Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Увязываем КОСГУ с КВР
В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:
1. Расходы на оплату:
-
потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;
-
услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).
Расчеты бюджетного учреждения с прикрепленными потребителями коммунальных услуг
Одной из особенностей развития предпринимательства в постсоветской России является то, что коммерческие организации возникали в значительной своей части на базе либо вокруг ранее существовавших государственных организаций, используя в своей хозяйственной деятельности коммунальную инфраструктуру последних. При этом в роли государственных организаций, закрепленное за которыми имущество сдается в аренду коммерческим предприятиям, выступают бюджетные учреждения.
При создании бюджетных учреждений государство наделяет их имуществом, а также обеспечивает подключение их к системе обеспечения коммунального обслуживания.
Возникающие рядом с бюджетным учреждением коммерческие организации первоначально не имеют возможности создать собственную систему коммунальных коммуникаций, поэтому они, как правило, арендуют площади бюджетного учреждения с возмещением последнему коммунальных затрат.
В другом случае площади сторонних организаций принадлежат им, не закреплены за бюджетным учреждением, но подключены к их единым коммунальным сетям. При этом все проблемы возмещения учреждению его затрат на оплату коммунальных услуг такими организациями аналогичны проблемам возмещения данных затрат арендаторами закрепленного за учреждением имущества.
Получая от таких потребителей (арендаторов) платежи в возмещение произведенных в их интересах коммунальных затрат без согласования их с энергоснабжающей организацией, бюджетное учреждение зачастую не учитывает правовых и финансовых особенностей своей деятельности, что может привести к возникновению различных налоговых и бюджетных рисков.
Налоговые риски
Налоговые риски, связанные с операциями по возмещению бюджетным учреждениям коммунальных затрат, произведенных ими в интересах арендаторов закрепленного за ними имущества, во многом обусловлены неоднозначностью подхода к данному вопросу специалистов Минфина России и ФНС России.
Специалисты Минфина России считают, что бюджетные учреждения не являются энергоснабжающими организациями и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 539 ГК РФ не могут самостоятельно обеспечивать коммунальными услугами сторонние организации.
Договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей образец
Иных условий, кроме законодательства РФ быть не может.
- Наконец, в конце договора указываются платёжные реквизиты обеих сторон, подписавших документ.
- Образец договора на возмещение коммунальных услуг арендатором можно скачать здесь. Отдельные нюансы и особенности договора Поскольку такой договор имеет юридическую силу с момента подписания, то и его несоблюдение одной из сторон может повлечь за собой самые неприятные последствия. Мало того, что договор может быть досрочно расторгнут (условия его расторжения обязательно должны быть подробно прописаны в документе, и соответствовать действующему законодательству), отдельные последствия несоблюдения пунктов договора могут стать предметом судебного разбирательства. Есть также санкции, применяемые в случае просрочки внесения требуемых сумм для возмещения затрат на оплату предоставляемых коммунальных услуг в оговоренные сроки.
Вся сложность расчётов за предоставленные коммунальные услуги заключается в том, что счета на их оплату получает арендодатель. В них включены расчёты по оплате услуг для всех имеющихся площадей, в том числе и арендуемых.
Как в этом случае взыскивать оплату коммуналки с арендатора, и в каком размере, решать арендатору и арендодателю. Варианты оплаты коммунальных услуг Чаще всего используется два способа возмещения арендатором расходов по оплате коммунальных услуг.
В первом случае арендодатель вносит в договор найма жилого помещения пункт о размере арендной платы состоящий из 2 частей:
- Первая часть фиксированная и предполагает оплату именно за арендуемое помещение.
- Вторая часть – плавающая, в которую и входит оплата коммунальных услуг.
Порядок исчисления НДС
О том, как исчислять НДС, если договором предусмотрена постоянная и переменная (дополнительная) составляющие арендной платы, говорится в пункте 1 письма ФНС России № ШС-22-3/86@.
Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги. Причем днем оказания услуги является последний день месяца. Обратите внимание: налоговую базу по НДС арендодатель определяет исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной и дополнительной частей. Следовательно, он вправе применить налоговые вычеты «входного» НДС, которые ему предъявили снабжающие организации при приобретении коммунальных услуг, включенных в арендную плату в качестве ее переменной части.
Арендатор на основании акта сдачи-приемки услуг и правильно оформленного счета-фактуры арендодателя может принять к вычету «входной» НДС, относящийся как к переменной, так и к постоянной частям арендной платы. Напомним, что общие правила применения налоговых вычетов прописаны в пункте 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Такое оформление коммунальных платежей — самое безопасное с точки зрения налоговых рисков.
Позиция арбитражных судов
Правомерность применения арендатором вычета «входного» НДС по коммунальным услугам, даже если сумма компенсации не включена в арендную плату, подтверждают и арбитражные суды.
Положительная арбитражная практика сложилась после выхода постановлений ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 и от 10.03.2009 № 6219/08. Кстати, данными судебными решениями руководствовалась и ФНС России в пункте 1 письма № ШС-22-3/86@.
В ситуации, разбиравшейся в первом судебном решении, возмещение коммунальных услуг было предусмотрено договором аренды помимо арендной платы, во второй ситуации между арендатором и арендодателем был подписан отдельный договор, в котором предусматривалась оплата потребленной энергии (а также вознаграждение за аренду предоставленных электрических сетей, приборов и установок).
Арендодатели перевыставляли арендатору счета-фактуры, предъявленные снабжающими организациями, в которых суммы НДС были выделены отдельной строкой. Рассчитывались с поставщиками коммунальных услуг арендодатели. На основании данных счетов-фактур арендаторы принимали к вычету «входной» НДС по коммунальным услугам.
Налоговики признали неправомерными налоговые вычеты арендаторов в части «входного» НДС, относящегося к коммунальным платежам, так как арендодатели не вправе были выставлять счета-фактуры на коммунальные услуги. По мнению инспекторов, поскольку имеет место возмещение услуг (а не реализация), данные расходы не имеют отношения к арендным платежам и не облагаются НДС. К тому же арендодатели не являлись снабжающими организациями и не они фактически поставляли ресурсы арендаторам.
Высший арбитражный суд РФ в обоих рассматриваемых постановлениях принял сторону налогоплательщиков. По мнению суда, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде (которые по общему правилу признаются облагаемыми налогом на добавленную стоимость операциями) и по сути возмещение коммунальных платежей является переменной частью арендной платы. Поэтому арендаторы имели полное право заявить к вычету сумму «входного» НДС по коммунальным платежам, которые по условиям договора не включены в арендную плату.
После выхода указанных постановлений суды в регионах придерживаются позиции ВАС РФ. Примеры судебных решений в пользу вычетов у арендатора сумм налога на добавленную стоимость по коммунальным расходам, возмещаемым помимо арендной платы, — постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 № А17-7511/20085, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 № А45-8185/2009, ФАС Московского округа от 12.10.2010 № КА-А40/11806-10, от 16.12.2009 № КА-А40/14059-09, ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 № А56-44025/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 № А32-24396/2007-12/363-2009-58/218, от 20.11.2009 № А53-6624/2008, ФАС Центрального округа от 03.09.2009 № А09-12322/2008 и др.
Возмещение коммунальных услуг в бюджетных учреждениях
Часть арендной платы, размер которой что определяется в процессе исполнения договора, называется условным арендным платежом. Помимо коммунальных услуг, это могут быть расходы на текущий ремонт, страхование, охрану, налог на имущество и т.д. На основании Инструкции 157н для учета возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении в 2022 году применяется счет 0 205 35 – доход по условным арендным платежам. Доход отражается по подстатье КОСГУ 135.
Бюджетное учреждение предоставило в аренду помещения коммерческой нефинансовой организации ООО «Восток». По договору ежемесячный фиксированный платеж составляет 25000 руб. Оплата коммунальных платежей должна производиться дополнительно. Ежемесячный расчет пропорционально занимаемой площади выполняет арендодатель после получения счетов от поставщиков услуг.
Материалы журнала «Консультант Свердловская область»
Арендуя помещения, арендаторы, как правило, пользуются разными видами коммунальных услуг: отопление, освещение, водоснабжение, газоснабжение, канализация, услуги телефонной связи и т.д. Условия их предоставления часто включаются в договор аренды, но неправильное оформление учета коммунальных платежей нередко становится причиной конфликтов с контролирующими и налоговыми органами.
Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) «Доходы бюджета» предусмотрено, что «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных» признаются доходами бюджета.
Нормативы общедомового потребления
Согласно этим нормативам, в расчётах учитываются:
- По отоплению. Технологические потери в Гкал, которых нельзя избежать: при устранении течей во время ремонта отопительной системы (потеря горячей воды); устранение разрывов на стояках; подготовка системы отопления к зимнему сезону, куда входит её промывка; потери при техническом обслуживании системы.
- По горячему водоснабжению. Технологические потери во время ремонта и техобслуживания внутридомовых трубопроводов и стояков.
- По холодному водоснабжению. К П.2 добавим уборку придомовой территории, полив газонов в летний период.
- По электроснабжению. Освещение: лифта (при его наличии), козырьков, лестничных клеток, тамбуров, подвалов.
При заключении договора аренды с физическим лицом могут быть обговорены следующие варианты условий оплаты:
- Устанавливается фиксированный размер арендной платы, в которой уже предусматривается стоимость коммунальных услуг. Независимо от того, сколько воды и света потратил арендатор, он платит одну и ту же сумму. Такой способ оплаты достаточно прост и не вызывает вопросов. Плохо одно – временные жильцы не заинтересованы в экономии ресурсов, и за все ими потраченное платить придется вам.
- В сумму аренды не включается стоимость коммунальных услуг, и они оплачиваются отдельно. Тут опять возможны варианты: либо ежемесячно сумма, указанная в квитанции, прибавляется к арендной плате, и вы сами ее оплачиваете, либо арендатор платит вам только арендную плату, а за коммунальные услуги рассчитывается самостоятельно.
Возмещение коммунальных услуг в бюджетных учреждениях
Часть арендной платы, размер которой что определяется в процессе исполнения договора, называется условным арендным платежом. Помимо коммунальных услуг, это могут быть расходы на текущий ремонт, страхование, охрану, налог на имущество и т.д. На основании Инструкции 157н для учета возмещения коммунальных услуг в бюджетном учреждении в 2022 году применяется счет 0 205 35 – доход по условным арендным платежам. Доход отражается по подстатье КОСГУ 135.
Бухучет операций по начислению доходов и расходов, связанных с арендой, выполняется на основании Инструкций 157н, 162н, 174н, 183н. Для формирования кодов бюджетной классификации (за исключением КОСГУ) в 2022 году нужно пользоваться приказом Минфина от 08.06.2022 года № 132н. КОСГУ следует применять в соответствии с приказом Минфина от 29.11.2022 года № 209н.
Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)
- Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2022 № 157н;
- План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина России от 16.12.2022 № 174н;
- указание Банка России о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2022 № 3210-У;
- приказ Казначейства России «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» от 10.10.2022 № 8н;
- закон «О ККТ» от 22.05.2022 № 54-ФЗ.
Договор на возмещение оплаты коммунальных платежей
При составлении дополнительного договора физическому лицу, являющемуся арендатором, в обязанность должна быть вменена необходимость уведомления арендодателя о том, что в адрес его жилого объекта выставлен счет на оплату. Также немаловажно указать необходимость индексации сумм платежа при изменении тарифов.
ВНИМАНИЕ !!! Договор, содержащий в себе положения о порядке возмещения коммунальных платежей, лучше составлять отдельно, так как в этом случае можно более детально прописать все важные моменты. При необходимости образец его можно найти в свободном доступе в сети интернет.
В данном случае возмещения ежемесячно по окончанию отчетного периода собственник жилого помещения составляет акт на предоставление услуг, где прописывает все суммы, обязательные к оплате. Каким образом будут составляться отчетные документы и в какой срок производится оплата лучше прописать в тексте этого дополнительного договора.
Посреднический договор со снабжающими организациями
Бюджетному учреждению, представляющему коммунальные услуги населению, абсолютно все равно с кем заключать договор, важно лишь поступление своевременной оплаты и в полном размере.
Таким образом, государством предоставлено право заключения договора комиссии, на основании которого арендодатель будет являться посредником при приобретении услуг самим квартиросъемщиком, т.е. собственник жилья – это посредник между двумя сторонами при оказании коммунальных услуг.
Когда арендодателю приходят счета на оплату он их как бы выставляет на квартиросъемщика, а тот уже в свою очередь должен оплатить. Что касается размера НДС, то он из суммы платежа должен быть выделен.
Заключение такого посреднического договора имеет ряд нюансов. Во-первых, любой труд должен быть вознагражден, а посредничество – это труд. Во-вторых, вознаграждение за посредничество должно быть подвергнуто налоговой обработке, т.е. с общей суммы должен быть исчислен НДС (пункт 1 статьи 156 НК РФ).
Как учесть имущество, находящееся в безвозмездном пользовании
В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация на учтенное право пользования активом (при операционной аренде) или основное средство (при финансовой аренде) равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода (п. 27.1, 28.2 СГС «Аренда»).
Например, в силу положений СГС «Аренда» при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования автомобилем возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (см. письма Минфина РФ от 15.12.2022 № 02-07-07/84237 и от 30.11.2022 № 02-07-07/79257). А автомобиль, полученный учреждением по договору безвозмездного пользования, заключенному на определенный срок, может учитываться в качестве объекта операционной аренды.
Учет доходов от предоставления имущества в аренду в бюджетном и автономном учреждении
Начисление доходов от сдачи имущества в аренду отражают по дебету счета 0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» и кредиту счета 0 401 10 120 «Доходы от собственности». При этом учет подобных доходов ведется по методу начисления . Это означает, что их отражают в учете учреждения в тот момент, когда у организации появилось право на их получение. Факт поступления денежных средств от арендатора значения не имеет.
- это служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует таким целям;
- подобная деятельность указана в учредительных документах учреждения.