16. Защита права собственности на земельные участки.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «16. Защита права собственности на земельные участки.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

  • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
  • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
  • Признание принятого собранием решения недействительным;
  • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
  • Самозащита права владельца земельного участка;
  • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
  • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
  • Компенсация причиненного морального вреда;
  • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
  • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Способы защиты прав собственника земельного участка

Для эффективной защиты собственников существуют правовые механизмы, регламентируемые российским законодательством:

  • Пресечение нарушения прав собственности на земельный участок, включая границы участка в досудебном порядке.
  • Признание права на земельный участок в суде, границы участка в судебных инстанциях. Исковое заявление должно быть обосновано и квалифицированно составлено, с указанием перечня прилагаемых документов и т.д.;
  • Подача так называемого виндикационного иска (иска собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения).
  • Подача заявления в суд о признании права третьего лица на земельный участок отсутствующим. Данный способ согласно совместному Постановлению Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда является исключительной формой защиты нарушенного права и применяется только тогда, когда все другие способы исчерпаны.

Для восстановления границ земельного участка Вы вправе обратиться в суд, и по результату рассмотрения дела может быть вынесено решение:

  • О признании права на земельный участок, восстановление нарушенных кадастровых границ участку;
  • О признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления;
  • О восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок;
  • О возмещении убытков.

Ситуации, требующие защиты права собственности на земельные участки

Об основаниях возникновения прав читайте в нашем материале.

Имущественные гарантии, предоставляемые собственникам ЗУ (как узнать собственника земли?), не должны нарушаться, однако определённые ситуации допускают такие нарушения в силу сложившихся обстоятельств или виновных действий третьих лиц.

Инициаторами ненадлежащих действий в адрес собственника могут выступать:

  1. административные органы;
  2. соседи или родственники собственника;
  3. учредители дачных товариществ и кооперативов;
  4. иные недобросовестные лица, притязающие на чужое имущество.

Администрация населённого пункта иногда допускает нарушения, связанные:

  1. с установлением публичного сервитута;
  2. при изъятии ЗУ в пользу государства или муниципалитета;
  3. при незаконном отказе в приватизации.

Сервитут устанавливается только в силу необходимости, а не по произвольному усмотрению должностных лиц. Регулируется статьями 23 ЗК РФ и 274 ГК РФ. Изъятие допускается по инициативе или санкционированию Федерального законодательства, с указанием причин и путём выкупа ЗУ у собственника, на что указывает статья 49 ЗК РФ. Приватизация не допускает произвольного отказа со стороны уполномоченных на её проведение, должностных лиц.

Соседи собственника могут незаконно прирезать к своей территории часть надела собственника или нарушить регламент отступа от участка:

  1. при возведении капитального строения;
  2. возведением хозяйственных построек;
  3. выращиванием плодовых деревьях на границе ЗУ.

Порядок возмещения убытков

Порядок возмещения убытков владельцам надела устанавливается ЗК РФ и постановлением Правительства РФ №262. Размер возмещения зависит от стоимости недвижимости на день, предшествующий выявлению итогового решения об изъятии участка, и сроков незаконного использования земли.

Земельные разногласия решаются только в судебном порядке. Что касается уровня суда, то он определяется Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В итоге споры между гражданами рассматриваются судами общей юрисдикции.

Если участники конфликта являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, то в этом случае разбирательство происходит в арбитражном суде.

При обнаружении нарушений собственных прав на недвижимое имущество или даже при выявлении угроз к этому, следует как можно быстрее обеспечить все необходимые мероприятия, позволяющие выстроить защиту своих интересов в соответствии с установленными нормативно-правовыми актами. Данная предосторожность позволяет достичь наибольшей эффективности в случае возникновения судебного разбирательства.

Каждый владелец земельного участка должен заранее ознакомиться хотя бы частично со всеми нормативно-правовыми актами, регулирующими права собственности на надел. В таком случае хозяин ЗУ может оградить себя от многочисленных посягательств мошенников, сохраняя при этом финансовую стабильность собственного бюджета.

Стоит понимать, что лица, заинтересованные в незаконном присвоении земли, будут всегда, так как надел обладает существенной ценностью, в особенности, если там располагается какой-либо значимый объект.

В каком порядке возмещаются убытки, причиненные изъятием земельного участка?

Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов (ст. 49 ЗК РФ).

Читайте также:  Развод через ЗАГС без присутствия супруга в 2023 году

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, .для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Лица, у которых изымается участок, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка.

Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

В названном выше Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г., устанавливается порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий. Эти правила распространяются на земли всех категорий, за исключением земель, для которых установлен иной порядок возмещения.

Следует учитывать, что данное Положение не распространяется на принудительный выкуп земельных участков у собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды и не устанавливает порядок возмещения ущерба в связи с утратой значения сельскохозяйственных угодий при их предоставлении для Несельскохозяйственных нужд (например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного).

Если земельные участки изымаются для несельскохозяйственных нужд, размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков.

Подготавливаемый в процессе изъятия землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения должен включать следующие сведения:

  • о размещении земельного участка и объектов строительства;
  • о площади земельного участка, составе предоставляемых и вклю­чаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных уго­дий и их кадастровой оценке;
  • о площади, составе и кадастровой оценке угодий, предназначен­ных для размещения объектов, вносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
  • об условиях и сроках восстановления нарушенного производства;
  • об условиях и сроках снятия, хранения (консервации) и использо­вания нарушаемого плодородного слоя почвы;
  • об условиях и сроках проведения рекультивации земель;
  • о размере убытков, включая упущенную выгоду;
  • о размере потерь;
  • о размере земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемом размере земельного налога после их изъятия;
  • об условиях и сроках изъятия, занятия и использования предос­тавляемых земель.

В Положении специально устанавливается, что данный землеуст­роительный проект подлежит обязательной государственной экологи­ческой экспертизе.

Если земельные участки не изымаются, однако права владельцев ограничиваются, или если ухудшается качество земель в результате стороннего влияния, землеустроительный проект, устанавливающий размеры убытков и потерь, должен включать следующие разделы:

  • площадь, состав и кадастровая оценка угодий, на которые распро­страняется ограничение прав пользователей земли или ухудшение ка­чественного состояния их земель;
  • влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественного состояния их земель на продуктивность земельных уго­дий и доходность производства;
  • меры по сокращению или устранению дальнейшего влияния огра­ничения прав пользователей земли или ухудшения качества земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
  • условия и сроки восстановления нарушенного производства;
  • размер убытков, включая упущенную выгоду;
  • размер потерь;
  • размер земельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель.

В случае временного изъятия земельных участков (обычно на срок до трех лет) убытки и потери возмещаются при предоставлении зе­мель в пользование и уточняются после освобождения этих участков.

В каком размере заинтересованным лицам возмещаются понесенные убытки?

Во всех случаях произведенные расчеты убытков и потерь должны согласовываться с заинтересованными сторонами. После такого согла­сования составляется акт, который регистрируется местной админист­рацией. Споры о размерах и порядке возмещения убытков и потерь разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их ком­петенцией.

Причиненные убытки подлежат возмеще­нию в полном объеме, включая упущен­ную выгоду. Исключение составляют слу­чаи изъятия или временного занятия зе­мельных участков для государственных и общественных нужд и ограничения прав пользователей земли, а также ухуд­шения качества земель в результате стороннего влияния.

Упущенная выгода рассчитывается на весь период времени, необ­ходимый для восстановления сельскохозяйственного производства. Если земельные участки выкупаются или реализуются иным образом, убытки собственников земли (включая упущенную выгоду) входят в стоимость (цену) участка.

Упущенная выгода является частью убытков пользователей земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получе­ния ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления на­рушенного производства.

Убытки возмещаются собственникам земли, землевладельцам и землепользователям. Обязанность по возмещению лежит на органи­зациях (гражданах), в пользу которых произведено отчуждение участка или деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества земель.

В состав убытков, подлежащих возмещению, включаются:

  • стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначе­ния, производственных и иных зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место. В этих случаях оценка производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооруже­ний, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емко­сти и уровню механизации (по типовым проектам);
  • стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних наса­ждений, незавершенного производства;
  • убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами зем­левладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;
  • убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли;
  • упущенная выгода.

Возмещение убытков может производиться как в денежной, так и в натуральной форме. В этом случае организация, которой отведен участок, за свой счет производит строительство новых объектов на другом месте. При этом, если стоимость вновь возводимых объектов выше, нежели тех, которые утрачиваются, разница выплачивается за счет лица, в пользу которого производится строительство.

Читайте также:  Правила получения визы в словению

При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки определяются исходя из сметной стоимости работ на строительство или реконструкцию объек­тов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскатель-ских работ, по нормам, расценкам и ценам, действующим на момент изъятия земель.

Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т. п.) производится по сметной стоимости работ на строительство новых нодных источников равного дебита и качества воды, включая стои­мость проектно-изыскательских работ.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Основные способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков

Законодательство предусматривает несколько способов защиты на­рушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержит­ся в ст. 12 ГК РФ.

При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих пра­во на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо ГК РФ применяются нормы ст. 60 ЗК РФ.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

  1. признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, по­влекших за собой нарушение права на земельный участок;
  2. самовольного занятия земельного участка;
  3. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Современное земельное законодательство не имеет четкой класси­фикации способов защиты нарушенных или оспоренных прав. Так, на­пример, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

  1. признания недействительными в судебном порядке не соответ­ствующих законодательству актов исполнительных органов государ­ственной власти или актов органов местного самоуправления;
  2. приостановления исполнения не соответствующих законодатель­ству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  3. приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных иско­паемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;
  4. восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Большое значение имеет такой способ защиты, как признание права. В частности, признание права гражданина на имущественный пай и земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов. В судебной практике достаточно часто встречаются подобные иски. При этом су­дом обычно признается такое право за лицами, работавшими в реор­ганизованном сельскохозяйственном предприятии и вышедшими на пенсию.

В соответствии со ст. 59 3 К РФ признание права на земельный учас­ток осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юриди­ческим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сдел­ки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О го­сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?

Особые правила устанавливаются для воз­мещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются орга­низациями, которым предоставляются

сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых ус­танавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключе­нием случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природо­охранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения рав­новеликой площади новых земель с учетом проведения на них меро­приятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уров­ня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под ос­воением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем про­ведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие меро­приятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымае­мых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из норма­тивов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее по­лучаемого до снижения их качества.

В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от нор­матива стоимости освоения новых земель пропорционально сниже­нию качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-кар­тографические материалы, данные почвенных обследований, земель­ного кадастра и мониторинга земель.

Читайте также:  Планирование участка под строительство дома 10 соток

Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрица­тельного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяй­ственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, под­лежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством уста­навливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:

  • при предоставлении земельных участков для строительства мелио­ративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
  • предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хо­зяйств и рыбоводных предприятий;
  • отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в гра­ницах населенных пунктов;
  • изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоро­вительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и зе­мель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами, в случаях, если виновные в деградации уго­дий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходи­мые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяй­ственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохо­зяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные уго­дья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Особенности действия законодательства

Защита земельных интересов осуществляется на основе ст. 12 ГК РФ, раскрывающей понятие и способы защиты прав граждан. Во внимание следует принять и гл. 9 Земельного кодекса РФ. Она касается как защиты имущественных прав, так и споров по поводу прав на земельные участки.

Согласно ст. 12 ГК РФ, гражданские права можно защищать конкретными способами:

  • Признанием прав;
  • Возмещением убытков;
  • Восстановлением положения, которое существовало до нарушения прав на землю;
  • Неприменением судом акта государственного или муниципального органа, который противоречит законодательству;
  • Прекращением или изменением правоотношений;
  • Самозащитой имеющихся прав;
  • Признание недействительной оспоримой сделки, как и всех последствий дальнейших действий;
  • Компенсация морального ущерба;
  • Взыскание неустоек;
  • Присуждение обязанности в натуре к исполнению.

Защита земельных прав представляет собой защиту законных интересов собственника в отношении его участка. Возникающий спор должен разрешаться только судебной инстанцией.

Пресечение нарушения земельных прав

Чтобы предотвратить нарушения в сфере распоряжения участками, судебная инстанция может принять ряд действий для этого. Они призваны предотвратить угрозу дальнейших нарушений. Судебная практика дает возможность признать акты государственных и муниципальных органов недействительными. Но в этом случае они не только нарушают права собственника, но и нарушают установленное законодательство. В результате их признания недействительными можно восстановить права собственников. А убытки, которые были им причинены, должны быть возмещены в полной мере и в соответствии с гражданским кодексом.

Судебная инстанция может приостановить исполнение гражданского, жилищного или промышленного строительства. Также возможно приостановление разработок нахождения полезных ископаемых, проведения агрохимических, поисковых, геодезических и лесомелиоративных работ. Подобное решение может приниматься исключительно в строгом соответствии с действующим законодательством, а нарушенные гражданские права должны быть восстановлены незамедлительно.

Есть возможность восстановить то положение, которое было до нарушения законных интересов и прав. Необходимо пресечь основные действия, нарушающие права землевладельца или создающие угрозу для этого.

Восстановление нарушенного права на земельный участок

Согласно ст. 60 ЗК РФ существуют две принципиально различные ситуации в сфере восстановления нарушенных прав на земельный участок:

  • 1) когда факт правонарушения уже произошел, права нарушены и нуждаются в восстановлении;
  • 2) когда налицо длящееся правонарушение (т.е. противоправное деяние началось, но еще не закончилось) либо некие действия могут в будущем нарушить права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Следовательно, в последнем случае предусмотренные ЗК РФ правозащитные меры носят превентивный характер.

В первой группе случаев, когда право граждан и юридических лиц уже нарушено, закон предусматривает следующие способы восстановления нарушенных прав на землю:

  • а) признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Под «актом» понимаются как нормативные правовые, так и индивидуальные акты, нарушающие земельные права граждан (например, повлекшие незаконное изъятие земельного участка для публичных нужд);
  • б) прекращение самовольного занятия земельного участка. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Гражданин или юридическое лицо, права на земельный участок которого нарушены вследствие самовольного захвата, вправе предъявить виндикационный иск об истребовании своего имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения.

В случае принятия судом соответствующего решения о возврате собственнику самовольно занятого земельного участка собственник может потребовать возмещения всех доходов, которые извлекло или должно было извлечь лицо, незаконно владеющее земельным участком (ст. 303 ГК РФ), в том числе незаконно собранный урожай, незаконные доходы от предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией участка, и т.д.

Правообладатель земельного участка может предъявить негаторный иск об устранении препятствий по реализации права собственности (иных прав на участок), не связанного с лишением владения.

В случаях если противоправное деяние не закончилось либо только может произойти и причинить вред охраняемым законом земельным правам граждан и юридических лиц, законодатель предусматривает следующие варианты пресечения таких деяний:

  • 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *