Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое республиканский фкр». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Права потребителей урегулированы как Жилищным кодексом, так и иными нормами законодательства. При отстаивании интересов владельцы помещений могут апеллировать к любым источникам права, актуальным в данной ситуации.
Деятельность организации
Полная расшифровка НКО «ФКР» – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Компания занимается ремонтными работами в жилых и коммерческих помещениях. Перечень базовых направлений деятельности компании имеет следующий вид:
- монтаж и постоянное обслуживание лифтовых систем;
- покрасочные мероприятия;
- кровельные работы;
- капитальный ремонт строений на основании официального запроса от органов государственной/региональной/муниципальной власти;
- отправка жильцам уведомлений о необходимости оплаты взносов на ежемесячной основе;
- применение законных мер взыскания долговых обязательств с физических лиц, допустивших пропуск очередного платежа (самостоятельно, через судебные органы или через службу судебных исполнителей);
- перевод поступающих денежных средств на побочные финансовые инструменты с целью получения прибыли (список инвестиционных каналов ограничивается актуальным законодательством Российской Федерации);
- привлечение к работе подрядчиков для проведения операций капитального ремонта и оплата их профессиональной деятельности из средств Фонда;
- наложение штрафов на недобросовестных партнёров с учётом перечисления взысканных сумм на специальные счёта.
Региональные органы власти могут устанавливать новые тарифы на капитальный ремонт и изменять перечень услуг, предоставляемых региональным оператором.
Цели и задачи Фондов капитального ремонта
Основной целью каждого регионального оператора по капремонту является осуществление необходимого капремонта, то есть:
- осуществление необходимых работ по замене и ремонту лифтов;
- ремонт внутридомовых инженерных систем (систем водоснабжения и водоотведения, электросетей, теплосетей, газового оборудования);
- ремонт фасадов, подвалов, чердаков, крыш и фундаментов зданий.
Для обеспечения непрерывного финансирования и проведения требуемых работ, фонды капремонта осуществляют финансово-хозяйственную детальность. Это некоммерческие организации, то есть целью их деятельности является не получение прибыли, а лишь выполнение намеченных работ.
Для этого НКО ФКР осуществляют следующее:
- формируют средства и имущество, требуемые для обеспечения организации и планового проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в жилых многоквартирных зданиях того региона, к которому они относятся;
- осуществляют сбор взносов на капремонт;
- осуществляют открытие специальных расчетных счетов, на которые поступают денежные средства собственников, выбравших фонд получателем таких взносов;
- аккумулируют бюджетные средства, выделенные на капремонт зданий;
- реализуют существующие региональные программы по реформе жилищно-коммунального хозяйства своего региона;
- оказывают услуги по консультации, информированию и работе с населением по вопросам проведения и организации капремонта;
- осуществляют контроль за целевым использованием денежных средств граждан и бюджетных средств;
- проводят работу по формированию адресной программы объектов нуждающихся в первоочередном капремонте.
В структуру НКО ФКР входит финансово-хозяйственный, аналитический отделы, отдел по работе с населением, а также по надзору за качеством выполняемых работ.
Деятельность организации
Полная расшифровка НКО «ФКР» – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Компания занимается ремонтными работами в жилых и коммерческих помещениях. Перечень базовых направлений деятельности компании имеет следующий вид:
- монтаж и постоянное обслуживание лифтовых систем;
- покрасочные мероприятия;
- кровельные работы;
- капитальный ремонт строений на основании официального запроса от органов государственной/региональной/муниципальной власти;
- отправка жильцам уведомлений о необходимости оплаты взносов на ежемесячной основе;
- применение законных мер взыскания долговых обязательств с физических лиц, допустивших пропуск очередного платежа (самостоятельно, через судебные органы или через службу судебных исполнителей);
- перевод поступающих денежных средств на побочные финансовые инструменты с целью получения прибыли (список инвестиционных каналов ограничивается актуальным законодательством Российской Федерации);
- привлечение к работе подрядчиков для проведения операций капитального ремонта и оплата их профессиональной деятельности из средств Фонда;
- наложение штрафов на недобросовестных партнёров с учётом перечисления взысканных сумм на специальные счёта.
Термины и определения
- Взносы на капитальный ремонт – обязательные ежемесячные платежи собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
- Капитальный ремонт — оказание услуг и (или) выполнение работ в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества и обеспечения соответствия общего имущества установленным требованиям безопасности, санитарии и иным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
- Лица, обязанные вносить взносы на капитальный ремонт — собственники жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных домах, за исключением, собственников помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или в отношении которых исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления приняты решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены эти многоквартирные дома, и об изъятии каждого жилого помещения в этих многоквартирных домах, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Челябинской области или муниципальному образованию.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт — размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее — минимальный размер взноса) устанавливается Правительством Челябинской области. Минимальный размер взноса определяется на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, входящих в установленный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов.
В статье 170 ЖК РФ раскрыты понятие и способы формирования фондов капремонта, которым признается совокупность следующих финансовых поступлений:
- ежемесячные перечисления (взносы) на капремонт от владельцев жилых помещений многоквартирных зданий (размер платежей утверждается на региональном уровне с учетом минимально допустимого тарифа);
- штрафные санкции, взысканные за несвоевременное перечисление гражданами взносов;
- банковские проценты, начисленные кредитным учреждением на средства, поступающие и размещенные на специальных расчетных счетах;
- доходы, полученные от размещения и использования средств на спецсчетах;
- средства финансовой поддержки из различных бюджетных и внебюджетных источников;
- заемные средства, привлекаемые для софинансирования капремонта, в том числе для увеличения объекта ремонтных работ.
История возникновения взноса
Во время СССР все жилые помещения находились на балансе у государства, которое занималось обслуживанием многоквартирных домов. После начала приватизации жилищный фонд активно становился частным. Именно тогда власти начали задумываться о снятии с себя обязанности выделять денежные средства. Достаточно продолжительное время к этому вопросу не возвращались, планируя бюджет на 2015 год правительство осознало возможность экономии государственных средств.
Началось все с того, что законодательный орган нашего государства принял решение о введении нового вида платежа под названием капремонт. Программа быстро вступила в законную силу, начала свое действие с 1 января 2015. Разгорелись споры о правомерности введения. Когда ввели плату за капитальный ремонт, недовольных было гораздо больше чем согласных с нововведением, устраивались митинги, владельцы жилья протестовали. До 1 августа 2015 года необходимо принять решение о выборе фонда. Владельцы жилья, не принявшие решение, автоматически соглашались на региональный фонд, создаваемый субъектом.
С какого года платим за капитальный ремонт?
С какого месяца и года надо платить за капитальный ремонт? Плату за капремонт официально ввели с 1 января 2014 года. И до 1 августа 2015 года жители многоквартирных домов должны были определиться каким способом собирать средства на будущий ремонт. Либо разрешить органам местной власти управлять средствами через регионального оператора капремонта, отчисляя в специальный фонд деньги. Либо на основании решения общего собрания жильцов дома открыть в банке специальный счет, куда лично перечислять все деньги.
Правда, и в том, и в другом случае принимать решение о том, когда и в какие сроки ремонтировать дом, будет принимать местная администрация. Однако плюс в специальном счете все же есть: вы точно знаете, что из ваших средств не ремонтируют другой дом или не используют нецелевым образом на другие коммунальные нужды. В случае же «общего котла» отследить расходование ваших денег будет затруднительно.
Необходимо провести общее собрание собственников жилья многоквартирного дома, принять несколько решений и определить:
После все этих процедур в течение пяти дней после принятия необходимо это решение довести до сведения регионального оператора фонда капремонта, куда пока отчисляются все ваши средства. Дальше придется подождать шесть месяцев, чтобы решение вступило в силу. А уже после этого срока местный оператор перечислит собранные вашим домом средства на спецсчет.
Правда и мифы о фондах капитального ремонта
Пользователи интернета относительно ФКР представляли следующие позиции:
1) Участие в Фонде может быть только добровольное. В обоснование позиции самые продвинутые даже приводили ссылку на ФЗ «О некоммерческих организациях» и предлагали бланк заявления в адрес Регионального оператора, который позволял официально отказаться от уплаты взносов на капитальный ремонт.
2) Мы сами ремонтируем свой дом, а потому никому платить не будем.
3) Взносы на капитальный ремонт не являются обязательными.
4) Платят только бабушки, потому что они всего боятся.
Недавно ко мне поступило такое обращение от жительницы Самарской области: «Все квартиры в нашем доме приватизированы. Мы всегда осуществляли ремонт за счёт собственных средств. Теперь нам стали поступать квитанции на оплату капитального ремонта. Мы их не оплачиваем. Как многодетная мама я получала субсидию на квартплату. А теперь в соц. защите мне сообщили из-за того, что у нас задолженность по капитальному ремонту, нам эту субсидию выплачивать не будут. Законно ли всё это?»
Пришлось во всём обстоятельно разобраться.
Эта история началась 20 апреля 2012 г., когда в ГД РФ рядом депутатов был внесен законопроект № 59728-6.
Из анализа пояснительной записки к законопроекту, можно сделать следующие выводы:
1) должен быть создан механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет вовлечения в финансирование собственников помещений;
2) вводится обязательный ежемесячный платёж за капитальный ремонт, уплачиваемый всеми собственниками помещений в многоквартирных домах;
3) субъекты Российской Федерации определяют минимальный размер платы за капитальный ремонт;
4. предполагается, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не более 5 лет назад, не платят за капитальный ремонт;
5. создаются две системы аккумулирования накоплений: централизованная и децентрализованная;
6. децентрализованная система – управляющая компания или ТСЖ открывают счёт в банке и аккумулируют собранные средства на нём;
7. собственники помещений должны получить ряд гарантий:
а) по решению общего собрания собственников помещений предусмотрен порядок отказа от участия в централизованной системе;
б) предусмотрено государственное и муниципальное софинансирование капитального ремонта (не всё за счёт собственников).
Федеральный закон N 271 был принят 12 декабря 2012 г.
Вступил в силу 26 декабря 2012 г.
Теперь посмотрим, как работает механизм ФКР на примере Самарской области. Система взимания взносов на капитальный ремонт установлена ЖК РФ (раздел 9) и Законом Самарской области от 21 июня 2013 года N 60-ГД «О системе капительного ремонта…». Согласно статье 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение, которая возлагается на собственника помещения.
Областным Правительством утверждена региональная программа капитального ремонта (указаны адреса многоквартирных домов, определен вид предстоящего ремонта и срок его проведения).
Для реализации данных программ требуются средства, которые аккумулируются в ФКР.
При этом ЖК РФ предусмотрено два способа формирования ФКР:
1) ФКР на счете Регионального оператора;
2) ФКР на специальном счете.
При этом первый способ выбирается автоматически, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбрали второй способ (считаю, что модель общего собрания сегодня почти не работает).
Формирование фонда на специальном счёте подразумевает следующее:
1. Жильцы дружно проведут общее собрание и решат:
а) каким будет размер взноса на капительный ремонт (но не ниже, чем установлен в законе субъекта РФ);
б) кто будет владельцем специального счёта (например, ТСЖ, управляющая компания или Региональный оператор);
в) в какой кредитной организации (только крупнейшие банки с капиталом от 20 млрд) будет открыт данный счёт.
Средства ФКР могут использоваться только для оплаты работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома. Подразумеваются затраты на:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Цели и задачи Фондов капитального ремонта
Основной целью каждого регионального оператора по капремонту является осуществление необходимого капремонта, то есть:
- осуществление необходимых работ по замене и ремонту лифтов;
- ремонт внутридомовых инженерных систем (систем водоснабжения и водоотведения, электросетей, теплосетей, газового оборудования);
- ремонт фасадов, подвалов, чердаков, крыш и фундаментов зданий.
Для обеспечения непрерывного финансирования и проведения требуемых работ, фонды капремонта осуществляют финансово-хозяйственную детальность. Это некоммерческие организации, то есть целью их деятельности является не получение прибыли, а лишь выполнение намеченных работ.
Для этого НКО ФКР осуществляют следующее:
- формируют средства и имущество, требуемые для обеспечения организации и планового проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в жилых многоквартирных зданиях того региона, к которому они относятся;
- осуществляют сбор взносов на капремонт;
- осуществляют открытие специальных расчетных счетов, на которые поступают денежные средства собственников, выбравших фонд получателем таких взносов;
- аккумулируют бюджетные средства, выделенные на капремонт зданий;
- реализуют существующие региональные программы по реформе жилищно-коммунального хозяйства своего региона;
- оказывают услуги по консультации, информированию и работе с населением по вопросам проведения и организации капремонта;
- осуществляют контроль за целевым использованием денежных средств граждан и бюджетных средств;
- проводят работу по формированию адресной программы объектов нуждающихся в первоочередном капремонте.
В структуру НКО ФКР входит финансово-хозяйственный, аналитический отделы, отдел по работе с населением, а также по надзору за качеством выполняемых работ.
Платить или нет взносы
Законодательные изменения в части внесения взносов за капремонт действуют уже несколько лет, но споры о необходимости их внесения до сих пор продолжаются. Действующие правила говорят о том, что владельцы квартир обязаны оплачивать квитанции. В некоторых регионах счета за капремонт приходят отдельной платежкой, в других включаются в общий документ квартплаты.
Отсутствие своевременной оплаты чревато начислением пеней, а при длительной задолженности возможны судебные разбирательства. Последнее в большинстве случаев происходит при накоплении задолженности в несколько тысяч. На основании рассмотрения дела и вынесенного решения формируется исполнительный лист, передаваемый в дальнейшем приставам. В их распоряжении имеется целый арсенал инструментов для взыскания долга. В их число входит арест банковского счета, запрет на выезд за границу и ряд иных методов.
Кто решает, как и куда жильцы платят взносы за капремонт?
Я живу в Московской области, в Красногорске. Летом 2015 года мы всем домом выбрали для обслуживания новую УК. В платежках, которые она нам выставляла, кроме услуг ЖКХ были взносы за капремонт дома, которые поступали на отдельный счет. Все было понятно, все были довольны.
Но с января 2018 от УК внезапно стали приходить только расчеты за ЖКХ. Я удивилась, но значения не придала. Спустя 3 месяца пришла платежка за взнос по капремонту за квартал. Оплачивать ее надо было не на личный счет, а через МосОблЕИРЦ. В интернете я нашла информацию, что теперь взносами по капремонту будет заниматься не УК, а МосОблЕИРЦ.
Первый раз я заплатила по платежке и не задумалась. Потом нашла во Вконтакте группу нашего района. Там было много обсуждений того, что «эти взносы необязательные», «нас не имеют права принудить платить тем, на кого мы не соглашались» и все в таком духе. Платить дальше по новым приходящим платежкам я перестала, но зародились сомнения в ситуации в целом.
Объясните, кто решает, как и куда жильцы платят взносы? Могут ли власти Красногорска принудить платить на определенный счет по умолчанию? Должен ли быть договор согласия о перечислениях или это нормально, что вот так тихо сменили агента по взносам? Есть ли какие-нибудь штрафы за несвоевременную оплату? И что можно вообще сделать в этой ситуации? Как правильно поступить?
Сразу скажу: взносы лучше заплатить, иначе придется платить не только их, но и штрафы. Подробности о финансировании капремонта сейчас расскажу.
Что будет, если не платить
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами жилищного кодекса.
Если не платить, региональный оператор может обратиться в суд и взыскать не только начисленную сумму, но и пеню за неисполнение обязательства по оплате вовремя. Например, житель Владимира больше трех лет не платил взносы, и суд по заявлению фонда вынес приказ, по которому взыскал с должника 22 тысячи рублей долга и 4 тысячи пени.
Пени считают как 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Размер ставки берется тот, что действует на день фактической уплаты. Отсчет начинается с тридцать первого дня, следующего за датой, когда нужно было совершить платеж, по день фактической уплаты.
Поэтому, если у вас уже накопилась задолженность, постарайтесь ее погасить. Чем раньше вы это сделаете, тем меньше штрафов в итоге начислят.
Мы уже разбирали, что такое капремонт и как за него не переплатить. Вы можете найти для себя что-то полезное в этой статье.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Пришла претензия из Фонда капитального ремонта: что делать?
Письма с требованиями заплатить за капремонт ждут всех неплательщиков. Но что делать, если регоператор не выполняет своих обязательств, а сумма долга все растет?
В первую очередь следует убедиться в законности присланных уведомлений. В них должна быть указана следующая информация:
- название и адрес ФКР;
- контактные данные организации;
- реквизиты фонда (ИНН, юридический адрес, КПП);
- ФИО плательщика (т.е. ваши);
- номер вашего договора с ФКР;
- размер задолженности и подробное расписывание долга по месяцам;
- размер пени и штрафов;
- реквизиты для уплаты;
- последствия неуплаты долга;
- ссылки на действующие законопроекты;
- печать ФКР;
- ФИО и подпись ответственного лица.
Порядок формирования и управления фондом
По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:
- направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
- применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
- размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
- выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
- применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.
Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.
Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:
- о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
- о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
- о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
- о порядке контроля своевременности перечисления взносов.
Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).
Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.