Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
С какими жалобами обращаются в ФАС
Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой. ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы. Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания. Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.
Административный порядок оспаривания предписаний территориальных антимонопольных органов
Предписание территориального антимонопольного органа может быть быть также обжаловано в коллегиальный орган ФАС России. Составы коллегиальных органов утверждаются руководителем ФАС России с учетом положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Председателем коллегиальных органов является руководитель ФАС России или один из его заместителей.
Коллегиальный орган ФАС России правомочен принимать решения при наличии не менее половины от его состава. Решения коллегиального органа принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегиального органа. При равенстве голосов членов коллегиального органа, голос председателя коллегиального органа является решающим.
Заявитель и территориальный антимонопольный орган вправе принять участие в заседании коллегиального органа ФАС России по пересмотру решения (предписания) территориального антимонопольного органа.
Результаты пересмотра решения (предписания) территориального антимонопольного органа оформляются решением, которое подписывается председателем коллегиального органа ФАС России. Данное решение изготавливается в полном объеме (с мотивировкой) и размещается на сайте ФАС в течение 5 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение ФАС вступает в силу со дня размещения на сайте.
Решение коллегиального органа ФАС России может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 1 месяца со дня его вступления в силу.
Административный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов в ФАС не является обязательным. Заявитель может обжаловать решение (предписание) сразу в арбитражный суд.
Жалоба в ФАС: порядок оформления
Обязательные условия оформления жалобы в ФАС регламентируются главой 6 ст. 105 Федерального закона 44-ФЗ.
В исковом заявлении истец должен:
- Указать полные реквизиты (почтовый адрес, контактный телефон/факс, банковские реквизиты, электронный адрес,
- Зафиксировать регистрационный номер аукциона, на котором было произведено правонарушение,
- Подробно описать сложившуюся ситуацию с указанием ошибочных действий лиц, причастных к участию в тендере,
- Привести аргументы в пользу доказательной базы с соответствующей ссылкой на правовую базу,
- Приложить к письму пакет документов, имеющих отношение к спорному моменту — копии тендерной документации, копии уведомления об отказе, копии предписания.
- Подать жалобу в территориальный орган ФАС лично в двух экземплярах с отметкой о дате регистрации заявления, либо с помощью заказного письма с уведомлением.
Подводя итог вышесказанного, подача жалобы в ФАС — достаточно щепетильный процесс, содержащий много подводных камней и тонкостей. Слабая юридическая подкованность, приведение недостаточно убедительных аргументов может привести к отказу в удовлетворении предъявленных требований. Мы рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, имеющих опыт в решении данных вопросов.
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником тендера, общественным объединением, объединением юридических лиц
до окончания установленного срока подачи заявок.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками, подать жалобу может только участник закупки, подавший заявку на участие в тендере.
Обжалование действий (бездействия):
- заказчика (организатора закупки), комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но
не позднее чем через десять дней
с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок;
- оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке, допускается
в течение тридцати дней
с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
- оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки,
не позднее чем через десять дней
с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
- заказчика (организатора закупки), специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается
не позднее даты заключения контракта.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.
1. Антимонопольная служба запустила новый сервис
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.
До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
- Служба основана 9 марта 2004-го.
- Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
- Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
- Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
- Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
- На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
- Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
- Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.
Что должна содержать жалоба?
Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:
информацию об антимонопольном органе, который нарушил законодательство в сфере государственных закупок;
реквизиты документа, который должен быть рассмотрен вышестоящим ФАС;
сведения о заявителе – ФИО (если физлицо), наименование организации (если юрлицо), адреса регистрации, контактную информацию, реквизиты, а также способ для осуществления обратной связи;
аргументы и доказательства заявителя о том, что ФАС нарушили законодательство
Очень важно подкреплять доводы ссылками на законодательные нормы, которые были нарушены должностными лицами;
перечень документов, которые прилагаются к заявлению.. Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:
Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:
- личное предъявление жалобы в антимонопольную службу;
- направление документа на электронную почту ФАС;
- отправка заявления посредством заказного письма через Почту РФ;
- подача заявления через МФЦ или портал Госуслуги.
Заявление на обжалование решений ФАС может быть возвращено заявителю в случае, если оно:
- нечитабельно;
- написано с использованием нецензурных слов;
- содержит угрозы, оскорбления.
Последствия оспаривания закупок для участников
Когда закупка оспаривается на стадии определения поставщика, то последствия для участников закупок в общем-то не такие плохие, так как по результатам оспаривания закупки могут признать наличие нарушений при ее проведении, что фактически повлечет за собой проведения вновь данной закупки или отказом от соответствующей закупки. В то же время, если уже фактически выявлен победитель, то такой участник потеряет возможность заключить контракт по результатам состоявшихся торгов, если в действиях заказчика будут установлены нарушения.
Хуже обстоят дела с тем участником, с которым уже заключен контракт, так как одним из последствий оспаривания конкретной закупки будет признание ее недействительной и как следствие признание недействительным контракта, а это значит, что заработать на исполнении такого контракта победителю закупки не удастся.
Оформление заявления в ФАС
Для своевременного и беспрепятственного принятия заявления судебным органам необходимо корректно оформить заявление. В частности, в заявлении в обязательном порядке должны указываться следующие сведения:
- Наименование антимонопольного органа или лица, принявшего oспaривaемый акт или решение, вынесшего спорное предписание, совершившего oспaривaемые действия или бездействие;
- Название, номер, дата принятия решения, предписания, постановления, осуществления спорных действий или бездействия;
- Правовые нормы или законные интересы заявителя, нарушенные антимонопольным органом;
- Нормативные акты, нарушения которых были установлены заявителем;
- Официальное требование заявителя о признании решения, предписания или постановления ФАС (территориального представительства ФАС, уполномоченного органа) недействительным.
К заявлению необходимо приложить копию oспaривaемoгo решения, акта, предписания.
Сроки обжалования решения антимонопольного органа
По закону срок обжалования решения антимонопольного органа составляет три месяца. За это время необходимо передать суду все документы. Если вы не успеете сделать это, то предписания ФАС придется выполнять в полном объеме.
На время рассмотрения этого дела предварительное решение службы приостанавливается, его не нужно выполнять, но если окончательное решение не изменится, то предписание вступит в законную силу сразу же после завершения судебного процесса.
Вести суд с антимонопольной службой непросто, но вероятность обжалования ее решения высока. Обратитесь к нашему опытному юристу, который специализируется на таких вопросах. Он знает антимонопольное законодательство, имеет достаточный опыт ведения дел. Сотрудничество ведется в атмосфере взаимопонимания и полного доверия. Только так можно добиться позитивного результата.
Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().
Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().
Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.
Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.
В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.
Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().
***
В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.
Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца.
В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.
И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.