Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы как вид административного наказания назначаются». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.
Виды правоограничения обусловленных обязательными работами
Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.
Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).
Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.
Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:
- дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
- обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
- состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
- работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
- вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.
Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.
Как происходит исполнение
Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:
- состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
- нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
- норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
- сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.
Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.
Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:
- после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
- постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
- постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
- по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.
Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
При наличии уважительных причин, гражданину может предоставляться отсрочка или приостановка исполнения наказания. Например, при заболевании или служебной командировке по основному месту работы, подтвержденным в документальной форме, исполнение наказания может переноситься на другие дни. О каждом таком факте организация обязана уведомлять судебных приставов.
Виды административных наказаний
Административные наказания представляют собой целостную систему карательных санкций, которая характеризуется общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью взаимозаменяемости. Исчерпывающий перечень административных наказаний закреплен в ст. 3.2 КоАП РФ. К их числу относится предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Иные меры административного принуждения в качестве наказаний рассматриваться не могут.
Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые из них сочетают в себе одновременно как моральное, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя(например, дисквалификация, лишение специального права).
В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные административные наказания. За одно правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное и дополнительное. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, кроме права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Другие наказания могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.7.1, ч. 1и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Предупреждение – мера морального характера, выраженная в официальном порицании правонарушителя, применяется за малозначительные проступки. Предупреждение применяется в случае совершения правонарушения впервые и при отсутствии причиненного вреда жизненно важным интересам граждан, окружающей природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба.
В отдельных случаях предупреждение может быть назначено вместо штрафа физическим и юридическим лицам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
В качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме.
Штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством взыскания с него в доход государства определенной суммы денежных средств.
Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения
В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.
Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.
Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки: Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие.
- Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
- Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.
Исправительные работы как вид административного наказания что это такое
– в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов.
– время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;
– один день ограничения свободы за один день исправительных работ;Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания.Ø Исправительные работы назначаются только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, которые находятся в районе места жительства осужденного. Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов.
Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний
- За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) утратил силу.
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности;
10) обязательные работы. - В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.
- Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 10 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.
Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права
- Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.
- Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
- Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.
- Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация
-
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
-
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
-
Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Государственную Думу внесен законопроект, который добавляет новое наказание за неуплату административного штрафа — обязательные работы. Нарушителю, отказавшемуся расплатиться, предложат сделать что-нибудь полезное для общества в личное время. Скажем, покрасить городской забор. Или подмести двор. Список хороших дел будет утвержден дополнительно.
Массовой «клиентурой» для сбора административных штрафов как раз являются водители. Даже казалось бы безгрешный автомобилист нет-нет да и попадется на какой-нибудь мелочи. В конце концов все мы люди, все превышаем, хотя бы иногда.
Если предложение пройдет, у водителей появится возможность искупить трудом дорожную вину. При этом, в любом случае автомобилистам в будущем не стоит предлагать инспекторам хрестоматийное, мол, «давай договоримся на месте».
К примеру, полы на посту помыть или стекла на патрульной машине почистить. Нет, все не то. Сначала человеку все-таки выпишут штраф. Или — отправят его дело в суд.
Дальше у нарушителя будет месяц, чтобы расплатиться: именно столько времени дает закон на выплату административного штрафа. Работа — подождет. Но если государство денег от человека так и не дождется, его накажут за неуплату.
Назначать такое наказание должен, естественно, суд. Проект предлагает ввести до 50 часов обязательных работ за просрочку штрафа. Трудиться придется вечерами: по два часа. В неделю должно набежать не менее 12 часов отработки.
Если человек хочет отбыть трудовую повинность быстрей, с его согласия «трудодень» могут продлить до 4 часов. Фронт работ должны нарезать местные власти, а контролировать трудящихся нарушителей будут судебные приставы.
Лихачи берутся за метлу
Напомним, подобное наказание в Кодексе об административных правонарушениях появилось только в прошлом году. Активно же начало применяться, начиная с весны, когда закон разрешил отправлять на трудовой фронт неплательщиков административных штрафов. Кроме того, с осени трудовое наказание введено и за управление автомобилем, будучи лишенным водительских прав. В последнем случае предусматривается от 100 до 120 часов обязательных работ. Скажем, недавно в Вологодской области получил 100 часов «труда и печали» некий водитель-пенсионер, пойманный на том, что водил машину вопреки запрету. «Ранее мужчина был лишен водительских прав, — рассказывают в Федеральной службе судебных приставов. — Однако пенсионер решил их не сдавать и продолжил водить машину. Во время очередной поездки его остановили сотрудники ГИБДД». За это, как сообщается, водителю придется отработать положенное — а это больше 4 суток чистого времени — на территории местного автотранспортного предприятия.
Интересно, что трудовые наказания растут практически лавинообразно: похоже, судьи быстро вошли во вкус. Если за первые полгода 2013-го у судебных приставов было 229 дел на «трудовиков», то в третьем квартале уже стало 2 412. Но и это, как выяснилось, было только раскачкой.
В четвертом квартале в службу судебных приставов поступило уже 8 412 дел на получивших обязательные работы нарушителей. Из них 3 469 исполнительных производств было возбуждено только в декабре 2013 года. Похоже — то ли еще будет.
«Применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых отсутствует имущество, либо ведущих аморальный образ жизни», — рассказывают в службе судебных приставов. Отрабатывать же приходиться везде, где требуется на пользу обществу.
Были случаи, что нарушители работали на кладбищах, приводили в порядок могилы. В Подмосковье недавно одного должника отправили в коровник. Перенесенные там испытания настолько впечатлили человека, что он, как рассказывают приставы, посоветовал своему знакомому, тоже задолжавшему по штрафам, поскорее расплатиться. А то, мол, в коровнике осталось еще немало дел.
Если же неплательщики откажутся от работы, то могут попасть за решетку. Кто не хочет набивать трудовые мозоли, того закон разрешает отправить под административный арест до 15 суток. Прецеденты тоже есть. Например, в Новокузнецке некая дама получила, как говорится, оптом 300 часов обязательных работ: она не оплатила 15 штрафов, и за каждый ей назначили по 20 часов трудотерапии. А в итоге получилось по времени прорва работы. Приставы направили женщину мыть полы в местной больнице. Женщине судя по всему такое предложение не понравилось, она решила увильнуть. За это суд отправил ее на 10 суток под арест.
Пикантность ситуации в том, что после отсидки и размышлений все равно придется отработать, так как де-юре она наказана за разные грехи, отсидеть надо за одно (отказ от работы), а отработать за другое (неуплату штрафа). Взаимозачета тут нет.
Когда обязательные работы только вводились, «РГ» немало писала о том, что массовыми клиентами подобной меры должны стать водители-нарушители. Кто не оплатил штраф, тому найдут полезное дело. Впрочем, сейчас правоведы много говорят о том, что, возможно, стоит предусмотреть обязательные работы и за другие водительские нарушения.
Тогда у лихача появится возможность в полном смысле отработать штраф. Превысил? Не там припарковался? Почему бы не покрасить забор? Впрочем, за какие именно водительские нарушения стоит вводить работы, вопрос дискуссионный.
Идет речь и о том, чтобы вообще расширить применение трудотерапии в Кодексе об административных правонарушениях.
Например, сейчас готовится законопроект, предлагающий ввести наказание для домашних тиранов и буянов. Документ расширяет понятие «мелкого хулиганство», а заодно дополняет санкции соответствующей статьи обязательными работами.
За оскорбительное приставание к гражданам, нецензурную брань или другие умышленные действия, нарушающие наше спокойствие, предлагается давать до 40 часов полезной нагрузки.
В каком случае назначаются
Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.
Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.
Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.
Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.
Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.
Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.
Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение. Напомним, что последнее возможно, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. На сегодняшний день в нормах уголовного и административного законодательств данный вид наказания пользуется популярностью. Его нормативное закрепление можно найти в ст. 49 Уголовного кодекса Российской Федерации [5] и в ст. 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1]. Указанные законодательные акты не содержат легального определения понятия обязательных работ, однако оно вытекает из смысла вышеназванных статей. Так под обязательными работами в сфере административного права следует понимать вид наказания за совершённое административное правонарушение, которое заключается в выполнении физическим лицом бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы, службы или учёбы время.
К кому не может применяться санкция
В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:
- беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
- гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
- лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.
Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.
Обязательные работы могут назначаться только для физических лиц. Должностные лица или предприятия не привлекаются к данному виду санкций.