Объект и объективная сторона административного правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объект и объективная сторона административного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Объективная сторона административного правонарушения – это выражение административно-правового нарушения, которое определяется деянием, когда появились последствия и между ними появилась причинно-следственная связь.

Виды административных правонарушений

В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Комментарии к ст. 2.1 КОАП РФ

1. Комментируемая статья дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности. Законодатель, раскрывая понятие «административное правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

2. Гражданский кодекс РФ (см. ст. ст. 48 — 50 ГК РФ) подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

3. К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели, собственники (владельцы) транспортных средств). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

4. Второй признак административного правонарушения — его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части Кодекса предусматривается административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность; за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, за нарушения правил безопасности в различных отраслях экономики, за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, на общественный порядок и общественную безопасность.

5. С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.

Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности (см. комментарий к ст. 2.2).

Гораздо сложнее оказалось сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В ч. 2 комментируемой статьи намечены контуры понятия «вина юридического лица». В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.

6. В комментируемой статье установлено правило, согласно которому разделяется административная ответственность юридического лица и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицам. Равным образом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Речь идет о таких конкретных составах административных правонарушений, как нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и некоторых других правил, предусматривающих ответственность как юридического лица, так и его должностного лица, на которое специальным распоряжением возложена обязанность обеспечивать соблюдение этих правил.

7. Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и, по сути дела, различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (см. ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий «общественная опасность» может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия «административное правонарушение» (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемого административным правонарушением.

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Виды объектов гражданских правоотношений

Классификация объектов гражданских правоотношений основывается на видах благ, на которые направлено взаимодействие между участниками отношений. Такое понятие и классификация объектов гражданских правоотношений является общепризнанным и используется при подаче материала в ВУЗах, а также в практических отношений при совершении тех или иных сделок.

Так, объекты гражданского правоотношения следует разделить на виды и описать каждый из них:

  • Предметы материального мира. Это реальные блага, которыми выступают объектом различных сделок. Например, при заключении договора аренды земельного участка, объект гражданского права это сам земельный участок. Соответственно, объектами гражданских правоотношений являются все виды недвижимого имущества, а также движимое имущество. Так, объекты в гражданском праве могут быть представлены домашними животными, облигациями, любыми товарами, деньгами;
  • Объект в гражданском праве может быть нематериальным. При этом такие гражданские объекты это нематериальные блага и обязательства. Их следует рассматривать отдельно. Между тем, все нематериальные объекты часто указываются в одной категории. Однако для лучшего понимания данного вопроса, их следует рассмотреть по отдельности. Необходимо описать обязательства. Например, нередкий объект гражданских правоотношений это интеллектуальная собственность. Так, рукопись, компьютерная программа, какая-либо разработка представляет собой нематериальное благо. Соответственно, объектом гражданского правоотношения является любая интеллектуальная собственность. Такие отношения подробно урегулировано законодательно, установлены санкции за нарушения прав на интеллектуальную собственность;
  • Еще один объект гражданского правоотношения это процесс создания благ или процесс выполнения обязательств. Такой объект гражданского правоотношения можно определить как последовательность действий, которые выполняются одним или несколькими участниками сделки. Такая последовательность действий становится условием сделки и участник обязан совершить все предусмотренные действия. Например, он обязан выполнить изыскания в определенной последовательности, разработать какой-либо новый продукт. Поскольку об изобретении речь не идет, объектом правоотношений становятся обязательства по выполнению тех или иных действий.

Таким образом, объектом может быть любой предмет отношений. Но субъектами гражданско правовых отношений являются сами их участники, а не объекты. В целом, схема объекты гражданских правоотношений включает два их основных вида – материальные блага и нематериальные, то есть, интеллектуальные блага. К ним можно добавить обязательства по совершению тех или иных действий.

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

— предупреждение (официальное порицание);
— денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
— изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
— лишение прав (определяется только судом);
— наложение административного ареста;
— выдворение за пределы страны;
— дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения

Объект административного правонарушения — это те общественные отношения, которым наносится вред совершенным противоправным деянием.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей права Республики Беларусь, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения.

Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм особенной части КоАП Республики Беларусь. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п.

Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.

Мера причинения вреда объекту правонарушения влияет на возможность освобождения от административной ответственности.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Объект правонарушения как элемент состава следует отличать от предмета правонарушения, являющегося признаком объективной стороны совершаемого противоправного деяния. Предметом правонарушения является конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение (украденные или поврежденные вещи и т.д.).

Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков (наиболее многочисленную), характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.

Прежде всего, всякое административное правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Данный признак объективной стороны может дополняться такими юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность, систематичность и т.д.

Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правил дорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз течение одного дня.

Деяние связано с другими признаками объективной стороны и, прежде всего, с последствиями деяния и причинной связью между деянием и последствиями. Далеко не всякий состав административного правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния.

Читайте также:  Гражданство Австрии за инвестиции: рабочий вариант или скам?

В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 24.9 КоАП Республики Беларусь: невыполнение требований судебного исполнителя.

Таким образом, само по себе невыполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.

Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.

Субъективная и объективная стороны противоправного деяния

Зная, что относится к составу правонарушения (объект, субъект, субъективная сторона и объективная сторона), стоит узнать о значении третьего и четвертого компонентов.

Итак, объективной стороной проступка или преступления именуются признаки, описывающие внешнюю сторону его состава.

К ним относят так называемый материальный состав правонарушения: суть совершенного деяния, степень его общественной опасности, причины и последствия.

Одним из главных неотъемлемых признаков стороны объективной является наличие самого действия или бездействия.

К необязательным вариативным признакам объективной стороны относятся условия, в которых было совершено правонарушение: место и время, окружающая обстановка, способ или средство, а также орудие.

Объект и предмет противоправного деяния

Рассмотрев вопрос: «Объект правонарушения – это что такое?» — стоит узнать о таком близком к нему понятии, как предмет преступления или проступка. Стоит помнить, что эти существительные не являются синонимами, хотя и близки по смыслу.

Данным термином именуется непосредственно сам предмет материального мира, на который воздействует нарушитель закона. Также в этом качестве может выступать само тело индивидуума, если на него было совершено посягательство. Однако в таком случае такой человек-жертва именуется потерпевшим, хотя формально относится к предметам преступного деяния.

Рассматриваемое понятие иногда выделяют как один из вариативных элементов состава преступления, остальные из них (объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона и субъективная) относятся к постоянным.

Стоит обратить внимание, что в уголовном праве объект и предмет всегда рассматриваются совокупно, так как последний позиционируется как факультативный признак первого. Однако они не всегда отождествляются, поскольку предмет преступления имеет четкую материальную сущность, а объект – нет.

Кроме того, далеко не всегда в процессе совершения над ним противоправных действий ему наносится ущерб.

В свою очередь, объект уголовного правонарушения, как правило, является обобщенным и идеализированным. Это блага, порядок, интересы, общественные ценности и т. п.

Довольно часто предмет играет роль своеобразной разделительной черты, с помощью которой выделяют преступное/непреступное поведение.

Административная ответственность

Административной ответственностью называют законодательно предусмотренную ответственность, связанную с применением санкций за совершенные незаконные действия.

Наказания назначаются:

  • судебными органами;
  • должностными лицами из числа государственных органов;
  • коллегиальными органами во внесудебном порядке.

Она не влечет за собой судимости и характеризуется более лояльными сроками.

Сроки давности привлечения к административной ответственности исчисляют:

  • 2 месяца — привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года — приведение в исполнение наказания.
  • 2 года — по нарушениям в финансовой сфере;
  • 6 лет — по коррупционным делам.

По прошествии года лицо, принявшее и исполнившее наказание, считается не привлекавшимся к ответственности. Проверить сайт на мошенничество онлайн изучайте по ссылке.

Каждое отдельно взятое правонарушение имеет свою сложную структуру, которую называют составом правонарушения.

«Состав правонарушения — это научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных элементов и признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.»[10]

«Можно сказать, что состав правонарушения — это совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением.»[11] Если правонарушение — это фактическое деяние, то состав правонарушения является лишь теоретической конструкцией, абстракцией, сформулированную юристами.

«Понятие «состав правонарушения» выполняет служебную роль по отношению к понятию «правонарушение».»[12]

Под составом правонарушения понимают некую систему наиболее типичных общих признаков отдельных разновидностей правонарушения. Они необходимы для привлечения ответственности. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.

К элементам состава правонарушения относятся:

объект правонарушения;

объективная сторона правонарушения;

субъект правонарушения,

субъективная сторона правонарушения.

Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и вытекающим последствиям, определяет направленность его воли. Таким образом, человек когда становится личностью, получает возможность самостоятельно ориентироваться в окружающей действительности и самостоятельно направляет свою деятельность. Однако, совершая правонарушение, человек должен отдавать себе отчёт, что его поведение может нанести вред другим или даже государству. С субъективной стороны любое правонарушение характеризуется виной, целью и мотивом. Рассмотрим субъективную сторону на примере уголовного права.

«Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния, либо не осознаёт, хотя мог и должен был осознать»[26]. «Принимая решение совершить противоправное деяние, индивид осуществляет выбор, не являющийся изолированным от социальных условий. Внутренние установки, убеждения, желания правонарушителя в значительной мере формируются под негативным воздействием окружающей общественной среды, предоставляющий ему объект приложения соответствующих интересов»[27].

Определение этого понятия вытекает из Уголовного кодекса Российской Федерации. Вина – это безграничный психический процесс, который не может иметь чётких границ. Формы вины по Уголовному кодексу – это умысел и неосторожность[28]. Умысел, в свою очередь, бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность.

Признаками умысла являются желание, сознание того, что совершаемое правонарушение несёт характер общественно-опасного деяния. Лицо с умыслом должно предвидеть вредные и опасные последствия своих деяний. «В соответствии с ч.2 ст.25 Уголовного кодекса РФ, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, оно действовало с прямым умыслом»[29]. Разница между прямым умыслом и косвенным лишь в том, что при прямом умысле лицо осознаёт об опасных и вредных последствиях и желает их наступления, например: убийство с целью грабежа, а при косвенном умысле лицо, также осознавая о последствиях — допускает их, например: управление автомобилем в состоянии опьянения и попадание в ДТП, в результате которого пострадали случайные лица.

Неосторожность, как уже ранее было сказано, так же, как и умысел делится на два подвида – небрежность и легкомыслие.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации[30], легкомыслие – это сознание лицом, совершающим правонарушение, возможности наступления общественно-опасных последствий своих деяний и безосновательный расчёт на их предотвращение, например: водитель едет на транспортном средстве с повышенной скоростью, рассчитывая на свои водительские навыки, но, по неосторожности, теряет управление и совершает наезд на пешехода, совершив последнему тяжкий вред здоровью.

В отличие от легкомыслия, небрежность заключается в том, что лицо, совершающее правонарушение не осознавало и не предвидело наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимых обстоятельствах могло и должно было предвидеть эти последствия, например: медицинский работник, производивший инъекцию лекарства пациенту, по невнимательности ввел другое вещество, оказавшееся ядом, в результате чего у пациента наступила смерть. В этом случае медицинский работник понесет ответственность за преступление, если будет доказано, что он не только должен был, но и мог распознать яд.

Преступную небрежность следует отличать от случайного причинения вреда (казуса). «При невиновном причинении вреда лицо не предвидит, не должно и не могло предвидеть наступление общественно-опасных последствий либо должно было, но не могло их предвидеть»[31]. К примеру, господин Иванов И.И. работал у себя на дачном участке – спиливал большое дерево, которое ему сильно мешало. В результате спила дерево упало на забор, огораживающий участок Иванова И.И., а, заодно, и прибило господина Петрова П.П., который в состоянии сильного алкогольного опьянения не дошёл до своего участка и прилег отдохнуть к забору у участка Иванова И.И., пока последний спиливал дерево. В данном случае имеет место казус, т.е. невиновное причинение вреда, потому что Иванов И.И. не мог и не должен был предвидеть что у забора окажется Петров П.П.

Вина также бывает двойной (сложной) формы[32]. В Уголовном кодексе говорится, что, если виновный, действуя умышленно, причиняет тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и не охватывались умыслом виновного, то ответственность за эти последствия наступают только в случае неосторожности виновного. Например, ст. 111 УК РФ. Это умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, слуха, речи либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности[33]. Если в результате причинения тяжкого вреда здоровью, оно повлекло за собой смерть потерпевшего, то простой состав преступления (ч.1 ст.111 УК РФ) становится квалифицированным (ч.4 ст.111 УК РФ). В указанном случае основное действие (причинение тяжкого вреда здоровью) совершается умышленно, а к полученному последствию, т.е. смерти человека, отношение субъекта выражено в виде неосторожности. В целом это является одним составом правонарушения с усложнённой субъективной стороной – двойной формой вины.

Читайте также:  Шалон уцведомелния о приеме бывшего госслужащего военного времени

В законодательстве нет упоминаний о таких компонентах как, мотив, цель и эмоции. Однако это не означает, что эти компоненты не являются частью субъективной стороны правонарушения. Вышеуказанные компоненты присущи любому поведению человека и необходимы для правильной оценки его поведения и установления степени виновности.

«Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленная на достижение конкретных целей»[34]. Мотив воздействует на сознание правонарушителя, формирует направленность его воли и характер действий. «Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом, их наличие просматривается и при совершении действий (бездействий) с косвенным умыслом[35]» Мотивация отвечает на вопросы чего хочет человек и к чему он стремится. В первую очередь человека мотивирует удовлетворение собственных потребностей, так как они лежат в основе его поведения. Потребности человека разнообразны и социально обусловлены, они являются фундаментом психической деятельности, влияют на его ум, чувства и волю. В свою очередь к потребностям примыкают и побудительные факторы, такие как убеждения, мировоззрения, взгляды, идеалы и стремления. Вся эта система потребностей и образует мотивацию. Не трудно догадаться, что является мотивацией вора, ограбившего чужое имущество. Обычно это могут быть лишь два варианта – потребность в богатстве либо иной человеческий фактор (допустим – месть).

Объект правонарушения – это…

После рассмотрения трех составляющих состава преступления (или проступка) стоит перейти к главному вопросу. Итак, объект правонарушения – это что такое?

Этим термином именуются охраняемые законодательством ценности, материальные/нематериальные блага и интересы, которым может быть нанесен вред в результате противоправных деяний индивидуума или группы лиц.

Объектами правонарушения являются не только все виды собственности, но и личная, а также общественная безопасность, порядок, права и свободы каждого гражданина – то есть все то, на страже чего стоит закон.

Кроме всего перечисленного объект правонарушения – это еще и состояние окружающей среды, а также устрой каждого государства. Так что нарушением закона является не только причинение вреда людям без веского основания (самооборона), но и загрязнение рек, воздуха, вырубка леса, отстрел диких животных в непредусмотренных для этого местах и т. п.

В качестве примера объекта правонарушения можно привести одно из самых популярных в США преступлений – неуплату налогов. В данном случае общественные отношения в сфере уплаты налогов/взносов или других государственных сборов являются объектом налогового правонарушения. В качестве субъекта же выступает лицо, не перечислившее положенную по закону сумму в государственный бюджет.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ(«Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТПпотерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения. Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *