Ликвидация общественной организации в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация общественной организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

Кто занимается ликвидацией НКО?

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются:

  • Подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;
  • Уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;
  • Публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;
  • Взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • Ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • Составление промежуточного и окончательного баланса;
  • Проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • Решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного, однако важно помнить:

  • После принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;
  • После получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;
  • По истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;
  • Если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Читайте также:  Доплата к пенсии Чернобыльцам в 2023 году

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, — это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Регистрация некоммерческой организации в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки

В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).

Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:

  • заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
  • решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
  • изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
  • квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.

Для общественной организации дополнительно предоставляется:

  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
  • протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
  • в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах

Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.

Какие шаги подразумевает процедура?

Шаг 1. Принятие решения о прекращении работы, создание ликвидационной комиссии (либо утверждение кандидатуры ликвидатора)

Решение о ликвидации принимается:

  • общим собранием учредителей;
  • судом по заявлению заинтересованных лиц;
  • собственником имущества (например, учредителем бюджетного учреждения является государственный орган, а значит, он и будет принимать решение).

Процедура регулируется ст. 61–65 ГК РФ и аналогична упразднению любого другого юридического лица. Начинается с принятия учредителями совместного заключения. Проходит общее собрание, составляется протокол. В нем отражают следующие вопросы:

  • принятие решения о ликвидации;
  • назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (этот пункт может оформляться в отдельном документе);
  • установление порядка и срока (не может превышать 1 года).

Начало процедуры закрытия организации

Начинают с того, чтобы разместить в специальном издании объявление о том, что процесс ликвидации запущен. Одновременно нужно подать документы в налоговые органы. Они делают изменения в ЕГРЮЛ, и теперь каждый может видеть, что компания находится в стадии закрытия. Публикации проводятся с целью выявления кредиторов, чтобы они имели возможность выставить свои требования.

Читайте также:  Планирование участка под строительство дома 10 соток

Как закрыть юридическое лицо в Минюсте? Нужно собрать пакет документов и предоставить в регистрирующий орган:

  • Заявление о ликвидации, форма РН0005;

  • Форма, где отражено назначение ликвидатора или комиссии, РН006.

Список физических и юридических лиц, которых нужно уведомить:

  • Налоговая служба;

  • Министерство юстиции;

  • Фонд социального страхования (его сейчас уведомляет налоговая, с юрлица эта обязанность снята);

  • Пенсионный фонд (его тоже уведомляет налоговая).

  • сотрудники предприятия.

Когда военнослужащие могут вернуться домой – комментарии Генерал-майора Николая Тутрина

Возвращение домой со спецоперации – вопрос острый и волнующий практически всех россиян. Генерал-майор Николай Тутрин дал некоторые пояснения.

По словам эксперта, возможность вернуться к семьям у мобилизованных будет тогда, когда СВО подойдет к своему логическому завершению или когда закончится военный контракт. Тутрин отметил, что во втором случае военнослужащий может возвращаться домой или же продолжать участие в СВО, продлив контракт еще на один срок.

Помимо этого Генерал-майор рассказал об опыте ротаций, согласно которому участнику СВО положен отпуск через несколько месяцев службы. Молодые люди периодически меняют друг друга для восстановления личных ресурсов и сил. Он отметил, что эта практика существует не на слова, а используется регулярно в настоящее время.

По некоторым данным на военную службу сейчас призвано 150 тысяч из тех, кто был отправлен на СВО в волну частичной мобилизации. Еще 150 тысяч находится в учебной зоне и пока не принимали участие в военных действиях. Именно из этого состава планируется совершать ротации и о новой волне мобилизации пока речи не идет. По крайней мере именно такую информацию на конец ноября озвучивал Кремль.

Инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2022 году

Компания гарантирует соблюдение следующих прав Субъекта персональных данных: право на получение сведений о том, какие персональные данные Субъекта персональных данных хранятся у Компании; право на удаление, уточнение или исправление хранящихся у Компании персональных данных; иные права, установленные действующим законодательством РФ. Компания обязуется немедленно прекратить обработку персональных данных после получения соответствующего требования Субъекта персональных данных, оформленного в письменной форме, и направленного по адресу Компании, указанному выше.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Документы, необходимые для ликвидации НКО

Если Вы решили обратиться в АНО «МЮК «Солиситоры, Барристеры и Атторнеи» за предоставлением услуги по сопровождению добровольной ликвидации Вашей некоммерческой организации, Вы должны предоставить нам некоторые документы и информацию:

  1. Копии свидетельств о госрегистрации и о постановке на учет в ИФНС некоммерческой организации;

  2. Копия свидетельства о госрегистрации НКО с присвоением учетного номера Управлением Минюста России;

  3. Копия выписки из госреестра (ЕГРЮЛ) по НКО с обязательным наличием информации о всех происходивших в НКО изменениях и дополнениях;

  4. Оригинал Устава НКО (его необходимо сдать в Минюст на последнем этапе ликвидации НКО);

  5. Состав ликвидационной комиссии, копии паспортов всех членов ликвидационной комиссии с копиями их личных ИНН и контактными номерами телефонов (для удобства и исключения нежелательных отказов со стороны управления Минюста в регистрации данной процедуры, советуем избирать в ликвидационную комиссию минимум 3-х граждан);

  6. Копию бухгалтерской документации за последние 3 года деятельности НКО.

В случае возникновения необходимости у наших сотрудников по ликвидации НКО дополнительной документации или информации, юристы запросят ее, связавшись с Вами по телефону и электронной почте.

Что касается такого вида образования как муниципальный округ, стоит и нужно отметить, что, согласно 4 статье законопроекта, муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. То есть старое деление теряет актуальность и можно их укрупнять, либо дробить быстро и как угодно. Впрочем, здесь есть один нюанс. Часть 9 статьи 10 законопроекта говорит о том, что цитата: «Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав». Правда эта же часть этой же статьи дальше говорит, что, снова цитата: «Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях». По опыту личных, субъективных наблюдений смею утверждать, что у нас такие территории фактически есть. И последнее. Согласно законопроекту, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

European Youth Parliament

European Youth Parliament (Европейский молодежный парламент) — это международная студенческая некоммерческая организация, которая занимается популяризацией парламентских дебатов. Цель — дать молодым людям возможность примерить на себя роль депутатов и поработать над решением важных государственных проблем. Свои национальные представительства EYP есть в 41 европейской стране. Национальные советы EYP состоят из студенческой молодежи, которые сами выбирают руководящий состав.

Читайте также:  Квадратура мкд в Белгородском районе для расчета ОДН в 2023 году

Каждый год более 20 000 молодых людей со всей Европы собираются на сессии на местном, региональном, государственном и международном уровнях. Там они работают в комитетах по образцу Европейского парламента, обсуждают важные темы, которые затрагивают их страны в частности и всю Европу в целом. Затем проводится Генеральная ассамблея, на которой комитеты защищают свои резолюции.

В Беларуси Европейский молодежный парламент долго добивался регистрации. Организации из года в год отказывали под разными предлогами. Зарегистрировать EYP в Беларуси удалось только в 2020 году.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Этапы ликвидации ООО: семь шагов – и вы у цели

  1. Старт. Решаем, что ликвидации – быть! Если в компании один участник, то оформляется решение единственного участника. Если их несколько, составляется протокол общего собрания участников. В этих документах следует отразить намерение ликвидировать компанию. Желательно сразу назначить ликвидационную комиссию и ее руководителя, в ином случае придется принимать соответствующее отдельное решение.
  2. Важно – не пропускаем три рабочих дня с момента принятия решения. Начинает течь трехдневный срок для первого взаимодействия с регистрирующим органом. Руководитель ликвидационной комиссии должен подать в регорган уведомление о ликвидации, подписанное и заверенное у нотариуса. Второй документ, который потребуется сдать, – экземпляр принятого решения о ликвидации (протокола). Регоргану для внесения записи о начале ликвидации в реестр дается неделя с момента получения документов.
  3. Обращаемся к Федресурсу, чтобы опубликовать уведомление. В течение трех дней с даты принятия решения о завершении деятельности компании нужно опубликовать и соответствующее уведомление на Федресурсе (речь идет о Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).
  4. Обнародуем сообщение о ликвидации в Вестнике. Оповещаем кредиторов. Когда в ЕГРЮЛ появится запись о начале ликвидации юридического лица, следует разместить публикацию в Вестнике госрегистрации. Также необходимо письменно сообщить о грядущем завершении деятельности контрагентам компании, перед которыми имеются неисполненные обязательства.
  5. Ждем, пока завершится срок, указанный в публикации Вестника. После публикации начинает течь время, предусмотренное для предъявления кредиторских требований к должнику. Минимум – два месяца, но срок может быть и более длительным. В этот период ликвидируемой компании следует подавать отчетность и рассчитываться с контрагентами и сотрудниками.
  6. Определяемся с текущим финансовым положением компании. По истечении вышеуказанного срока можно формировать промежуточный ликвидационный баланс. В регорган требуется направить только уведомление о подготовке баланса с заверенной у нотариуса подписью.
  7. У цели: сдаем ликвидационный баланс, проходим через госрегистрацию. Ну вот и финишная черта. Здесь бухгалтером составляется, а участниками ООО утверждается окончательный ликвидационный баланс. В регистрирующий орган подается пакет документов для внесения в реестр сведений о завершении деятельности компании.

Налоговая отчётность НКО на ОСНО

НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за отчётным периодом.

НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.

Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдаёт 6-НДФЛ. Отчётные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.

Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. Её сдают до 15 апреля года, следующего за отчётным.

Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *