивается, что преступление состоит именно в неуплате налога, а не в подаче ложной налоговой информации или ее неподаче в принципе.
Этот момент является принципиальным, так как сроки уплаты налогов всегда отличаются от сроков подачи деклараций и прочих финансовых документов. Таким образом, чтобы подозреваемый был признан виновным, он должен не только фальсифицировать налоговые документы либо уклониться от их подачи, но также уклониться от непосредственной уплаты самого налога.
Обвинения в уклонении от уплаты налогов являются одной из самых больших опасностей, с которыми могут столкнуться современные российские предприниматели. Как минимум такие обвинения могут обернуться крупным штрафом, а нередко — и тюремным сроком.
Профессиональная юридическая помощь налоговых адвокатов фирмы «I.D.E.A. Legal Group» вам может понадобиться, если:
- Ваше предприятие или один из ваших контрагентов стал объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов, что выражается в:
- направлении налоговыми органами официального запроса на предоставление финансовых документов,
- проведении обыска либо выемки финансовых документов,
- вызове руководителей, бухгалтера или других работников предприятия в органы следствия для дачи объяснений по финансовым делам предприятия,
- направлении налоговыми органами запроса в обслуживающий банк о траниях на счетах предприятия.
- На вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка с привлечением представителей правоохранительных органов.
- Налоговые органы инициировали в отношении вашего предприятия процедуру банкротства.
- Против руководства и главного бухгалтера вашего предприятия возбуждено уголовное дело в связи с подозрением в уклонении от уплаты налогов.
- В отношении руководства или работников вашего предприятия начат судебный процесс по налоговому делу.
Наши юристы и адвокаты готовы оказать юридическую поддержку и защиту на любом этапе развития проблемы. В частности мы:
- подготовим юридически выверенный ответ на поступивший от налоговых органов запрос или требование;
- проконсультируем руководство и рядовых работников предприятия по вопросам подготовки к предстоящей или возможной проверке;
- подготовим руководство и рядовой персонал предприятия к возможным и запланированным допросам по налоговым делам;
- срочно выедем на место проведения обыска, выемки или иного следственного/проверочного мероприятия;
- обучим ваших сотрудников соблюдению требований налогового законодательства;
- проанализируем вашу финансовую документацию и проконсультируем вас на предмет юридической чистоты используемых вами бизнес-схем, порекомендуем варианты устранения возможных налоговых рисков;
- обеспечим адвокатскую защиту на этапе следствия и судебного процесса.
Преимуществом обращения в компанию «I.D.E.A. Legal Group» является возможность получить поддерж��у по-настоящему компетентных юристов, специализирующихся именно на экономических и налоговых преступлениях.