Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсии в 2023 году: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Марина Лазебная рассказала, что Минсоцполитики уже протестовало на практике в условиях пандемии и военного положения, что и как может работать эффективно, как дополнять страховые пенсионные выплаты доплатами и пособиями, чтобы выйти на базовый пенсионный доход.
А что говорят и думают люди?
-Более 40-ка лет трудового стажа, а пенсию насчитали 11272,78 рублей. Писал всем и даже президенту. Написал, что, наверное, с 40-ка летним стажем размер пенсии начислено ошибочно. Ответили: «Никакой ошибки нет. На размер пенсии трудовой стаж не влияет». 40 лет платил налоги, а пенсия почти одинаковая с теми, кто ни одного дня НЕ работал. Понятно, что в России всегда обманывали свой народ, но не до такой же степени! Налево, направо всем странам миллиарды долларов выдают, а за тем им почему-то списывают. Свой народ потерпит. Любому терпению приходит конец.
-Включите телевизор и вы услышите что на Украине все так плохо: дефолт, кризис, отопления нет… А у нас, в Санкт-Петербурге? Пенсия 10812. Правда есть еще социальная доплата 1010. Итого: 11822.
-Противно читать всю эту пропаганду нынешних власть имущих России.Если мы равняемся на жизненный уровень Украины — значит нужно гнать эту власть в шею. Нужно равняться на жизненный уровень Швейцарии или Норвегии. Такие нам нужны руководители страной!
Хитрый подсчёт: Как на самом деле изменились пенсии на Украине
Киевская оппозиция заявила о том, что пенсии в стране с 2013 года снизились более чем в два раза. Царьград объясняет, что на самом деле означают слова политика Виктора Медведчука, и для наглядности считает пенсии в России по его «методу»
Красивые цифры в яркой обёртке
Украинский оппозиционный политик Виктор Медведчук опубликовал на сайте партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» текст, в котором обрушился с критикой на киевские власти, продолжающие вести население страны к обнищанию. Акцент сделан на том, что минимальные социальные выплаты украинским пенсионерам «в реальном выражении» снизились с докризисного 2013 года в 2,2 раза, а размер минимальной заработной платы по-прежнему меньше уровня того же периода, хотя и подобрался к нему вплотную.
Под «реальным выражением» оппозиционер подразумевает пересчёт пенсий и зарплат в долларовом эквиваленте и не указывает их размер в национальной валюте на 2013 год. Более того, Медведчук приводит те данные, которые ему удобны, – в пенсиях берёт почему-то только минимальный размер, то есть выплаты людям, очень мало работавшим в своей жизни.
Для чего нужно осовременивание минимальной пенсии в Украине
Многие пенсионеры абсолютно теряются в цифрах, но какая сейчас минимальная пенсия в Украине интересует всех, ведь от этого зависит качество их жизни. До принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно повышения пенсий» можно было наблюдать такую картину:
- Шахтер проработал 46 лет и в 2008 году вышел на заслуженный отдых. Ему начислили 3300 грн пенсии.
- Шахтер проработал 46 лет, но на пенсию вышел в 2016 году. Его пенсия составила 8400 грн.
При подсчете их пенсий использовали такие данные:
- зарплата;
- стаж;
- средняя зарплата по Украине.
Средняя зарплата растет, новоиспеченные пенсионеры получают пенсии с привязкой к ним, а те, кто раньше ушел на пенсию, о повышении только мечтают.
Несмотря на то, что размеры пенсии ограничиваются законом, у каждого пенсионера эта цифра будет индивидуальной.
Пенсионный возраст и страховой стаж
Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.
С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.
Начисление пенсии в Украине
Соблюдают два условия при начислении выплат:
- страховой стаж;
- пенсионный возраст.
В период с начала 2021 по 2028 год планомерно увеличивают стаж с 25 до 35 лет, ежегодно на 12 месяцев.
Пенсию по возрасту для любого украинца в 2021 году рассчитывают с использованием единой формулы, но итоговая сумма зависит от размера заработка, с которого взимались страховые взносы и продолжительности стажа. Предусмотрен широкий спектр доплат, надбавок, повышений.
На заметку: выплаты начисляют со второго дня от даты достижения указанного возраста, если обращение в Пенсионный фонд произошло не ранее, чем за 1 и не позднее 3 месяцев.
Минимальную сумму пенсии по возрасту на январь 2021 года составляют 1669,20 грн. На сегодня это 40 % от нижней планки оплаты труда. Эта сумма автоматически увеличится при росте минимальной заработной платы.
С января текущего года украинцы, производившие отчисления не менее 15 лет, отправятся на заслуженный отдых в 65 лет. 40 календарных лет страхового стажа обеспечивают получение пенсии независимо от возраста.
С 1 января 2021 года украинцы отправляются на заслуженный отдых безотносительно к половой принадлежности:
Возраст, лет | Страховой стаж, лет |
60 | не менее 26 |
63 | от 16 до 25 |
65 | от 15 до 16 |
Государство предоставило право выкупа недостающего стажа. Удвоенную минимальную страховую сумму выплачивают за месяц. Около 84000 грн. придется потратить за максимальный срок недостающего стажа 5 лет.
Что такое страховой стаж?
Страховым стажем принято считать период, в течение которого гражданин подлежал обязательному государственному страхованию. В течение такого периода за человека ежемесячно уплачиваются страховые взносы, в размере не меньше минимального. В противном случае в счет стажа идет не полный месяц.
Единый социальный страховой взнос, который действует в Украине с января 2011 года объединяет в себе сразу несколько обязательных социальных сборов:
- Пенсионное обеспечение.
- Социальное страхование на случай временной утраты работоспособности (больничный).
- Страхование по безработице.
- Материальное обеспечение при несчастном случае на производстве.
Размер пенсии по возрасту
Размер минимальной пенсии в Украине определяется Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и не может быть меньше размера прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Для этого, страховой стаж должен быть не менее 27 лет.
Минимальный размер пенсии, который определен законом, отражен в таблице с учетом предыдущих двух лет.
Период | Минимальная пенсия |
---|---|
1 января 2016 | 1074 грн. |
1 мая 2016 | 1130 грн. |
1 декабря 2016 | 1247 грн. |
1 мая 2017 | 1312 грн. |
1 октября 2017 | 1373 грн. |
1 июля 2018 | 1435 грн. |
1 декабря 2018 | 1497 грн. |
1 июля 2019 | 1564 грн. |
1 января 2020 | 1638 грн. |
Пенсии от государства и частные пенсионные фонды
Пенсионный фонд Украины – не единственное учреждение, которое обеспечивает пенсионные выплаты украинским гражданам. Также в стране действуют негосударственные (частные) пенсионные фонды. Они позволяют накапливать средства для обеспечения пенсионных выплат вдобавок к государственной пенсии.
При заключении соглашения с частным пенсионным фондом граждане обязуются платить небольшие, регулярные взносы. Они оплачиваются на протяжении продолжительного период, вплоть до выхода на пенсию. Это позволяет получать накопленный капитал вдобавок к пенсионным выплатам от государства.
Украинское правительство гарантирует выплату пенсии на постоянной основе, что несомненно является преимуществом. Также граждане могут рассчитывать на надбавки к пенсионным выплатам в случаях инвалидности или наличия других правовых оснований. Выплата пенсии от государства не ограничена во времени. Она будет проводиться постоянно, материально поддерживая пенсионера.
Индексация пенсий в Украине в 2022 году — кто и сколько получит
- средняя пенсия по Украине — от 2001 до 3000 грн. Именно такую сумму получают 38,3% пенсионеров (4,19 млн человек);
- пенсию менее 2000 грн получают 15,6% пенсионеров (1,7 млн человек).
- от 3001 до 4000 грн получают 19,4% пенсионеров (2,13 млн человек).
- от 4001 до 5000 грн получают 9,3% пенсионеров (1 млн человек);
- от 5001 до 10 тыс. грн получают 13,5% пенсионеров (1,47 млн человек);
- более 10 тыс. грн получают 3,9% пенсионеров (433,5 тыс. человек).
В плане повышения пенсий постановление содержит три основных пункта, два из которых направлены на улучшение качества жизни пожилых людей.
1 С 1 октября 2022 года лицам в возрасте от 70 до 75 лет устанавливается надбавка к пенсии в размере 300 гривен. Ограничение предусмотрено для тех, чьи пенсии будут превышать 10340,35 гривни (средняя зарплата в Украине за 2020 год). В дальнейшем ежегодно 1 марта данная надбавка будет отдельно индексироваться, начиная с 2023 года*.
Еще один пункт названного постановления касается женщин, которые родились в период с 1 января по 31 декабря 1962 года. Им к пенсии по возрасту устанавливается надбавка в размере 9% от ее основного размера**, при условии, что им до этого не назначалась какая-либо пенсия. То есть речь идет о пенсиях по возрасту, которые будут назначаться только в течение следующего, 2022 года женщинам, достигающим 60 лет.
Этот пункт, очевидно, требует пояснения. Данная история тянется с 2011 года, когда женщинам начали постепенно повышать пенсионный возраст с 55 до 60 лет. Переходный период предусматривал, что женщинам, которые родились в период по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливалось повышение в размере 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста (при условии, что до этого им не назначалась какая-либо пенсия). В этом году переходный период как раз заканчивается.
Пенсионная реформа стартовала в Украине еще при президенте Порошенко и была результатом удовлетворения категорических требований зарубежных кредиторов, не безвозмездно наполнявших бюджет страны своими траншами под внушительные проценты.
Правительство Гройсмана, как особую заслугу, презентовала возможность не категорического изменения пенсионного коридора, а создания гибкого коридора.
При этом СМИ говорили о превалировании людей пожилого возраста, невозможности пополнения бюджета ПФУ из перечислений работающих граждан. Основным аргументом были рекомендации ООН, соседние страны, в которых возраст выхода на пенсию уже повысили – РФ и Беларусь, (ныне заклятые враги, с которыми Украина вступила в конфронтацию, опыт которых не должен бы использоваться на своей независимой территории).
Изменения, внесенные в пенсионное законодательство, были немедленно зафиксированы в ЗУ «Об обязательном государственном…». Основные из них — это:
- страховой стаж в новой пенсионной реформе увеличился на год;
- начиная с 29 наработанных лет, или более, можно выйти на пенсионное обеспечение в 60;
- для тех, у кого количество наработанных лет начинается с 19 и до первого ограничения, пенсия начинается в 63 года;
- проработавшие официально 15 и немногим менее 19, выходят на пенсию не ранее 65 лет;
- каждый новый год принесет дополнительные 12 месяцев к требованиям, необходимым для выхода на пенсию в установленное время;
- в 2028 нужно будет 35 лет стажа, чтобы уйти на отдых в 60-летнем возрасте
Это далеко не все нововведения, запланированные правительством Зеленского для будущих пенсионеров. Проблема в том, что он последовательно продолжает начинания Порошенко, предпринятые еще до его избрания. Опубликованная пенсионная реформа в Украине в 2022 году и таблица выхода на пенсию вызвала изначально негодование общественности, однако информационная тактика позволила убедить некоторых граждан в ее необходимости.
Провальная, по единодушному мнению профессиональных финансовых аналитиков пенсионная реформа в Украине, в 2022 году для работающих пенсионеров означает необходимость трудиться за мизерную зарплату. Некоторые из пожилых граждан вынуждены работать, чтобы добавить недостающий стаж и получать немного больше минимальной пенсии, которой недостаточно даже для оплаты коммуналки (1.7 тыс. грн).
Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.
«Докупать» стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.
Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.
Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.
По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж «оптом», заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует «скидка за опт» – уменьшенный коэффициент).
Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.
Напомним, что в Украине продолжаются попытки запустить накопительную пенсионную систему.
Теперь Кабмин предложил ввести профессиональные накопительные пенсии для отдельных категорий лиц до 35 лет и тех, кто имеет право на льготные пенсии.
Соответствующий проект закона согласовал Кабинет министров, сообщил народный депутат Алексей Гончаренко. Теперь документ передадут парламенту.
Основные виды пенсий на Украине перечислены в таблице.
Вид пенсии | Описание |
Социальная | Социальная пенсия на Украине выплачивается лицам, достигшим 63-летнего возраста. Также в эту группу относятся пенсионеры, не получающие выплаты. Целью назначения такого пособия, которое также называется «пенсией по вредности» является возмещение вреда, нанесенного человеку во время работы на производстве.
Назначение такого пособия положено малообеспеченным лицам и инвалидам 1 группы, если их доход за 6 месяцев составляет менее 115% от прожиточного минимума. |
По возрасту | Право на пенсию предоставляется украинцам, которые достигли необходимого возраста и имеют соответствующий стаж работы. Размер пособия установлен на основании условий, в которых трудился человек. Также принимаются во внимание стаж и юридические обоснования получения денежной помощи. |
По инвалидности | Оформить пенсию могут украинцы с 1-3 группой инвалидности. Расчет пенсии зависит от первопричины, по которой в организме появились серьезные нарушения.
Пособия могут получать лица, приобретшие инвалидность в детстве, а также украинцы, ставшие инвалидами во время своего труда. |
По потере кормильца | Такое пособие актуально для нетрудоспособных супругов лиц, погибших или числящихся в списках, пропавших без вести. Начисляется пособие с учетом трудового стажа кормильца и его зарплаты. |
Военная | Назначается военным, милиционерам и сотрудникам гражданской авиации. Рассчитать такое пособие следует с учетом размера минимальной пенсии на территории Украины. Денежная помощь для военных не может быть ниже «минималки». «Потолок» пособия установлен не был. |
Пенсия чернобыльцам Украины | Для получения статуса, пенсионер обязуется обратиться с заявлением в соответствующий орган и подать документы, подтверждающие факт его проживания в чернобыльской зоне. Это же относится к ликвидаторам последствий взрыва на ЧАЭС. |
Обязательным условием для оформления пенсии по старости является страховой стаж. Если он отсутствует, то лицо, достигшее пенсионного возраста, имеет право получить только «социалку».
Выплата пенсий инвалидам производится только в том случае, если их страховой стаж варьируется от 2 до 5 лет. Огромное значение имеет возраст получателя. Для каждой группы инвалидности имеются свои коэффициенты. Рассчитывается такое пособие по возрасту.
Подробнее о досрочном выходе на пенсию можно узнать из видео, представленном ниже.
С 01.01.2019 года начали действовать новые положения пенсионных законов. Эти правила предусматривают изменения пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Переход растянут по времени и завершится в 2028 году.
Таблица периода перехода
Женщины, год рождения | Возраст | Год выхода |
1965, I полугодие | 56.5 | 2021, I полугодие |
1965, II полугодие | 56.5 | 2022, I полугодие |
1966 | 58 | 2024 |
1967 | 59 | 2026 |
1968 | 60 | 2028 |
Мужчины, год рождения | Возраст | Год выхода |
1960, I полугодие | 61.5 | 2021, II полугодие |
1960, II полугодие | 61.5 | 2022, I полугодие |
1961 | 63 | 2024 |
1962 | 64 | 2026 |
1963 | 65 | 2028 |
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.