Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применять лимиты по обязательному аудиту в 2021 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Вето на услуги частных аудиторов
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
- Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
- Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
- Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
- Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
- Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
- Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
Делистинг депозитарных расписок
В закон с поправками об отмене обязательного аудита (законопроект № 19912-8) также включили положения о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок с последующей конвертацией в российские акции. Такие поправки были разработаны после обвала расписок крупнейших российских компаний, в том числе на Лондонской фондовой бирже.
Изменения содержатся в ст. 6 законопроекта № 19912-8.
В частности, указано, что не допускаются размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.
Теперь российские компании обязаны в течение пяти рабочих дней со дня вступления поправок предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями. Кроме того, они обязаны не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Банк России информацию об этом и приложить подтверждающие документы.
Помимо этого, установлено, что заключение любых сделок, принятие любых решений российских эмитентов, а также совершение от их имени любых иных действий относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такие сделки, решения и действия российского эмитента не требуют получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров независимо от содержащихся в уставе требований о получении подобных согласий и не могут быть оспорены по основаниям, установленным ст. 174 ГК РФ.
Со дня вступления в силу поправок в отношении акций российских компаний, организация обращения которых за пределами РФ прекращается:
- запрещается зачисление акций российских компаний на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу поправок;
- акции российских компаний, учтенные на счетах депо депозитарных программ, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.
Невыплаченные дивиденды могут истребовать лица, являвшиеся держателями ценных бумаг иностранных депозитариев по состоянию на день вступления в силу поправок и получившие акции российских компаний при погашении принадлежащих им ценных бумаг иностранных депозитариев в порядке, установленном Законом № 208-ФЗ для невостребованных дивидендов.
На получение акций в результате их списания со счета депо депозитарных программ не распространяются положения по поводу:
-
получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;
-
получения согласия на сделки с акциями банка антимонопольным органом (о направлении уведомления в антимонопольный орган);
-
приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.
Перечень общественно-значимых организаций
Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:
- Публичные акционерные общества;
- Страховые и банковские группы;
- Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
- Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
- Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
- Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
- Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
- Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.
Добровольная отчетность организаций. Расчет косвенных выбросов ПГ
Стоит отметить, что расчет парниковых газов по методическим указаниям приказа Минприроды РФ от 30.06.2015 № 300 содержит лишь информацию о прямых выбросах ПГ компании. Иными словами, сюда включены лишь выбросы ПГ от собственных источников организации.
Фактический объем выбросов организации оказывается на деле гораздо больше: кроме прямых выбросов у компании есть и косвенные, связанные со стадиями создания продукции и цепочками поставок.
Для обозначения диапазона процессов, которые вошли в оценку и расчет выбросов парниковых газов, используют понятие охват (scope).
- Прямые выбросы ПГ (Scope 1) — выбросы ПГ от собственных источников организации (т.е. от источников, которые принадлежат или контролируются организацией)
- Косвенные энергетические выбросы ПГ (Scope 2) — выбросы ПГ, связанные с потреблением организацией энергии из внешних источников;
- Прочие косвенные выбросы ПГ (Scope 3) — все остальные выбросы ПГ, которые так или иначе связаны с осуществлением организацией хозяйственной и иной деятельности.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:
- бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
- заключение аудитора по ней.
Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.
Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:
- если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
- в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.
Штраф за непроведение обязательного аудита или за непредставление вовремя аудиторского заключения
Предприятию или должностному лицу грозит административный штраф за несоблюдение сроков сдачи аудиторского заключения. Размеры штрафов таковы:
- от 300 до 500 рублей в отношении должностного лица и от 3 до 5 тыс рублей для юрлиц за непредставление аудиторского заключения в территориальный орган Росстат в установленный срок. Дополнительно может грозить штраф за предоставление неполной бухгалтерской отчетности;
- от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация должностного лица на срок до двух лет, а для юрлиц — от 700 тыс до 1 млн рублей, если аудиторское заключение не опубликовано на официальном сайте акционерного общества;
- от 5 до 50 тысяч рублей, если итоги обязательного аудита не внесены в Единый федеральный реестр;
- от 5 до 10 тыс рублей, если заключение не хранилось в течении 5 лет. Это установленный срок.
Обязательный аудит в цифрах
Дата публикации 21.01.2020
Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?
При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:
Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.
Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-37)
В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:
- предоставит уточненную декларацию;
- внесет налоговые платежи в полном объеме;
- уплатит причитающиеся пени.
С другой стороны, существует статья 19.7, наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.
Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:
- для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
- для их глав — 25 000-30 000.
Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.
Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.
ВАЖНО! К ответственности за отсутствие аудиторского заключения могут привлечь в течение 2 лет со дня совершения или обнаружения правонарушения (для этого его должны признать длящимся).
Кто подпадает под обязательный аудит
Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.
Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).
В 2023 году по налогу на прибыль предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го марта — для годовой декларации;
- сроки уплаты авансового и годового платежей не изменятся — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов и до 28-го марта по годовому налогу;
- отрицательные курсовые разницы необходимо будет учитывать в расходах только на дату погашения обязательства;
- введут новые основания для применения ускоренной амортизации — для исключительных прав на ПО и базы данных из реестра отечественного ПО и для амортизируемых основных средств из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, предусматривается коэффициент 1,5 для расходов по налогу на прибыль при приобретении прав на использование ПО и баз данных из сферы искусственного интеллекта, которые числятся в реестре российского ПО, а также новый инвестиционный вычет — 100% на установку, тестирование, адаптацию, модификацию ПО и баз данных из реестра российского ПО или основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции.
По НДС предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок уплаты налога — до 28-го числа каждого из трех месяцев, идущих за прошедшим кварталом;
- уточнят порядок возмещения НДС на основании ст. 176, 176.1 НК из-за перехода на единый налоговый платеж. Суммы, которые подлежат возмещению, будут направляться в счет увеличения сальдо единого налогового счета, а получить возврат НДС деньгами налогоплательщик сможет, если на ЕНС будет положительное сальдо по всем налогам.
В 2023 году по НДФЛ с работников предусмотрены такие корректировки:
- потребуется удерживать налог не только с зарплаты, но и с аванса;
- изменятся сроки уплаты налога;
- снимут запрет на уплату налога за счет средств налогового агента (работодателя);
- сдавать расчет 6-НДФЛ нужно будет в новые сроки — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го февраля для годового расчета. В 2023 году при сдаче отчета за 2022 год срок сместится на 27 февраля, поскольку 25 февраля выпадает на выходной день;
- изменится форма расчета 6-НДФЛ — изменят строки в разделе 1 и добавят строку 161 в разделе 2. Кроме того, поменяют штрихкоды.