Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций: кто, сколько и когда должен платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоги и сборы являются важной составляющей доходов многих государственных бюджетов во всем мире. По своей природе они могут быть федеральными, региональными (рн) и местными, и различаются не только по уровню государственной власти, но и по своей направленности.
Федеральные налоги и сборы
Многие налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы – это налоги, установленные федеральным законодательством. Они собираются на территории всей страны.
Региональные налоги – это налоги, введенные региональными законодательными органами. Они собираются в регионах, где проживают налогоплательщики.
В чем разница между федеральными налогами и региональными налогами? Федеральные налоги собираются на всей территории России, в то время как региональные налоги собираются только в определенном регионе.
- Федеральные налоги включают в себя налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, акцизы и т.д.
- Региональные налоги – это налог на имущество, транспортный налог и другие налоги, установленные региональным законодательством.
Федеральные налоги и сборы могут быть установлены федеральным законодательством только в тех случаях, когда это не противоречит конституции Российской Федерации. Они должны быть равными для всех регионов страны.
Расчет налога на имущество организаций по кадастровой стоимости
В случае первоначального взноса
Если вы рассчитываете налог в зависимости от стоимости земли, вам необходимо рассчитать его отдельно для каждого объекта недвижимости.
При его расчете учитывайте то, что у вас может быть:.
- Освобождение от налога на имущество предприятий.
- Недвижимость находится в собственности менее одного года.
- В течение года кадастровая стоимость менялась в связи с изменением количественных или качественных характеристик объекта недвижимости.
- Недвижимость не имеет кадастровой стоимости, но кадастровая стоимость относится только ко всему зданию. В этом случае налоги и авансовые платежи рассчитываются в общем порядке. Однако стоимость помещений должна рассчитываться отдельно в зависимости от их площади по отношению к общей площади здания (статья 378, раздел 2, пункт 6 Налогового кодекса).
Налог на имущество организаций (КБК, ставки)
Налог на имущество организаций почти ежегодно претерпевает изменения. Чтобы узнать подробнее о нюансах расчета, начисления и уплаты налога на имущество, размере ставок и актуальных КБК, ознакомьтесь с материалами нашей рубрики и статьей далее.
Кто освобождается от уплаты налога на имущество? Этот вопрос задают налогоплательщики, желающие снизить налоговое бремя. Основные виды льгот, а также кто освобождается от уплаты налога на имущество согласно налоговому законодательству, рассмотрим в представленном материале.
Начислен налог на имущество — проводка в бухучете по этой операции может быть разной в зависимости от того, как расцениваются такие расходы по принятой налогоплательщиком учетной политике. Рассмотрим возможные варианты.
Налог на имущество организаций рассчитывается по разным ставкам: от 0% до 2,2%. Рассмотрим в нашей статье, по каким ставкам рассчитывается налог на имущество в 2022 году юридическими лицами, а также у кого есть возможность применять пониженные ставки налога.
Налог на имущество — КБК 2022 года — изменились они или нет? Этот вопрос важен, поскольку с 2022 года порядок определения КБК регулируется новым приказом Минфина. В статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем, для чего нужны КБК и как они отличаются для разных ситуаций.
Налог на имущество при ЕНВД в 2020 году имеет место. Юридические и физические лица — предприниматели уже не полностью освобождены от уплаты налога на имущество при ЕНВД. Подробнее обо всех нюансах этого налога для вмененщиков рассказывается в статье.
Налог на имущество НК РФ на протяжении последних лет продолжает целенаправленно изменяться. Рассмотрим, как эти изменения отражаются на налоге, уплачиваемом организациями.
Налогообложение движимого имущества в последние годы происходило по особым правилам. В 2018 году этот порядок изменился. Рассмотрим суть этих изменений.
Код льготы по налогу на имущество 2010257 рекомендован Федеральной налоговой службой РФ. Рассмотрим, когда используется льгота 2010257 по налогу на имущество, а также некоторые аспекты применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций в данной статье.
Налоговая «иерархия», представленная в таблице
№/№ |
Налоговый уровень |
Налоговый перечень |
1. |
Федеральные налоги |
налог на добавленную стоимость; |
2. |
Региональные налоги |
имущественная пошлина организаций; |
3. |
Местные налоги |
земельная пошлина; |
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
В чем разница между сборами и налогами
Кроме обычных и упрощенных режимов российская налоговая система включает в себя сборы:
Несмотря на то, что сборы и налоги имеют схожие черты, различий между ними гораздо больше.
Налоги
Сборы
Всегда выражаются в денежном эквиваленте
Могут выражаться не только в денежных средствах
Уплачиваются с определенной периодичностью
Подлежат единовременной уплате
Итоговая сумма зависит от нескольких факторов
Неплательщику грозит административная и даже уголовная ответственность
Неплательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу
В заключение отметим, что Российские налоги считаются невысокими, если сравнивать со многими европейскими государствами. Например, ставки подоходного налога для физлиц в Австрии, Италии, Испании, Бельгии (и не только) превышают 50%, а налог на жилую недвижимость в Великобритании может составлять 18% или 28% в зависимости от заработка собственника.
Общая характеристика федеральных налогов и сборов
Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные. При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.
Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.
Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:
- Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
- Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
- Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
- Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.
Особенности установления обязанностей по уплате
Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.
Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.
Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.
При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.
Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.
Функции региональных налогов
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
- стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Насколько значимы региональные налоги?
Многие субъекты РФ рассчитывают, прежде всего, на финансовые потоки, формируемые за счет федеральных сборов, а в ряде случаев — и на дотации. Региональные налоги РФ занимают значимую, но относительно небольшую долю в бюджетных поступлениях. Однако с учетом глубокой взаимной интеграции бюджетных систем разных уровней в фактическом распоряжении региона могут быть значительные объемы финансовых средств.
К региональным налогам относятся всего три типа сборов. Но в законодательстве РФ закреплен принцип единства бюджетной системы. То есть на данном этапе развития экономики России федеральные и региональные налоги имеют столь несхожую пропорцию в большей степени для того, чтобы политический центр имел возможность аккумулировать финансовые потоки и обеспечивать сбалансированное развитие бюджетов всех уровней — в том числе и за счет дотаций. Экономические возможности разных субъектов РФ иногда совершенно несопоставимы. И потому те субъекты, которые более платежеспособны, направляют финансовую ликвидность в бюджет посредством федеральных налогов, на основании которых могут формироваться дотации и иные методы поддержки экономически отстающих субъектов и муниципалитетов.
Роль региональных сборов — в обеспечении должного уровня устойчивости бюджетной системы России. На данном этапе экономического развития РФ она очень значима, несмотря на то что соответствующие платежи имеют не самую заметную долю в бюджетных доходах. Но вполне возможно, что законодатель постепенно будет модернизировать подходы к организации налоговой политики, и тогда региональные сборы приобретут заметно больший вес в аспекте формирования денежных потоков на уровне субъектов федерации. И тогда их роль будет еще более значимой.
Сверка сведений с данными ИФНС
Если компания не согласна с расчетом имущественных налогов, осуществленным налоговиками, она вправе попросить сверить данные, использованные для расчета. В этих целях компания должна направить в ИФНС заявление о проведении сверки по налогам. Для этого можно использовать рекомендованную форму заявления, представленную в письме ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@. Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990). Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Плательщики налога на имущество организаций
Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.
ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.
Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.