Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый и средний бизнес критерии отнесения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Государственный реестр МСП.
Все сведения об организациях и ИП, соответствующих критериям МСП, содержатся в так называемом реестре МСП, находящемся в ведении Федеральной налоговой службы. Реестр размещен на официальном сайте ФНС, где можно достаточно быстро проверить принадлежность компании/организации к нему.
Информация, содержащаяся в реестре:
- название организации/ предприятия или Фамилия Имя Отчество ИП;
- юридический и физический (если они отличаются) адрес;
- ИНН;
- ОКВЭД;
- категорию субъекта МСП;
- ССЧ сотрудников;
- дата появления реестре.
Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым
Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.
Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).
Государственный реестр и категории МСП: основные критерии
Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.
Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:
- Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
- Полное имя любого ИП или же название юрлица.
- ИНН налогоплательщика.
- Место жительства или нахождения.
- Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.
Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:
- Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
- Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
- Контракты по госзакупкам.
- Партнерства с государственными заказчиками.
Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Как организации попасть в реестр субъектов МСП
Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.
Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.
Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.
Критерии малых и средних предприятий в 2021-2022 году по юридическому аспекту
Исходя из формы организации каждой отдельной компании\фирмы, мы более детально расскажем об условиях становления малым или средним предприятием.
- ООО – чтобы стать малым предприятием общая сумма доли участия субъектов Российской Федерации, включенной в состав активов инвестиционных фондов не должна превышать 25%, а общая доля присутствия иностранных компаний не должна превышать 49%.
- АО – чтобы считать себя малым предприятием доля субъектов РФ и иных организаций, которые владеют акциями АО, не должна превышать 25%. А доля иностранных акционеров, не должна превышать 49%.
- Организации «интеллектуалы» — могут стать малым предприятием, если исключительные права на их деятельность принадлежат учредителям.
- Организации – «сколковцы» — для того, чтобы им быть малым предприятием, такая компания должна иметь статус «сколковца».
- Организация с «особенным» учредителем – в таком случае учредителем должен быть АО «РОСНАНО» или «Фонд инфраструктурных и образовательных программ».
- ООО с определенными участниками – в таком случае, чтобы получить статус малого предприятия, участники должны быть общероссийские объединения инвалидов и их филиалы.
Льготы малым предприятиям
Выделение их в отдельную категорию преследует цель создать комфортные условия для малого бизнеса, его развития. На сегодняшний день действуют льготы, закрепленные целым рядом законодательных и нормативных актов:
- Право вести бухучет по упрощенной форме и льготы по статотчетности. Разработаны специальные бланки отчетности, без излишней детализации сведений, специально для малых предприятий. Обязанностью такой упрощенный учет не является, МП может применять и общеустановленный учетный порядок. В органы статистики отчитываться МП обязано раз в 5 лет, кроме попавших в статистическую выборку.
- Лимит кассы можно не устанавливать.
- Для «упрощенцев» во многих регионах законодательно закреплены пониженные ставки налога, имеются льготы по транспортному и налогу на имущество.
- При проведении госзакупок, согласно ФЗ-44, малые предприятия имеют льготы. Заказчики обязаны производить закупки у них не ниже 15% годового объема.
Кроме того, в отношении малых предприятий в настоящее время «заморожены» проверки со стороны Миграционной службы, Пожарнадзора, Технадзора, Трудиспекции. Таково общее правило.
Однако существует значительный список исключений из него. С проверкой могут прийти, если:
- она касается валютного, таможенного законодательства;
- относится к лицензируемой деятельности;
- юрлицо или предприниматель привлекался к ответственности за нарушения административного характера, был дисквалифицирован или у него приостанавливалась лицензия;
- МП работает в сфере, предполагающей установление классов опасности (риска).
Кроме того, из зоны проверок не уходит социальная, образовательная сфера, здравоохранение, энергетика. В плановом режиме проверяются сферы деятельности, связанные с гостайной, атомной энергией, радиационной безопасностью и т.п. Не освобождены от внешних проверок аудиторы.
Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий
Малым предприятиям живется проще в плане налогов и бухучета. Они могут:
- Вести упрощенный бухгалтерский учет. Эта льгота не распространяется на организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Послабления касаются порядка списания материальных затрат, начисления амортизации, создания резервов и т.д. Более того, микропредприятия могут вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, а индивидуальных предпринимателей государство и вовсе освобождает от ведения бухгалтерского учета. Правила ведения упрощенного бухучета прописаны в рекомендациях ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13). Рекомендуемые упрощенные формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г.
- Сдавать сокращенный набор бухгалтерских отчетов. Малые предприятия сдают всего две обязательные формы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, и те в упрощенном виде с укрупненными показателями. Упрощенные формы приведены в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
- Не устанавливать кассовый лимит (п. 2 Указаний Центрального банка от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Для малого бизнеса действуют специальные налоговые режимы. Это:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
- спецрежим для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
- патентная система налогообложения (только для ИП).
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в отечественном законодательстве
Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. будет являться Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ).
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным кодексом.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.
Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.
Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.
Следует обратить внимание, что согласно данному критерию – как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, – не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.
До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.
И раз решение по ним не было найдено в период практического использования статуса малого предпринимательства, то теперь, когда он не оказывает никакого влияния, эти вопросы долго не будут решены.
Так нередко бывает достаточно сложно определить, выполняется или нет требование законодательства относительно состава учредителей. Например, такая ситуация часто наблюдается в открытых акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.
Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.
Следующий вопрос пока решается определенной неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.
Если же в спекулятивной игре будут участвовать акции и относительно небольших компаний, то при достаточном интересе со стороны участников рынка будет происходить достаточно частая смена владельцев акций, что приведет к постоянной необходимости определения статуса каждого из них, и соответственно постоянной потере и приобретении статуса субъекта малого предпринимательства в зависимости от статуса нового владельца пакета акций. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, рабо��ающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Как же определить, может ли в этом случае организация относиться к малому бизнесу?
Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Предоставляемая законодательством альтернатива – годовой объем оборота или годовой объем прибыли – означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.
Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии 2021 года
Для включения в реестр микропредприятия в 2021 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:
- доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
- число работников до 15 человек;
- финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий. Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса. Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий регламентированы законодательно. Соблюдение всего комплекса обязательных требований позволит субъекту малого предпринимательства воспользоваться широким набором льгот. Основным нормативным актом в регулировании работы малого бизнеса является Закон о развитии малого и среднего бизнеса от 27.11.2017 г. № 209-ФЗ.
Читать дальше: Новый приказ по вневедомственной охране вместо 900
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий. Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса. Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий регламентированы законодательно. Соблюдение всего комплекса обязательных требований позволит субъекту малого предпринимательства воспользоваться широким набором льгот. Основным нормативным актом в регулировании работы малого бизнеса является Закон о развитии малого и среднего бизнеса от 27.11.2017 г. № 209-ФЗ.
Читать дальше: Новый приказ по вневедомственной охране вместо 900
Численность сотрудников в 2020 по-прежнему основной показатель, по которому коммерческий деятель может стать малым предприятием. Это не единственный критерий, но важнейший.
В 2021 году установлены следующие рамки по численности:
• Средняя фирма – до 250 человек;
• Малое предприятие – до 100 человек;
• Микропредприятие – до 15 человек.
Расчет ведется исходя из среднесписочной численности сотрудников за прошедши�� год. Поэтому если организация хочет получить статус МП в 2021, нужно определить среднее количество служащих за 2020 год. Как это сделать, мы расскажем ниже.
Так как одним из решающих аргументов в получении статута МП является среднесписочная численность. Разумно будет посмотреть, как ее правильно определять.
Данные нужно брать за прошлый год. Поэтому если вы планируете, стать льготником в 2021 году, считайте работников за 2020. В расчет принимаются штатники по трудовым договорам, если это их основное место службы. Лица с ГПД не считаются.
Расчет делается в два этапа: на первом обрабатывается количество работников, занятых полный рабочий день, на втором – неполный:
1. Среднее число за месяц: складывают работников, отработавших весь день, за каждые сутки. В выходные ставят то количество, которое было в последний рабочий день перед ними. Получившуюся сумму делят на число дней в месяце. Повторяют процедуру 12 раз;
2. Складываем число работников за все месяцы и делим на 12. И у вас получится средняя списочная за год. Но если есть такие, кто трудится неполный день, то пройдите еще шаг 3.
Шаг 3:
Средняя списочная = Кол-во отработанного времени за месяц : (Число часов в полном рабочем дне Х Кол-во рабочих дней за месяц)
Микропредприятие – это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников.
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|---|---|
Средняя численность работников за предшествующий календарный год | ≤ 15 чел | ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ |
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов | ≤ 25% | |
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся МСП, а также иностранных организаций | ≤ 49% | |
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) | ≤ 120 млн руб. | постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 |
Факторы и их значения определили. Чтобы правильно просчитать критерии отнесения к малому и среднему бизнесу 2020, учитывайте рекомендации, которые собраны в таблице.
Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2021 году
Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).
Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.
В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.
Создание Единого реестра преследовало следующие цели:
- снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
- обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
- обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
- повышение качества проработки мер поддержки МСП;
- максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.
Средние и малые предприятия получают дополнительные возможности для ведения бизнеса. Вот основные из них:
- Применение льготных налоговых систем – УСН, ЕНВД (до 1 января 2021 года), покупка патента. Это позволяет организациям и ИП существенно экономить на налоговых платежах. Также может вводиться нулевая или сниженная ставки для отдельных типов плательщиков или сфер бизнеса.
- Административные послабления. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и кассовую дисциплину. Для них установлены особые надзорные правила.
- Преференции в госзакупках. Государственные и муниципальные заказчики в рамках своих закупок обязаны часть товаров или работ (не менее 15% совокупного годового объема) закупать у МСП и социальных некоммерческих организаций.
Тип СМП | Среднесписочная численность работников за 2020 год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | До 15 человек включительно | — |
Малое предприятие | От 16 до 100 человек включительно | — |
Среднее предприятие | От 101 до 250 человек включительно | — |
От 251 до 1000 человек включительно | Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412 |
Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.
По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.