Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство стратегических предприятий и организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несовершенство существующего нормативно-правового регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства стратегических организаций приводит к возникновению трудностей в применении норм законодательства. В качестве подтверждения приведем несколько примеров из судебной практики применения процедур банкротства в отношении стратегических организаций.
Кто является инициатором банкротства
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Кто является инициатором банкротства
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Банкротство стратегических предприятий и организаций – особенности
Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.
К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.
Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.
Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.
Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.
Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими
Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
- ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.
Банкротство стратегических предприятий – чем отличается от остальных процессов
Многие граждане, запутавшись в долгах, воспринимают банкротство как спасение от чрезмерных обязательств и решение всех проблем с кредиторами. Но банкротство не только спасает от долгов, но и приносит определенные ограничения, риски, накладывает дополнительные обязанности. Да и от долгов должник освобождается не от всех и не всегда. Поговорим про «подводные камни» в процедуре банкротства.
О чем поговорим?
Банкротство если квартира в ипотеке;
Когда единственное жилье должника может попасть в конкурсную массу;
Обращение взыскания на совместно нажитое имущество в браке;
Оспаривание алиментов в деле о банкротстве;
Какие сделки для банкрота невыгодны;
Как должник может распоряжаться доходами в период банкротства;
Подводные камни банкротства: не всегда Ваши долги спишут;
Поможет ли адвокат по банкротству?
Жилье, единственное для гражданина и его близких, нельзя продать для погашения долгов, в том числе, при банкротстве. Но и эта норма имеет ряд исключений.
Разрешено обращать взыскание на ипотечную квартиру в счет долга на ее покупку (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2018 N Ф09-1595/18 по делу N А07-8742/2017).
Если ваша квартира приобретена за счет кредитных средств и находится в ипотеке у банка, то она попадает в конкурсную массу и подлежит реализации. Поэтому стоит хорошо все взвесить, прежде чем объявлять себя банкротом, если ваша квартира обременена ипотекой. Причем, не важно, что в квартире проживают нетрудоспособные или несовершеннолетние члены семьи должника, ипотечное жилье будет продано для погашения займа.
Например, АС Московского округа в Постановлении от 30.08.2017 по делу N А41-19292/2016 отказался исключать из реестра часть жилого дома, несмотря на то что недвижимость является единственным жильем, в котором проживают двое малолетних детей и престарелые родители собственника. Другого жилья у должника нет, и в случае реализации части дома должник не сможет приобрести новое жилье.
Пытаясь избавится от залога жилья, граждане используют различные средства, но суд все равно встает на сторону банка.
Например, Определение ВС РФ от 21.02.2019 N 305-ЭС16-20992. Супруги провели реконструкцию и сделали из ипотечной квартиры две.
В судебном порядке самовольная реконструкция была узаконена, и признано право залога на новые квартиры, но в реестр запись о собственности и об ипотеке супруги так и не внесли. В отношении одного из супругов было возбуждено дело о банкротстве, банк просил признать его залоговым кредитором. Суды трех инстанций отказали ему. Но точку в споре поставил Верховный суд. Банк не мог зарегистрировать обременение, пока супруги не зарегистрировали право собственности на новые квартиры. Вины кредитной организации в этом нет, а значит залог перешел на новые квартиры.
Единственный случай, когда право залога прекращается, а жилье остается у должника, если банк не заявил требование во время банкротства гражданина или пропустил установленный законом срок. В этом случае кредитор уже не сможет обратить взыскание на заложенное имущество вне рамок банкротства, обременение прекращается (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 48).
Предупреждения банкротства предприятия
Оценка рисков на этапе предбанкротного анализа решает основные задачи:
- выявления признаков преднамеренного банкротства (анализируются динамика балансовых показателей и сделки)
- привлечения учредителя или руководителя должника к субсидиарной ответственности по непогашенным обязательствам организации
- предотвращение смены арбитражного управляющего
Структурирование пассивов необходимо для оценки структуры кредиторской задолженности:
- кто из кредиторов имеет возможность включиться в реестр требований кредиторов
- требования каких кредиторов можно оспорить
- достаточно ли требований дружественных кредиторов
- возможно ли спрогнозировать степень активности и влияния недружественных кредиторов
Структурирование активов дает возможность оценить законность всех операций банкрота, исключая тем самым преднамеренное банкротство.
Дополнительные мероприятия обеспечивают защиту интересов руководителя, собственника и арбитражного управляющего банкрота.
Виды и количество таких мероприятий зависит от профессионализма исполнителей занятых в процедуре банкротства.
Особенности банкротства стратегически важных объектов
Среди огромного количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России, отдельно выделяются предприятия и организации федерального значения, либо контрольный пакет акций которых находится у государства.
Цель создания таких объектов – выполнение стратегических целей страны, обеспечение обороны и целостности государства. Однако это также хозяйствующий субъект, который не исключен от возможности стать банкротом.
Перечень всех стратегических объектов страны утвержден Правительством РФ. Предприятие считается банкротом при невозможности выполнить имеющиеся обязательства или платить по долгам по истечении полугода со дня, когда наступила такая обязанность.
Совокупность всех требований, которые принимаются судом для возбуждения банкротства, должны составлять не меньше одного миллиона рублей.
Судебная практика применения процедур банкротства в отношении стратегических организаций
Несовершенство существующего нормативно-правового регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства стратегических организаций приводит к возникновению трудностей в применении норм законодательства. В качестве подтверждения приведем несколько примеров из судебной практики применения процедур банкротства в отношении стратегических организаций.
В практике арбитражных судов бывают ситуации, когда должник, в отношении которого решается вопрос о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), не содержится в Перечне стратегических предприятий и организаций, но подпадает под описание п. 1 ст. 190 Закона о банкротстве (кроме того, возможны ситуации, когда должник, не входящий в ныне действующие перечни, входил в перечень, действовавший ранее, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже» Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003 год, №6 таким образом, вопрос может быть сформулирована так: следует ли считать утвержденный Правительством РФ перечень как исчерпывающий и исключающий применение оценочных параметров п.1 ст.190 Закона о банкротстве?
С одной стороны, высказывается мнение, что при наличии перечня отсутствующее в нем предприятие стратегическим не является, т.е. для применения к нему особенностей банкротства, предусмотренных § 5 гл. IX Закона о банкротстве, необходимо поставить вопрос о внесении в перечень изменений Ткачев В.Н. несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. С.32. В качестве примера можно привести постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа, которым было отменено определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), оставленное без изменения постановлением апелляционной инстанции, об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу о банкротстве ГУП «Водоканал», поскольку должник не входил в перечень стратегических предприятий, утвержденный Правительством РФ Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2005 г. № А58-1217/05-Ф02-4532/05-С2 // СПС «КонсультантПлюс».
С другой стороны, поскольку Закон о банкротстве прямо не устанавливает, что его нормы не подлежат применению в случае отсутствия организации в перечне, то действие особых правил банкротства стратегических должников распространяются и на те организации, которые соответствуют критериям, указанным в ст.190 Закона о банкротстве, но не внесены в перечень стратегических организаций. Это означает, что арбитражные суды по собственному усмотрению смогут применять нормы об особенностях банкротства стратегических должников к тем субъектам, которые в перечни не включены, но подпадают под признаки, установленные в п. 1 ст. 190 Закона о банкротстве Витрянский В.В. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». С. 767. Однако данная точка зрения представляется спорной, так как арбитражный суд не обладает полномочиями относить предприятия к стратегическим, а Закон о банкротстве и ГК РФ прямо не устанавливают термин «стратегические предприятия», из чего следует, что стратегическими являются лишь субъекты, названные в перечнях. Так как перечень стратегических предприятий и организаций носит публичный характер, то с точки зрения кредитора, инициирующего возбуждение дела о банкротстве, он является основным источником, на основании которого можно с точностью определить, является ли должник стратегическим или нет.
Законом о банкротстве для стратегических организаций предусмотрены отличные от общих критерии неплатежеспособности: максимальный срок неисполнения обязательств, по истечении которого у кредитора возникает право на подачу заявления о признании должника банкротом увеличен до 6 месяцев, а величина просрочены задолженности увеличена до 500 тыс.рублей. Существует мнение, что указанную сумму задолженности необходимо увеличить, так как она является незначительной и способствует инициированию дел о банкротстве по формальным основаниям. Приведем следующий пример.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции, было прекращено производство по делу о банкротстве ФГУП «Учреждение ЯР 154/5», задолженность которого перед кредиторами составила 490 тыс. 230 руб. 32 коп. Один из кредиторов обжаловал принятые судебные акты, однако Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил их в силе, указав, что в соответствии с примечанием к распоряжению Правительства РФ от 9 января 2004г. №22-р в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в исполнительную систему Министерства юстиции РФ, применяются правила, предусмотренные §5 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для банкротства стратегических предприятий и организаций» Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 6 октября 2005 г. № А12-4467/05-С58 // СПС «Консультант Плюс».
Несмотря на то, что возможны ситуации возбуждения дела о банкротстве по формальным основаниям, в увеличении суммы просроченной задолженности нет необходимости, так как если для организации такая сумма не является значительной, то ее погашение не должно вызывать затруднений.
Высказывается мнение, что в законодательстве о банкротстве необходимо предусмотреть возможность отложения рассмотрения в арбитражном суде заявления о признании стратегического должника банкротом до момента погашения государством задолженности по оплате государственного оборонного заказа, так как не исключены ситуации, в которых причиной банкротства является неисполнение государством своих обязательств по гособронзаказу. Рассмотрим следующий пример.
В деле о несостоятельности (банкротстве) стратегического должника Акционерного Общества «Акцент» в ходе наблюдения выяснилось, что сумму задолженности, равную 1,2 млн.рублей, перед АО «Акцент» имеет ООО «Интегра», к которому должник предъявил соответствующие судебные иски. Иски были удовлетворены, возбуждено исполнительное производство, в рамках которого было необходимо обращение взыскания на имущество. Однако срок наблюдения походил к концу, необходимо было проводить первое собрание кредиторов и определять дальнейшую судьбу должника. Временный управляющий АО «Акцент» представил первому собранию кредиторов и в арбитражный суд анализ финансового состояния должника, из которого следовало, что после получения задолженности от ООО «Интегра» (через 3-4 месяца) должник сможет доказать необходимость введения внешнего управления; в настоящее же время речь может идти только о ликвидации должника в рамках конкурсного производства. Тем не менее суд был вынужден признать АО «Акцент» банкротом, поскольку соответствующее правовое основание для продления наблюдения в законодательстве отсутствует.
Если рассматривать отношения между стратегическими предприятиями и дебитором-государством и прочими дебиторами в рамках рыночной экономики, не должно выделяться никаких специфических различий между дебиторской задолженностью государства и дебиторской задолженностью других участников рынка. Отложение рассмотрения заявления о признании должника банкротом не может обосновываться тем, что не погашена именно государственная дебиторская задолженность перед стратегическим должником, иначе это будет противоречить принципам рыночной экономики. Следовательно, решение суда в приведенном примере является юридически обоснованным, так как стратегические организации функционируют на рынке в равных условиях с другими участниками экономических отношений, следовательно, к ним должны применяться общие правила проведения процедуры наблюдения.
Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:
- директора компании-должника;
- государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
- любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
- действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
- имеются реальные признаки несостоятельности.
Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.
Обращение кредитора в арбитраж с заявлением об инициировании процесса банкротства в отношении стратегических предприятий возможно только при условии предварительной публикации о планируемом признании несостоятельности в официальных источниках.
Что такое стратегическое предприятие
Под стратегическими компаниями понимаются такие юридические лица, которые задействованы в производстве стратегически важных товаров и услуг для обеспечения обороноспособности, безопасности страны, а также защиты основ нравственности, здоровья, прав и интересов российских граждан.
Это различные компании ОПК, НПО, НИИ и прочие компании, которые задействованы в гособоронзаказе.
Такие компании могут иметь форму ФГУП (федеральных государственных унитарных предприятий) или ОАО (открытых акционерных обществ). При этом акции стратегической компании принадлежат государству.
Перечень стратегически важных предприятий утверждается и пересматривается Правительством РФ. С перечнем можно ознакомиться в открытом доступе по нормам законодательства.
Перечень стратегически важных предприятий перечислен в Указе Президента РФ №1009 от 2004 г. В перечне представлены различные НИИ, аэродромы, научные центры, оборонные предприятия, телецентры, космические предприятия, Гознак и пр.
Банкротство стратегических предприятий – это далеко не редкость. Судами уже рассматривались такие дела, и не всегда по результатам юрлицо ликвидируется. Это, например, дела в отношении ФГУП «Завод «Сельмаш», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского», НПО «Сибсельмаш» и пр. Процедура банкротства стратегических предприятий выделена в отдельный параграф 5 127-ФЗ Главы 9, где рассматриваются особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц. По нормам указанной главы также банкротятся градообразующие и сельскохозяйственные организации.
Особенности банкротства стратегически важных объектов
Среди огромного количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России, отдельно выделяются предприятия и организации федерального значения, либо контрольный пакет акций которых находится у государства.
Цель создания таких объектов – выполнение стратегических целей страны, обеспечение обороны и целостности государства. Однако это также хозяйствующий субъект, который не исключен от возможности стать банкротом.
Перечень всех стратегических объектов страны утвержден Правительством РФ. Предприятие считается банкротом при невозможности выполнить имеющиеся обязательства или платить по долгам по истечении полугода со дня, когда наступила такая обязанность.
Совокупность всех требований, которые принимаются судом для возбуждения банкротства, должны составлять не меньше одного миллиона рублей.
Порядок финансового оздоровления стратегических объектов
Если кредиторами в период первого собрания по вопросам банкротства предприятия не выработана политика применения процедур, необходимых в деле о банкротстве стратегических объектов, не представлена кандидатура арбитражного управляющего, суд переносит заседание о рассмотрении заявления о банкротстве данного объекта до принятия кредиторами соответствующего решения.
Если нет оснований для отложения дела, суд выносит решение о проведении финансового оздоровления стратегического предприятия, при наличии поданных ходатайств учредителей или собственника об этом.
Вырабатывается стратегия выхода из финансового кризиса, путем предоставления государственных гарантий и разработки графика ликвидации задолженностей. Указанный график должен содержать срок не более одного месяца на ликвидацию долгов и выполнения обязательств с момента вынесения судом решения по оздоровлению предприятия.
Особенности банкротства стратегически важных объектов
Среди огромного количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России, отдельно выделяются предприятия и организации федерального значения, либо контрольный пакет акций которых находится у государства.
Цель создания таких объектов – выполнение стратегических целей страны, обеспечение обороны и целостности государства. Однако это также хозяйствующий субъект, который не исключен от возможности стать банкротом.
Перечень всех стратегических объектов страны утвержден Правительством РФ. Предприятие считается банкротом при невозможности выполнить имеющиеся обязательства или платить по долгам по истечении полугода со дня, когда наступила такая обязанность.
Совокупность всех требований, которые принимаются судом для возбуждения банкротства, должны составлять не меньше одного миллиона рублей.